Подборка методик по выявлению оптической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы
учебно-методический материал

Давыдова Анжелика Владимировна

В документе представлены различные методики для выявления оптической дисграфии. Авторы методик: О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Методика №1 «Домик»  (автор О.В. Елецкая )

Цель: Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия.

Инструкция:  Логопед предъявляет детям рисунок с изображением дома и предлагает на отдельном листе бумаги как можно точнее его воспроизвести. После того, как ученики закончат работу, логопед задаёт вопрос: «Всё ли получилось правильно?»  При наличии неточностей или ошибок на рисунке ученику предоставляется возможность их исправить.

Оценка результатов:  Точное воспроизведение оценивается в 0 баллов; за каждую допущенную ошибку  начисляется  1 балл.

Методика №2 «Графический диктант» (автор Н.Ю. Горбачевская )

Цель:  Изучение особенностей развития произвольной сферы ребёнка, а также возможностей перцептивной и моторной организации действий в пространстве.

Материал состоит из четырёх диктантов.

Диктант №1 (тренировочный)

Инструкция   «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вверх. Не отрывайте карандаша  от бумаги, теперь продолжите линию на одну клеточку направо. Затем одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх, одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.»

Диктант №2

Инструкция  «Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Диктант №3

Инструкция  «Внимание!  Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо, две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх,  одна направо, две клетки вниз.  Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Диктант №4

Инструкция  «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

На  самостоятельное выполнение каждого узора каждого узора дается 1,5 – 2 минуты. Общее  время выполнение заданий  обычно составляет около 15 минут.

Оценка результатов:  безошибочное воспроизведение – 0 баллов;

за каждую допущенную ошибку  начисляется  1 балл: не может самостоятельно закончить узор, путает направление,  действует без опоры на клетки тетрадного листа, ошибается при подсчете  клеток.

Методика №3 «Пробы Хеда»

Цель: Изучение состояния пространственных  представлений.

Предлагается два варианта: наглядный и речевой.

Наглядный вариант

Инструкция:  Ребёнка просят воспроизвести  движения, выполняемые  сидящим напротив логопедом:  коснуться правой рукой левого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д.  выполнение заданий требует мысленной пространственной  переориентации, чтобы преодолеть тенденцию к зеркальному  воспроизведению.

Оценка результатов:  Ошибки в воспроизведении могут интерпретироваться и как результат  снижения психической активности.

Речевой вариант

Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу, возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Оценка результатов:  Учитывается, выполнены ли оба задания, выполнена только простая ориентировка или не выполнено ни одного задания.

Методика №4  Исследование усвоения зрительных образов букв.

Данные исследования мы предлагаем провести на дидактическом материале предложенный автором  З.Е. Агранович [2]  (см. приложение 15).

Цель: Исследовать состояние освоенности зрительных образов букв.

Инструкция. Ребёнка просят определить «зашумленные» буквы; узнать недописанные буквы, дописать их; найти среди неправильно написанных (зеркальных) букв правильную; демонстрация букв в разном положении.

Оценка результатов:  Чтобы провести качественный и количественный анализ результатов, мы сочли нужным за каждый правильный ответ давать 0 баллов, за каждую ошибку или незнание ребёнком ответа – по 1 баллу.

Методика №5 Диктант

Цель: выявить в письме учащихся 2 «а» и «б» классов наличие ошибок оптического характера.

Инструкция. Диктант дается детям в соответствии с программными требованиями по русскому языку.

Оценка результатов:

 За каждые 1-2 ошибки оптического характера - 0 балла  

 3-6 ошибок – 1 балл

 7-10 ошибок – 2 балла

 11 и более – 3 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика планирования и проведения инновационных уроков в общеобразовательной школе

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Актуальной целью становится создание личностного потенц...

Методики по выявлению и развитию способностей учащихся

Работа по выявлению способностей и одаренности детей строится на диагностике, мониторинге и анкетировании.Применяю методикиА. И. Савенкова («Карта одаренности», «Интеллектуальный пор...

Открытое фронтальное занятие по предупреждению оптической дисграфии у учащихся с ЗПР(1 класс) «Дифференциация букв на письме И-У»

2019-2020 учебный год - Открытое фронтальное занятие по предупреждению  оптической дисграфии у учащихся с ЗПР(1 класс) «Дифференциация букв на письме И-У»...

Методика подготовки учащихся общеобразовательной школы к выполнению заданий устной части единого государственного экзамена по английскому языку

В современной методике все чаще можно встретить требования, то преподаватели должны использовать интерактивные формы обучения. Чтобы акцентировать внимание учащихся не на языковой форме высказывания, ...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...

Выявление и развитие способностей учащихся общеобразовательных учреждений

Выявление и развитие способностей учащихся общеобразовательных учреждений...