Статья на тему: специфика реализации наглядно-практического подхода в обучении естествоведческим дисциплинам детей с умственной отсталостью
статья
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
Специфика реализации наглядно-практического подхода в обучении естествоведческим дисциплинам детей с умственной отсталостью
Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Существует две группы принципов:
- Дидактические:
- Принципы коррекционной направленности;
- Принцип развивающего и воспитывающего характера;
- Принцип наглядности;
- Принцип связи обучения с жизнью;
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
- Принцип научности;
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип прочности знаний, умений и навыков.
- Методические:
- Краеведческий принцип;
- Календарный принцип изучения материала;
- Принцип педоцентризма;
- Принцип полисенсорного изучения окружающей действительности;
- Принцип политехногенного изучения объектов;
- Принцип погружения в тематику;
- Принцип единства и взаимосвязи природной и социальной составляющих окружающей действительности;
- Принцип предметно-практической опоры в обучении естествознанию.
Все принципы объединены общей идеей природосообразности.
Форма организации процесса обучения – занятие – систематическое взаимодействие постоянного состава учащихся с учителем по усвоению определенного учебного предмета, направленное на реализацию задач обучения и имеющее четкую структуру и ограничения по времени (40 минут).
Классификация форм организации процесса обучения:
- Урочные: уроки (предметные, глобальные, интегрированные и т. д.), экскурсии (очные, заочные), лабораторные, практические (уроки-практикумы, творческие мастерские и т. д.), игры, проекты.
- Внеурочные: коррекционные занятия, внеурочные занятия (праздники, спектакли и т. д.)
Средства обучения - все материалы, которыми пользуется педагог при осуществлении процесса обучения.
Существуют такие средства обучения, как:
- Традиционные;
- Технические средства обучения;
- Электронные;
- Вербальные (учебники, тетради, диафильмы и др. пособия);
- Визуальные (натуральные объекты, модели, макеты, изобразительная наглядность, таблицы, схемы);
- Мультимедийные (фильмы, электронные образовательные ресурсы).
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. (Ю. К. Бабанский)
Классификация методов обучения естествознанию:
- Словесные (беседа, рассказ и т. д.);
- Наглядные;
- Самостоятельная работа;
- Практические;
- Игровые.
Наглядные и практические методы широко используются на уроках естествознания в коррекционной школе. На начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии использование этих методов эффективнее воздействует на формирование сенсомоторной основы представлений и понятий об окружающем мире. Методы словесной передачи учебной информации выступают как дополнительные.
К наглядным методам относится демонстрация натуральных объектов, демонстрация опытов, демонстрация изображений или объектов, или явлений. Наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль заключается в том, чтобы обеспечить всестороннее образное восприятие, дать опору для мышления.
Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объектов позволяет формировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте, облегчает формирование представлений об объектах и явлениях природы, которые по разным причинам не могут быть изучены в самой природе, создает возможности непосредственных контактов ребенка с живой природой. Изучение натуральных наглядных пособий полезно сочетать с изобразительной наглядностью, с работой по тексту учебника. По изобразительным наглядным пособиям можно изучать процессы, протекающие в природе. Вместе с тем применение этого метода не всегда позволяет формировать точные правильные представления об изучаемых объектах, явлениях. В изображениях нередко упускаются какие-то детали, например в схеме развития растения из семени упущены значительные периоды из естественного хода развития растения. В ряде случаев невозможно передать точные размеры объектов, например изобразить крупных животных в их натуральную величину; изобразить весь объект целиком, например природные зоны, природные ландшафты и т. п. Поэтому в изобразительных наглядных пособиях приходится использовать дополнительные приемы, чтобы добиться в максимально возможной степени формирования точных, полных знаний.
Практические методы обучения в естествознании основаны на практической деятельности учащихся. Они способствуют формированию практических умений и навыков. В изучении естествоведческих дисциплин к практическим методам относится наблюдение, распознавание и определение признаков, моделирование и эксперимент или опыт. Так же можно выделить разновидности практических работ, например с географической картой. Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности учеников. Практические методы преподавания имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать важные принципы дидактики — деятельностный подход и гуманизация процесса обучения. Практические методы развивают интерес к учению, формируют творческие способности детей, активизируют теоретическую и практическую познавательную деятельность учащихся, развивая их мышление, практические умения и навыки, навыки учебного труда.
Наглядно-практическая основа обучения естествоведческим дисциплинам – формирование наблюдательности, интереса к окружающему, «рельефности» и «предметности» образов.
Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии....
Статья "Специфика организации коррекционных курсов в школе для детей с умственной отсталостью"
Рсчитана для детей с умственной отсталостью...
Деятельностный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС.
В статье приводятся практические методы и приемы по обучению детей с умственной отсталостью (вариант 2)....
Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС
Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...
Доклад на тему " Методические приёмы обучения грамотному письму детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра на уроках русского языка"
Доклад был представлен на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ...ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ"...
Индивидуальный и дифференцированный подход, применяемый на уроках географии при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
В обучении географии в специальной (коррекционной) школе осуществляется дифференцированный подход к учащимся с интеллектуальными нарушениями, учитывая их разные познавательные возможности по освоению ...
Дифференцированный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования....