Методическая разработка по теме "Простейшие"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Они бегали по экрану, как расшалившиеся ученики на переменке. Узнаваемые, врезались в амёбу протей, важно лежащую на волокне ваты, отскакивали и продолжали свой путь дальше. Захватывающе зрелище! На экране была жизнь, видимая только через микроскоп, существующая параллельно нашей жизни и независимо от нас. Простейшие - это первые живые организмы, с которыми учащиеся начинают знакомство в курсе биологии. Поэтому очень важно заинтересовать детей этим предметом и нацелить их на дальнейшее изучение разнообразия животных организмов, обитающих на нашей прекрасной планете.
Данная работа ориентирована на учащихся 7-х классов, изучающих курс «Биология. Животные». Тема «Подцарство Простейшие, Тип Саркодовые» изучается в 1-ой четверти.
Актуальность данной разработки заключается в теме курса. Простейшие имеют большое значение для природы и для жизни человека. Они обладают очень широким всесветным распространением, их местообитание – бентос и планктон любого водоёма, сырая почва и живые организмы. Значение данных организмов состоит в том, что они являются важным звеном цепи питания в живой природе; питаясь бактериями и гниющими веществами, очищают воду; а также способны вызывать тяжелые заболевания человека, домашних и промысловых животных.
Поскольку данные организмы не видны невооруженным глазом, то для проведения уроков по теме необходимо заранее вырастить культуру простейших. Вода берётся из ближайшего водоёма, простейшие выращиваются на отваре сенной трухи в течение нескольких дней. Та невидимая жизнь, о которой никто и не задумывается, предстает во всей красе и во всём великолепии, поражая воображение всех присутствующих на уроке. Хорошо видно разнообразие простейших.
Технологическая новизна данной разработки – в использовании:
1) мультисистемы и компьютера,
2) микроскопа и видеоокуляра.
Первое техническое средство даёт возможность наглядно показать необходимые рисунки и схемы, дать к ним краткие пояснения и ввести новые понятия, используя презентации. Второе техническое средство обеспечивает возможность показа на экране невидимого невооруженному глазу мира простейших сразу всему классу. При этом экономится время, которое учащиеся используют для закрепления материала, а также для самостоятельного выполнения лабораторных работ. Преимущества использования видеоокуляра при проведении лабораторных работ несомненны. Учитель имеет возможность одновременно установить правильную и корректную картинку и дать объяснение по видимой всем картинке на экране всему классу сразу. Учащиеся при этом имеют достаточное количество времени не только для изучения нового материала, но и для выполнения лабораторной работы в качестве закрепления. Урок проходит тихо и спокойно в рабочей обстановке. Желающие изучить устройство микроскопа, принципы его работы и технику приготовления временных микропрепаратов могут это сделать на занятиях объединения «Мир вокруг нас» дополнительного образования.
Форма проведения занятий – комбинированные уроки, в которых сочетаются различные методы – словесный, наглядный и практический. В ходе уроков реализуются методические и дидактические задачи, применяются новые технические средства.
Основные цели темы :
- формирование знаний о простейших как одноклеточных организмах,
- использование приобретённых знаний учащимися в самостоятельной работе,
- воспитание бережного отношения к природе.
Задачи уроков:
- сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, процессов их жизнедеятельности, познакомить учащихся с представителями типов: «Саркодовые , Жгутиконосцы» и « Инфузории»,
- закрепить навыки и умения при выполнении лабораторных работ.
- расширить знания о единстве живых организмов.
Целесообразность такого изучения темы состоит в том, что учащиеся не только теоретически изучают данные организмы, но и своими глазами видят их внешнее строение, а если повезёт, то и процессы жизнедеятельности (например, размножение). Таким образом, осуществляется взаимосвязь практического и теоретического изучения материала.
Данную работу можно использовать не только на уроках биологии, но и на занятиях профильных объединений дополнительного образования, а также при самостоятельном изучении учащимися простейших организмов.
Желаю удачи!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ameba.ppt | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Комментарии
Предлагаю темат. разработку всех 4 уроков по теме "Простейшие"
ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
Тема «ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ».
Тема «Подцарство Простейшие» состоит из четырёх уроков:
1 урок Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.
2 урок Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.
3 урок Тип Инфузории.
4 урок Многообразие простейших.
Изучение данной темы на уроках сопровождается выполнением лабораторных работ с использованием мультисистемы и микроскопа с видеоокуляром (кроме последнего урока). Кроме того, учащиеся традиционно делают записи в классных тетрадях, выполняют там же лабораторные работы, самостоятельно работают в рабочих тетрадях, а также по желанию заполняют лист «Задай вопрос учителю». К новым формам работы с учащимися можно отнести составление учащимися первой части самостоятельной работы
Урок № 1 «Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы».
Цели урока :
-1 Формирование знаний о представителях простейших как одноклеточных организмах и процессов их жизнедеятельности.
-2 Использование приобретенных знаний в самостоятельной работе учащихся.
-3 Воспитание бережного отношения к природной среде.
Задачи урока :
методические:
- расширить знания учащихся о единстве живой природы на Земле,
- сформировать знания о особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных и основных процессах их жизнедеятельности,
- познакомить с представителем типа Саркомастигофора, класс Саркодовые – амёбой протей, - закрепить навыки и умения при самостоятельном выполнении лабораторной работы.
дидактические задачи соответствуют этапам урока (подробно расписаны в методических рекомендациях)
Оборудование: Компьютер, мультисистема, презентация по теме, микроскоп и видеоокуляр, культура живых простейших организмов.
Ход урока:
I – Организационный этап (подготовить учащихся к работе на уроке) – объявить план проведения урока, указывая задачи, которые нужно будет решить по ходу урока.
II – Объяснение нового материала (предполагает восприятие, осознание и первичное обобщение новых знаний, на основе которых вырабатываются соответствующие умения и навыки) по плану:
Вступление. Предполагается самостоятельная работа с учебником – на стр.35 найти ответ на вопрос «На какие подцарства делится царство Животные?» Название одного подцарства - «Простейшие» найдено без труда, а название второго не указано, пробуем найти его в оглавлении учебника на с.299 –«Многоклеточные». Запись в тетрадях уч-ся в виде схемы: Подцарство Простейшие ----- Царство Животные ----- Подцарство Многоклеточные
Далее учитель даёт общую характеристику представителям подцарства:( частично используя информацию с диска «КиМ» для 7 класса) по плану:
1. Распространение и среда обитания.
2. Способы передвижения
3. Экологические группы
4. Размеры и форма, чем представлено тело и значение органоидов
5. Раздражимость, способность к инцистированию.
Краткая запись в тетрадях учащихся:
«Простейшие распространены повсеместно в воде, сырой почве и живых организмах
(паразиты). Форма разнообразна, размеры малы, способны к раздражению и переживанию неблагоприятных условий в виде цисты. Тело представлено одной клеткой. Органоиды выполняют функции многоклеточного организма, есть органеллы движения».
Знакомство с представителем – амёбой протей.
Просмотр презентации, которая состоит из 18 слайдов.
Информация о амебе начинается со второго слайда – внешний вид амебы и её положение в систематике животных. Учащиеся записывают в тетрадях систематическое положение простейшего. Следующий слайд содержит план изучения строения (внешнего и внутреннего) и жизнедеятельности амебы протей, куда входят вопросы: среда обитания, внешний вид и внутреннее строение, а так же процессы жизнедеятельности амебы протей, многообразие саркодовых.
Внешнее строение (слайд №5) у амёбы необычное – нет определённой формы тела и передвигается она при помощи ложноножек – псевдоподий. Учащиеся записывают : Внешнее строение: Форма тела неопределенная, передвижение с помощью ложноножек.
После записи -Внутреннее строение –учащиеся выполняют схематичный рисунок амебы и делают все необходимые обозначения по мере объяснения учителя и показа слайда презентации. Слайды с 7 по 12 посвящены процессам жизнедеятельности. Первый процесс – питание. В тетрадях запись –Питание – при помощи пищеварительной вакуоли, тип питания – фагоцитоз (захват ложноножками пищевых частиц). Следующий, 8 слайд, показывает процесс выделения с помощью сократительной вакуоли. Учащиеся записывают в тетради соответствующую запись. Дыхание у амебы (следующий слайд) происходит всей поверхностью тела - учащиеся записывают. Следующий 10 слайд посвящен размножению. Запись в тетрадях: Размножение происходит путем простого деления тела на две части, вначале делится ядро, затем цитоплазма. Раздражимость (слайд11) показывается на примере передвижения амебы из светлого места в темноту. Учащиеся делают запись о наличии раздражимости у амеб. Образование цисты позволяет амебам переживать неблагоприятные условия – записывают учащиеся после просмотра слайда №12.Слайд о многообразии амеб показывает разнообразие саркодовых. Амёбы бывают свободноживущие (например, амеба протей) и паразитические (например, дизентерийная амёба) – записывают учащиеся в тетрадях. При повторении новых понятий (слайд14), учащиеся дают определения этим понятиям – сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль, псевдоподии, фагоцитоз – используя текст учебника (параграф 9). В качестве обобщения на слайде 15 показывается амеба протей со всеми обозначениями. На протяжении всей презентации показываются амёбы разной формы, что бы закрепить у учащихся знания о неопределенной форме тела простейшего.
IY. Проведение лабораторной работы № 3. Слайд № 16 презентации содержит алгоритм правильного оформления работы. Пока учащиеся оформляют в альбоме работу, учитель готовит временный микропрепарат из культуры простейших, настраивает микроскоп, подключает видеоокуляр. Потом переключает мультисистему на режим воспроизведения картинки через видеоокуляр на экран. Некоторое время учащиеся смотрят на экран и слушают учителя о том, какие простейшие организмы видны на экране. Чаще всего это бурсарии, стилонихии, иногда стенторы (все - представители типа Инфузорий), которые с большой скоростью проскакивают по экрану, натыкаясь на амебу, застрявшую в волокнах ваты. Далее учитель напоминает о непостоянной форме тела, необходимых обозначениях схематичного рисунка амёбы протей и подводит учащихся к тому, какой должен быть вывод по данной работе.
В данной работе представлен видеоотрывок из жизни амебы протей (слайд № 17)
Лабораторная работа является очередным этапом закрепления полученных знаний на уроке. (закрепляются знания и умения, полученные ранее при самостоятельном выполнении
лабораторных работ, а так же новые знания, полученных на данном уроке).
Перед заключительным этапом урока учитель собирает листочки с вопросами, возникшими у учащихся во время изучения материала. На некоторые вопросы дает ответ сразу, а другие вопросы предлагает ученикам для написания сообщений к следующему уроку.
Y. Заключительный этап (подведение итогов урока, запись домашнего задания в дневниках).
Домашнее задание - § 9, в рабочих тетрадях к § 9 выполнить задания №№ 2, 3, 4. Творческое задание - составить 3 тестовых задания с ответами (выполняются по желанию учащихся на отдельном листе). Сообщение по желанию на озвученные темы. Сдать тетради с лабораторной работой для проверки.
Урок № 2. «Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы».
Цели урока :
- Продолжать формирование знаний о представителях простейших и их значении в природе и жизни человека.
- Использование приобретенных знаний в самостоятельной работе учащихся.
- Воспитание бережного отношения к природной среде и собственному здоровью.
Задачи урока:
методические:
- расширить знания учащихся о разнообразии простейших на Земле,
- актуализировать знания учащихся о типах питания живых организмов,
-сформировать знания о особенностях строения и образа жизни представителя типа Саркодовые и Жгутиконосцы, класс Жгутиконосцы,
- закрепить навыки и умения при самостоятельном выполнении лабораторной работы № 4,
- научить сравнивать объекты и находить черты усложнения в развитии.
Оборудование: Компьютер, мультисистема, диск «Кирилл и Мефодий» для 7 класса, микроскоп и видеоокуляр, фиксированный микропрепарат культуры эвглены зелёной.
Ход урока:
I – Организационный этап (подготовить учащихся к работе). Объявить оценки за лабораторную работу, провести анализ работы и дать рекомендации для правильного выполнения следующей лабораторной работы, проводимой на этом уроке. Собрать подготовленные дома вопросы по предыдущей теме и использовать их в опросе домашнего задания.
II – Опрос. (Проводится с целью закрепления знаний, полученных на предыдущем уроке). Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях. Контроль знаний о амёбе протей, её строении и жизнедеятельности, её значении в природе.
III – Новый материал (предполагает восприятие, осознание и обобщение знаний, на основе которых вырабатываются соответствующие умения и навыки) по плану:
1.Введение. Общая характеристика класса (актуализация знаний о типах питания, работа с учебником).
2.Знакомство с представителем класса – Эвгленой зелёной (Работа по «КиМ»у с использованием мультисистемы, запись основных понятий урока в классной тетради по мере изучения строения и жизнедеятельности организма).
3.Выполнение задания №2 в рабочей тетради к изучаемому параграфу № 10 с использованием текста параграфа или записей в классной тетради как закрепление полученных знаний по теме урока.
4.Выполнение лабораторной работы № 4 «Строение Эвглены зелёной». Показ фиксированного микропрепарата «эвглена зелёная» при помощи микроскопа, видеоокуляра и мультисистемы. Лабораторную работу учащиеся выполняют в рабочих тетрадях №1 к параграфу 10, задание 1. При этом учащиеся рисуют эвглену зеленую, пользуясь приведенным трафаретом. В качестве вывода к лабораторной работе учащиеся выполняют задание № 3 в рабочей тетради на странице29.
Перед заключительным этапом собираются листки вопросов к учителю и анализируются
IY – Заключительный этап (подведение итогов урока, запись домашнего задания в дневниках). Домашнее задание - §10, в классных тетрадях письменно ответ на вопросы №№ 5 и 6 в конце §10. Творческое задание - составить 3 тестовых задания с ответами (выполняются по желанию учащихся на отдельном листе). Рабочие тетради сдать на проверку лабораторной работы №4.
Урок № 3 «Тип Инфузории».
Цели урока:
- продолжать развитие познавательных интересов в изучении простейших животных организмов, формируя знания о представителях типа Инфузории, как представителей одноклеточных организмов.
- использование приобретенных знаний в самостоятельной работе учащихся.
- воспитание бережного отношения к природной среде.
Задачи урока:
методические:
- расширить знания учащихся о простейших как представителей живой природы на Земле,
- сформировать знания о особенностях строения, образа жизни и основных процессах их жизнедеятельности на примере представителя типа Инфузорий – инфузории туфельки,
- закрепить навыки и умения при самостоятельном выполнении лабораторной работ
- научить делать выводы, используя сравнение.
Дидактические задачи соответствуют этапам урока (указываются в скобках по ходу разработки).
Оборудование: Компьютер, мультисистема, диск «Кирилл и Мефодий» для 7 класса, микроскоп и видеоокуляр, фиксированный микропрепарат культуры инфузорий туфелек.
Ход урока:
I –Организационный этап (подготовить учащихся к работе на уроке) –. Объявить оценки за лабораторную работу и провести анализ её выполнения. Собрать выполненные тестовые задания по теме предыдущего урока. Объявить план проведения урока, указывая задачи, которые нужно будет решить по ходу урока
II – Опрос. (Проводится с целью закрепления знаний, полученных на предыдущем уроке). Проверка выполнения письменных работ в классных тетрадях. Контроль знаний о эвглене зелёной, её строении и жизнедеятельности, её значении в природе. Использовать тестовые задания учащихся и приготовленные вопросы. Прослушать подготовленные сообщения на известные темы.
III Объяснение нового материала (предполагает восприятие, осознание и обобщение новых знаний, на основе которых вырабатываются соответствующие умения и навыки) по плану:
1.Введение. Общая характеристика типа. Активизация знаний о чертах сходства и различия у амёбы протей и эвглены зелёной. Подвести учащихся к тому, что у инфузории туфельки тоже должны быть черты усложнения.
2.Внешнее строение инфузории туфельки. Обратить внимание учащихся на усложнение в строении тела одноклеточного организма. Рассказ учителя с опорой на диск «КиМ»а.
3.Организовать самостоятельную работу учащихся по изучению особенностей внутреннего строения инфузории туфельки. Выполнить задание 3 в рабочей тетради на странице 31. .
4.Проверить работу и закрепить самостоятельно полученные знания учащихся.
5.Выписать черты усложнения в классную тетрадь, обратив особое внимание на половой процесс и его значение в жизни организма.
IY.Закрепление изученного – выполнение лабораторной работы в рабочей тетради, задание 1 на странице30.
Сбор листков с вопросами учителю.
Y.Заключительный этап. Подводя итоги урока, необходимо акцентировать внимание на появление многочисленных черт усложнения, которые приводят к появлению более сложных организмов на планете. Домашнее задание - §11, повторить §§ 9, 10. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Простейшие». Составить тестовые вопросы к теме урока (по желанию) и принести заранее, чтобы они вошли в самостоятельную работу. Подготовить сообщения по желанию на тему «Паразитические простейшие» о дизентерийной амебе, малярийном плазмодии и лямблиях.. Сдать рабочие тетради на проверку лабораторной работы.
Урок № 4 «Многообразие простейших».
Цели урока:
- формирование знаний о паразитических простейших и их значении в жизни человека.
- систематизация и обобщение знаний о простейших организмах.
- использование приобретенных знаний в самостоятельной работе учащихся.
Задачи урока:
методические:
- сформировать знания учащихся о паразитических простейших как представителей живой природы на Земле,
- систематизировать и обобщить знания о особенностях строения, образа жизни и основных процессах жизнедеятельности простейших организмах,
- закрепить навыки и умения, полученные в ходе изучения темы «Простейшие». Оборудование: Компьютер, мультисистема, диск «Кирилл и Мефодий» для 7 класса, микроскоп и видеоокуляр, фиксированный микропрепарат культуры инфузорий туфелек.
Ход урока:
I –Организационный этап (подготовить учащихся к работе на уроке) – объявить план проведения урока, указывая задачи, которые нужно будет решить по ходу урока. Объявить оценки за лабораторную работу и провести анализ работы.
II – Новый материал. Прослушать сообщения о паразитических простейших, сделать краткие записи в классных тетрадях о каждом представителе, записать вывод о роли простейших для природы и в жизни человека.
III – Этап закрепления и обобщения знаний по теме «Простейшие». В первой части самостоятельной работы предлагаются тестовые вопросы, составленные самими учащимися в процессе изучения всей темы. Вторая часть вопросов на нахождение соответствий. Третья часть – самая сложная –прочитав предложенный текст, выявить неточности и выписать их, заменив на правильный вариант ответа.
Вариант самостоятельной работы для проверки знаний по теме «Подцарство Простейшие»:
Вариант I
Часть 1(задания А1 – А10)
Выберите один правильный ответ:
А1. Простейшие в основном это животные:
1) колониальные
2) многоклеточные
3) одноклеточные
А2. Амёба названа в честь древнегреческого божества:
1) Аполлона
2) Протея
3) Гермеса
А3.Форма тела амёбы:
1) удлинённая
2) непостоянная
3) округлая
А4.В теле амёбы нет специального органоида, отвечающего за:
1) питание
2) дыхание
3) выделение
А4.Эвглена зеленая активно передвигается благодаря наличию:
1) ложноножек
2) одного жгутика
3) нескольких жгутиков
А5.Тип питания у эвглены зеленой:
1) автотрофный
2) гетеротрофный
3) автотрофный и гетеротрофный
А6.Трихоцисты у инфузории туфельки:
1) способствуют образованию пищеварительной вакуоли
2) помогают в передвижении
3) защищают при нападении
А7.Инфузория туфелька также как амёба и эвглена зеленая имеет:
1) 2 ядра
2) несколько пищеварительных вакуолей
3) 2 сократительные вакуоли
А8.Размножение инфузории в отличие от амёбы протей и эвглены зеленой:
1) только бесполое
2) только половое
3) бесполое размножение и половой процесс
А9.Коньюгация не ведет:
1) к обновлению генетического материала
2) к увеличению жизнестойкости организма
3) к увеличению числа особей
А10. Значение простейших
1) являются звеном в цепи питания других животных
2) используются в питании человека
3) вызывают заболевания у домашних животных и человека
Часть 2. (задания В1-В3)
Установите соответствие:
В1.Установите соответствие между органоидами и выполняемыми функциями у эвглены зеленой:
1.пищеварительная вакуоль а) выведение вредных веществ
2.выделительная вакуоль б) всасывание в цитоплазму
3.светочуствительный глазок в) различение освещенности
г) переваривание пищи
д) выталкивание содержимого наружу
В2.Установите соответствие между органоидами движения и их функциями:
1.псевдоподии а)обеспечивают вращение вокруг своей оси при движении 2.реснички вперед
3.жгутики б) обеспечивают «перетекание» в любом направлении
в) обеспечивают быстрое вращение, обеспечивая
движение вперед, при этом тело вращается медленно в
сторону, противоположную вращению органоида
В3.Установите соответствие между организмами и процессами жизнедеятельности:
1.амеба протей а) питание
2.эвглена зеленая б) движение вперед
3.инфузория туфелька в) выделение вредных продуктов
г) бесполое размножение
д) медленное движение в любую сторону
е) коньюгация
ж) дыхание
Часть 3. (задание С)
Прочитав предложенный текст, выявить неточности и выписать их, заменив на правильный вариант ответа.
При половом процессе у инфузорий увеличивается число особей. Две инфузории временно соединяются друг с другом. На месте соприкосновения оболочки растворяются, и между животными образуется соединительный мостик из цитоплазмы. Малое ядро каждой инфузории исчезает, а большое ядро каждой инфузории делится. В результате в каждой инфузории остаются по два ядра. Одно из этих ядер каждой особи по цитоплазматическому мостику переходит в другую инфузорию(то есть происходит обмен ядрами) и там сливается с оставшимся ядром. Затем в каждой из инфузорий из вновь образовавшегося ядра формируются большое и малое ядра и инфузории расходятся. Такое половое размножение называется коньюгация.
IY. Заключительный этап. Домашнего задания нет. Учащиеся сдают тетради для проверки самостоятельной работы. Подведение итогов изучению темы. Объявление количества заданных вопросов и дополнительных оценок за активное участие в создании тестовых заданий для самостоятельных работ.
Тема «ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ».
Тема «Подцарство Простейшие» состоит из четырёх уроков:
1 урок Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.
2 урок Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.
3 урок Тип Инфузории.
4 урок Многообразие простейших.
Изучение данной темы на уроках сопровождается выполнением лабораторных работ с использованием мультисистемы и микроскопа с видеоокуляром (кроме последнего урока). Кроме того, учащиеся традиционно делают записи в классных тетрадях, выполняют там же лабораторные работы, самостоятельно работают в рабочих тетрадях, а также по желанию заполняют лист «Задай вопрос учителю». К новым формам работы с учащимися можно отнести составление учащимися первой части самостоятельной работы
Урок № 1 «Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы».
Цели урока :
-1 Формирование знаний о представителях простейших как одноклеточных организмах и процессов их жизнедеятельности.
-2 Использование приобретенных знаний в самостоятельной работе учащихся.
-3 Воспитание бережного отношения к природной среде.
Задачи урока :
методические:
- расширить знания учащихся о единстве живой природы на Земле,
- сформировать знания о особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных и основных процессах их жизнедеятельности,
- познакомить с представителем типа Саркомастигофора, класс Саркодовые – амёбой протей, - закрепить навыки и умения при самостоятельном выполнении лабораторной работы.
дидактические задачи соответствуют этапам урока (подробно расписаны в методических рекомендациях)
Оборудование: Компьютер, мультисистема, презентация по теме, микроскоп и видеоокуляр, культура живых простейших организмов.
Ход урока:
I – Организационный этап (подготовить учащихся к работе на уроке) – объявить план проведения урока, указывая задачи, которые нужно будет решить по ходу урока.
II – Объяснение нового материала (предполагает восприятие, осознание и первичное обобщение новых знаний, на основе которых вырабатываются соответствующие умения и навыки) по плану:
Вступление. Предполагается самостоятельная работа с учебником – на стр.35 найти ответ на вопрос «На какие подцарства делится царство Животные?» Название одного подцарства - «Простейшие» найдено без труда, а название второго не указано, пробуем найти его в оглавлении учебника на с.299 –«Многоклеточные». Запись в тетрадях уч-ся в виде схемы: Подцарство Простейшие ----- Царство Животные ----- Подцарство Многоклеточные
Далее учитель даёт общую характеристику представителям подцарства:( частично используя информацию с диска «КиМ» для 7 класса) по плану:
1. Распространение и среда обитания.
2. Способы передвижения
3. Экологические группы
4. Размеры и форма, чем представлено тело и значение органоидов
5. Раздражимость, способность к инцистированию.
Краткая запись в тетрадях учащихся:
«Простейшие распространены повсеместно в воде, сырой почве и живых организмах
(паразиты). Форма разнообразна, размеры малы, способны к раздражению и переживанию неблагоприятных условий в виде цисты. Тело представлено одной клеткой. Органоиды выполняют функции многоклеточного организма, есть органеллы движения».
Знакомство с представителем – амёбой протей.
Просмотр презентации, которая состоит из 18 слайдов.
