Статья на тему: «Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ »
статья
Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с глубокими нарушениями интеллекта имеет большое значение в воспитании и обучении указанной категории. Такие технологии, как аква-, пескотерапия, нетрадиционные техники рисования, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия и др. приносят положительные результаты в развитии, коррекции и социализации детей с проблемами в развитии. Ребенок развивается, осваивая окружающий мир, чем ярче и четче возникают в душе ребенка ощущения от тех или иных событий и предметов, тем более глубокий след оставляют они в памяти и сознании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedorova_li_stati_korrektsionnaya_napravlennost_art-terapii.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Применение арт-терапии
в коррекционной работе с детьми с ОВЗ »
Занятия в песочнице являются очень полезными для детей. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание; учат предметному манипулированию и переносу приобретённых навыков в повседневную жизнь; а также соотнесению речи с предметными действиями.
Коррекционные игры с водой и песком позволяют:
- Совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ориентацию в пространстве.
- Развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность.
- Стимулировать интерес к занятиям. Дети, не отвлекаясь, могут выдерживать 15-20 минут занятий.
- Развивать речь.
- Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности.
- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
- Формировать представления об окружающем мире, «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации.
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние.
Применение арт-терапии способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, учатся работать кистью, карандашом. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображение с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т.п.
На занятиях с использованием арт-терапии изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, детям предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, на изображённый предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель и т.д.)
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твёрдость, вязкость, Ознакомлению с новыми цветами помогает игра с цветом. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.
Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Происходит обогащение словарного запаса. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками, рисование по клейстеру. Эти и другие техники требуют точности и быстроты движений, терпения, аккуратности, внимания. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их желания, интерес. Например, в коллективной работе можно использовать различные техники изображения, которые позволяют учесть индивидуальные возможности детей (от рисования ладонями до более сложной техники). Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы сближает, у них развиваются навыки культуры общения, происходит усвоение норм поведения.
В реабилитации детей с проблемами в развитии особую роль играет проведение общезначимых праздников. В результате длительной кропотливой работы наблюдается устойчивая положительная динамика в развитии детей: достаточно легко чувствуют себя в присутствии большого количества людей (в том числе незнакомых), учатся культуре поведения в общественных местах, элементарным навыкам взаимодействия с людьми, развиваются коммуникативные навыки, речь, общая координация движений, творческие и артистические способности и т.д.
Глава 4. Оценка результатов деятельности по применению нетрадиционных технологий.
Арт-терапия стала применяться в работе с детьми в ДИ №5 достаточно давно, с 2000 г. Применение нетрадиционных технологий нашло дорогу к сердцу каждого ребёнка. Достигнуты положительные результаты:
- обогащается жизнь детей,
- повысилась эффективность воспитательного процесса,
- дети обучились выполнять предметно-манипулятивные, игровые действия,
- дети проявляют активность в свободной целенаправленной деятельности, которая приносит радость и удовольствие,
- применение нетрадиционных технологий создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмичной организации процесса, усиливает выразительность,
- дети учатся говорить, слушать,
- воспитывается организованность, выдержка, умение адекватно себя вести,
- научились выполнять правила поведения,
- происходит развитие индивидуальности (формируются способности переживать различные настроения),
- создаются предпосылки обучению (прививается умение эмоционально настроиться на определенную ситуацию),
- снимается психофизическое напряжение,
- дети преодолевают страх (приобретают чувство защищенности и уверенности в себе),
- развиваются умения заботиться о себе,
- становятся более независимыми и самостоятельными в процессе общения,
- развиваются способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно, расширяется круг жизненных представлений,
- развивается ориентировка в социальных отношениях и умение включаться в них: учатся воспринимать окружающих как равных себе, без чувства собственной неполноценности, воспитывается чувство уверенности в себе,
- развивается умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни,
- развивается умение концентрировать внимание, реагировать на обращения окружающих,
- дети учатся слушать, смотреть и реагировать на действия педагога,
- развивается умение воспроизводить речь (реагировать на жесты, выполнять простые указания), умение подражать,
- развивается внимание, слуховое восприятие, слухомоторная координация,
- развивается пластика, укрепляется здоровье детей.
Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с глубокими нарушениями интеллекта имеет большое значение в воспитании и обучении указанной категории. Такие технологии, как аква-, пескотерапия, нетрадиционные техники рисования, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия и др. приносят положительные результаты в развитии, коррекции и социализации детей с проблемами в развитии.
Ребенок развивается, осваивая окружающий мир, чем ярче и четче возникают в душе ребенка ощущения от тех или иных событий и предметов, тем более глубокий след оставляют они в памяти и сознании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение арт-терапии в работе с детьми
В работе раскрывается понятие арт-терапии, ее задачи, одной из которых является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов ...
Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использо...
статья по теме: "Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"
В статье дано современно изложение проблемы становления проектной деятельности в обучении детей сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Проведен анализ особенностей развития детей с ОВЗВыявл...
ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
"Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни"....
Статья на тему «Использование зрительных расписаний в работе с детьми с РАС»
Краткое описание возможностей использования зрительных расписаний в работе учителя с детьми с расстройствами аутистического спектра....
Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии в практической работе с детьми с ОВЗ"
В статье расказываются какие задачи нудно ставить для здоровьесберегающего урока, какими средствами пользоваться. Какие коррекционные технологии используются для таких уроков, какие формы применяю на ...
Применение нейрогимнастики в коррекционной работе с детьми с ЗПР для повышения эффективности коррекционного процесса
Дети, имеющие речевые и психические нарушения, быстро утомляются, имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его - эти характеристики являются приз...