«Специальные условия для детей с нарушениями зрения»
методическая разработка

Суходольскас Марина Сергеевна

«Специальные условия для детей с нарушениями зрения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема работы:

«Специальные условия для детей с нарушениями зрения»

                                                                                                   Работу выполнила:

                                                                                                                 

                                                                                            Суходольскас М.С.

                                                                                                 

г. Сортавала  2017г.

«Специальных условия для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях»

I Организационное обеспечение

Нормативно правовое обеспечение представлено в следующих локальных актах:

• внесение в устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ;

• положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу);

• образовательная программа, включающая коррекционно-развивающую программу;

• приказ о создании и положение о ПМПк;

• договор с родителями;

• договор между ОУ и ОПМПК;

• договор с ППМС центром;

• договор с окружным ресурсным центром;

• договор со СКОУ (при необходимости);

• лицензии на программы дополнительного образования.

Взаимодействие с ресурсными организациями

При недостаточном кадровом ресурсе самого образовательного учреждения сопровождение детей с нарушениями зрения может быть организовано внешними организациями — ППМС центрами и ресурсными центрами на базе СКОУ или ППМС центров. В этом случае обще образовательное учреждение заключает договор с внешними организациями.

Моделью психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих учащихся в общеобразовательной школе будет организация деятельности выездной группы сопровождения, целью которой является создание адекватного социального пространства в общеобразовательном учреждении и оказание конкретной помощи всем участникам процесса инклюзивного обучения. В состав выездной группы сопровождения включены следующие специалисты: тифлопедагог, логопед, психолог, социальный педагог, методисты.

Организация медицинского обслуживания Здоровье сбережение выступает как одна из задач образовательного процесса, поэтому медицинское сопровождение школьников с нарушениями зрения является обязательным условием создания специальных образовательных условий. Основным направлением медицинского сопровождения является профилактика заболеваний органа зрения. По этому направлению необходимо организовать медицинское сопровождение не только детей с нарушениями зрения, но и всех учащихся школы.

К профилактическим мероприятиям в школе относятся: контроль состояния зрения в школьных медицинских кабинетах и направление на лечение к врачам офтальмологам в районные поликлиники; проведение педагогических советов, родительских собраний, консультаций, классных часов и социально значимых акций по проблеме сохранения зрения.

Рекомендуется соблюдение офтальмо гигиенических требований в учебном процессе, проведение специальных профилактических мероприятий (по возможности ограничение зрительного напряжения и длительности зрительной нагрузки, постоянная смена одного вида деятельности другим; выполнение специальных упражнений для глаз на уроке; беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома).

Информационное обеспечение

Информационно образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ). Необходимая информация должна быть представлена на сайте школы.

Для детей с нарушением зрения в информационной среде учреждения должны присутствовать звуковые ориентиры по сопровождению слабовидящего в здании (в начале и в конце коридора, обозначение этажа); трансляторы для передачи необходимой информации. 

Требования к финансовым условиям реализации основной

образовательной программы основного и среднего общего образования.

 Финансовое обеспечение реализации основной образовательной

программы основного и среднего общего образования бюджетного и (или) автономного учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе задания учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями ФГОС.

Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается

на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с концепцией ФГОС для обучающихся с ОВЗ,

предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду, корректирующий коэффициент на одного ребенка должен равняться от 3 до 5

Финансово-экономическое обеспечение

процесса инклюзивного образования слепого обучающегося не должно быть ниже затрат на его обучение в специальной образовательной организации.  При инклюзивном обучении такого ребенка предусматривается дополнительное к заложенному во введенном ФГОС финансово-экономическое обеспечение реализации направлений программы коррекционной работы.

Структура расходов включает:

- образование слепого обучающегося по АОП;

-обеспечение требований доступности архитектурным сооружениям;

- обеспечение слепого обучающегося необходимыми информационно-

техническими средствами (в том  числе методическим материалом (учебники, материалы: брайлевские тетради, брайлевская бумага для принтера и печатной машинки, и т.п.);

- привлечение дополнительных специалистов, сторонних организаций,

располагающих учебно-методическим ресурсом;

-повышение квалификации сотрудников образовательный процесс слепого ребенка.

Материально техническое обеспечение

 Создание специальных образовательных условий в школе начинается с организации материально технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование.

Архитектурная среда

Вход в школу

Крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации ребенка с ослабленным зрением необходимо покрасить в контрастные цвета. Обязательно нужны перила. Перила должны быть по обеим сторонам лестницы на высоте 70 и 90 см, для детей младших классов — 50 см. Удобнее всего перила круглого сечения с диаметром не менее 3— 5 см. Длина перил должна быть больше длины лестницы на 30 см с каждой стороны.

Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них яркой краской надо пометить открывающиеся части.

Внутреннее пространство школы

Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо видит, мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе. Еще одним способом облегчения ориентации инвалида по зрению внутри школы может являться разнообразное рельефное покрытие полов — при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка, и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасить в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами.

Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице слабовидящего или незрячего ребенка могут быть тактильные ориентиры для лестниц и коридоров (обозначение на ощупь). Желательно, чтобы на классных кабинетах таблички были написаны крупным шрифтом контрастных цветов или были таблички с надписью шрифтом Брайля.

Можно использовать звуковые ориентиры по сопровождению слабовидящего в здании (в начале и в конце коридора, обозначение этажа).

Школьная раздевалка 

В раздевалках учащимся со слабым зрением нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т. д. Желательно, чтобы этой зоной пользовались только одни и те же люди. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.

Школьная столовая В столовой у ребенка с нарушениями зрения должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Также желательно, чтобы это место находилось в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой, но в то же время нежелательно детей с ОВЗ сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Желательно также, чтобы ребятам со слабым зрением в столовой помогали работники или дежурные.

Классные кабинеты Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола.

Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением, и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном.

Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Желательно, чтобы пособия, которые используются на разных уроках, были не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Освещение Согласно гигиеническим требованиям, в учебных помещениях на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, коэффициент естественной освещенности КЕО должен быть 1,5 %.

Для учебных помещений школ слабовидящих и слепых детей коэффициент должен быть не менее 2,5 %.

Для учебных помещений этот световой коэффициент должен составлять 1:5, для прочих помещений — 1:8. Чтобы освещенность классов была достаточной, глубина их не должна превосходить расстояние от верхнего края окна до пола более чем в 2 раза. Нижний край окон при этом должен быть на уровне парт; ширину и толщину оконных рам и переплетов следует максимально уменьшить. Естественная освещенность должна быть в пределах от 800 до 1200 лк; желательна равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. Для защиты от прямых солнечных лучей рекомендуется пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

Для устранения препятствий к проникновению в помещения детских образовательных учреждений дневного света необходимо содержать оконные стекла в чистоте. Регулярно (1 раз в неделю в яслях и детских садах и 1 раз в месяц в школах) нужно мыть или протирать стекла влажным способом с внутренней стороны и не менее 2 раз в год — снаружи. Для эффективного использования дневного света и равномерно го освещения учебных помещений не следует ставить на подоконники цветы, наглядные пособия, большие аквариумы и т. п. Комнатные цветы и различные растения нужно размещать в простенках между окнами в переносных цветочницах высотой 65—70 см от пола или расставлять в коридорах рекреациях.

Парты в классах должны располагаться так, чтобы окна находились слева от них, а тень от пишущей руки не падала на бумагу, если ребенок правша. Окна не должны находиться позади парт (из-за возможного образования тени от головы и туловища на рабочей поверхности), а также впереди парт (чтобы яркий солнечный свет не слепил глаза).

На окнах устанавливаются регулируемые солнцезащитные устройства (жалюзи, тканевые шторы и т. п.) для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. Не допускается использование штор из поливинилхлоридной пленки. Для декоративной цели рекомендуется располагать занавески по краям оконного проема таким образом, чтобы они только на 10—15 см заходили за его края. Занавески должны быть светлыми и сочетаться с цветом стен и мебели.

Нельзя допускать затемнения окон деревьями. Сажать деревья необходимо не ближе чем в 15 м, а кустарник — не ближе чем в 5 м от здания школы.

Естественная освещенность в классе зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели и других поверхностей. Поэтому отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые тона, дающие достаточно высокий (40—80 %) коэффициент отражения. Для окраски потолка, оконных проемов и рам необходимо использовать белый цвет, для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого цвета.

