Урок мир природы и человека "Животные зимой".
план-конспект

Румянцева Надежда Николаевна

Цель уточнить и расширить представления детей о жизни диких зверей  и птиц в зимнее время, показать стремление людей помогать животным и птицам зимой       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mir_prirody_zhivotnye_zimoy.docx152.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Животные зимой.

Цель уточнить и расширить представления детей о жизни диких зверей  и птиц в зимнее время, показать стремление людей помогать животным и птицам зимой       .

Задачи:                                                                                                                         Коррекционно – образовательная:                                                                          формировать представления детей о жизни диких животных  и птиц зимой;

Коррекционно – развивающая:                                                                            

 Работать над формированием связной речи, обогащать словарный запас;

Коррекционно – воспитательная:                                                                  

  Воспитание мотивации к учению, бережного отношения к природе .

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
  • Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты.
  • Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
  • Предметные УУД: формировать представления детей о жизни  животных зимой .

Тип урока: комбинированный

Оборудование: интерактивное оборудование, компьютер, слайдовое сопровождение урока.

Дидактический (раздаточный) материал: карточки времена года, карточки домашних и диких животных, учебники, рабочие тетради,  индивидуальные карточки с заданием для слабоуспевающего ученика. 

План урока.

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Речевая зарядка – 2 мин.

3. Актуализация знаний – 5 мин.

4. Тема, цель – 2 мин.

5. Знакомство с темой и материалом урока – 15 мин.

6. Физкультминутка – 2 мин.

7. Закрепление  и обобщение материала – 5 мин.

8. Гимнастика для глаз . – 3 мин.

9. Итог урока – 2 мин.

10. Домашнее задание – 1 мн.

11. Рефлексия – 2 мин.

Ход занятия:

1. Орг. момент  : Психологический настрой.

Дети хором говорят слова:
- Встанем мы тихонечко,
Сразу успокоимся.
На хорошую работу
Мы сейчас настроимся.

Ребята, улыбнитесь мне! Улыбнитесь друг другу!  Вот с таким хорошим настроением мы и начинаем наш урок.

- Какой у нас сейчас урок? (У нас сейчас урок мир природы и человека).

- О чём мы   говорим  на этих уроках?  (мы говорим о живой и неживой природе).

2. Речевая зарядка

Ме-ме-ме — скоро быть зиме.

Мой-мой-мой — снег идёт зимой.

Ма-ма-ма — снежная зима.

3. Вводная часть

 Разложите по порядку картинки (времена года ).

-Какое сейчас время года? (зима)

-Назовите зимние месяцы.

-Какой сейчас месяц?

-Сегодня мы отправимся в гости к зиме, в её царство- зимний лес.

А прежде чем туда отправиться, мы с вами вспомним, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы?

Продолжи фразу:

Солнце…..(греет слабо)

Температура воздуха….(ниже нуля)

Дни…….(короче)

Ночи…….(длиннее)

Почва и водоёмы …..(замёрзли)

4. Знакомство с темой урока.

- Посмотрите на мой стол, что вы тут видите? Да, это звери. Ваша задача только домашних  животных. Какие звери остались у меня на столе? Почему они дикие? (ответы детей) 

        - Откройте книги на странице 26. Посмотрите на рисунок и скажите, кто это?

(Лиса, волк, лось.- Это животные.- Это звери.)

- Сегодня мы с вами будем изучать жизнь зверей зимой.

- Прочитайте текст на страницах 26

Ответьте на вопросы.

-Как живется зверям зимой в лесу?

- Куда стараются перебраться зимой птицы? 

5. Обобщение и закрепление материала.

  - Отгадай загадку

1)Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (белка)

На дереве у белки  домик – дупло. К зиме она выстилает его мхом и сухими листьями, вход закрывает мхом, поэтому  там тепло. На зиму заготавливает орехи, желуди, шишки, грибы. Летом белка - рыжая, к зиме линяет, становится серебристо - серая.

2)Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой(медведь)

Медведь живёт в лесу. Перед зимней спячкой медведи линяют, меняют шубу на зимнюю, теплую, густую, длинную и пушистую. Только шуба у медведей и летняя, и зимняя одного и того же цвета, тёмно – коричневого. Зимой медведю трудно найти пищу, поэтому он спит в берлоге, выкопанной под корнями деревьев, которую выстилает травой ещё до первого снега. Зимой медведь пищи не употребляет,  а живёт за счёт накопленного жира.

