Октрытый урок по ОСЖ на тему: Состав семьи. Родственные отношения.
план-конспект урока (6 класс)
Конспект урока ОСЖ по теме: Состав семьи. Родственные отношения. Материал рассчитан на 6 класс коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока.
Состав семьи. Родственные отношения.
Цели урока: актуализировать и закреплять имеющиеся у обучающихся опорные знания о семье и родственных отношениях.
Задачи:
- уточнение значений понятий «семья», «родственник»; повторение и обобщение знаний о родственных отношениях в семье;
- развитие связной речи при ответах на вопросы, составлении монологов;
- формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;
- создание условий для повышения познавательной активности;
- коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе составления рассказа с опорой текста с пропущенными словами; логического мышления через установление социальных взаимосвязей в семье, развитие умения обобщать, делать вывод, планировать деятельность, осознанно выполнять задания,
- коррекция и развитие зрительной памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия через игры и упражнения; эмоционально-волевой сферы, навыков контроля и самоконтроля;
- формирование положительных личностных качеств (самостоятельности, уверенности, целеустремленности, способности к анализу), адекватной самооценки через оценку работы одноклассниками и учителем.
Тип урока: вводный
Методы обучения по источнику знаний:
- словесные методы: рассказ, объяснение, беседа,
- наглядные методы: демонстрация предметных картинок, опорных слов, мультимедийной презентации;
- практические методы: работа по индивидуальной карте, игры, упражнения, элементы проблемного обучения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Материально-техническое оснащение: предметные картинки по теме «Члены семьи», контрольно-оценочный материал (индивидуальные рабочие листы), карточки с опорными словами-терминами (понятиями), силуэты ромашек (для проведения рефлексии); разноцветные квадраты с буквами (Родители) для составления кодового слова.
Мультимедийный комплекс: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Семья. Родственные отношения».
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1
1. Приветствие. Психологический настрой обучающихся.
- Добрый день
- Присаживайтесь.
- Настраиваемся на плодотворную интересную работу на уроке.
II. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня во время всей нашей работы на уроке вы будете отгадывать зашифрованное слово, помогут вам в этом ваши старания. Вы – одна дружная команда, будете выполнять мои задания, получать разноцветные части - буквы, с помощью которых разгадаете волшебное слово. Желаю удачи!
- 1-ю подсказку Вы получите, если догадаетесь, о ком будем говорить на уроке.
На прошлых уроках мы с вами изучали раздел питание и выполняли практические работы по приготовлению разных блюд. Давайте проверим ваши знания. Вы должны разгадать кроссворд и угадать ключевое слово. Это слово относится к теме нашего сегодняшнего урока.
- Продолжи название блюда: овощной…
- Из картофеля мы можем приготовить….
- Жидкость, которую мы добавляем при приготовлении каши или пюре.
- Главный ингредиент при приготовлении картофельного пюре.
- Что для вкуса и пользы можно добавить в кашу.
Ключевое слово: семья.
За правильно разгаданный кроссворд вы получаете первую подсказку букву «О»
Тема нашего сегодняшнего урока: Состав семьи. Родственные отношения.
Запишите тему в тетрадь.
- О ком мы будем говорить?
III. Актуализация опорных знаний о семье.
- Минутка правового воспитания.
Согласно Конвенции о правах ребенка и семейному кодексу
- Какие права имеют дети? Какие права у детей в семье?
- Прочитайте на слайде:
- Каждый ребёнок имеет право жить в семье!
- Да, это так. У каждого из нас есть семья.
2. Словарная работа. СЛАЙД
- Перед Вами на слайде несколько определений.
- Прочитайте 1, 2, 3 предложение.
1. Семья – это люди, которые живут рядом, на одной улице, дружат, ходят в гости.
2. Семья – это близкие люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге.
3. Семья – это люди, которые вместе работают.
- Как вы думаете, какое из этих трех определений слова «СЕМЬЯ» верно?
Семья – это близкие люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге.
Проверка правильности выполнения задания.
- Запишите это определение в рабочем листе.
- Вы успешно справились с заданием и я с радостью вручаю Вашей дружной команде 2-ую подсказку. ( «Р»)
3. Составление обучающимися рассказа «Семья» с опорой на план.
- Вы знаете: «Семья – это близкие люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге».
- Назовите одним словом близких людей в семье. (Родственники)
- Послушайте рассказ.
(учитель читает текст, рассказ сопровождает демонстрацией презентации)
Встретились парень и девушка. Полюбили друг друга и решили создать семью. Теперь они муж и жена. У них родились дети. Муж и жена теперь мать и отец. Дети их называют мама и папа. Дети друг другу - брат и сестра. У отца и матери тоже есть родители. Детям они - бабушки и дедушки, а дети детей им - внуки.
- Теперь вы повторите рассказ друг за другом по одному предложению.
- Правильно. Вы получаете следующую часть секретного слова.(третью)- букву «Е»
4. Динамическая минутка
- А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе, поиграем в игру " Встаньте те, ,...":
- у кого есть старший брат;
- у кого есть младшая сестра;
- у кого бабушка и дедушка живут здесь в городе;
- у кого родственники живут в другом городе.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
5 Слово родственники происходит от слова «Род» - т.е. объединение родственников. Люди, которые знают историю своего рода составляют родословную – список родственников и предков. В виде чего составляют родословную? В виде дерева – родословное или генеалогическое древо.
Слайд.
6. Упражнение в установлении родственных отношений:
а) самостоятельная работа в рабочих листах
- В рабочем листе прочитайте второе задание.
- Что будете делать?
Мама – ___________ папы.
Бабушка – _________ папы.
Мама - ___________бабушки.
Брат - __________ мамы.
Слова-помощники: жена, дочь, сын, мама,
Проверка. Взаимоконтроль.
Мама – жена папы.
Бабушка – мама папы.
Мама – дочь бабушки.
Брат – сын мамы.
- Проверим правильность выполнения задания. Обменяйтесь рабочими листами. Поставьте оценку.
(Правильно выполненное задание на слайде)
- Вы заработали 4–ю подсказку – букву «т
б) игра «Экзамен», отработка понятий
- Мы повторили как называют некоторых членов семьи.
- Перед вами карточки с названиями других родственников. Прочитайте слово и объясните, кого так называют.
Слова: тетя, двоюродный брат, дядя, племянник, прабабушка, отчим, мачеха.
- Ваша команда получает 5 –ю подсказку – букву «И.
IV. Закрепление знаний по теме урока.
- Дидактическая игра «Семья Лены» (фронтальная работа).
- Познакомьтесь с семьёй Лены. Это Лена. (прикрепить на доску), а это её мама, папа, брат и бабушка.
- Надо определить, кого как зовут. Прикрепите табличку с именем.
Марина- мама Лены. Нина - мама Марины.
Миша - брат Лены. Саша - муж Марины.
(поэтапно учащиеся прикрепляют таблички со словами)
Ответы на вопросы:
- Кем в семье Лены является Саша?
И т.п. работа по каждому члену семьи.
- Ваша команда получает предпоследнюю подсказку – букву «Л».
А теперь попробуйте решить задачи на логику о родственных отношениях в семье.
1. Иван Петрович – отец Нины Ивановны, а Толя – сын Нины Ивановны. Кем Толя приходится Ивану Петровичу?______________________.
2. В семье несколько детей. Один ребёнок говорит, что у него есть один брат и одна сестра, а другой говорит, что у него нет ни одной сестры. Сколько детей в семье?_________. Сколько в семье девочек и мальчиков?____________.
3. Шли мать с дочкой, да мать с дочкой, да бабушка с внучкой. Много ли всех?_________________.
Вы получаете букву Д
IV. Обобщение по теме урока.
- Назовите главное слово урока.
- Что обозначает слово «семья»? (учащиеся проговаривают, возможна опора на запись в рабочем листе)
Семья – самое дорогое, что есть у человека в жизни. Без семьи жить очень трудно и одиноко. Семья – это важно!
Ежегодно 15 мая весь мир отмечает праздник - День Семьи, а у нас в России есть праздник - День семьи, любви и верности и мы отмечаем его 8 июля.
- Ромашка – символ этого праздника.(раздать ромашки)
Рефлексия.
- Мы начинали урок с хорошим настроением. А какое оно у Вас сейчас?
- Составим букет настроения!
- Оживите ваши ромашки.
1 ромашка – настроение в конце урока:
☺- хорошее,
😐- спокойное,
☹- грустное,
2 ромашка – оценка работы на уроке
☺- я – молодец!
😐- я старался!
☹- мне было трудно!
(Рисуют на ромашках:
1 смайлик, соответствующий настроению и психическому состоянию,
2 смайлик – оценка деятельности, прикрепляют на доску).
- У меня тоже очень хорошее настроение!
- Я довольна вашей работой на уроке.
- И от всей души дарю последнюю подсказку – букву «л».
V. Итог урока.
- Дорогие друзья! Поздравляю! Все части тайного слова вы собрали.
-. Составьте из букв слово.
(Получилось «Родители»)
-
- Спасибо, дети, за урок! Было очень приятно с вами работать.
Любите родителей, цените их!
Список использованной литературы:
Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционной школе.-М.: Изд. «Учитель», 2012
Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами. М., 1996
Соболева А.В. Загадки – смекалки. – М.: Издательство Гном и Д, 2000
Львова С. А. Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировкаи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – М.: «ВЛАДОС», 2005
Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида – М.: «ВЛАДОС», 2004
Субчева В. П. Социально – бытовая ориентировка: Учебное пособие, 6 класс – М.: «ВЛАДОС», 2014
Список использованных интернет-ресурсов:
http://gamejulia.ru/stihi-pro-semyu-samie-zamechatelnie-stihotvoreniya-o-seme.html
https://pandia.ru/text/78/235/36157.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: "Семья. Родственные отношения."
Тема: «Семья. Родственные отношения». Цели и задачи урока:1. расширить представления детей о семье;2....
Разработка урока по физике на тему «Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы» для 9 класса
Разработка урока по теме "Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы." позволит повторить, обобщить и углубить знания о составе атомных ядер; сформировать понятие «изотопы веществ»; сформировать поня...
Презентация по теме "Семья. Родственные отношения"
Презентация Power Point может использоваться для формирования лексико-грамматических навыков по теме "Familie. Verwandten"....
Презентация. Семья, родственные отношения. Урок СБО, 6 клас.
Данная презентация предназначена для урока по социально бытовой ориентировке в 6 классе для обучающихся с нарушением интеллектуального развития. Тема "Семья"....
урок СБО в 5 классе на тему: "Семья, родственные отношения"
Цели деятельности учителя: Коррекционно-образовательная: ознакомить с понятиями : семья, генеалогия, генеалогическое древо; научить составлять родословную своей семьи;Коррекционно-развивающая: развива...
конспект урока русского языка на тему "Состав слова" 6 класс (по учебнику Л.М.Рыбченковой)
конспект рассчитан на 2 урока, которые проводятся в 1 день...
Конспект логопедического КВН по теме: «Состав слова. Родственные слова»
Материал включает подробный конспект занятия, презентацию, приложение- наглядный материал. КВН был разработан для учащихся 5-6 классов с ИН лёгкой степени. Может быть проведён для учащихся 3-4 классов...