Школьная мебель окрашивается в цвета натурального дерева или светло зеленый цвет. Светлая окраска оказывает положительное психологическое действие. Занятия в светлом помещении повышают жизненный тонус и работоспособность учащихся. Также необходимым требованием является использование отделочных материалов и красок, создающих матовую поверхность, чтобы избежать блёсткости.

Использование дневного света должно быть максимальным. Однако даже при соблюдении всех приведенных выше условий одного естественного освещения учебных помещений бывает недостаточно, и возникает необходимость в дополнительном освещении. Нужно помнить, что освещение для детей с нарушениями зрения должно быть не только достаточным в количественном отношении, но и высококачественным. Искусственное освещение обеспечивается искусственными источниками света: электрическими лампами накаливания или газоразрядными лампами (например, люминесцентными). Оно позволяет создать постоянные уровни освещенности на рабочем месте и легко регулируется. В то же время искусственное освещение имеет ряд недостатков: слепящая яркость ламп, специфический спектр светового потока, зачастую искажающий цвет окружающих предметов, пульсация освещенности при использовании газоразрядных ламп, а также общая монотонность освещения. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием таких ламп, как ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. При этом создаются более эффективные условия для восприятия цветов, что особенно важно для слабовидящих детей, так как способность различать цвета у них снижена.

Допускается использование ламп накаливания; предусматривается освещение классной доски. Зеркальные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской. В учебных кабинетах, лабораториях уровень освещенности должен составлять не менее 500 лк.

Показатели освещенности рабочего места (Криворучко Т.В., Лони на В.А., Блинова Е.И. и др., 2003): 100—250 лк при альбинизме, патологии хрусталика, врожденной катаракте и дистрофии роговицы; 250— 700 лк при глаукоме, колобоме радужки и хориоидеи, пигментной дегенерации, юношеской макулярной дистрофии сетчатки, миопической дегенерации, атрофии зрительного нерва, аномалии рефракции, хориоретините и его последствиях.

При работе с телевизорами или компьютерами недопустимы следующие условия:

• просмотр телепередач в полной темноте;

• изменение освещенности на экране, мелькание, выключение и включение общего освещения при демонстрации кинофильмов и диа позитивов;

• показ диафильмов на стене, поскольку при этом в значительной степени снижается яркость и искажается цвет изображений;

• длительная фиксация взгляда на экране телевизора (необходимо время от времени менять направление взгляда — это дает глазам от дых).

Специальное оборудование для слепых:

—индивидуальная трость для передвижения по зданию;

— оборудование в спортивном зале, имеющее тактильную поверхность;

— для слабовидящих: зрительные ориентиры на спортивном оборудовании;

— учебные парты, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы;

для слабовидящих:

— указки с ярким наконечником;

— различные увеличительные приборы (лупы настольные и для мобильного использования);

— дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещение доски;

— комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром.

Гигиенические требования к учебному оборудованию Учебно-наглядные пособия должны подбираться таким образом, чтобы удовлетворять одновременно лечебно офтальмологическим и педагогическим требованиям.

В учебно-воспитательной работе необходимо учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращение объема и времени выполнения письменных работ.

Для учеников с низкой остротой зрения рекомендуется использовать тетради и прописи с широкой строкой и дополнительной разлиновкой. Между строками надо оставлять широкие промежутки. Не рекомендуется писать на тонкой и/или глянцевой бумаге.

Оптимальное расстояние между глазами и объектами зрительной работы для детей младшего школьного возраста с миопией и глаукомой составляет 24 см, для старших школьников — от 30 до 35 см. При остроте зрения 0,06—0,2 это расстояние сокращается до 17—25 см, при остроте зрения 0,01—0,05 до 3—12 см.

Для слабовидящих детей важна степень равномерности освещения рабочей поверхности. Недопустима большая разница в яркости между рабочей поверхностью и окружающим пространством. Это приводит к повышенному утомлению и снижению зрительной работоспособности. Для данной категории детей должны использоваться учебные пособия с более крупными буквами, для меньшего напряжения глаз при работе. Материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации. Контрастность изображений в учебных пособиях и оптико-электронных приборах должна находиться в пределах 60—100 %, а насыщенность цветовых тонов должна составлять 0,8—1,0.

Предпочтительнее использовать черные изображения на белом или желтом фоне и наоборот. При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета. Для дошкольников и школьников с нарушением цветовосприятия необходимо строго продумывать цветовые сочетания при одновременном предъявлении. Приемлемо написание ручкой зеленого, черного и красного цвета.

При нистагме и косоглазии ребенку очень трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения. Рекомендуется использовать наглядные пособия с небольшим количеством элементов.

Организационно педагогическое обеспечение Профилактический зрительный режим для класса, в котором есть дети с нарушениями зрения (необходимая профилактика для всех детей) Учитывая необходимость постоянного выполнения офтальмо гигиенических требований, учителю рекомендуется (по Л.П. Григорьян):

• знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка;

• знать рекомендации, данные детям по лечению (в том числе по ношению очков), и следить за их исполнением;

• при возникновении подозрения на ухудшение зрения у ученика направлять его к школьному офтальмологу;

• следить за правильной позой детей при обучении чтению и письму;

• знать детей, имеющих ограничения по занятиям физкультурой и трудовому обучению, и следить за их соблюдением;

• заботиться о профилактике зрительного утомления на уроках;

• проводить на уроках физкульт паузы по методике, согласованной с врачом офтальмологом и учителем физкультуры.

Также необходимо учитывать следующие рекомендации:

• Ограничение зрительного напряжения и усиления физической и слуховой нагрузки.

• На уроках труда сокращается длительность зрительной нагрузки (шитье, рисование, лепка).

• В процессе урока организуется физкультура для глаз (специальные упражнения по 30—60 сек), что является профилактикой зрительных нарушений для всех учеников класса.

• Необходимо периодически пересаживать учеников, меняя ряды.

• Делать перерывы при чтении на 10—15 минут через каждые 30— 45 минут. Ограничить просмотр телепередач до 30 минут.

• Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.

• Для начальной школы: для ребенка с нарушением зрения увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.

• Во время урока педагогу необходимо следить за позой учащихся.

• Учителю необходимо четко соблюдать показания и противопоказания к занятиям спортом. Ограничить спортивные соревнования, поднятия тяжестей (можно назначать такие виды спорта, как плавание без прыжков с высоты, гребля, бег трусцой, теннис и др.).

При близорукости высокой степени и особенно с осложнением на глазном дне, глаукоме, подвывихе хрусталика и других противопоказаны все виды спорта, связанные с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения, поднятием тяжестей, большим физическим напряжением.

Особенности размещения детей с нарушениями зрения в классе Детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте, детям с косоглазием и амблиопией — в среднем ряду на первых партах (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). Однако необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся косоглазии ученику нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии — напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Дети, страдающие светобоязнью (при альбинизме и др.), должны сидеть как можно дальше от освещенных окон; можно затенить их место ширмочкой. При катаракте дети успешнее работают вдали от света. Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть максимально близко к освещенным окнам.

В классных помещениях устанавливают темно коричневые и темно зеленые матовые доски, чтобы избежать бликов и резкого контраста между поверхностью доски и прилегающей к ней светлой поверхностью стены.

Организация урока 

Для профилактики зрительного утомления должна строго регламентироваться зрительная работа. Продолжительность непрерывной зрительной работы для слабовидящих в начальных классах школ не должна превышать 10 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть менее 10 минут. У слабовидящих школьников младших классов самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке, у старшеклассников — на втором и третьем уроках. Работоспособность меняется в течение недели. Самая высокая работоспособность наблюдается по вторникам, тогда как начиная с четверга она снижается и достигает минимума в субботу. 

При проведении коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки: повышение ее цветочувствительности в дневные часы (с 13 до 15 часов) и светочувствительности — в утренние и вечерние часы. Данные рекомендации должны учитываться педагогом при составлении сетки занятий, распределении программного материала, планировании и написании конспектов. Для предупреждения утомления при демонстрации кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, при просмотре учебных телепередач необходимо обеспечение ученикам зрительно нервного комфорта.

Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения рекомендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1— 2 классы: 7—10 минут, 3—4 классы: 10—15 минут, 5—11 классы: 15— 30 минут).

Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

В связи с тем что темп работы детей с нарушениями зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые зрительные нарушения осложняют вы работку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Школьному педагогу психологу рекомендуются занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микро пространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить их с ответом, а наоборот, дать 1—2 минуты на обдумывание.

При проведении занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту; он должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п.

Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного возраста — 2—3 объекта, старшего дошкольного — 4—5 объектов, младшего школьного 6—7 объектов.

На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.

Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).

При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2—3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал.

Коррекционно-развивающие занятия представлены такими дисциплинами, как:

социально бытовая ориентировка, логопедия, ЛФК, ритмика, охрана и развитие зрения и зрительного восприятия, развитие осязания и мелкой моторики, развитие мимики и пантомимики, предметно практическая деятельность.

Большинство коррекционных курсов ведутся по программам, рекомендованным лабораторией содержания и методов обучения детей с на рушением зрения ГНУ Института коррекционной педагогики Российской академии образования.

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Развитие зрительного восприятия / под ред.

Л.И. Плаксиной. Мин во общ. и проф. образования РФ. Институт корр. пед. РАО. М.: Город, 1999.

Учебные пособия.

Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие. М., 1990.

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1997.

Учебно-дидактическое обеспечение.

(Натуральные объекты, игрушки. Рельефно графические изображения. Набор геометрических фигур. Набор геометрических тел. Мелкие предметы (пирамидки, матрёшки). Мозаика. Конструктор «Лего» с крупными деталями. Конструктор металлический.)

Учебные пособия Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: справочно-методическое пособие для учителя. М.:Просвещение, 1990.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Пособие для родителей и педагогов. Яро славль: Академия Холдинг, 2000.

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. М.: Издательство АСТ, 2002.

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Социально бытовая ориентировка / под ред. Л.И. Плаксиной. Мин во общ. и проф. образования РФ. Институт корр.пед. РАО. М.: Город, 1999.

Учебные пособия Формирование социально адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / под ред. Л.И. Плаксиной. Калуга: Адэль, 1998.

Руцкая Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию. Учебное пособие. М.: ВОС, 1988.

Учебно-дидактическое обеспечение Шибкова Д.З. Практикум «Наука быть здоровым». Челябинск, 1997.

Набор плакатов «Личная гигиена».Демонстрационные и раздаточные материалы.

Безруких М.М. Рабочая тетрадь для школьников М.: Олма Пресс, 2004.

Специальное оборудование для детей с нарушениями зрения:

— прибор Семевского;

— рельефно графическое пособие транспортных средств;

— кухонные принадлежности: нож дозатор, нож овощечистка, яйцерезка, сахарница дозатор и т. д.;

— электрооборудование: электрический утюг, пылесос, электрический комбайн, миксер, соковыжималки;

— часы для слепых.

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Ориентировка в пространстве / под ред.Л.И. Плаксиной. Мин во общ. и проф. образования РФ. Институт корр.пед. РАО. М.: Город, 1999.

Учебные пособия Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов. Учебно-методическое пособие. М.: ВОС, 1991.

Феоктистова В.А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве // Дефектология. 1976. № 2.С. 54—57.

Учебно-дидактическое обеспечение Прибор «Ориентир». Прибор «Школьник». Прибор Семевского.

Рельефно графическое пособие для детей «ЛОГОС». М.: ВОС, 1992.

Рельефно графическое пособие для детей по развитию речи «ЛО ГОС». М.: ВОС, 1992.

Азбука в картинках «ЛОГОС». М.: ВОС, 2002.

Ермаков В.П., Степанов В.С. Рельефно графическая грамота «Изобразительные средства». М.: ВОС, 2002.

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Лечебная физкультура / под ред. Л.И. Плаксиной. Мин во общ. и проф. образования РФ. Институт корр. пед. РАО. М.: Го род, 1999.

Учебные пособия Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание. Учебно-методическое пособие. М., 2002.

Сермеев Б.В. Подвижные игры для детей с нарушением зрения. Методические рекомендации. М., 1995.

II Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в общеобразовательном учреждении 

Психолого-медико-педагогический консилиум

Одна из моделей организации психолого-педагогического сопровождения — создание в школе психолого-медико-психологического консилиума (ПМПк), результатом работы которого будет разработка индивидуальной образовательной программы.

Разработка индивидуальной образовательной программы В рамках организации индивидуально ориентированной помощи (далее ИОП) ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем, возможно — учителями предметниками) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается индивидуальная образовательная программа.

III Кадровая обеспеченность

В образовательном учреждении, необходимо обязательно предусмотреть наличие таких специалистов, как дефектолог (тифлопедагог для включения детей с нарушения ми зрения), логопед, специальный психолог, социальный педагог, координатор по инклюзии и тьютор.

Учитель дефектолог (тифлопедагог) координирует коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения зрения различной степени тяжести и этимологии, а также проводит следующие виды специальных коррекционных занятий:

— социально бытовая ориентировка;

— развитие зрительного восприятия;

— ориентировка в пространстве;

— развитие осязания и мелкой моторики.

Целью работы тифлопедагога является формирование у детей с нарушениями зрения социально адаптивных форм общения и поведения, их интеграция в открытое общество.

Педагог психолог на основе собственно психологических исследований совместно со специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума:

• устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет зону ближайшего развития;

• выявляет особенности эмоционально волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;

• определяет направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы с ребенком (детьми);

• ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в ко торой обучается (или будет обучаться) ребенок;

• помогает учителю и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие как с родителями ребенка с ОВЗ, так и родителями других обучающихся инклюзивного класса;

• повышает психологическую компетентность учителей и воспитателей, других специалистов, а также родителей;

• проводит консультирование учителей и воспитателей, родителей учащихся;

• совместно с координатором по инклюзии и (или) администрацией школы проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций и т. д.

Социальный педагог — основной специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав любого ребенка, обучающегося в школе. На основе социально педагогической диагностики социальный педагог вы являет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации ребенка в школе. Социальный педагог собирает всю возможную информацию о «внешних» ресурсах для школьной команды, совместно с координатором по инклюзии устанавливает взаимодействие с учреждениями — партнерами в области социальной поддержки (служба социальной защиты населения, органы опеки и др.), общественными организациями, защищающими права детей, права инвалидов, учреждениями дополнительного образования. Важная сфера деятельности социального педагога — помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в среде других родителей. Такой специалист может помочь учителю, другим специалистам школы в создании «Родительского клуба», разработке странички на сайте школы, посвященной инклюзии, поиске нужной ин формации.

Учитель логопед, основываясь на результатах исследования устной и письменной (если есть) речи обучающихся и сравнения этих данных с возрастной нормой:

— устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения;

— разрабатывает программы или перспективные планы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи;

— проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла);

— совместно с учителем инклюзивного класса, дефектологом, тьютором проводит работу, основной целью которой является соблюдение в классе правильного речевого режима, обогащение и систематизация словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развитие коммуникативных умений;

— проводит консультативную и просветительскую работу с учителя ми и родителями учащихся.

Тьютор — специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня — на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов. Основная задача тьютора — помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.

Взаимодействие учителя и педагога сопровождения осуществляется, как минимум, в трех основных направлениях:

• взаимодействие в процессе обучения детей;

• взаимодействие в процессе социализации ребенка;

• взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка».

Координатор по инклюзии (методист) основной «носитель» информации о ребенке и помощник учителя в организации образовательного процесса в инклюзивном классе. При этом важно помнить, что координатор, как и специалисты психолого-педагогического сопровождения, ориентируется в своей деятельности на запрос учителя, его инициативу и информацию о состоянии, успехах и проблемах «особого» ребенка и всего класса.

Учитель является полноправным и основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других участников образовательного процесса.

Медицинский работник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности физкультурно-оздоровительной деятельности детей с нарушением зрения в условиях коррекционных школ

В настоящее время всё более актуальной становиться проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения, как неотъемлемая составляющая подготовки к активной самостоятельной жизн...

Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.

Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения....

Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениям зрения

В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного ...

Опыт работы по использованию иллюстрированных книжек для маленьких слепых детей благотворительного фонда "Иллюстрированные книжки..." в группе для детей с нарушением зрения.

Наш детский сад тесно сотрудничает с Благотвортельным фондом со дня его открытия. Книги, издаваемые фондом, очень помогают детям с нарушением зрения при ознакомлении с окружающим миром. Все книги очен...

Специальные условия организации образовательного процесса для детей с нарушениями зрения и слуха

Здесь описаны специальные условия, которые создаются в образовательных организациях для комфортного пребывания и полноценного развития детей с нарушениями слуха и зрения....

Презентация на тему: Создание специальных условий для развития, воспитания, обучения детей с нарушениями зрения и слуха.

Как создавать среду в образовательных организациях для комфортного пребывания  для детей с нарушениями, для их полноценного обучения, воспитания и развития....

Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демо...