Сюжетно-ролевые игры для развития навыков коммуникативного общения обучающихся с ОВЗ.
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Борисова Варвара Сергеевна

Сюжетно-ролевые игры

для развития навыков коммуникативного общения обучающихся с ОВЗ.

 

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_-rolevye_igry.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевые игры

для развития навыков коммуникативного общения обучающихся с ОВЗ.

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

 

«Дипломатический прием»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии с социальным окружением.

Предметная область: язык и речевая практика.

Задачи: - приобретение навыка диалоговой речи;

- обогатить словарный запас новыми словами;

- уметь выполнять последовательную цепочку игровых действий.

- учить соблюдать общественно принятые нормы поведения;

Роли: деловые партнеры, дипломатические работники.

Количество участников: до 15 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Описания игры: Участникам необходимо встать в круг и рассчитаться: «Первый – второй, первый – второй…». Все первые номера обретают в игре статус «деловых партнеров», вторые номера – «дипломатические работники».

Педагог обрисовывает ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту делового партнера, с которым хотите подписать выгодный договор. В течение пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

Педагог фиксирует время.

Ученики разбиваются на пары, и каждая пара начинает разговор.

По истечении пяти минут в группе обсуждаются вопросы: «Кто из деловых партнеров почувствовал искреннее и теплое внимание? О чем вы говорили? В разговоре вы чувствовали себя свободно или скованно?».

Примечание:

Педагог может предложить иную ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту друга, с которым давно не виделись. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

«Магазин канцтоваров»

Цель:  развитие представления об окружающем мире.

Предметная область: язык и речевая практика.

Задачи: - приобретение навыка диалоговой речи;

- обогатить словарный запас новыми словами;

- уметь выполнять последовательную цепочку игровых действий.

- учить соблюдать общественно принятые нормы поведения в     магазине;

- воспитывать уважительное отношение к профессии продавца;

Роли: продавец, покупатели, кассир.

Оборудование: канцелярские товары, касса, кошелек с «деньгами», одежда для продавца.

Описание игры: Обучающиеся должны понять, что посещение магазина всегда вызвано необходимостью сделать какую-то покупку. Например, можно сказать: «Скоро первое сентября. Нужно пойти в магазин и купить нужные канцтовары для школы».

Для игры оборудуется касса, прилавок, на котором выложены товары для школы. Но чтобы купить товар, нужно выполнить правило: не называть его, а описать признаки. По вашему описанию продавец узнает игрушку, скажет, сколько она стоит и продаст ее вам (в первый раз роль продавца берет на себя учитель, а затем становится покупателем). Продавец и покупатель вежливо разговаривают. Продавец дает покупателю выбранный товар, объясняет,  как им пользоваться, сколько он стоит. Покупатель оплачивает покупку, берет чек.

Дальнейшее развитие игры осуществляется с изменением профиля магазина (магазин игрушек, продукты).

В игре отрабатываются следующие слова и выражения:

- «Здравствуйте. Я бы хотел посмотреть...»;

- «Покажите мне, пожалуйста...»;

- «А можно мне посмотреть...»;

- «Я хочу купить...»;

- «А сколько стоит?»;

- «Возьми, пожалуйста, сдачу»;

- «Большое спасибо»;

- «Приходи (приходите) к нам еще».

«Телефонный разговор»

Цель:  развитие культуры разговора по телефону.

Предметная область: язык и речевая практика.

Задачи:  - приобретение навыка диалоговой речи;

- обогатить словарный запас общепринятыми выражениями;

- развивать представления детей о нормах и правилах разговора по телефону;

Роли: телефонный абонент

Оборудование: телефонные трубки или мобильные телефоны.

Описание игры: Учитель моделирует ситуацию, в которой необходимо сделать телефонный звонок, при этом обучающийся вначале может находиться  в роли ответчика, а затем в роли звонящего. Перед началом звонка  можно дать ребёнку принятые стандартные вопросы и ответы. По ходу игры учитель направляет диалог в заданном направлении, объясняя какие вопросы или просьбы нужно задавать абоненту. Например, если на завтра нет билетов в цирк, то, на какое число есть свободные, можно ли забронировать билеты на определенное время и т.д.

Варианты ситуаций:

- Звонок другу, чтобы узнать домашнее  задание, а телефонную трубку берёт его мама. Твои слова?

- Ты звонишь маме на работу, а к телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать телефонный разговор?

- Звонок в цирк - узнать, есть ли билеты на завтра.

- Звонок на вокзал - узнать, когда приходит поезд из Москвы.

- Звонок в библиотеку, чтобы узнать, работает ли она в воскресенье.

- Звонок  на автобусную станцию - узнать, нужно ли заранее покупать билеты для поездки в другой город.

- Звонок в поликлинику для вызова врача на дом.

- Заказ такси по телефону.

В игре отрабатываются следующие слова и выражения:

- «Алло!»;

- «Извините, пожалуйста, с кем я могу поговорить по поводу…»;

- «В какое время я могу Вам перезвонить?»;

- «Вам удобно сейчас разговаривать?»;

- «Я звоню Вам по поводу…»;

- «Всего доброго, до свидания»;

- «Созвонимся в следующий раз…»;

- «Я звоню по поручению…»;

- «Спасибо, что позвонили»;

- «Хорошо, меня это устраивает»

«Парикмахерская»

Цель:  Развитие представления о профессии парикмахера.

Предметная область: язык и речевая практика.

Задачи:  - приобретение навыка диалоговой речи;

- обогатить словарный запас новыми словами;

- развивать представления детей о нормах и правилах поведения в парикмахерской;

Роли:  парикмахер, клиент.

Оборудование:  предметы из парикмахерского набора.

Описание игры: Перед игрой необходимо обговорить назначение предметов.  После оборудования парикмахерского салона можно принимать клиентов.  Клиент высказывает свои пожелания по поводу  стрижки, а мастер в свою очередь задает вопросы: «Чем будем стричь?»; «Вам челку длиннее или короче подстричь?» и т.д. Перед стрижкой мастер накидывает на клиента чистую простынку или пеленку. После стрижки клиент оплачивает услугу в кассе и получает квитанцию. В следующей игре учитель исполняет роль клиента. В следующих играх можно менять цель посещения парикмахерской, например, сделать укладку феном, покрасить волосы.

В игре отрабатываются следующие речевые выражения:

- «Вам очень идет эта стрижка!»;

- «Сделайте модельную стрижку»;

- «Сверху оставьте волосы длиннее, сзади подстригите короче»; 

- «Подровняйте, пожалуйста, челку»;

- «Такая прическа мне не подойдет»;

«Кафе»

Цель:   дать представление о труде работников кафе

Предметная область: язык и речевая практика.

Задачи:  - закрепление навыка нормативного поведения;

               - закрепление навыка диалоговой речи;

- обогатить словарный запас новыми словами;

- воспитывать у детей уважение к чужому труду;

Роли:   посетитель, официант.

Оборудование: набор столовых приборов, разнос, обеденный стол, стулья,

салфетки, меню, чек, деньги.

Описание игры. Перед игрой  учитель объясняет обязанности работников кафе и посетителей, распределяет роли, предлагает обучающимся самим  выбрать название кафе. К открытию кафе официант сервирует стол, а посетители усаживаются. Официант предлагает меню. Посетитель интересуется, из чего состоит то или иное блюдо, просит помочь с выбором, после чего делает заказ. Официант ставит заказанные блюда на разнос и подает их посетителю, при этом перечисляет названия всех блюд. Отобедав, посетитель просит счет у официанта, высказывает свое мнение по поводу блюд, после оплаты вежливо благодарит работника кафе. Официант убирает посуду.

В игре отрабатываются следующие речевые выражения:

- «Добрый день!»;

- «Этот столик свободный?»;

- «Вы готовы сделать заказ?»;

- «Можно посмотреть меню?»;

- «Какой салат вы посоветуете?»;

- «Этот соус очень острый?»;

- «Это блюдо пользуется большой популярностью»;

- «Ваш заказ, пожалуйста»;

- «Принесите счет, пожалуйста»

- «Спасибо, все было очень вкусно!»

- «Приходите к нам еще!»;

- «Будем рады видеть вас снова!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....

Использование современных технологий формирования навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов.

В работе рассматриваются современные технологии формирования коммуникативного общения и их использование в работе воспитателя детского дома, с учетом особенностей личности воспитанников....

"Сюжетно-ролевая игра как форма организации творческой деятельности обучающихся с целью развития личностных УУД"

Выступление на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии ЗелАО...

Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"

Программа развития навыков конструктивного общения  (для подростков)...

Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики

Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики...

Консультация для воспитателей "Методы использования сюжетно - ролевых игр в развитии речи детей"

Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенно...