Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Некрасов Антон Сергеевич
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50, г. Томск
На сегодняшний день все острее становится проблема тенденции роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощь личностному становлению учащихся – задача каждой российской школы, где есть место каждому ребёнку, независимо от его индивидуально-психологических особенностей, способностей, стартовых возможностей и склонностей.
Можно отметить, что проектно-исследовательская деятельность – это необходимый и идеальный инструмент достижения важной цели – самоопределения детей с ОВЗ, их социальная адаптация.
Важной особенностью учеников с ограниченными возможностями здоровья, является высокий уровень учебной мотивации, высокий уровень познавательной активности, желание быть среди своих сверстников и чувствовать себя на равных. Главная задача педагога – поддерживать и ненавязчиво помогать, создавая ситуацию успеха. Благодаря ответственной работе и заботе, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг, и достигают немалых побед.
Учителю необходимо понять, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но и не стоит забывать, что они не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных, которые общество принимает и учитывает.
Для детей с ОВЗ полезным будет создание исследовательских разноуровневых микрогруппы, где они дополнительно могут получить положительный опыт переживания, преодоления себя, разрешения сложных социальных ситуаций без эмоционального перенапряжения.
Реально заниматься исследовательской деятельностью детям с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата проблематично. Важным моментом в работе с особенными детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При сопровождении исследовательской деятельности необходимо создать атмосферу доверия, в которой ученики смогут свободно высказывать и аргументировать свое мнение.
Важные моменты в работе с детьми с ОВЗ:
· Необходимо создание условий, в которых ученики с ОВЗ будут чувствовать себя равноправными, независимыми, значимыми;
· Диалогичность обучения, требует исключения критических оценок, навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода;
· При планировании урока-исследования необходимо учитывать быструю утомляемость детей с особенностями;
· Важна рефлексия педагога по отношению к возможным неудачам на первых шагах работы с детьми с ОВЗ;
· Необходимо уважать в учениках индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым менять что-то в себе;
· Оказывать помощь надо незаметно, создавая видимость того, что учащийся может достичь успеха самостоятельно. Подвести его к тому, чтобы он сам поверил в свои силы;
· Необходимо следить за состоянием здоровья ребенка, его самочувствием;
· Целесообразно использовать интеллектуальный и творческий потенциал родителей.
Грамотная работа педагога поможет создать условия для реализации возможностей детей с особыми потребностями, обеспечить успех во взрослой жизни, а также даст реальное право выбора, предоставит возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.
Стоит отметить, что важно уделять особое внимание смысловой стороне исследовательской деятельности обучающихся. Для детей с ОВЗ важна не «игра в науку», а пошаговое развитие личности в сторону созидания на земле.
Очень важно, чтобы эта работа начиналась в раннем детстве, ведь не случайно в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» отмечено, что содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Литература
1. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Н.М. Назаровой. Т. 3: Педагогические системы специального образования. М.: Изд. Центр «Академия», 2008.
2. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография / Мн.: НИО, 2003.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekrasovas.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Некрасов Антон Сергеевич
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50, г. Томск
AntonS_Nekrasov@mail.ru
На сегодняшний день все острее становится проблема тенденции роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощь личностному становлению учащихся – задача каждой российской школы, где есть место каждому ребёнку, независимо от его индивидуально-психологических особенностей, способностей, стартовых возможностей и склонностей.
Можно отметить, что проектно-исследовательская деятельность – это необходимый и идеальный инструмент достижения важной цели – самоопределения детей с ОВЗ, их социальная адаптация.
Важной особенностью учеников с ограниченными возможностями здоровья, является высокий уровень учебной мотивации, высокий уровень познавательной активности, желание быть среди своих сверстников и чувствовать себя на равных. Главная задача педагога – поддерживать и ненавязчиво помогать, создавая ситуацию успеха. Благодаря ответственной работе и заботе, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг, и достигают немалых побед.
Учителю необходимо понять, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но и не стоит забывать, что они не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных, которые общество принимает и учитывает.
Для детей с ОВЗ полезным будет создание исследовательских разноуровневых микрогруппы, где они дополнительно могут получить положительный опыт переживания, преодоления себя, разрешения сложных социальных ситуаций без эмоционального перенапряжения.
Реально заниматься исследовательской деятельностью детям с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата проблематично. Важным моментом в работе с особенными детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При сопровождении исследовательской деятельности необходимо создать атмосферу доверия, в которой ученики смогут свободно высказывать и аргументировать свое мнение.
Важные моменты в работе с детьми с ОВЗ:
- Необходимо создание условий, в которых ученики с ОВЗ будут чувствовать себя равноправными, независимыми, значимыми;
- Диалогичность обучения, требует исключения критических оценок, навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода;
- При планировании урока-исследования необходимо учитывать быструю утомляемость детей с особенностями;
- Важна рефлексия педагога по отношению к возможным неудачам на первых шагах работы с детьми с ОВЗ;
- Необходимо уважать в учениках индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым менять что-то в себе;
- Оказывать помощь надо незаметно, создавая видимость того, что учащийся может достичь успеха самостоятельно. Подвести его к тому, чтобы он сам поверил в свои силы;
- Необходимо следить за состоянием здоровья ребенка, его самочувствием;
- Целесообразно использовать интеллектуальный и творческий потенциал родителей.
Грамотная работа педагога поможет создать условия для реализации возможностей детей с особыми потребностями, обеспечить успех во взрослой жизни, а также даст реальное право выбора, предоставит возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.
Стоит отметить, что важно уделять особое внимание смысловой стороне исследовательской деятельности обучающихся. Для детей с ОВЗ важна не «игра в науку», а пошаговое развитие личности в сторону созидания на земле.
Очень важно, чтобы эта работа начиналась в раннем детстве, ведь не случайно в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» отмечено, что содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Литература
- Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Н.М. Назаровой. Т. 3: Педагогические системы специального образования. М.: Изд. Центр «Академия», 2008.
- Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография / Мн.: НИО, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы на коррекционных часах....
Организация пикника для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение пикника на природе способно принести массу положительных впечатлений от окружающей природы и общения детей друг с другом за пределами школы. Особенно это важно для детей с ограниченными воз...
Система организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных неотъемлемых условий...
Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.
Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизац...
Презентация ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Презентация была подготовлена к конференции "Актуальные вопросы психолого-медико-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ"...
Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация интегрированного образования ребенка с ОВЗ педагогами, не прошедшими специальной переподготовки и не обладающими соответствующими компетенциями, приведет к отрицательным результатам: экспер...