Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью "Умелые ручки"
рабочая программа (5 класс)

Антонова Наталия Григорьевна

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Творчество имеет важное значение для личностного развития в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем, поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с раннего возраста. А детское творчество невозможно без развития трудолюбия.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 10-11 лет.

 

Актуальность изучаемой программы:

Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи программы:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki_2021-23.docx66.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение

Михайловская коррекционная школа – интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

                    Рассмотрено

на заседании методического объединения

учителей начальных классов

Руководитель МО:

_________/Валиахметова Т.Г./

Протокол № ___

от «___»____________ 2021 г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР:

__________  /Хусаинова Т.Н./

от «___»______________ 2021 г.

        

Утверждаю

Директор ГБОУ МКШИ

ГБОУ Михайловская КШИ

___________/ Шишкина Г.Ф./

Приказ №___

от «___»____________ 2021 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

общекультурное направление

«Умелые ручки»

для обучающихся с умственной отсталостью

5А класса

                                                                                                                       

                                                                                                                               Срок реализации рабочей программы – 2021 – 2023 учебный год

Составитель: Антонова Наталия Григорьевна, учитель

        

с. Михайловка – 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по курсу «Умелые ручки» составлена на в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года № 26.

Локальные акты ОУ:

  • воспитательный план ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год;
  • годовой календарный учебный график ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год;
  • расписание учебных занятий ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год.

 

Пояснительная записка.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Творчество имеет важное значение для личностного развития в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем, поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с раннего возраста. А детское творчество невозможно без развития трудолюбия.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 10-11 лет.

Актуальность изучаемой программы:

Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи программы:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

На изучение курса «Умелые руки» выделяется в 5А классе –33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели),

в 6А классе – 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели).

Основные принципы программы.

  1. Включение учащихся с ОВЗ в активную деятельность.
  2. Доступность и наглядность.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Направленность образовательной программы.

Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья – создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.

В связи с этим становится актуальной необходимость значительного повышения роли трудового обучения и воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное место в коррекционно-воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья отводится занятиям продуктивной творческой деятельностью , что способствует не только овладению элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных творческих работ, но и развитию познавательной деятельности в целом.   Заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.

В процессе труда формируются такие личностные качества как способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально–трудовой адаптации обучающихся. В процессе продуктивной творческой деятельности  у обучающихся улучшается общее физическое состояние, скоординированность движений, развивается трудолюбие.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Программа разработана, с учётом возрастных особенностей воспитанников школы-интерната.

Занятия ручным трудом  позволяют развивать творческое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для трудового обучения в старших классах. Происходит ориентация детей  на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Обучение ручному труду (продуктивной творческой деятельности) предусматривает проведение выставок детских работ, что позволяет увеличивать мотивацию воспитанников к занятиям.   Центральное место на занятиях занимает практическая работа (непосредственное самостоятельное и совместное изготовление изделий).

Организация образовательного процесса.

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы.

Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных обучающимися. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала.

Опора на практические действия вызывает у ребенка желание выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а также самоконтролю на основе правил задания.

Для преодоления обучающимися затруднений в процессе работы педагог оказывает в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей и разные виды помощи.

Это:

  • стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей);
  • эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка);
  • направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка).

В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.

Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.

Младшие школьники быстро утомляются. Чем младше ребенок, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Отдельные части занятия не должны быть затянуты по времени.

Методы обучения в начале учебного года с учетом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приемов, используемых в конце периода обучения.

В начале года педагог дает основы технологии изготовления простых работ, направляет деятельность обучающихся на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.

Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленные знания, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В поделке должно ощущаться авторство самого ребенка.

Постоянно развивая интерес обучающихся, педагог стремится выбирать такую форму занятий, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или созданию новых образцов.

Выполнение заданий в группе иногда проходит неравномерно. Поэтому руководитель проводит индивидуальную работу с обучающимися, дополнительно объясняя задание, помогая его выполнить.

Формы проведения занятий: индивидуальная, групповая, наблюдение, экскурсия, беседа, выставка, практическое занятие, занятие-игра. Также могут быть использованы дистанционные формы обучения.

Методы обучения: практические, объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.

Формы подведение итогов.

  • Анализ готовых изделий;
  • Выставки творческих работ;
  • Тестирование;
  • Участие в выставках, конкурсах.

Ожидаемые результаты:

  • овладение практическими и теоретическими навыками работы;
  • умение обучающихся творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие изделия, избегать шаблонности мышления, применять полученные сведения при изготовлении работ;
  • умение работать в коллективе, умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки, самоорганизация в групповой работе;
  • развитие внимания, памяти, воображения.
  • удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью объединения.

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка.

Завершением обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год. Лучшие изделия отбираются для участия в конкурсах, выставках и фестивалях.

Содержание курса внеурочной деятельности «Умелые ручки»

5А класс.

Раздел 1. Работа с природным материалом (8 ч).

Тема 1.1. Флористика

        Понятия «флористика». Икебана. Разнообразие флористического материала. Правила сбора, подготовки и хранения материала. Правила построения цветочной композиции. Картины из листьев. Разнообразие технологий.

        Практическая работа: розы из кленовых листьев, панно «Кораблик»;  «Осенний лес», «Осень».

Раздел 2. Работа с бумагой (7 ч).

Тема 2.1. Плетение из газет

        История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет. Подготовка материала для плетения.

        Практическая работа: освоение техники плетения из газет. Плетение дна изделия. Плетение по кругу. Плетение по спирали. Плетение шахматкой. Закрепление края изделия. Покраска изделия. Покрытие изделия лаком.

Раздел 3. Художественная обработка бросового материала (13 ч).

Тема 3.1. Изделия из пластиковых бутылок (5 ч)

        Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок. Идеи изделий из пластиковых бутылок. Изготовление ваз из пластиковых бутылок. Презентация идей изделий из пластиковых бутылок.

Практическая работа: изготовление ваз из пластиковых бутылок; изготовление цветов из пластиковых бутылок.

Тема 3.2. Изделия из пакетов (6 ч). Знакомство со способами утилизации пакетов. Идеи изделий из пакетов. Техника вязания крючком. Плетение обуви из пакетов. Презентация идей изделий из пакетов.         

Практическая работа: плетение ковриков из пакетов.

Тема 3.3. Изделия из коробок (2 ч)

        Знакомство со способами утилизации коробок. Идеи изделий из коробок. Презентация идей изделий из коробок.

        Практическая работа: изготовление изделия из коробок.

Раздел 4. Работа с текстильными материалами (6 ч).

Тема 4.1. Работа с тканью

        История создания игрушек из ткани. Разнообразие материала. Знакомство с техникой примитивизм. Изготовление тканевой игрушки в технике примитивизм.

        Практическая работа: изготовление куклы.

        

6А класс

Раздел 1. Вводное ознакомительное занятие.(1ч.)

Определение целей и задач внеурочной деятельности. Ознакомление с планом работы.  Ознакомление обучающихся с необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разными материалами ( работа с бумагой, тканью, пластилином и т.д)

Форма: беседа, лекция.

Вид:  простейшие наблюдения и исследования свойств материалов

Раздел 3.Работа с природным материалом (3ч.)

Материалы и инструменты для работы с природными материалами. Как правильно заготовить природные материалы для работы. Объемное моделирование из готовых природных форм. Плоскостное моделирование. Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.

Форма: беседа, практические занятия.

Вид:  моделирование, конструирование

Раздел 3. Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм . (3ч.)

 Знакомство с техникой «Мозаика», выполнение  из частей геометрических фигур.

Форма: беседа, практические занятия.

Вид:  моделирование, конструирование

Раздел 4. Работа с бумагой и картоном (6ч)

Значение работы с бумагой и картоном.   Изготовление изделий из бумаги и картона. Работа с разными видами  бумаги. Знакомство с различными техниками: оригами, квиллинг, модульное оригами.  Технология обработки материалов.

Форма: беседа, практические занятия.

Вид:  моделирование, конструирование

Раздел 5. Работа с тканью и нитками. (4ч.)

Из истории ткани. Выполнение аппликаций из ткани. Знакомство с разными видами ниток (вязальные, швейные, вышивальные, штопальные, джутовые).

Форма: беседа, практические занятия.

Вид:  моделирование, конструирование

Раздел 6.Работа с разными материалами (16ч.)

Форма: беседа, практические занятия.

 Вид:  моделирование, конструирование

Тематическое планирование

5А класс

Раздел

№ заня-

тия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Раздел 1. Работа с природным материалом – 8 часов

Правила безопасной работы. Инструктаж по ОТ на занятиях. Понятие «флористика». Икебана.

1

04.09

Правила сбора, подготовки и хранения материала.

1

11.09

Осенние фантазии из природного материала.

1

18.09

Правила, техника работы с сухими листьями. Картины из листьев.

1

25.09

Изготовление панно «Осенний лес», «Осень».

1

02.10

Изготовление роз из кленовых листьев.

1

09.10

Правила, техника работы с соломкой.

1

16.10

Изготовление панно «Кораблик».

1

23.10

Раздел 2. Работа с бумагой – 7 часов

История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет.

1

06.11

Подготовка материала для плетения.

1

13.11

Плетение дна изделия.

1

20.11

Плетение по кругу.

1

27.11

Плетение по спирали.

1

04.12

Плетение шахматкой.

1

11.12

Закрепление края изделия. Покрытие изделия лаком.

1

18.12

Раздел 3. Художественная обработка бросового материала – 13 часов

Поделки из пластиковых бутылок. Технологии изготовления поделок.

1

25.12

Идеи изделий из пластиковых бутылок.

1

15.01

Изготовление ваз из пластиковых бутылок.

1

22.01

Изготовление игрушек из пластиковых бутылок.

1

29.01

Изготовление цветов из пластиковых бутылок.

1

05.02

Знакомство со способами утилизации пакетов.

1

12.02

Идеи изделий из пакетов.

1

19.02

Плетение обуви из пакетов.

1

26.02

Плетение ковриков из пакетов.

1

05.03

Плетение ковриков из пакетов.

1

12.03

Поделки из коробок. Технологии изготовления поделок из разных видов коробок.

1

19.03

Раздел 4. Работа с текстильными материалами -6 часов

Поделки из коробок. Технологии изготовления поделок из разных видов коробок.

1

26.03

Идеи изделий из коробок.

1

09.04

Идеи изделий из коробок.

1

16.04

История создания игрушек из ткани. Разнообразие игрушек

1

23.04

Техника примитивизм. Создание кукол в технике примитивизм

1

30.04

Создание рисунка куклы. Создание выкройки.

1

07.05

Выкраивание деталей и их сшивание. Изготовление куклы.

1

14.05

Изготовление куклы.

1

21.05

Итого:

Выставка работ

1

28.05

Тематическое планирование

6А класс

дата

п/п

Тема

Кол-во часов

План.

Факт.

1.

Принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами.

1

04.09

I. Работа с природными материалами

2.

Вводное занятие.

1

11.09

3.

Коллективные композиции, индивидуальные панно.

1

18.09

4.

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

1

25.09

5.

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

1

02.10

Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм .

3 ч.

6.

Мозаика из частей квадрата, прямоугольника, ромба.

1

09.10

7.

Аппликация из геометрических фигур.

1

16.10

8.

Портрет из геометрических фигур.

1

23.10

Работа с бумагой и картоном.

9.

Из истории плетения квиллинга.

06.11

10.

Техника квиллинга из бумаги.

1

13.11

11.

Презентация «Основные элементы квиллинга». Рябина.

1

20.11

12.

Изготовление листьев рябины 2 цвета. Изготовление ягод рябины. Плотный ролл. Сборка изделия

1

27.11

13.

Аппликации в технике квиллинг. Сувенир «Котята».

1

04.12

14.

Аппликации в технике квиллинг. Сувенир «Котята».

1

11.12

15.

Прямое плетение из Аппликации в технике квиллинг. «Цветочная композиция».

1

18.12

16.

Прямое плетение из Аппликации в технике квиллинг. «Цветочная композиция».

1

25.12

Работа с тканью и нитками.

17.

Узелковое плетение. Макраме. Беседочный узел.

1

15.01

18.

Декоративные узлы. «Узел счастья»

«Дерево жизни», «Турецкий узел».

1

22.01

19.

Изготовление подставки в технике «Джутовая филигрань»

1

29.01

20.

Изготовление подставки в технике «Джутовая филигрань»

05.02

Работа с разными материалами.

21.

Из истории пуговиц. Способы пришивания.

1

12.02

22.

Композиция из пуговиц.

1

19.02

23.

Композиция из пуговиц.

1

26.02

24.

Изготовление композиций из скорлупы орехов «Семейка ежей».

1

05.03

25.

Изготовление композиций из скорлупы орехов «Семейка ежей».

1

12.03

26.

Мозайка из ватных шариков.

1

19.03

27.

Мозаика из пластилиновых шариков

1

26.03

28.

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

1

09.04

29.

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

1

16.04

30.

Аппликации в технике изонить.

1

23.04

31.

Аппликации в технике изонить.

1

30.04

32.

Аппликации в технике изонить. Фоторамка.

1

07.05

33.

Изготовление портрета в технике изонить.

1

14.05

34.

Изготовление портрета в технике изонить.

1

21.05

35.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

28.05

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» для школьников 5–7 классов (11–14 лет) Суязова Ольга Ивановна, учитель технологии. https://gigabaza.ru/doc/140773.html 
  3. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. – М.: Эксмо, 2011.
  4. Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009.
  5. Журнал «Валентина» (специализированный журнал по вязанию и вышивке)
  6. Зайцева О.В. Декоративные куклы. – М.: АСТ, 2010.
  7. Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.
  8. Декоративно-прикладное искусство  http://www.twirpx.com/files/art/dpi/
  9. История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativno-prikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html
  10. Капулетти М. Плетение из газет: пособие по рукоделию. – М.: Мир книги, 2008.
  11. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. М., 2013.
  12. Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.
  13. Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. – М.: РИПОЛ Классик, 2009.
  14. Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп, 2011.
  15. Поделки из бросового материала своими руками. https://podelki/expert
  16. Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics
  17. Скляренко О.А. Шьём Тедди-малышей и их друзей. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Данный материал подготовлен для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального  направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов « Умелые ручки» на 2019-2020 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов « Умелые ручки» на 2018-2019 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов « Умелые ручки» на 2017-2018 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  5 класс....