Консультация «Медицинское сопровождение в работе логопеда»
консультация
Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного воздействия на весь синдром в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konultats._med._.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Медицинское сопровождение в работе логопеда»
Положительный результат сохранения и укрепления здоровья дошкольников возможен при условии совместной работы сотрудников ДОУ и их родителей, понимании значимости и важности всех форм проводимой оздоровительной работы с детьми.
Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При подозрении на отставание в речевом развитии ребенка именно родители должны начать бить тревогу и обратиться за помощью к специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет оптимального подхода к ребенку, и никто так остро не заинтересован в конечном результате.
Дети в группе имеют логопедическое заключение ОНР (общее недоразвитие речи). По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна. Встречаются:
- неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
- осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
- грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).
Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного воздействия на весь синдром в целом.
Прежде всего, дети с речевыми нарушениями должны наблюдаться врачом-неврологом. Он:
- выявляет выраженную или рассеянную неврологическую симптоматику (например, ММД, СДВГ и т. д.);
- выявляет невротическую симптоматику (эмоциональнальная чувствительность, плаксивость, негативизм, нервность, беспокойство, онанизм, дневной или ночной энурез);
- диагностирует речевую патологию в клиническом аспекте дефекта (дизартрия, алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия);
- назначает комплексное лечение для преодоления выявленных неврологических патологий (седативная терапия, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, и др.)
Также, у всех детей в группе выявлена дизартрия — нарушение иннервации мышц речевого аппарата.
При дизартрии невозможно ограничиться только педагогической или только медикаментозной помощью. Лечение данной патологии должно одновременно идти по двум направлениям: занятия с логопедом и помощь специалиста-психоневролога.
Лишь в этом случае возможна компенсация дефекта. При этом успех достигается не сразу: потребуется не один месяц или даже год целенаправленных усилий для того, чтобы частично или полностью исправить данное речевое нарушение. В серьезных случаях детям-дизартрикам рекомендуется обучение и воспитание в специальных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Медицинская помощь ребенку с дизартрией заключается в следующем: своевременной и верной постановке диагноза неврологом с последующей разработкой алгоритма лечения; физиотерапевтическом лечении: иглорефлексотерапии, термоаппликациях, ЛФК; медикаментозном лечении с помощью специальных препаратов.
Одной из составляющих комплексного преодоления дефекта является лечебный массаж, выполняемый по назначению врача согласно диагнозам. При дизартрии, ринолалии, алалии, заикании выполняется массаж артикуляционной зоны. В зависимости от тяжести заболевания и рекомендаций логопеда, проводятся два вида массажа: укрепляющий и расслабляющий.
Клинико-физиологические аспекты заболеваний определяются локализацией и тяжестью поражения отдельных участков коры головного мозга, часто сочетающихся с двигательными нарушениями. В связи с этим возникает необходимость проведения массажа воротниковой зоны, верхних и нижних конечностей (мелкая моторика), паравертебральной зоны позвоночника, массаж пояснично-крестцового отдела и области мочевого пузыря (при энурезах).
Лечение проводится курсами в весеннее-осенний период.
С каждым годом все больше выявляется детей с таким заболеванием, как алалия. Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.
Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях. Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, с назначением специальных витаминных комплексов, питающих головной мозг, направленных на стимуляцию созревания мозговых структур. При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).
Наряду с лекарственными препаратами существует множество не медикаментозных средств воздействия на человеческий организм. Лечебные возможности физиотерапии очень велики, они оказывают многообразное воздействие на организм ребенка. В результате их применения исчезают болевые синдромы, нормализуется секреторная и моторная функции органов, уменьшается активность воспалительных процессов, улучшается трофика органов и тканей, усиливаются репоративные процессы.
В целом они оказывают мощное действие, способствуют мобилизации сил организма.
Назначают логопедический массаж, который стимулирует зоны, отвечающие за произношение звуков, что дает значительный результаты в комплексе с работой логопеда. Относительно новым способом лечения алалии является микротоковая рефлексотерапия, суть которой сводится к воздействию на определенные зоны головного мозга электрических импульсов. Процедура практически безболезненная и разрешена для проведения детям с шести месяцев.
Физиолечение проводится с учетом тяжести заболевания, сопутствующих заболеваний и с учетом индивидуального направления от специалистов.
Разработаны методики комплексного лечения при дизартрии, заикании, алалии и общем недоразвитии речи:
- при остаточных явлениях различных органических поражений электрофорез с йодистым калием;
- при повышенной возбудимости и явлениях раздражительной слабости — успокаивающая терапия (электрофорез по Щербаку, или Вермелю);
- при логоневрозах и других невротических расстройствах высокоэффективен электросон;
- электростимуляция правого диафрагмального нерва полезна при дыхательных судорогах;
- электрофорез с платифиллином на оральную мускулатуру;
- при артикуляционных судорогах на жевательную.
Иными словами, существует множество физиопроцедур, оказывающих положительное влияние на психоречевое развитие ребенка. И самое главное условие для эффективного лечения это правильно поставленный диагноз.
Не обойтись и без наблюдения еще одного врача. Своевременное выявление и лечение врожденных аномалий челюстно-лицевой области и нарушений прикуса необходимы для правильного роста и развития челюстей, органов полости рта, функции речи – это основная задача врача-стоматолога (ортодонта). Помимо подрезания укороченной подъязычной связки (препятствием для постановки звуков, ограничивающем подъем языка), в круг его деятельности входят:
- выявление, санация и направление на хирургическую операцию в РОКБ, а также наблюдение в постоперационный период детей с врожденными расщелинами твердого неба и верхней губы ;
- выявление детей с аномалиями прикусов, их санация и направление к врачу-ортодонту; проведение этапного наблюдения, коррекция протезов и ортодонтических аппаратов;
- диспансеризация детей с множественным кариесом, воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области, заболеваниями пародонта и слизистой оболочки полости рта.
Может потребоваться консультация и лечение у врача-отоларинголога, так как часто встречаются полипы, аденоиды, искривления носовой перегородки и т. п. - дефекты , влияющие на общее звучание речи (гнусавость, носовой оттенок). Кроме того, этот дефект может присутствовать и при внешнем здоровье ребенка.
Медицинское сопровождение - это неотъемлимая часть коррекционного процесса. Оно направленно на:
- повышение эффективности педагогических приёмов коррекционно-развивающей работы;
- выявление и изменение неблагоприятных компонентов;
- оптимизацию физического развития , что позитивно сказывается на самочувствии, эмоциональном статусе и, в конечном счёте на результативности оздоровительного процесса.
Только совместная работа врачей и учителя-логопеда позволит рано выявлять отклонения от нормы в состоянии здоровья детей, врождённые и приобретённые заболевания, сказывающиеся на развитии речи или способствующие возникновению речевой патологии, а также наиболее эффективно устранить или компенсировать дефекты развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Родители и логопед - партнеры"
Совместная работа логопеда, узких медицинских специалистов и родителей ребенка поможет выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу....
Консультация "Чем отличается дефектолог от логопеда?"
Консультация для заинтересованных родителей...
14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"
Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...
Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР"
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным....
Программно-методическое сопровождение - ПЛАН работы учителя-логопеда 2019-2020 уч. год
План работы учителя-логопеда...
Программно-методическое сопровождение "План работы учителя-логопеда на 2020-2021 уч.г"
План работы учителя-логопеда...
Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"...