Выявление и развитие способностей учащихся общеобразовательных учреждений
материал

Самойлова Инга Михайловна

Выявление и развитие способностей учащихся общеобразовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей учащихся общеобразовательных учреждений

Работа с обучающимися ведется мной по нескольким направлениям:

1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания  (изучение индивидуальных особенностей учащихся; выделение «способных» детей в каждом классном коллективе; составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания; постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий);

2. Метод проектов;

3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, привлечение к деятельности школьного музея, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам);

4. Применение инновационных технологий в преподавании истории и обществознании (информационно-коммуникационные технологии);

5.Проблемное обучение.

Педагогические методики:  Метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.

      Показатели результативности: способность к рефлексии  и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.                                                                          

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:                                                                 наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов.                                                                                                                                          Диагностический инструментарий:                                                                                            

 1. Уровень усвоения большого объема информации.

2. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).

3. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация).

4.  Развитие элементов критического мышления.

Диагностики:  

  1. Методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения истории и обществознания.
  2. Методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено.
  3. Методика «Мой личностный рост С.С. Кункевича.

Социально-психологическая адаптация учащихся при переходе в среднее звено. Методика  Александровской Э.М.

Способы выявления у учащихся

способностей к научной (интеллектуальной),

творческой деятельности

Способы развития у учащихся

способностей к научной

(интеллектуальной), творческой деятельности

Работа по выявлению способностей

выстраивается с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов деятельности (работ

учащихся);

-методика для диагностики учебной

мотивации школьников

- учета желаний родителей;

- наблюдение за проектной деятельностью

учащихся и анализ продуктов деятельности.

Работа по развитию способностей

выстраивается с помощью:

- применение индивидуального подхода в

работе с одаренными учащимися на уроках и

 во внеурочное время с учетом возрастных

 способностей детей и созданием условий в

 активную познавательную деятельность

 учащихся;

- включаются в образовательный процесс

выше перечисленные образовательные

технологии;

- проведение родительских собраний

«Одаренный ребенок»;

- формируются навыки исследовательской,

 проектной деятельности  

Для определения к научной деятельности

применяю методики:

- «Оценка общей одаренности»;

- «Карта одаренности»;

- анкетирование «Интерес к предмету

«История»; выявление творческих

 способностей через анализ результативной

 деятельности учащегося.

Дополнительные задания для одаренных

детей усложненного уровня.

Дифференцированная домашняя работа.

Факультативный курс «Школьный музей

 «Поиск»».

Проведение интеллектуальных игр.

Выявление интеллектуальных способностей:

- диагностика способностей к обучению

(тесты «Оценка уровня школьной мотивации

 по методике Н.Г. Лускановой);

- интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ,

тестов в течение учебного года

Педагогическое наблюдение (используются

методики мозгового штурма, игровые

методики, КТД)

Участие в олимпиадах и конкурсах разных

 уровней.

Поведение предметных недель.

Используется познавательная деятельность в

группе, команде, сотрудничество при

решении учебных задач. Наблюдение за

внеурочной деятельностью обучающихся

(творческие работы, проекты,

исследовательские работы и т д)

Участие в творческих конкурсах, смотрах,

интеллектуальных играх и других

 мероприятиях, где используется

деятельность в команде, группе

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности.

1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;

2- развитие способностей: проведение факультативных курсов, кружков и др. Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.

Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся.

        Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика

разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы

учащихся М.В.Матюхиной.

Проводится три серии испытаний.

Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из

суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют

очень большое значение для учения.

Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны,

по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны

особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал :

1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.Хочу окончить школу и учиться дальше.

4.Хочу быть культурным и развитым человеком.

5.Хочу получать хорошие отметки.

6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9.Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.Не хочу получать плохие отметки.

13.Люблю узнавать новое.

14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15.Люблю думать, рассуждать на уроке.

16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19.Люблю решать задачи разными способами.

20.Люблю все новое и необычное.

21.Хочу учиться только на «4» и «5».

22.Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключи к тесту. Мотивы:

-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

-благополучия: 5 - 6;

-аффилиации: 7 -8;

-престижа: 9 - 10;

-избегания неудачи: 11 - 12;

-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

-коммуникативные: 17 - 18;

-творческой __________самореализации: 19 - 20;

-достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи

совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые

ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии

программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии...