Диспраксия у детей дошкольников
консультация

Почему возникает «синдром неуклюжего ребёнка»

Причины диспраксии, несмотря на все достижения медицины, до сих пор недостаточно изучены. Точно доказано, что она возникает на фоне недоразвития связей между нейронами (клетками головного мозга). Поэтому нервные импульсы не могут найти путь от коры головного мозга к органам движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dispraksiya.docx150.7 КБ

Предварительный просмотр:

Диспраксия у детей дошкольного возраста

Многие родители отмечают у своих детей неуклюжесть. Особенно у мальчиков в возрасте от 3 лет. Ребенок постоянно куда-то торопится, спотыкается, натыкается на мебель и предметы, «не входит» в дверной проем. Часто не может освоить езду на велосипеде, попасть ногой по мячу, собирать пазлы и работать с ножницами.

Можно было бы списать данные жалобы на детскую непоседливость, невнимательность, стремление «успеть» везде и всюду. Но если к 7 годам ребёнок не становится более организованным и собранным, если неуклюжесть и неумение координировать свои действия в пространстве не исчезают, то пора бить тревогу. Возможно, у ребёнка диспраксия.

Диспраксия – нарушение двигательных функций и координации у детей с нормальным мышечным тонусом, без паралича и иных неврологических отклонений.

Почему возникает «синдром неуклюжего ребёнка»

Причины диспраксии, несмотря на все достижения медицины, до сих пор недостаточно изучены. Точно доказано, что она возникает на фоне недоразвития связей между нейронами (клетками головного мозга). Поэтому нервные импульсы не могут найти путь от коры головного мозга к органам движения.

причины развития диспраксии у детей

В развитии диспраксии ведущую роль играет недостаточное поступление кислорода в клетки головного мозга в перинатальный период (с 28 недели беременности до 7 суток после родов).

Наиболее частыми причинами кислородного голодания мозга плода и новорождённого могут быть:

  • патологии беременности (хронические и инфекционные заболевания матери, влияние стрессовых ситуаций, интоксикация лекарственными препаратами, токсикозы, гипоксия плода);
  • недоношенная или переношенная беременность;
  • патология родов (длительный безводный период, затяжные роды, кесарево сечение по экстренным показаниям);
  • патология новорождённого (кратковременная асфиксия, длительная физиологическая желтуха);
  • генетическая предрасположенность.

Однако синдром детской неуклюжести может носить вторичный характер. Например, развиться после черепно-мозговой травмы или быть одним из признаков какого-либо психоневрологического расстройства.

Точный диагноз может быть поставлен неврологом или психоневрологом только после 7-го года жизни на основании данных углублённого обследования ребёнка.

Как распознать диспраксию

Первые проявления детской неуклюжести

На первом году жизни ребёнка диспраксия может проявляться нарушениями врождённых рефлексов, а именно:

  • нарушением акта сосания (долго ищет сосок, не может плотно его обхватить);
  • отсутствием фиксации взгляда на лице мамы к 1,5 месяцам жизни;
  • неспособностью захватить игрушку ладошкой.

У детей с диспраксией отмечается задержка психомоторного развития. Из-за нарушения координации движений они позднее сверстников начинают переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить, самостоятельно принимать пищу.

Как проявляется диспраксия в дошкольном возрасте

У дошкольника отмечается:

  • гиперактивность;
  • нарушения внимания, памяти и речи;
  • нарушение координации;
  • неточность и неловкость в выполнении точных действий и действий по команде;
  • затруднение с определением ведущей руки;
  • нарушение пространственных отношений (затруднения с определением понятий: право-лево, спереди-сзади, сверху-снизу);
  • нарушение сна;
  • гиперчувствительность к прикосновениям;
  • трудности в освоении рисования, письма, чтения.https://www.acint.net/pxl/1?dp=16&id=129259.734069.164447246&sid=623373e1-05a1-ccle-1ig3-o79znfr65piz&ref=https%3A%2F%2Fwww.baby.ru%2Fwiki%2Fdispraksiya-u-detey%2F&r=1647539169

https://www.acint.net/pxl/3?dp=16&id=129259.734069.164447246&sid=623373e1-05a1-ccle-1ig3-o79znfr65piz&ref=https%3A%2F%2Fwww.baby.ru%2Fwiki%2Fdispraksiya-u-detey%2F&r=1647539170Для детей с диспраксией характерны:

  • отказы от подвижных и спортивных игр;
  • частые падения и спотыкания;
  • натыкание на предметы;
  • нежелание рисовать, работать с ножницами, собирать пазлы, мозаику.

Они долго учатся ездить на велосипеде, самокате, коньках, ловить и бросать мяч, прыгать через скакалку. Их речь сопровождается пропусками, искажениями, заменами звуков, перестановкой слогов в слове и слов в предложениях.

Как проявляется диспраксия у школьников

диспраксия у детей в школе

В школьном возрасте у детей отмечаются:

  1. трудности в овладении учебным материалом;
  2. долгое освоение правильного удержания в руке ручки, письма по прописям;
  3. плохой почерк и низкая скорость письма;
  4. нарушение высших психических функций (памяти, внимания, речи), координации ручной моторики, что провоцирует возникновение:
  • дисграфии (нарушения процессов письма);
  • дислексии (нарушения процессов чтения);
  • дискалькулии (нарушения процессов счёта).

Чтобы в школе ребёнок не стал объектом нападок сверстников, родителям необходимо постараться к началу обучения максимально компенсировать проявления диспраксии. Для этого нужно обратиться к специалистам. Можно добиться хороших результатов коррекции, хотя в большинстве случаев полностью устранить патологическую симптоматику не удастся.

Что делать при подозрении на синдром детской неуклюжести

Если родители обеспокоены неуклюжестью и отклонениями ребенка в физическом развитии, они могут провести домашний прыжковый тест на диспраксию. Такой метод диагностики достаточно точен и повсеместно применяется специалистами, начиная с 4-летнего возраста ребенка.

Неуклюжий ребенок при диспраксии

Родители вместе с малышом выполняют прыжки, считая в определённой последовательности:

  • один – ноги в стороны;
  • два – ноги скрещиваются: правая нога спереди, левая сзади;
  • три – ноги в стороны;
  • четыре – ноги скрещиваются: левая нога спереди, правая сзади.

Поводами для беспокойства являются:

  • трудности с прыжками по образцу родителя;
  • трудности в соблюдении ритма, заданного счётом;
  • разворот ребенком таза при перекрещивании ног;
  • неспособность малыша удержать равновесие.

Окончательную диагностику патологии осуществляют детский невролог, нейропсихолог, логопед с помощью специальных тестов и проб. Данные электроэнцефалографии, электромиографии и других методов исследований позволяют установить точный диагноз и степень тяжести патологии.

Как лечат синдром детской неуклюжести

В комплексной коррекции двигательных нарушений применяют:

  • физиотерапевтическое воздействие, массаж, ЛФК, плавание;
  • нейропсихологическую коррекцию: пальчиковые игры, су-джок терапию (проработку рефлекторных точек кистей и стоп для восстановления функций организма), подвижные игры с элементами спортивных;
  • логопедическую коррекцию: артикуляционную гимнастику, постановку правильных артикуляционных укладов, игры на развитие общей и мелкой моторики, включение в групповые занятия, игры с музыкальным сопровождением;
  • фармакологическое лечение.

Несколько упражнений от логопеда

Игра – ведущая деятельность дошкольников, для детей с диспраксией она особенно важна. Игровая мотивация поможет достичь целей, которые в обычной жизни сложно осуществить. Именно в процессе игры со сверстниками могут проявиться и совершенствоваться многие способности малыша.

Игры для развития координации движений:

«Чудесный мешочек» — сначала малыш знакомится с 5–7 предметами, потом достаёт их из небольшого мешочка, предварительно определив на ощупь предмет. Можно устроить соревнование на время между несколькими участниками.

«Верёвочка» — нарисовать при помощи скакалки или верёвочки предмет несложной формы (змею, ёлочку, домик, человечка).

«Гонки многоножек» — устроить соревнование по бегу между 2–3 участниками, где по столу бегают «двуногие или пятиногие многоножки» (кисти рук).

«Прижми палец» — играют 2 человека, сцепившиеся сомкнутыми пальцами правой или левой руки. Большой палец при этом поднят вверх. Задача – прижать палец соперника к кисти, за что присуждается 1 очко. Победителем становится тот, кто получит 10 очков.

«Самолётики» — бумажные самолётики соревнуются в дальности полёта.

«Ходим в шляпах» — дети соревнуются в продолжительности ходьбы с грузом, положенным на голову (мешочек с песком до 0,5 кг весом, книга, диск от пирамидки). После водружения «шляпы» на голову взрослый проверяет правильность осанки у ребёнка.

«Быстрые лошадки» — нужно намотать шнурок, к которому привязана игрушечная лошадка, на палочку. Чья лошадка быстрее «прискачет», тот и победитель гонки.

«Горячий мяч» — играют несколько человек, сидящих в кругу. Они передают друг другу мяч, при команде «стоп» тот, кто на этот момент окажется с мячом в руках, выходит из игры.

Очень полезны занятия лепкой, аппликацией, рисованием, моделированием, шитьём, черчением, трудотерапией, включающей в себя работу по дому. Выполнение бытовых дел совместно с родителями вызывает у ребёнка положительные эмоции и позволяет ему улучшать свои двигательные способности.

Если родители заняли правильную позицию по отношению к малышу с диспраксией, тесно взаимодействуют со специалистами и всячески способствуют его развитию, то спустя некоторое время наступит заметное улучшение. К сожалению, в большинстве случаев признаки заболевания окончательно устранить не удастся.

Правильная стратегия родительского поведения:

поощрять любые занятия детей, помогающие им освоить нужные навыки;

усложнять выполняемые задания;

ставить достижимые цели и предлагать пути их достижения;

на ранних этапах коррекции не навязывать задания, предложить выполнить то, что хочется ребёнку;

поддерживать тесный контакт с педагогами и другими специалистами, работающими с малышом;

отмечать любые попытки достижения целей, независимо от результата;

соблюдать режим дня и размеренный темп жизни;

не торопить малыша при выполнении заданий, запастись терпением.

Теперь, когда вы знаете, что такое диспраксия, запомните — для детей с этим нарушением очень важно организовать комфортный психологический климат. Ни в коем случае нельзя их ругать, особенно по пустякам. Даже если что-то не выходит, их все равно надо поощрять и хвалить за небольшие достижения и делать на этом акцент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По дорогам сказок для учащихся 1, 3 классов, дети – дошкольники из детского сада

По дорогам сказокдля учащихся 1, 3 классов, дети – дошкольники из детского сада...

Памятка для родителей детей дошкольников.

Памятка для родителей детей дошкольников.Уважаемые родители! Вы являетесь первыми учителями Ваших детей!Когда родители удовлетворяют любознательность детей, они тем самым помогают ему приобрести...

Игры для детей дошкольников по развитию речи.

Игры для детей дошкольноо возраста. Помогут детям расширить словарный запас. Закрепить правильное употребление грамматических конструкций....

Презентация " Особенности системы восприятия информации у детей - дошкольников"

 Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия.  Он может   быть по своей природе визуалом,   и это не ...

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...

Памятка для родителей "Формирование здорового образа жизни у детей-дошкольников"

В краткой форме дается определение здорового образа жизни....

Кукольный театр - как средство социализации детей дошкольников.

Как кукольный театр помогает дошкольникам социализироваться в обществе....