проектная идея "Адаптация процесса организации и прохождения практики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью"
проект

Тахауова Айсылу Мусавировна

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет. Образование таких детей предусматривает создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_ideya.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вятский государственный университет»

Проектная идея

Адаптация процесса организации и прохождения практики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Авторы проекта:
1.        Тахауова Айсылу Мусавировна, преподаватель Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО К(П)ФУ, Инженерно-экономический колледж

2.        Файзуллина Айгуль Гинатулловна, преподаватель Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО К(П)ФУ, Инженерно-экономический колледж

Набережные Челны 2021


Введение

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет. Образование таких детей предусматривает создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: – потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);

– потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

– потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

В России также активно реализуется проект «Доступная среда», целью которого является помощь пилотным регионам и общественным организациям в развитии инклюзивного образования, создании законодательной базы внедрения модели инклюзивного образования, обеспечении подготовки педагогов к работе в инклюзивном классе, группе. Особенность проекта заключается в его реализации на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях, что может способствовать его дальнейшему эффективному развитию. К тому же на сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом No 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Саламанкской декларацией и другими документами. Системное введение практики инклюзивного образования происходит в России, но крайне медленно и достаточно неравномерно.

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг.

Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование».

Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, то есть инклюзивное образование – новый подход для российского образования.

Цель инклюзивного образования

  • принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
  • возможность наиболее их полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.

Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:

  • Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
  • Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).

Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Большинство российских вузов имеют программы работы с инвалидами, оборудование для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одним из механизмов учебного процесса стали центры инклюзивного образования.

КФУ предоставляет возможность получения высшего образования абитуриентам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам по программам среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. В университете предусмотрены все необходимые специальные условия проведения вступительных испытаний, процедур государственной итоговой аттестации и международных экзаменов по иностранному языку для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Постоянно ведется работа по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в имущественный комплекс университета. Обеспечивается доступность услуг путем изменения порядка их предоставления, при необходимости оказывается дополнительная помощь тьютора; процесс обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается (при необходимости) специальными техническими средствами.

Учебные корпуса обеспечены следующими материально-технических условиями, обеспечивающими возможность беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов: крыльцо оборудовано пандусом; входная группа обеспечивает доступ в здание маломобильных групп населения; лифт обеспечивает доступ в аудитории и другие помещения; санитарный узел специально оборудован для маломобильных групп населения; дверные проёмы учебных корпуса обеспечивают доступ в помещения маломобильных граждан.

В здании имеется оборудование, обеспечивающее доступность образовательных услуг для лиц с ОВЗ и инвалидностью: имеется компьютерное оборудование с установленным программным обеспечением, позволяющим осуществлять взаимообратный перевод устной и письменной речи; лекционные аудитории оборудованы интерактивными досками.

Информация об условиях обучения содержится в Положении об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Казанском федеральном университете.

Входы в общежития оборудованы пандусами, а также имеются комнаты для проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов. Физкультурно-оздоровительные корпуса оборудованы пандусами, специально оборудованным санузлом, специальным спортивным оборудованием. Порядок проведения занятий по физической культуре при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ОВЗ расписан в Положении о порядке проведения занятий по физической культуре при освоении образовательной программы инвалидами и лицам с ОВЗ. КФУ бесплатно предоставляет обучающимся-инвалидам или лицам с ОВЗ учебники и учебные пособия, иную учебную литературу, а также специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.

При невозможности полного обеспечения доступности зданий и услуг для обучающихся-инвалидов часть услуг, оказываемых КФУ, осуществляется дистанционно или по месту жительства инвалида.

В образовательных программах предусмотрены специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, которые включают:

- создание доступной среды;

- наличие альтернативной версии официального сайта университета для слабовидящих;

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- использование ресурсов электронных библиотек с версией для слабовидящих.

Студенты-инвалиды имеют право на получение различных видов социальной помощи в стенах университета (материальная помощь, психологическая поддержка, предоставление общежития и пр.). Кроме того, студентам определенных категорий может быть назначены социальная и повышенная социальная стипендии (Регламент назначения стипендий).

По вопросам медицинского обслуживания, оформления социальных карт студента и пр. студенты-инвалиды могут обратиться в Отдел социальной защиты и организации работы по социальной поддержке обучающихся Департамента по молодёжной политике, социальным вопросам и развитию системы физкультурно-спортивного воспитания КФУ.

Отдел практик и трудоустройства обучающихся Департамента образования КФУ оказывает помощь в построении карьеры для всех студентов, в том числе с ограниченными физическими возможностями. Отдел предоставляет необходимые условия для раскрытия потенциала таких студентов и успешного старта на рынке труда: помощь в трудоустройстве через обширную сеть компаний-партнеров, помощь в планировании карьеры и выборе учебных программ. Помощь в вопросах обучения и обеспечения доступной среды оказывает Отдел практик и трудоустройства обучающихся.

Для обучающихся, имеющих инвалидность, разработан специальный раздел сайта. Проводятся индивидуальные бесплатные консультации психолога. Имеется возможность получения квалифицированной помощи и совета в решении любых вопросов в личной, семейной и деловой сфере по телефону доверия.

Проектная идея «Адаптация процесса организации и прохождения практики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

ФИО, должность, организация

Тахауова Айсылу Мусавировна, преподаватель Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО К(П)ФУ, Инженерно-экономический колледж

Файзуллина Айгуль Гинатулловна, преподаватель Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО К(П)ФУ, Инженерно-экономический колледж

Что делаем?

(Цель проекта, задачи, предполагаемый результат)

Цель проекта: предусмотреть возможность сдачи итоговой работы (отчетов) по результатам практики в электронном  формате с использованием электронной подписи при оформлении документов практики через платформы онлайн обучения или, возможно, через социальные сети без необходимости посещения головного офиса.

Задачи проекта:

  1. Согласовать положение о возможность сдачи итоговой работы (отчетов) по результатам практики в электронном  формате с использованием электронной подписи при оформлении документов практики через платформы онлайн обучения или, возможно, через социальные сети без необходимости посещения головного офиса;
  2. Разработать и согласовать положение по использованию электронной подписи при оформлении документации по практической подготовке обучающихся;
  3. Предусмотреть наличие электронной подписи  у  сторон участвующих в процессе организации и прохождения практик;
  4. Подготовить рекомендации по использованию электронной подписи при оформлении документов практики через платформы онлайн обучения или, возможно, через социальные сети

Результат:

документы по результатам организации и прохождения практики в электронном формате (удобство оформления и сдачи документов по результатам организации и прохождения практик)

Для кого делаем?

(Целевая аудитория потребителя)

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного  аппарата (можно адаптировать для  групп с любыми формами ограничений)

Чем определена актуальность продукта?

(Нормативно-правовые акты)

Федеральный уровень:

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями);

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями и дополнениями);

Приказ Минтруда России от 19.11.2013 N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности";

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 №515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 февраля 2018г. №46 «Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций»;

ФГОС СПО для укрупненной группы специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника»;

Национальный стандарт Российской Федерации реабилитация инвалидов «Рабочее место для инвалида с поражением опорно-двигательного аппарата» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2017г. N1777-ст);

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ РИСО 9999-2014 «Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 сентября 2014г. №1177-ст.).

Региональный уровень:

Закон Республики Татарстан от 24 июля 2006 года № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите»;

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2011 No786 долгосрочная целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда»;

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.05.2007 № 170 «Об утверждении Положения о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов у работодателей, осуществляющих деятельность  на территории Республики Татарстан»;

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2007 № 194 «Об утверждении  Порядка  резервирования рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, у работодателей, расположенных на территории Республики Татарстан».

Локальные нормативные акты:

Приказ "Об утверждении состава должностных лиц КФУ, имеющих право на использование электронной цифровой подписи" от 11.06.2020 г. № 01-03/491;

Приказ "О должностных лицах КФУ, имеющих право на использование электронной цифровой подписи в системе электронного документооборота" от 28.07.2020 № 01-03/613;

Положение об организации проведения практики обучающихся федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»; 

Положение об условиях обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в  федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

В какие сроки делаем?

(План с датами по результатам работы)

Ориентировочные сроки реализации проекта 2021-2022 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с ограниченными возможностями здоровьяНекрасов Антон СергеевичМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя обще...

Статья "Организация трудовой практики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не мог...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не мог...

Организация предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ЦПМПК

Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Основная задача инклюзивного образования-создание систе...