Презентация на тему: "Использование мнемотаблиц в коррекции связной речи". Мастер - класс
презентация урока для интерактивной доски
Масрер - класс предназначен для логопедов, учителей, родителей. Цель технологии: познакомить с методом знакового письмана (перекодированию информации из абстрактных символов в образы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotablits_v_korrektsii_svyaznoy_rechi.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и современных технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Все большее внимание уделяется психологически ориентированному обучению , когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе работы с ребёнком учитывается не только структура дефекта, но и его психологические особенности, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий.
Актуальность использования мнемотаблиц , способствующих эффективному развитию связной речи и ВПФ у детей с ОВЗ, заключается в наглядном моделировании на коррекционно – развивающих занятиях Вызывают интерес и помогают решить проблему быстрой утомляемости; Облегчает и ускоряет процесс запоминания и припоминания усвоенного материала; Учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания и умения.
Цель технологии: Научить приемам запоминания и припоминания (перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы.) Развивать связную речь, память, внимание, логическое и ассоциативное мышление путем образования дополнительных ассоциаций.
Задачи технологии: 1. Способствовать развитию связной речи и основных психических процессов 2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) 3. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, используя средства технологии. 4. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать и выполнять инструкции.
5. Способствовать развитию творческих способностей, умению самим составлять мнемотаблицы и воспроизводить их. 7. Способствовать развитию мелкой моторики. 8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. 9. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира.
Мнемотаблица (в переводе с греческого– «искусство запоминания») – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблица – система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотаблица основана на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Отличительные особенности: Имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование Приемы запоминания индивидуализированы Использование образных кодов, обеспечивающих быстрое запоминание Система контроля навыка запоминания
Подходы в работе с мнемотаблицами : 1. Системный – использование в системе обучения и воспитания; 2. Личностный – учет возможностей и потребностей каждого ребенка; 3. Деятельностный – развитие происходит в деятельности, чтение (воспроизведение) мнемотаблиц ; 4. Комплексный – решение коррекционно – развивающих задач, обеспечивающих социально – личностное, коммуникативное, речевое, моторное и эмоциональное развитие ребенка, взаимодействие специалистов – участников образовательного процесса.
Принципы мнемотехники: Принцип развивающего обучения – главной целью обучения является развитие ребенка; Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики; Принцип формирования функциональной системы в обход пострадавшего звена – восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, опора на сохранные звенья с учетом зрительного анализатора.
Структура мнемотехники 1. Мнемоквадраты 2. Мнемодорожки 3. Мнемотаблица
Требования к мнемотаблицам : Четко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту; Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней; Создание ситуации, при которой бы дети чувствовали необходимость создания мнемотаблиц; Не использовать без необходимости, когда свойства и связи лежат на поверхности.
этапы работы с мнемотаблицей Первый этап – чтение произведения (стих, сказка, рассказ,загадка). Второй этап – рассматривание таблицы. Производится разбор того, что обозначают изображённые на таблице картинки и символы. Третий этап – перекодирование информации. Осуществляется преобразование из абстрактных символов. Четвёртый этап – воспроизведение с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания. Пятый этап – графическая зарисовка мнемотаблицы. На более позднем этапе дети могут воспроизводить мнемотаблицу в своих тетрадях.
Мнемотаблицы используются в работе при составлении рассказов о временах года, сезонных явлениях природы. «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». При этом дети пользуются условными обозначениями, характерными для каждого времени года. Например: дождь –, снег –, солнце –, дерево – . Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу о весне, осени, зиме и рассказ о них. Эта таблица – ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «В» символизирует весну и признаки, которые характерны для этого времени года.
Последовательность обучения детей приемам составления мнемотаблиц : 1 этап Цель: научить «читать» мнемотаблицу . Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы. Рассмотрение готовой мнемотаблицы , составление по содержанию информации, расшифровка символов, декодирование информации. Пересказ информации учениками с опорой на таблицу, с помощью и без помощи логопеда. Графическая зарисовка мнемотаблиц по желанию детей.
2 этап Цель : познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях. Сообщение темы; Рассмотрение общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщенное понятие (птицы, овощи, времена года и т.п.) Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (медведь, машинка, ромашка и т.п.) под руководством логопеда с использованием наводящих вопросов: Что обозначает этот знак? Что мы можем о нем рассказать? Как мы это изобразим? Отгадывание загадок – мнемотаблиц, составленных логопедом, с опорой на общие схемы (о ком? или о чем? идет речь).
3 этап Цель: научить самостоятельно кодировать полученную информацию. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих свойство кодируемого объекта. Самостоятельное придумывание мнемотаблиц по пройденному материалу. 4 этап Цель: отрабатывать навыки кодирования в разных видах деятельности . Моделирование включается в основную часть занятия, как средство активации детей и в заключительную, как средство воспроизведения полученных знаний.
Использование мнемотаблиц в течение ряда лет обеспечивает следующие результаты в работе с детьми: с помощью условных обозначений на мнемодорожках и мнемотаблицах расширяются знания о характерных особенностях не только времен года, но предметов и явлений окружающего мира; развивается умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий; формируется артикуляционный праксис ; развиваются психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление); значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаков; воспитывается у детей любовь к окружающему миру.
Применение мнемотаблиц на коррекционно – развивающих занятиях способствует формированию БУД: Познавательные уметь применять полученные знания в жизни, пользоваться наглядными схемами, моделями; выстраивать логическую цепочку рассуждений, понимать конкретные и обобщающие слова; анализировать и обобщать с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, строить рассуждение. Регулятивные работать по предложенному плану и проговаривать последовательность действий; принимать учебную задачу. Личностные ориентироваться в своей системе знаний; оценивать свои результаты.
Использование мнемотехники Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется, — запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, — забывается. Данная технология занимает особое место в обучении детей рассказыванию, что заметно облегчает детям овладеть связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Стих об осени
Рассказ об осени
Отгадывание загадок
Разучивание скороговорок
Составление описательного рассказа об игрушке
Составление описательного рассказа
Переход от мнемодорожек к мнемотаблицам
Практическое задание Составьте зарисовку на загадку: Без рук, без топорёнка , построена избёнка. Составьте зарисовку на стих: В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.
Итак, данная технология способствует коррекции и развитию связной речи у детей с ОВЗ, формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Интегрированный подход к коррекции связной речи младших школьников на логопедических занятиях"
Проект по системе работы с учащимися начальных классов по развитию связной речи....
Презентация по теме:"Использование "картинок" на уроках русского языка в 5 классе"
Мною предложен дидактический материал, использование которого на уроках русского языка разнообразно.Это могут быть словарные диктанты по определённой орфограмме,конструирование предложений и текста,лю...
Презентация по теме "Использование проектного метода при изучении химии в 8 классе"
Презентация посвящена использованию проектного метода при изучении темы "Определение среды растворов"....
Статья по коррекции связной речи учащихся с ОНР
в статье раскрываюся приёмы работы по развитию связной речи...
Статья на тему "Использование пересказа как средства формирования связной речи в педагогической практике с обучающимися, имеющими нарушение слуха"
Обобщение педагогического опыта работы по формированию связной устной речи с данной категорией детей...
Нетрадиционные методы коррекции связной речи в работе логопеда.
Нетрадиционные методы работы по развитию связной речи в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эффект применения не...
выступление в рамках творческой группы по теме "Использование опорных карт для развития связной речи с нарушениями интеллекта"
В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта находится глубокое недоразвитие речи. Одним из пособий является использование опорных карт для развития речи де...