проектная идея "Адаптация процесса организации и прохождения практики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью"
проект
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет. Образование таких детей предусматривает создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_ideya.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Вятский государственный университет»
Проектная идея
Адаптация процесса организации и прохождения практики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Авторы проекта:
1. Тахауова Айсылу Мусавировна, преподаватель Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО К(П)ФУ, Инженерно-экономический колледж
2. Файзуллина Айгуль Гинатулловна, преподаватель Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО К(П)ФУ, Инженерно-экономический колледж
Набережные Челны 2021
Введение
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет. Образование таких детей предусматривает создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: – потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);
– потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);
– потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).
В России также активно реализуется проект «Доступная среда», целью которого является помощь пилотным регионам и общественным организациям в развитии инклюзивного образования, создании законодательной базы внедрения модели инклюзивного образования, обеспечении подготовки педагогов к работе в инклюзивном классе, группе. Особенность проекта заключается в его реализации на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях, что может способствовать его дальнейшему эффективному развитию. К тому же на сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом No 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Саламанкской декларацией и другими документами. Системное введение практики инклюзивного образования происходит в России, но крайне медленно и достаточно неравномерно.
Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг.
Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование».
Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, то есть инклюзивное образование – новый подход для российского образования.
Цель инклюзивного образования
- принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
- возможность наиболее их полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.
Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:
- Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
- Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).
Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Большинство российских вузов имеют программы работы с инвалидами, оборудование для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одним из механизмов учебного процесса стали центры инклюзивного образования.
КФУ предоставляет возможность получения высшего образования абитуриентам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам по программам среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. В университете предусмотрены все необходимые специальные условия проведения вступительных испытаний, процедур государственной итоговой аттестации и международных экзаменов по иностранному языку для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Постоянно ведется работа по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в имущественный комплекс университета. Обеспечивается доступность услуг путем изменения порядка их предоставления, при необходимости оказывается дополнительная помощь тьютора; процесс обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается (при необходимости) специальными техническими средствами.
Учебные корпуса обеспечены следующими материально-технических условиями, обеспечивающими возможность беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов: крыльцо оборудовано пандусом; входная группа обеспечивает доступ в здание маломобильных групп населения; лифт обеспечивает доступ в аудитории и другие помещения; санитарный узел специально оборудован для маломобильных групп населения; дверные проёмы учебных корпуса обеспечивают доступ в помещения маломобильных граждан.
В здании имеется оборудование, обеспечивающее доступность образовательных услуг для лиц с ОВЗ и инвалидностью: имеется компьютерное оборудование с установленным программным обеспечением, позволяющим осуществлять взаимообратный перевод устной и письменной речи; лекционные аудитории оборудованы интерактивными досками.
Информация об условиях обучения содержится в Положении об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Казанском федеральном университете.
Входы в общежития оборудованы пандусами, а также имеются комнаты для проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов. Физкультурно-оздоровительные корпуса оборудованы пандусами, специально оборудованным санузлом, специальным спортивным оборудованием. Порядок проведения занятий по физической культуре при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ОВЗ расписан в Положении о порядке проведения занятий по физической культуре при освоении образовательной программы инвалидами и лицам с ОВЗ. КФУ бесплатно предоставляет обучающимся-инвалидам или лицам с ОВЗ учебники и учебные пособия, иную учебную литературу, а также специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
При невозможности полного обеспечения доступности зданий и услуг для обучающихся-инвалидов часть услуг, оказываемых КФУ, осуществляется дистанционно или по месту жительства инвалида.
В образовательных программах предусмотрены специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, которые включают:
- создание доступной среды;
- наличие альтернативной версии официального сайта университета для слабовидящих;
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование ресурсов электронных библиотек с версией для слабовидящих.
Студенты-инвалиды имеют право на получение различных видов социальной помощи в стенах университета (материальная помощь, психологическая поддержка, предоставление общежития и пр.). Кроме того, студентам определенных категорий может быть назначены социальная и повышенная социальная стипендии (Регламент назначения стипендий).
По вопросам медицинского обслуживания, оформления социальных карт студента и пр. студенты-инвалиды могут обратиться в Отдел социальной защиты и организации работы по социальной поддержке обучающихся Департамента по молодёжной политике, социальным вопросам и развитию системы физкультурно-спортивного воспитания КФУ.
Отдел практик и трудоустройства обучающихся Департамента образования КФУ оказывает помощь в построении карьеры для всех студентов, в том числе с ограниченными физическими возможностями. Отдел предоставляет необходимые условия для раскрытия потенциала таких студентов и успешного старта на рынке труда: помощь в трудоустройстве через обширную сеть компаний-партнеров, помощь в планировании карьеры и выборе учебных программ. Помощь в вопросах обучения и обеспечения доступной среды оказывает Отдел практик и трудоустройства обучающихся.
Для обучающихся, имеющих инвалидность, разработан специальный раздел сайта. Проводятся индивидуальные бесплатные консультации психолога. Имеется возможность получения квалифицированной помощи и совета в решении любых вопросов в личной, семейной и деловой сфере по телефону доверия.
Проектная идея «Адаптация процесса организации и прохождения практики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»
ФИО, должность, организация | Тахауова Айсылу Мусавировна, преподаватель Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО К(П)ФУ, Инженерно-экономический колледж Файзуллина Айгуль Гинатулловна, преподаватель Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО К(П)ФУ, Инженерно-экономический колледж |
Что делаем? (Цель проекта, задачи, предполагаемый результат) | Цель проекта: предусмотреть возможность сдачи итоговой работы (отчетов) по результатам практики в электронном формате с использованием электронной подписи при оформлении документов практики через платформы онлайн обучения или, возможно, через социальные сети без необходимости посещения головного офиса. Задачи проекта:
Результат: документы по результатам организации и прохождения практики в электронном формате (удобство оформления и сдачи документов по результатам организации и прохождения практик) |
Для кого делаем? (Целевая аудитория потребителя) | для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (можно адаптировать для групп с любыми формами ограничений) |
Чем определена актуальность продукта? (Нормативно-правовые акты) | Федеральный уровень: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Федеральный закон от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями); Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями и дополнениями); Приказ Минтруда России от 19.11.2013 N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности"; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 №515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности»; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 февраля 2018г. №46 «Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций»; ФГОС СПО для укрупненной группы специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника»; Национальный стандарт Российской Федерации реабилитация инвалидов «Рабочее место для инвалида с поражением опорно-двигательного аппарата» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2017г. N1777-ст); Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ РИСО 9999-2014 «Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 сентября 2014г. №1177-ст.). Региональный уровень: Закон Республики Татарстан от 24 июля 2006 года № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите»; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2011 No786 долгосрочная целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда»; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.05.2007 № 170 «Об утверждении Положения о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан»; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2007 № 194 «Об утверждении Порядка резервирования рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, у работодателей, расположенных на территории Республики Татарстан». Локальные нормативные акты: |
В какие сроки делаем? (План с датами по результатам работы) | Ориентировочные сроки реализации проекта 2021-2022 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования обучащихся с ограниченными возможностями здоровья
Программа работы школы по методической теме...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяНекрасов Антон СергеевичМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя обще...
Статья "Организация трудовой практики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не мог...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не мог...
СТАТЬЯ "ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Профориентация обучающихся...
Организация предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ЦПМПК
Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Основная задача инклюзивного образования-создание систе...