Информация о амебе начинается со второго слайда – внешний вид амебы и её положение в систематике животных. Учащиеся записывают в тетрадях систематическое положение простейшего. Следующий слайд содержит план изучения строения (внешнего и внутреннего) и жизнедеятельности амебы протей, куда входят вопросы: среда обитания, внешний вид и внутреннее строение, а так же процессы жизнедеятельности амебы протей, многообразие саркодовых.
Внешнее строение (слайд №5) у амёбы необычное – нет определённой формы тела и передвигается она при помощи ложноножек – псевдоподий. Учащиеся записывают : Внешнее строение: Форма тела неопределенная, передвижение с помощью ложноножек.
После записи -Внутреннее строение –учащиеся выполняют схематичный рисунок амебы и делают все необходимые обозначения по мере объяснения учителя и показа слайда презентации. Слайды с 7 по 12 посвящены процессам жизнедеятельности. Первый процесс – питание. В тетрадях запись –Питание – при помощи пищеварительной вакуоли, тип питания – фагоцитоз (захват ложноножками пищевых частиц). Следующий, 8 слайд, показывает процесс выделения с помощью сократительной вакуоли. Учащиеся записывают в тетради соответствующую запись. Дыхание у амебы (следующий слайд) происходит всей поверхностью тела - учащиеся записывают. Следующий 10 слайд посвящен размножению. Запись в тетрадях: Размножение происходит путем простого деления тела на две части, вначале делится ядро, затем цитоплазма. Раздражимость (слайд11) показывается на примере передвижения амебы из светлого места в темноту. Учащиеся делают запись о наличии раздражимости у амеб. Образование цисты позволяет амебам переживать неблагоприятные условия – записывают учащиеся после просмотра слайда №12.Слайд о многообразии амеб показывает разнообразие саркодовых. Амёбы бывают свободноживущие (например, амеба протей) и паразитические (например, дизентерийная амёба) – записывают учащиеся в тетрадях. При повторении новых понятий (слайд14), учащиеся дают определения этим понятиям – сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль, псевдоподии, фагоцитоз – используя текст учебника (параграф 9). В качестве обобщения на слайде 15 показывается амеба протей со всеми обозначениями. На протяжении всей презентации показываются амёбы разной формы, что бы закрепить у учащихся знания о неопределенной форме тела простейшего.
IY. Проведение лабораторной работы № 3. Слайд № 16 презентации содержит алгоритм правильного оформления работы. Пока учащиеся оформляют в альбоме работу, учитель готовит временный микропрепарат из культуры простейших, настраивает микроскоп, подключает видеоокуляр. Потом переключает мультисистему на режим воспроизведения картинки через видеоокуляр на экран. Некоторое время учащиеся смотрят на экран и слушают учителя о том, какие простейшие организмы видны на экране. Чаще всего это бурсарии, стилонихии, иногда стенторы (все - представители типа Инфузорий), которые с большой скоростью проскакивают по экрану, натыкаясь на амебу, застрявшую в волокнах ваты. Далее учитель напоминает о непостоянной форме тела, необходимых обозначениях схематичного рисунка амёбы протей и подводит учащихся к тому, какой должен быть вывод по данной работе.
В данной работе представлен видеоотрывок из жизни амебы протей (слайд № 17)
Лабораторная работа является очередным этапом закрепления полученных знаний на уроке. (закрепляются знания и умения, полученные ранее при самостоятельном выполнении
лабораторных работ, а так же новые знания, полученных на данном уроке).
Перед заключительным этапом урока учитель собирает листочки с вопросами, возникшими у учащихся во время изучения материала. На некоторые вопросы дает ответ сразу, а другие вопросы предлагает ученикам для написания сообщений к следующему уроку.
Y. Заключительный этап (подведение итогов урока, запись домашнего задания в дневниках).
Домашнее задание - § 9, в рабочих тетрадях к § 9 выполнить задания №№ 2, 3, 4. Творческое задание - составить 3 тестовых задания с ответами (выполняются по желанию учащихся на отдельном листе). Сообщение по желанию на озвученные темы. Сдать тетради с лабораторной работой для проверки.
Урок № 2. «Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы».
Цели урока :
- Продолжать формирование знаний о представителях простейших и их значении в природе и жизни человека.
- Использование приобретенных знаний в самостоятельной работе учащихся.
- Воспитание бережного отношения к природной среде и собственному здоровью.
Задачи урока:
методические:
- расширить знания учащихся о разнообразии простейших на Земле,
- актуализировать знания учащихся о типах питания живых организмов,
-сформировать знания о особенностях строения и образа жизни представителя типа Саркодовые и Жгутиконосцы, класс Жгутиконосцы,
- закрепить навыки и умения при самостоятельном выполнении лабораторной работы № 4,
- научить сравнивать объекты и находить черты усложнения в развитии.
Оборудование: Компьютер, мультисистема, диск «Кирилл и Мефодий» для 7 класса, микроскоп и видеоокуляр, фиксированный микропрепарат культуры эвглены зелёной.
Ход урока:
I – Организационный этап (подготовить учащихся к работе). Объявить оценки за лабораторную работу, провести анализ работы и дать рекомендации для правильного выполнения следующей лабораторной работы, проводимой на этом уроке. Собрать подготовленные дома вопросы по предыдущей теме и использовать их в опросе домашнего задания.
II – Опрос. (Проводится с целью закрепления знаний, полученных на предыдущем уроке). Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях. Контроль знаний о амёбе протей, её строении и жизнедеятельности, её значении в природе.
III – Новый материал (предполагает восприятие, осознание и обобщение знаний, на основе которых вырабатываются соответствующие умения и навыки) по плану:
1.Введение. Общая характеристика класса (актуализация знаний о типах питания, работа с учебником).
2.Знакомство с представителем класса – Эвгленой зелёной (Работа по «КиМ»у с использованием мультисистемы, запись основных понятий урока в классной тетради по мере изучения строения и жизнедеятельности организма).
3.Выполнение задания №2 в рабочей тетради к изучаемому параграфу № 10 с использованием текста параграфа или записей в классной тетради как закрепление полученных знаний по теме урока.
4.Выполнение лабораторной работы № 4 «Строение Эвглены зелёной». Показ фиксированного микропрепарата «эвглена зелёная» при помощи микроскопа, видеоокуляра и мультисистемы. Лабораторную работу учащиеся выполняют в рабочих тетрадях №1 к параграфу 10, задание 1. При этом учащиеся рисуют эвглену зеленую, пользуясь приведенным трафаретом. В качестве вывода к лабораторной работе учащиеся выполняют задание № 3 в рабочей тетради на странице29.
Перед заключительным этапом собираются листки вопросов к учителю и анализируются
IY – Заключительный этап (подведение итогов урока, запись домашнего задания в дневниках). Домашнее задание - §10, в классных тетрадях письменно ответ на вопросы №№ 5 и 6 в конце §10. Творческое задание - составить 3 тестовых задания с ответами (выполняются по желанию учащихся на отдельном листе). Рабочие тетради сдать на проверку лабораторной работы №4.
Урок № 3 «Тип Инфузории».
Цели урока:
- продолжать развитие познавательных интересов в изучении простейших животных организмов, формируя знания о представителях типа Инфузории, как представителей одноклеточных организмов.
- использование приобретенных знаний в самостоятельной работе учащихся.
- воспитание бережного отношения к природной среде.
Задачи урока:
методические:
- расширить знания учащихся о простейших как представителей живой природы на Земле,
- сформировать знания о особенностях строения, образа жизни и основных процессах их жизнедеятельности на примере представителя типа Инфузорий – инфузории туфельки,
- закрепить навыки и умения при самостоятельном выполнении лабораторной работ
- научить делать выводы, используя сравнение.
Дидактические задачи соответствуют этапам урока (указываются в скобках по ходу разработки).
Оборудование: Компьютер, мультисистема, диск «Кирилл и Мефодий» для 7 класса, микроскоп и видеоокуляр, фиксированный микропрепарат культуры инфузорий туфелек.
Ход урока:
I –Организационный этап (подготовить учащихся к работе на уроке) –. Объявить оценки за лабораторную работу и провести анализ её выполнения. Собрать выполненные тестовые задания по теме предыдущего урока. Объявить план проведения урока, указывая задачи, которые нужно будет решить по ходу урока
II – Опрос. (Проводится с целью закрепления знаний, полученных на предыдущем уроке). Проверка выполнения письменных работ в классных тетрадях. Контроль знаний о эвглене зелёной, её строении и жизнедеятельности, её значении в природе. Использовать тестовые задания учащихся и приготовленные вопросы. Прослушать подготовленные сообщения на известные темы.
III Объяснение нового материала (предполагает восприятие, осознание и обобщение новых знаний, на основе которых вырабатываются соответствующие умения и навыки) по плану:
1.Введение. Общая характеристика типа. Активизация знаний о чертах сходства и различия у амёбы протей и эвглены зелёной. Подвести учащихся к тому, что у инфузории туфельки тоже должны быть черты усложнения.
2.Внешнее строение инфузории туфельки. Обратить внимание учащихся на усложнение в строении тела одноклеточного организма. Рассказ учителя с опорой на диск «КиМ»а.
3.Организовать самостоятельную работу учащихся по изучению особенностей внутреннего строения инфузории туфельки. Выполнить задание 3 в рабочей тетради на странице 31. .
4.Проверить работу и закрепить самостоятельно полученные знания учащихся.
5.Выписать черты усложнения в классную тетрадь, обратив особое внимание на половой процесс и его значение в жизни организма.
IY.Закрепление изученного – выполнение лабораторной работы в рабочей тетради, задание 1 на странице30.
Сбор листков с вопросами учителю.
Y.Заключительный этап. Подводя итоги урока, необходимо акцентировать внимание на появление многочисленных черт усложнения, которые приводят к появлению более сложных организмов на планете. Домашнее задание - §11, повторить §§ 9, 10. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Простейшие». Составить тестовые вопросы к теме урока (по желанию) и принести заранее, чтобы они вошли в самостоятельную работу. Подготовить сообщения по желанию на тему «Паразитические простейшие» о дизентерийной амебе, малярийном плазмодии и лямблиях.. Сдать рабочие тетради на проверку лабораторной работы.
Урок № 4 «Многообразие простейших».
Цели урока:
- формирование знаний о паразитических простейших и их значении в жизни человека.
- систематизация и обобщение знаний о простейших организмах.
- использование приобретенных знаний в самостоятельной работе учащихся.
Задачи урока:
методические:
- сформировать знания учащихся о паразитических простейших как представителей живой природы на Земле,
- систематизировать и обобщить знания о особенностях строения, образа жизни и основных процессах жизнедеятельности простейших организмах,
- закрепить навыки и умения, полученные в ходе изучения темы «Простейшие». Оборудование: Компьютер, мультисистема, диск «Кирилл и Мефодий» для 7 класса, микроскоп и видеоокуляр, фиксированный микропрепарат культуры инфузорий туфелек.
Ход урока:
I –Организационный этап (подготовить учащихся к работе на уроке) – объявить план проведения урока, указывая задачи, которые нужно будет решить по ходу урока. Объявить оценки за лабораторную работу и провести анализ работы.
II – Новый материал. Прослушать сообщения о паразитических простейших, сделать краткие записи в классных тетрадях о каждом представителе, записать вывод о роли простейших для природы и в жизни человека.
III – Этап закрепления и обобщения знаний по теме «Простейшие». В первой части самостоятельной работы предлагаются тестовые вопросы, составленные самими учащимися в процессе изучения всей темы. Вторая часть вопросов на нахождение соответствий. Третья часть – самая сложная –прочитав предложенный текст, выявить неточности и выписать их, заменив на правильный вариант ответа.
Вариант самостоятельной работы для проверки знаний по теме «Подцарство Простейшие»:
Вариант I
Часть 1(задания А1 – А10)
Выберите один правильный ответ:
А1. Простейшие в основном это животные:
1) колониальные
2) многоклеточные
3) одноклеточные
А2. Амёба названа в честь древнегреческого божества:
1) Аполлона
2) Протея
3) Гермеса
А3.Форма тела амёбы:
1) удлинённая
2) непостоянная
3) округлая
А4.В теле амёбы нет специального органоида, отвечающего за:
1) питание
2) дыхание
3) выделение
А4.Эвглена зеленая активно передвигается благодаря наличию:
1) ложноножек
2) одного жгутика
3) нескольких жгутиков
А5.Тип питания у эвглены зеленой:
1) автотрофный
2) гетеротрофный
3) автотрофный и гетеротрофный
А6.Трихоцисты у инфузории туфельки:
1) способствуют образованию пищеварительной вакуоли
2) помогают в передвижении
3) защищают при нападении
А7.Инфузория туфелька также как амёба и эвглена зеленая имеет:
1) 2 ядра
2) несколько пищеварительных вакуолей
3) 2 сократительные вакуоли
А8.Размножение инфузории в отличие от амёбы протей и эвглены зеленой:
1) только бесполое
2) только половое
3) бесполое размножение и половой процесс
А9.Коньюгация не ведет:
1) к обновлению генетического материала
2) к увеличению жизнестойкости организма
3) к увеличению числа особей
А10. Значение простейших
1) являются звеном в цепи питания других животных
2) используются в питании человека
3) вызывают заболевания у домашних животных и человека
Часть 2. (задания В1-В3)
Установите соответствие:
В1.Установите соответствие между органоидами и выполняемыми функциями у эвглены зеленой:
1.пищеварительная вакуоль а) выведение вредных веществ
2.выделительная вакуоль б) всасывание в цитоплазму
3.светочуствительный глазок в) различение освещенности
г) переваривание пищи
д) выталкивание содержимого наружу
В2.Установите соответствие между органоидами движения и их функциями:
1.псевдоподии а)обеспечивают вращение вокруг своей оси при движении 2.реснички вперед
3.жгутики б) обеспечивают «перетекание» в любом направлении
в) обеспечивают быстрое вращение, обеспечивая
движение вперед, при этом тело вращается медленно в
сторону, противоположную вращению органоида
В3.Установите соответствие между организмами и процессами жизнедеятельности:
1.амеба протей а) питание
2.эвглена зеленая б) движение вперед
3.инфузория туфелька в) выделение вредных продуктов
г) бесполое размножение
д) медленное движение в любую сторону
е) коньюгация
ж) дыхание
Часть 3. (задание С)
Прочитав предложенный текст, выявить неточности и выписать их, заменив на правильный вариант ответа.
При половом процессе у инфузорий увеличивается число особей. Две инфузории временно соединяются друг с другом. На месте соприкосновения оболочки растворяются, и между животными образуется соединительный мостик из цитоплазмы. Малое ядро каждой инфузории исчезает, а большое ядро каждой инфузории делится. В результате в каждой инфузории остаются по два ядра. Одно из этих ядер каждой особи по цитоплазматическому мостику переходит в другую инфузорию(то есть происходит обмен ядрами) и там сливается с оставшимся ядром. Затем в каждой из инфузорий из вновь образовавшегося ядра формируются большое и малое ядра и инфузории расходятся. Такое половое размножение называется коньюгация.
IY. Заключительный этап. Домашнего задания нет. Учащиеся сдают тетради для проверки самостоятельной работы. Подведение итогов изучению темы. Объявление количества заданных вопросов и дополнительных оценок за активное участие в создании тестовых заданий для самостоятельных работ.