Развивающая среда в логопедическом кабинете как стимул речевого развития дошкольника
материал

Пулина Нина Павловна

Создание развивающей среды является одной из задач коррекционной программы, которая реализуется на логопедических занятиях. Наше дошкольное учреждение в своей работе детьми с ТНР (Общим недоразвитием речи) использует «Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой.  Так же в оборудовании кабинета мы старались учитывать рекомендации ФИРО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая среда в логопедическом кабинете как стимул речевого развития дошкольника

Создание развивающей среды является одной из задач коррекционной программы, которая реализуется на логопедических занятиях. Наше дошкольное учреждение в своей работе детьми с ТНР (Общим недоразвитием речи) использует «Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой.  Так же в оборудовании кабинета мы старались учитывать рекомендации ФИРО

 Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда,  создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях,  но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

При организации коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете, мы стремились создать все условия для сознательно – регулируемой деятельности детей, которая несла бы в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.

Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми и поделён на несколько  центров

 

  1. Методический центр:

Инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида является

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Санкт -Петербург Детство-пресс 2018г.

К программе рекомендован методический комплект, включающий в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал:

- диагностический материал, разработанный   Н.В. Нищевой;

- конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе    компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа), с 6 до 7 лет (подготовительная группа) -  СПб: Детство-Пресс, 2016;

-весёлая гимнастика (артикуляционная, дыхательная, мимическая);

-тетради-тренажёры для автоматизации и дифференциации звуков;

-картинки и тексты для автоматизации звуков;

- картотеки сюжетных картинок;

-альбомы с демонстрационными картинами, способствующие обучению дошкольников рассказыванию;

-рабочие тетради для дошкольников;

-парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»;

-книга для обучения дошкольников чтению «Мой букварь» и рабочие тетради по обучению грамоте детей дошкольного возраста;

-консультативный материал для родителей;

Документация учителя- логопеда хранится в отдельных папках по следующим разделам:

-материалы ПМПК;

-речевые карты детей;

-планы коррекционно-развивающей работы с детьми;

-рабочая программа;

-индивидуальные программы;

-паспорт логопедического кабинета.

2. Центр коррекции звукопроизношения

находится в освещённом месте. Рабочее место оснащено зеркалом с дополнительной подсветкой, перед ним стол для индивидуальной работы. В контейнере хранится инструментарий для постановки звуков: логопедические зонды, зондозаменители,  одноразовые  шпатели, вата, стерильные салфетки, влажные салфетки, ватные диски, спирт. На столе пособие для проведения артикуляционной гимнастики с изображением упражнений, а также картинки-символы к артикуляционным упражнениям.

3.Образовательный центр :

оснащён магнитной доской, мольбертом, столами и стульями для непосредственно – образовательной деятельности детей. Сюда же относится стеллаж с « Самыми нужными играми» для развития лексико-грамматического строя, комплектами настольно-печатных дидактических игр «Играйка-1», «Играйка-2», «Играйка-10»;

- «Звуковые замки», набор магнитных букв, азбука в картинках, схемы звуков, слов и предложений, кассы букв на каждого ребёнка, необходимые для подготовки к обучению грамоте.

Неотъемлемой частью образовательного центра является коврограф,  

речевой материал, которого, регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы.

  1. Центр развития мелкой моторики,

 где представлены игрушки – вкладыши из разных материалов, комплект игрушек на координацию движений, пазлы разной тематики,  шнуровки различного уровня сложности, массажные мячики, волчки, мозайка, кубики с картинками по изучаемым темам, сухие бассейны с разными наполнителями;  наборы пальчиковых кукол по сказкам, разрезные картинки по изучаемым темам.

  1. Центр – игровой:

Организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда имеет очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии. Правильно организованная предметная среда развивает интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную сферы личности дошкольника.

Поэтому в игровой зоне размещены настольно-печатные игры, направленные на развитие фонематического слуха, психических процессов, на закрепление навыков обучения чтению и подготовки детей к школе. Особое внимание хочется уделить учебно-игровому пособию «Логико-малыш». Пособие состоит из планшета и комплектов карточек. Планшет выполняет функцию контрольного прибора. Карточки изготовлены по разным предметным областям. Каждый комплект карточек содержит развёрнутую методическую часть, в которой доступно излагается материал. Проверить правильность ответа ребёнок может самостоятельно.

Игры, игрушки и пособия кабинета систематически меняются в течение года. Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий и эмоционального благополучия.

6. Центр развития речевого дыхания:

 представлен дыхательными тренажёрами «Губы», «Волшебный шарик».  так же игрушками и пособиями для развития речевого дыхания (свистки, дудочки, мыльные пузыри, осенние листочки, снежинки, пёрышки, бабочки, самолётики,  мельницы),  смена которых происходит в зависимости от времени года.

7. Центр сенсорного развития.        

В ней расположены звучащие игрушки, диски с записью голосов природы, палочки Кюизенера, занимательный планшет для рисования песком с подсветкой разных цветов.

Рядом расположена развивающая доска для дошкольников –бизиборд, способствующая развитию сенсорики и моторики дошкольников.

8. Центр технических средств обучения:

В данной зоне находится ноутбук Lenovо ,  принтер Samsung и  лицензионные программы с дисками для компьютерных игр . Это логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры», способствующая коррекции речевого развития дошкольников и набор  дисков педагогического портала    «Мерсибо»,  способствующих развитию фонематического слуха, звукопроизношения, грамматического строя речи, расширению лексического запаса, развитию связной речи, логики и внимания.

        

 9.Информационный центр  для удобства родителей:

находится в раздевальной комнате детей. Он представлен стендом для родителей, информация которого обновляется еженедельно, в зависимости от прохождения лексической темы. Так же периодически там выставляются папки c советами и рекомендациями учителя-логопеда   для родителей.  

Создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.

В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности. Обстановка кабинета успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда, организованная в кабинете, помогает эффективно решать коррекционные задачи в психологически комфортных условиях. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете"

Презентация содержит требования к организации коррекционно-образовательной среды в логопедическом кабинете....

Речевое развитие дошкольников в оформлении предметно-развивающей среды группы.

В связи с тем, что дети нашей группы имеют тяжелые нарушения речи, работа с ними ведется в течение всего дня не только логопедом, но и воспитателями. И для этой цели в группе имеется уголок для логопе...

Мониторинг речевого развития дошкольников, проходящих коррекционную логопедическую работу

Мониторинг речевого развития дошкольников, проходящих коррекционную логопедическую работуБланк мониторинга основных параметров речевого развития детей...

Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете

В условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ при организации благоприятной образовательной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете МАОУ «СОШ №24» учитывается приоритет лог...

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...

Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников.

Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников. (консультация для воспитателей) «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовател...