Сюжетно-ролевые игры для развития навыков коммуникативного общения обучающихся с ОВЗ.
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Сюжетно-ролевые игры
для развития навыков коммуникативного общения обучающихся с ОВЗ.
Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno_-rolevye_igry.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевые игры
для развития навыков коммуникативного общения обучающихся с ОВЗ.
Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
«Дипломатический прием»
Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии с социальным окружением.
Предметная область: язык и речевая практика.
Задачи: - приобретение навыка диалоговой речи;
- обогатить словарный запас новыми словами;
- уметь выполнять последовательную цепочку игровых действий.
- учить соблюдать общественно принятые нормы поведения;
Роли: деловые партнеры, дипломатические работники.
Количество участников: до 15 человек.
Время проведения: 30-50 минут.
Описания игры: Участникам необходимо встать в круг и рассчитаться: «Первый – второй, первый – второй…». Все первые номера обретают в игре статус «деловых партнеров», вторые номера – «дипломатические работники».
Педагог обрисовывает ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту делового партнера, с которым хотите подписать выгодный договор. В течение пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».
Педагог фиксирует время.
Ученики разбиваются на пары, и каждая пара начинает разговор.
По истечении пяти минут в группе обсуждаются вопросы: «Кто из деловых партнеров почувствовал искреннее и теплое внимание? О чем вы говорили? В разговоре вы чувствовали себя свободно или скованно?».
Примечание:
Педагог может предложить иную ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту друга, с которым давно не виделись. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».
«Магазин канцтоваров»
Цель: развитие представления об окружающем мире.
Предметная область: язык и речевая практика.
Задачи: - приобретение навыка диалоговой речи;
- обогатить словарный запас новыми словами;
- уметь выполнять последовательную цепочку игровых действий.
- учить соблюдать общественно принятые нормы поведения в магазине;
- воспитывать уважительное отношение к профессии продавца;
Роли: продавец, покупатели, кассир.
Оборудование: канцелярские товары, касса, кошелек с «деньгами», одежда для продавца.
Описание игры: Обучающиеся должны понять, что посещение магазина всегда вызвано необходимостью сделать какую-то покупку. Например, можно сказать: «Скоро первое сентября. Нужно пойти в магазин и купить нужные канцтовары для школы».
Для игры оборудуется касса, прилавок, на котором выложены товары для школы. Но чтобы купить товар, нужно выполнить правило: не называть его, а описать признаки. По вашему описанию продавец узнает игрушку, скажет, сколько она стоит и продаст ее вам (в первый раз роль продавца берет на себя учитель, а затем становится покупателем). Продавец и покупатель вежливо разговаривают. Продавец дает покупателю выбранный товар, объясняет, как им пользоваться, сколько он стоит. Покупатель оплачивает покупку, берет чек.
Дальнейшее развитие игры осуществляется с изменением профиля магазина (магазин игрушек, продукты).
В игре отрабатываются следующие слова и выражения:
- «Здравствуйте. Я бы хотел посмотреть...»;
- «Покажите мне, пожалуйста...»;
- «А можно мне посмотреть...»;
- «Я хочу купить...»;
- «А сколько стоит?»;
- «Возьми, пожалуйста, сдачу»;
- «Большое спасибо»;
- «Приходи (приходите) к нам еще».
«Телефонный разговор»
Цель: развитие культуры разговора по телефону.
Предметная область: язык и речевая практика.
Задачи: - приобретение навыка диалоговой речи;
- обогатить словарный запас общепринятыми выражениями;
- развивать представления детей о нормах и правилах разговора по телефону;
Роли: телефонный абонент
Оборудование: телефонные трубки или мобильные телефоны.
Описание игры: Учитель моделирует ситуацию, в которой необходимо сделать телефонный звонок, при этом обучающийся вначале может находиться в роли ответчика, а затем в роли звонящего. Перед началом звонка можно дать ребёнку принятые стандартные вопросы и ответы. По ходу игры учитель направляет диалог в заданном направлении, объясняя какие вопросы или просьбы нужно задавать абоненту. Например, если на завтра нет билетов в цирк, то, на какое число есть свободные, можно ли забронировать билеты на определенное время и т.д.
Варианты ситуаций:
- Звонок другу, чтобы узнать домашнее задание, а телефонную трубку берёт его мама. Твои слова?
- Ты звонишь маме на работу, а к телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать телефонный разговор?
- Звонок в цирк - узнать, есть ли билеты на завтра.
- Звонок на вокзал - узнать, когда приходит поезд из Москвы.
- Звонок в библиотеку, чтобы узнать, работает ли она в воскресенье.
- Звонок на автобусную станцию - узнать, нужно ли заранее покупать билеты для поездки в другой город.
- Звонок в поликлинику для вызова врача на дом.
- Заказ такси по телефону.
В игре отрабатываются следующие слова и выражения:
- «Алло!»;
- «Извините, пожалуйста, с кем я могу поговорить по поводу…»;
- «В какое время я могу Вам перезвонить?»;
- «Вам удобно сейчас разговаривать?»;
- «Я звоню Вам по поводу…»;
- «Всего доброго, до свидания»;
- «Созвонимся в следующий раз…»;
- «Я звоню по поручению…»;
- «Спасибо, что позвонили»;
- «Хорошо, меня это устраивает»
«Парикмахерская»
Цель: Развитие представления о профессии парикмахера.
Предметная область: язык и речевая практика.
Задачи: - приобретение навыка диалоговой речи;
- обогатить словарный запас новыми словами;
- развивать представления детей о нормах и правилах поведения в парикмахерской;
Роли: парикмахер, клиент.
Оборудование: предметы из парикмахерского набора.
Описание игры: Перед игрой необходимо обговорить назначение предметов. После оборудования парикмахерского салона можно принимать клиентов. Клиент высказывает свои пожелания по поводу стрижки, а мастер в свою очередь задает вопросы: «Чем будем стричь?»; «Вам челку длиннее или короче подстричь?» и т.д. Перед стрижкой мастер накидывает на клиента чистую простынку или пеленку. После стрижки клиент оплачивает услугу в кассе и получает квитанцию. В следующей игре учитель исполняет роль клиента. В следующих играх можно менять цель посещения парикмахерской, например, сделать укладку феном, покрасить волосы.
В игре отрабатываются следующие речевые выражения:
- «Вам очень идет эта стрижка!»;
- «Сделайте модельную стрижку»;
- «Сверху оставьте волосы длиннее, сзади подстригите короче»;
- «Подровняйте, пожалуйста, челку»;
- «Такая прическа мне не подойдет»;
«Кафе»
Цель: дать представление о труде работников кафе
Предметная область: язык и речевая практика.
Задачи: - закрепление навыка нормативного поведения;
- закрепление навыка диалоговой речи;
- обогатить словарный запас новыми словами;
- воспитывать у детей уважение к чужому труду;
Роли: посетитель, официант.
Оборудование: набор столовых приборов, разнос, обеденный стол, стулья,
салфетки, меню, чек, деньги.
Описание игры. Перед игрой учитель объясняет обязанности работников кафе и посетителей, распределяет роли, предлагает обучающимся самим выбрать название кафе. К открытию кафе официант сервирует стол, а посетители усаживаются. Официант предлагает меню. Посетитель интересуется, из чего состоит то или иное блюдо, просит помочь с выбором, после чего делает заказ. Официант ставит заказанные блюда на разнос и подает их посетителю, при этом перечисляет названия всех блюд. Отобедав, посетитель просит счет у официанта, высказывает свое мнение по поводу блюд, после оплаты вежливо благодарит работника кафе. Официант убирает посуду.
В игре отрабатываются следующие речевые выражения:
- «Добрый день!»;
- «Этот столик свободный?»;
- «Вы готовы сделать заказ?»;
- «Можно посмотреть меню?»;
- «Какой салат вы посоветуете?»;
- «Этот соус очень острый?»;
- «Это блюдо пользуется большой популярностью»;
- «Ваш заказ, пожалуйста»;
- «Принесите счет, пожалуйста»
- «Спасибо, все было очень вкусно!»
- «Приходите к нам еще!»;
- «Будем рады видеть вас снова!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.
Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...
Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....
Использование современных технологий формирования навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов.
В работе рассматриваются современные технологии формирования коммуникативного общения и их использование в работе воспитателя детского дома, с учетом особенностей личности воспитанников....
"Сюжетно-ролевая игра как форма организации творческой деятельности обучающихся с целью развития личностных УУД"
Выступление на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии ЗелАО...
Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"
Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков)...
Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики
Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики...
Консультация для воспитателей "Методы использования сюжетно - ролевых игр в развитии речи детей"
Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенно...