Конспект урока по теме " Чередование" 6 класс
методическая разработка (6 класс)
Конспект урока по теме " Чередование" 6 класс ( по адаптированной программе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_cheredovanie_v_korne.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА.
Русский язык . 6 класс.( адаптированная программа)
Тема урока: Чередование гласных И-Е в корнях слов.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
1) сформировать знания учащихся по теме «Чередование в корне».
2) развивать устную речь учащихся , активизировать мыслительные процессы путем выполнения заданий на анализ и синтез, развивать логическое мышление.
3) мотивация к учению,
4) формировать навыки сотрудничества, взаимоподдержки в коллективном учебном труде.
Задачи урока:
1. Изучить чередование И//Е в корнях слов, повторить тему , обобщив в виде таблицы.
2.Продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, работать в группах.
3.формировать умения управлять своей учебной деятельностью.
Методы и приемы: частично-поисковый, наглядный.
ХОД УРОКА:
Этап урока. Развивающие задачи этапа. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
1 Создание мотивации. Самоопределение. | -Записываем число, классная работа. Народная мудрость гласит «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» ( слайд № ). Как вы понимаете эти слова? Какое отношение пословица имеет к уроку? | Запись в тетрадях. -Умный , образованный человек всегда будет востребован -Надо приобретать новые знания. |
2.Целеполагание | - Нас ждут новые открытия, но новые знания, которые мы получим на уроке, накладываются на уже изученные. Мы должны сейчас вспомнить орфограмму. ( слайд № 2) | |
3.Актуализация знаний | - Какая орфограмма? В каких словах происходит этот процесс? Давайте вспомним эти правила. Объяснительный диктант -От чего зависит написание гласной в этих корнях? Молодцы! Хорошо справились с заданием. | - Чередование. - В однокоренных. Записывают, проверяют по слайду |
4.Постановка учебной задачи | Учитель: Проведем исследование. ( слайд № 3) Изберу, блистать , вытереть, избирать, блестеть, замереть, вытирать, замирать. -Запишем однокоренные слова. Выделим корни в словах. Что заметили? Какой возникает вопрос? Как называется такой процесс? Внимательно наблюдаем, предположения. Правило формулируем. .Проверим по учебнику. Чему мы должны сегодня научиться на уроке? | Пишут, выделяют, подчеркивают. Наблюдают . высказывают предположения. - Буквы разные е// и. - Почему в одних случаях пишем е, в других и ? - Чередование. - Правописанию корней с чередованием е//и. |
5.Первичное закрепление знаний | 1.- Продолжим исследования. (слайд № 4) Примирять врагов, выдержали экзамен, хватит терпения. -Почему в корнях слов пишутся другие буквы? Одинаковые корни –омонимичные. 2. Орфографический разбор с устным проговариванием. Первое слово учитель проговаривает, далее – ученики по цепочке. (слайд № 5) Пробираться ,расстилается, заблестели, взбираемся, замереть, блистать. Приставки на –з-с. | Анализируют. Безударные гласные. Проговаривают. Вспоминают правило. |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | 1. Игра «Третий лишний» Зам…рая ст…рает Зад…ру ум…реть Заж…гаем заж…гаем 2 Физкультминутка . Наклоны: И –влево, Е- вправо: Замереть, заблестеть, задирать, протереть, перетирать, зажечь, поджигаем, застилать, расстелить. 3 . Самостоятельная работа( слайд № 7) 1вариант: Бл..стать, зам…реть,расст…лать, прот…рать, соберу. 2 вариант: Раст…реть, приб…рать, уд…рать, бл…стеть, зам…рать. Самопроверка по слайду. | Списывают , отвечают на вопрос, проверяют по слайду № 6 Выполняют движения. Пишут в тетради. Проверяют. |
7.Включение знаний в систему и повторение. | 1. Диктант на замену: замените словосочетания одним словом с чередованием: Сверкать на солнце- (блестеть) Подниматься в гору-(взбираться) Закрывать дверь-(запирать) Оцепенеть от страха- (замереть) Выдергивать сорную траву- ( выдирать) Проверка по слайду 2 Игра «Корректор». -Слово корректор словарное. Запишите его. Что обозначает это слово? Сверим по толковому словарю Ожегова.(слайд № 8) Какими качествами должен обладать корректор? Будьте внимательны! Исправьте ошибки. Запишите текст. Мы находимся у подножия горы. Соб(е,и)раем желтые, лиловые, красные цветы. На растениях еще бл(е,и)стит роса. Выб(и,е)раемся на вершину. -Проверьте по образцу (слайд № 9). В первом предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. Выделите грамматическую основу. 3.- Итак, мы изучили правило. Проверим , научились ли писать . Тест: 1) В каком глаголе пишется –е- ? А) отп…рать В) зам…реть Б) заст…лать Г)заж…гать 2) В каком глаголе пишется –и- ? А)забл…стеть В) подп…рать Б)(все) зам…рло Г) подст…лить | Подбирают слова. Пишут в тетради, проговаривают и обозначают орфограмму. Проверяют. Отвечают на вопросы. Работают со словарем. Записывают текст в исправленном виде. Проверяют. --( подножия) Решают тест. Сверяют с правильным ответом. |
8 Рефлексия | - Оценим свою деятельность на уроке. Достигли ли цели урока? Что повторили? Какие новые знания получили? Что еще нужно повторить и закрепить? | Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке. |
9 Домашнее задание | - Запишите домашнее задание. | Записывают домашнее задание |
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1Введение.
2.Теоретическое обоснование использования системно-деятельностного подхода в проведении урока.
3 Конспект урока.
4 Список литературы.
Список литературы:
1. Использование новых информационных технологий в образовании http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html
2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000
3. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html
4. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий.
Введение.
В современных социально-экономических условиях развития общества, в условиях модернизации российской системы образования перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями, проблема их социализации и интеграции в обществе, развитие их жизненных компетенций. Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность.
Этому способствуют творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка.Устойчивый интерес к учебной деятельности у умственно отсталых школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность.
Важнейшими из проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития детей с ЗПР (7 вид), являются бедный словарный запас, неумение учащимися высказать собственные мысли, нарушение в формировании монологической речи. Это создает определенные трудности не только в обучении, но и в общем развитии таких детей. Для себя актуальность выбранной темы я определила сразу несколькими моментами:
– особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными;
– в практике коррекционной педагогики полностью не решены организационные вопросы обучения детей с комбинированными психоречевыми нарушениями; Возможности коррекционно-развивающей технологии неоспоримы, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Разработанные технологии коррекционно-развивающего обучения, применяемые на уроках русского языка и литературы, способствуют развитию познавательной деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием, формируют языковые представления и понятия, а также пространственное восприятие мира, стимулируют компенсаторные процессы развития учащихся с нарушениями интеллекта и позволяют формировать у них новые положительные качества.
Способность учителя осуществлять образовательный процесс на разном уровне и с разной степенью погружения обучающихся в учебный материал позволяет реализовать важнейший принцип развития и коррекции- создавать условия для того, чтобы каждый обучающийся был занят на уроке все учебное время на пределе своих возможностей.
В качестве эффективных приемов реализации принципов и методов коррекционного обучения в урок включаются задания по нарастающей степени сложности- от простого к сложному также эффективны задания, основанные на частой смене доминантного анализатора: читаю-слушаю, смотрю- пишу, слушаю – говорю и т. д. Необходимо прогнозирование педагогически целесообразного результата на каждом его этапе. Важным является предоставление конкретному ученику дозированной поэтапной помощи учителя
Таким образом, систематическое применение специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, приемов, игр и занятий исправляют недостатки психофизического развития учащихся с нарушениями интеллекта и в значительной степени сглаживают (возмещают, уравнивают) их нарушенные функции в результате которого происходит повышение их жизненной компетентности. Реализуя принцип коррекции в учебный процесс включаются задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. С этой целью на уроке используются различные памятки, правила-подсказки, схемы-опоры. Невозможно успешно реализовать принципы коррекционно-развивающего обучения без диагностики способностей обучающихся.
2 Актуализация системно –деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образованияпо таким показателям как придание результатам образования социально и личностно значимого характера, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения, возможность дифференцированного обучения, существенное повышение мотивации и интереса к учению, обеспечение условий для формирования УУД, обеспечивающих успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирования компетентностей. Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческогопотенциала. УУД выступают основой образовательного процесса. Овладение ими создает возможность самостоятельногоуспешного усвоения новых знаний , умений и компетентностей, то есть умения учиться. Знания даются ученику не в готовом виде, а становятся результатом его труда по добыванию знания. Задача учителя- организовывать поиски, развивать познавательную деятельность учащихся.
Важное дидактическое требование состоит в том, чтобы на уроке присутствовал мотивационный этап. Учащиеся уясняют личностный смысл своей деятельности. Принцип повышения мотивации к учению является наиболее трудным для реализации. Повышенное внимание к проблемам системного подхода в настоящее время объясняется соответствием его как метода усложнившимся задачам общественной практики. Системно-деятельностный подход выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром.
В концепции ФГОС указывается : « … В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности…..».
ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВГОРОДСКИЙИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
.
Выпускная работа
«Планирование и разработка урока русского языка
в контексте коррекционных технологий »
Слушатель
Платонова Е.Ф.
учитель русского языка и литературы МАОУСШ № 1 г. Старая Русса
Преподаватель:
Самойлова Е.Н., доцент центра ДПО и мониторинга, к.п.н.
Великий Новгород
2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...
Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства Злаковые
Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства Злаковые.Викторина Двудольные растения .. Общая характеристика однодольных. Основн...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
Конспект урока по теме 5 класс "Строение клетки"
Урок системно-деятельностного типа. Учащиеся самостоятельно раскрывают тему урока: работают с материалом учебника, заполняют таблицу и оценивают свою работу. При выполнении лабораторной работы з...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по теме «Основные классы неорганических соединений»
Тип урока: закрепление.Цель урока: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «ОКНС»....
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...