Если медведя разбудить, то он выходит голодный и в это время очень опасен. Его называют медведь – шатун.

3) У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора:

От врагов спасают ноги,

А от голода –кора .(заяц)

- Какая шерсть у зайца зимой?

- Зимняя шерсть у зайца густая и тёплая.

Заяц – дикое животное,  живёт в лесу. Дома у зайца нет. Врагов у зайца много. Его выручают нос, уши,  быстрые ноги и неприметная шубка: зимой – белая, а летом – серая. Кормится он  по ночам ветками и корой деревьев. Хорошо умеет путать следы. На бегу ставит задние ноги впереди передних.  Хотя снег в лесу глубокий, заяц легко передвигается.

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? … (Лиса)

Лиса - дикое животное, живет в лесу. Лисья шуба очень красивая: то огненно-рыжая, то алая. На кончике хвоста мех у лисы белый. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. Днем лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в густом лесу. Ночью лисица выходит на охоту. Зимой жизнь в лесу замирает, и главным Лисичкиным кормом становятся мыши. Лисица и за зайцами охотится. Спрячется за золотистым стволом старой сосны и ждет, не выскочит ли из-за куста неосторожный зайчишка. У лисы очень топкий слух и острый нюх. 

6. Физминутка.

   « С неба падают снежинки,

      Как на сказочной картинке.

      Будем их ловить руками,

      А потом покажем маме»

    (Учащиеся читают текст и поднимают руки над головой, делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

    «А вокруг лежат сугробы,

     Снегом замело дороги.

     Не завязнуть в поле чтобы,

     Поднимаем выше ноги»

(Потягивают руки в стороны,  ходьба на месте, колени высоко поднимают.)

7. Обобщение и закрепление материала (продолжение).

Вопросы и задания.

-  Ребята, вспомните, пожалуйста, как готовятся и зимуют дикие животные?

а) Белка и заяц.

- Что общего в подготовке к зиме у этих животных? (Меняют окраску меха).

- В чём разница у этих животных?(Белка делает запасы, а заяц нет.  У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет.)

б) Волк и лиса.

- Готовятся ли эти животные к зиме? Почему?

- Чем они питаются зимой? Не готовятся.

- А какому животному трудно зимовать без помощи человека?

Отгадайте загадку и вы сумеете ответить на поставленный вопрос.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко.

- Почему трудно лосю зимой?

   - Как лесники помогают животным?

   - Лесники и охотники подкармливают животных.

8. Работа с учебником.

-Рассмотрите внимательно следы на с. 27

(для учащихся заранее подготовлены карточки как в учебнике со следами животных, которые они должны приклеить в свои тетради и подписать, где чей след.)

(работаем на интерактивной доске)

9. Гимнастика для глаз . : 

9. Продолжение работы.

Собрать пазлы  с животными.

10. Итог урока.

   - Что мы делали на уроке?

  (по щелчку мыши – - Мы читали, отвечали на вопросы и  отгадывали загадки.

   - Что интересного и нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

   (по щелчку мыши – Ответы детей.

   - Подумайте и скажите, каким для вас был урок: интересный, увлекательный, трудный, скучный, неинтересный.

   - Сегодня на уроке все работали хорошо. Молодцы.

        Послушайте отметки.

        Урок окончен. Встаньте.

C:\Users\Кабинет\Desktop\depositphotos_135249556-stock-illustration-coloring-page-outline-of-cartoon.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок-сказка на немецком языке "Зима"

Урок-сказка «Зима» Задачи:Образовательная:   учить  рассказывать о зиме, описывать   погоду зимой,  отвечать  на  вопросы.Развивающая: развитие творч...

Открытый урок мокшанского языка на тему «Зима» ( Тяла) 3класс

 Конспект  урока  по теме: «Зима» Цели урока: 1. Показать красоту зимней природы. 2. Рассмотреть названия зимующих  птиц, развивать умения чтения по ролям3. Воспитывать любовь к природе....

Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)

Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...

Урок литературы «Природы русской вдохновенье…» (Стихотворения о русской природе поэтов 19 века)

Урок литературы посвящен детальному анализу произведений о природе  русских поэтов 19 века....

конспект урока "Охрана природы. Памятники природы"

Данный материал содержит краеведческую информацию о Самарской области...