урок СБО в 5 классе на тему: "Семья, родственные отношения"
методическая разработка (5 класс) на тему

Шевченко-Глухова Наталья Александровна

Цели деятельности учителя:

Коррекционно-образовательная: ознакомить с понятиями : семья, генеалогия, генеалогическое древо; научить составлять родословную своей семьи;

Коррекционно-развивающая: развивать потребность узнавать историю своей семьи;

Коррекционно-воспитательная:  воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к членам своей семьи;

Здоровьесберегающая: способствовать снятию позостатического напряжения и мозгового кровообращения.

Тип урока: освоение нового материала.

Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, проблемное изложение, игры,  логические задачи, наглядный материал.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Дидактическое обеспечение:  шаблон «Генеалогическое древо».

Термины и понятия: семья, родословная, генеалогия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_semya_rodstvennye_otnosheniya.docx109.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок СБО 5 класс: «Семья, родственные отношения»

Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями. Для коррекции возникающих у них трудностей и предназначены занятия по курсу СБО. Процесс коррекционного обучения требует разнообразия не только в применении методов, но и в организации различных форм обучения. Тип данного урока – освоение новых знаний, где основное внимание уделяется изучению нового материала. План составлен с учётом особенностей детей с проблемами в развитии. При планировании урока использованы разнообразные приёмы, методы и средства обучения: словесные – рассказ, беседа, изложение, наглядный, письменные и устные упражнения, игра. Содержание урока направлено на расширение у школьников круга понятий и представлений с целью развития у детей потребности узнать больше о своей семье и воспитания уважения к старшим.

Цели деятельности учителя:

Коррекционно-образовательная: ознакомить с понятиями : семья, генеалогия, генеалогическое древо; научить составлять родословную своей семьи;

Коррекционно-развивающая: развивать потребность узнавать историю своей семьи;

Коррекционно-воспитательная:  воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к членам своей семьи;

Здоровьесберегающая: способствовать снятию позостатического напряжения и мозгового кровообращения.

Тип урока: освоение нового материала.

Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, проблемное изложение, игры,  логические задачи, наглядный материал.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Дидактическое обеспечение:  шаблон «Генеалогическое древо».

Термины и понятия: семья, родословная, генеалогия.

                                                             

Ход урока:

1.Организационный момент.

-- Выполните упражнение. Оно поможет вам настроиться на урок.

( Упражнение «Колечки» для развития межполушарных связей – поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно : указательный, средний и т.д., вначале выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими сразу.( 20 раз)

(Звучит песня « Вместе весело шагать…» сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского)

-- А теперь игра «Молчанка» - мы проверим, всё ли у вас готово к уроку: Я называю предмет, если у вас его нет на парте, вы молча поднимаете руку.

(ручка, карандаш, линейка, тетрадь)

2.Целеполагание. Введение в тему.

-- Чтобы узнать тему нашего урока, нужно отгадать кроссворд. ((Разгадывают кроссворд )

1  с

ы

н

2 д

   е

д

у

ш

к

а

3 м

а

т

ь

4 д

о

ч

    ь

   я

Вопросы для кроссворда: 1.Всякий мужчина отцу или матери. (сын)

2.Отец твоего отца или матери. (дедушка)

3.Женщина по отношению к своему ребёнку.(мать)

4.Всякая женщина отцу или матери.(дочь)

5. Местоимение первого лица единственного числа (я)

-- Какое ключевое слово получилось? (Семья)  И мы сегодня с вами поговорим о семье. Запишите тему урока «Семья, родственные отношения».

3.Освоение нового материала.

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

А) -- Все члены семьи связаны родственными отношениями, то есть являются родственниками. И называются они "близкие родственниками». Это мама, папа, брат, сестра. К близким родственникам относятся также бабушка и дедушка.

Есть ещё понятие «дальние родственники». Кто же относится к дальним родственникам? (Дяди, тёти, двоюродные братья, сёстры, прабабушки, прадедушки)

-- Давайте мы на доске распределим, кто к каким родственникам относится. (работа с карточками на доске –вывешены две большие карточки «близкие родственники» и «дальние родственники», на столе лежат маленькие карточки – «мама», «папа», «дядя», «тётя» и т. д.)

 

Б) А сейчас у нас конкурс «Кто я?»  Вы должны будете отгадать, про кого я говорю.

1) Сыновья одних родителей (братья)

2) Дочери одних родителей (сёстры)

3)Мать вашего отца или матери (бабушка)

4) Муж твоей сестры (зять)

5) Брат вашего папы или вашей мамы для вас (дядя)

6) Сестра вашего папы или вашей мамы для вас (тётя)

7)Сын твоей сестры или брата (племянник)

8)Сын твоего сына или твоей дочери (внук)

В) Я хочу узнать о вас, ребята, по-больше, поэтому давайте поиграем в игру, которая называется  «Встаньте те, …….»

--у кого есть старший брат;

--у кого есть младшая сестра;

--у кого бабушка и дедушка живут в Промышленной;

--у кого бабушка и дедушка живут далеко;

--у кого есть дяди и тёти.

Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

Г) Самостоятельная работа в тетради по таблице «Мои родственники» (Звучит песня «Родительский дом» сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского)

Напишите членов своей семьи, начиная с самого старшего:

Родственник

Ф. И. О.

Семья – поистине высокое творенье,

Она заслон надёжный и причал,

Она даёт признанье, уваженье.

Семья для всех основа всех начал.

Д) Физкультминутка «Дерево»

И. П. : основная стойка, руки вдоль туловища.

--Покажите, какая большая у вас семья. (руки в стороны)

--Покажите, а какими вы были маленькими. (присесть)

--А какие вы сейчас? (встать)

--Как любит вас мама? (гладят себя по щёчкам)

--А бабушка? (гладят себя по головке)

--А как вы любите своих родных? (обнимают себя).

-Чтобы более наглядно было видно всю родословную семьи, то есть все поколения данной семьи, составляют генеалогическое древо семьи. Дома вы попробуете составить генеалогическое древо своей семьи. Думаю, что ваши родители вам помогут.

-посмотрите как оно должно выглядеть. Обычно на древе указывают фамилию, имя и отчество всех родственников, можно указать дату рождения.

Составлять мы с вами будем упрощенное древо.

Е) Словарная работа.

-- Я сейчас вам раздам несколько определений – что такое «семья». Выберите то, какое вы считаете правильным и запишите его в тетрадь. (Обсудить, какое определение  правильное и почему)

Семья – это близкие родственники, которые живут вместе.

Семья – это люди, которые живут рядом, на одной улице.

Семья – это люди, которые вместе работают.

4.Закрепление изученного материала.

Решение логических задач.

1)Иван Петрович – отец Нины Ивановны, а Толя – сын Нины Ивановны. Кем Толя приходится Ивану Петровичу? (внук)

2)В семье несколько детей. Один ребёнок говорит, что у него есть один брат и одна сестра, а другой говорит, что у него нет ни одной сестры. Сколько детей в семье? (трое). Сколько в семье мальчиков и девочек? (два мальчика и одна девочка)

3)Шла мать с дочкой, да мать с дочкой, да бабушка с внучкой. Много ли всех? (три человека – бабушка, мама и дочь)

5.Итог урока.

--Что такое семья?

--Какие родственники бывают?

--Что нового вы узнали?

--Оценки за урок.

Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говориться, не надобен и клад, коли в семье лад. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был лад.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит  - Во! – семья.

(М. Щварц)

д/з Подберите и напишите слова, которые характеризуют твою семью

семья -

генеалогия - Генеало́гия или родосло́вие — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях.

родословная - Родословная - это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для 2 класса по теме "Семья".

Разработка открытого урока и его самоанализ для 2 класса по теме "Семья"(УМК М. Биболетовой "Enjoy English-2 класс"...

Урок в 5 классе по теме"Семья"

Урок в 5 классе по теме"Семья"...

Урок в 6 классе по теме Семя

Методическая разработка урока по ботанике, 6 класс по теме "Семя"....

Уроки в 5 классе по темам "Семья", "Я и мое окружение"

Краткий конспект двух уроков в 5 классе по УМК под редакцией Кауфман ставит целью научить ребят работать с тематическим текстом, повторить и закрепить лексико-грамматический материал за первые два раз...

урок в 10 классе по теме "Семья и быт"

разработка  технологической карты урока по теме "Семья и быт" в технологии РКМЧП и учебная презентация к нему...

Урок в 6 классе по теме "Семья и семейные отношения"

Медиаурок с использованием интерактивной доски....

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...