Методическая разработка занятия "В.Осеева. Просто старушка"
методическая разработка
Занятие разработано для обучающихся основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.oseeva_prosto_starushka.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в ГПД
для обучающихся начальной школы
Провела: воспитатель ГПД
Казакова А.С.
Санкт-Петербург
2018 год
Тема: В.Осеева " Просто старушка"
Цели:
Обучающие :
1. Обучать умению прогнозировать текст;
2. Обучать навыкам правильного и осознанного чтения;
3. Учить самостоятельно определять главную мысль
произведения;
4. Учить находить в тексте слова, характеризующие
героя, выражать свое отношение к нему;
5. Формировать навыки выразительного чтения.
Воспитывающие :
1. Воспитывать чувство ответственности за свои
поступки, доброе отношение к людям;
2. Формировать систему нравственно – этических
ценностей на основе чтения художественного текста.
Развивающие :
1. Развивать навыки монологической речи;
2. Развивать внимание, память;
3. Развивать умение подтверждать свои высказывания
цитатами из текста, высказывать свое мнение и
отстаивать его;
4. Развивать навыки правильного и осознанного
чтения.
Планируемые достижения учащихся:
Осознание понятий " великодушие, добрые слова,
доброта, добро", " жизнь дана на добрые дела";
Умение определять главную мысль произведения;
Умение находить в тексте слова, позволяющие
охарактеризовать героя произведения;
Умение участвовать в коллективной беседе.
Оборудование
1. "Литературное чтение" : 1 класс, учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений, автор -
составитель Л.А.Ефросинина, М : Вентана – Граф,
2009. - ( Начальная школа 21 века );
2. Выставка книг В.Осеевой;
3. Русские народные пословицы;
4. Отрвыки из стихов Э Успенского;
5. Перечень слов (на доске);
6. Перечень слвосочетаний (на доске ).
Оформление доски :
Беспомощная;
старая;
внимательный;
заботливый;
равнодушная;
спокойноая
Тема : В. Осеева " Просто старушка "
Великодушие – великая душа – большая душа –
широкая душа
Уважение, зависть, доброта, злоба.
" Минута час бережет. "
" Жизнь дана на добрые дела. "
" Куда ни придет, ссору заведет. "
Д/з. стр. 68 -69, читать по ролям, нарисовать мальчика.
Ход урока :
• Организационный момент
- Ребята, здравствуйте! Обратите внимание, сегодня к
нам на урок пришли гости. Они посмотрят, чему мы с
вами научились, как читаем, рассуждаем, отвечаем на
вопросы, как умеем доказывать свою точку зрения, как
выросли за этот год, какими грамотными стали.
Потихоньку садитесь.
2.Проверка домашнего задания :
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с
рассказом Валентины Осеевой " Кто хозяин". Дома вам
нужно было пересказать одну из частей. Приступим к
проверке домашнего задания. ( На предыдущем уроке
рассказ " Кто хозяин" был задан по частям следующим
образом : первому ряду – пересказ первой части,
второму ряду – пересказ второй части, третьему ряду –
пересказ третьей части. В ходе проверки домашнего
задания с каждого ряда отвечают по одному человеку,
чтобы в итоге получился целостный рассказ. )
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с домашним
заданием.
3. Сообщение темы и целей урока :
(Читаю отрывок из стихотворения Э.Успенского. )
" Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит
Радуются и взрослые и дети. "
- Ребята, когда-то, очень давно, когда я еще была
совсем маленькой девочкой, в одной книге мне
повстречалось слово " великодушие ". Тогда я совсем
не поняла его смысла. Шло время......... (По ходу
рассказа показываю на доске словосочетания,
прочитывая их. ) Позже я узнала, что великодушие –
это великая душа, это и большая душа, это и широкая
душа. Узнать то я узнала, но до сих пор не могу понять,
что же означает слово "великодушие ", да и все другие
слова. Объясните мне, пожалуйста. ( Все эти слова
говорят о доброте людей). Молодцы! Спасибо!
- Ребята, а как вы думаете, доброта зависит от роста,
от того, взрослый ли человек, или еще совсем
ребенок? ( Нет, ни от возраста, ни от роста доброта
людей не зависит. Она либо есть, либо ее нет.)
- Дети, а как вы думаете, какое качество, черта
характера человека в нашей жизни сейчас, да и во все
времена, является самой главной? ( Доброта)
- Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся еще с
одним рассказом Валентины Осеевой о великодушии, о
доброте человеческой.
- Прочитайте самостоятельно название рассказа. ( "
Просто старушка " )
Ребята, а как вы думаете, о ком пойдет речь в
рассказе? ( О старушке. )
4.Первичное восприятие текста с предварительным
заданием :
- Ребята, прочитайте слова, данные на доске((указкой
показываю, какие именно слова нужно прочитать).
Уважение, зависть, доброта, злоба.)
- Сейчас я вам прочитаю текст, вы внимательно
послушайте, подумайте, а потом ответите на
следующий вопрос : какие из данных слов подходят к
тексту?
( Читаю текст сама. )
5.Работа по содержанию текста :
Вопросы учителя.
- Ребята, какие же слова подходят к рассказу?
- А почему вы так решили? Докажите.
Предполагаемые ответы детей.
- Уважение, доброта.
- Мальчик уважал старших, он был добрым, так как
помог старушке.
6. Самостоятельное чтение текста:
( Дети читают текст самостоятельно. )
- Ребята, глазками прочитайте рассказ
самостоятельно, чтобы смогли ответить на мои
вопросы.
7. Вторичное восприятие текста с предварительным
заданием:
- Ребята, мы сейчас еще раз прочитаем текст, а вы
подумайте и скажите : быстро ли мальчик пришел на
помощь старушке, или ему нужно было время для
раздумывания?
( Текст читают "цепочкой, по предложению" хорошо
читающие дети. )
8. Работа по содержанию текста:
Вопросы учителя.
- Ребята, быстро ли мальчик пришел на помощь
старушке, или он раздумывал?
- Докажите! Найдите в тексте слова, которые
подтверждают, что мальчик не раздумывал.
- Ребята, а что означает слово " бросился" ? Как вы его
понимаете?
- Ребята, а как вы думаете, чему удивилась девочка?
- А старушка кем-то приходилась мальчику : тетей,
мамой, бабушкой?
- Так, чему же удивилась девочка?
Предполагаемые ответы детей.
- Мальчик быстро пришел на помощь старушке.
- стр. 69
" ......бросился на помощь старушке."
- Ни минутки не раздумывал, сразу же, быстро помог.
- Девочка удивилась тому, что мальчик помог
старушке.
- Нет, старушка была посторонней.
- Девочка удивилась тому, что мальчик помог
посторонней, совсем незнакомой старушке.
9.Физминутка :
( Дети проговаривают слова четверостишия,
показывают их движениями. )
" Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише......
Деревца все выше, выше. "
10. Соотношение иллюстрации и текста :
Вопросы учителя.
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию в учебнике ( с.
68 ). Найдите отрывок из текста, который подходит к
картинке.
- Назовите героев рассказа.
- На доске написаны слова (показываю их, читаю),
опишите героев рассказа, используя эти слова.
- А почему слова вы распределили именно таким
образом? Докажите.
- А сами вы можете добавить еще какие-то слова для
описания героев?
Предполагаемые ответы детей.
( Дети читают отрывок.)
".....старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передавая
девочке свой портфель, и бросился на помощь
старушке....."
- Старушка, мальчик, девочка.
- Старушка : беспомощная, старая. Мальчик :
внимательный, заботливый. Девочка : равнодушная,
спокойная.
- (Дети доказывают свою точку зрения с опорой на
текст, его перессказ.)
- Добрый, хороший, умный........
11. Подготовка к выразительному чтению :
Вопросы учителя.
- Ребята, найдите в тексте диалог детей.
- Ребята, если бы мы сейчас были в театре и решили
поставить спектакль по этому отрывку, сколько бы
героев нам понадобилось?
- А кто из героев нам был бы необходим?
- А автор?
- Но, сейчас я попрошу вас прочитать этот отрывок по
ролям. Сколько героев – детей нам нужны?
- Почему?
- Как, с какой интонацией мы будем читать за
мальчика?
- Почему торопливо?
- Как, с какой интонацией будем читать за девочку?
- А почему именно так?
Предполагаемые ответы детей.
- стр. 69
- Для спектакля нужно всего два героя.
- Мальчик и девочка.
- Слова автора в спектакле необязательны, мы видим,
как и что происходит на сцене.
- Три человека.
- Для чтения по ролям нужны : мальчик, девочка и
автор.
- Уверенно, добродушно, торопливо.
- Мальчик не раздумывает, быстро бежит на помощь.
- Удивленно, равнодушно.
- Потому что, она не может понять, почему мальчик
помогает старушке, ведь она ему совсем незнакома.
12. Выразительное чтение диалога " по ролям ":
( Ребята читают группами по три человека. Количество
прочитавших зависит от того, сколько времени
остается до окончания урока.)
- Молодцы! Хорошо у вас получилось!
13.Работа с пословицами :
- Дети, прочитайте пословицы, данные на доске. ( "
Минута час бережет", " Жизнь дана на добрые дела", "
Куда ни придет, ссору заведет" )
- Как вы думаете, какая из пословиц подходит к
рассказу? ( " Жизнь дана на добрые дела")
- Почему? Докажите. ( В жизни всем нам нужно делать
добрые дела, тогда и жизнь будет лучше, и люди
добрее.)
14.Подведение итогов урока :
- Итак, с каким рассказом мы сегодня познакомились? (
Мы сегодня познакомились с рассказом "Просто
старушка " )
- О чем он? ( Этот рассказ о доброте, помощи,
внимательности, заботе.)
- Какими нам с вами нужно быть? ( Нам нужно быть
внимательными, добрыми, заботливыми.)
- А как все эти качества можно назвать одним словом?
( Нам необходимо быть великодушными.)
15. Пролог урока:
- Да, ребята, действительно, сейчас в нашей жизни не
хватает уважения, взаимопонимания, доброты, заботы.
Не хватает великодушия. Нам нужно учиться быть
внимательными друг к другу, заботливыми,
великодушными. А сегодняшний урок мне бы хотелось
закончить отрывком из стихотворения Эдуарда
Успенского:
" Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И, если, кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит.
На свете живешь ты не зря. "
(Рисунки детей прилагаются к разработке урока.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа
" Образовательный центр"__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Простейшие"
Они бегали по экрану, как расшалившиеся ученики на переменке. Узнаваемые, врезались в амёбу протей, важно лежащую на волокне ваты, отскакивали и продолжали свой путь дальше. Захватывающе з...
методическая разработка "Акватипия: от простого к сложному. Обобщение опыта работы"
Описание поэтапного изучения техники акватипии и возможности ее применения на уроках изобразительного искусства. Акватипия - отпечаток на бумаге акварели; увлекательная, интересная, развивающая фантаз...
Методическая разработка урока "Создание простого веб-узла"
Методическая разработка составлена по плану для открытого урока. Содержит цели и задачи, ход урока, схемы внутри и междисциплинарных связей....
Методическая разработка урока "Виды простых предложений"
Презентация "Виды простых предложений" (5 класс)...
Зализко Н.А. - Методическая разработка к теме "Простое осложненное предложение" 6 класс.
quot;Насыщенные" тексты...
Методическая разработка занятия " Проектирование простейших композиций ландшафтного дизайна"для дистанционного обучения.
разработка предназначена для самостоятельного изучения, содержит теоретическую и практическую часть....
Методическая разработка открытого урока "Простейшие тригонометрические уравнения"
Урок разработан для студентов СПО специальности "Сетевое и системное администрирование"...