Урок на тему: "Семья. Родственные отношения."
план-конспект урока (7 класс) по теме
Тема: «Семья. Родственные отношения».
Цели и задачи урока:
1. расширить представления детей о семье;
2. помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга;
3. формирование уважительного отношения детей к своим родителям;
4. воспитывать чувство гордости за свою семью;
5. развитие у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям, и укрепление дружеских семейных отношений;
6. формировать коммуникативные навыки;
7. развитие творческих способностей учащихся;
8. создание благоприятной атмосферы общения;
I.Орг.момент.
II. Вводная беседа.
- Наш с вами разговор я хочу начать со сказки.
Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!
-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы детей.)
III. Сообщение темы урока.
-Да, мы будем говорить о семье, потому что:
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои! И в жизнь ты выходишь из семьи!
IV. Работа по теме урока.
1. Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно в мае. Какого числа, спросите вы? Отгадайте сами. Посмотрите на квадрат и скажите, какому числу не хватает пары? ( слайд 1,2 Приложение 1)
14 | 16 | 11 | 13 | 14 |
12 | 18 | 17 | 10 | 18 |
15 | 11 | * | 17 | 13 |
19 | * | 20 | 19 | * |
* | 20 | 10 | 16 | 12 |
2. -А что знаешь ты о своей родословной? Ну, например, как звали твоего прадедушку, и кто он был по профессии? Или какова девичья фамилия твоей бабушки? Может статься, тебя ждут любопытные открытия. Например, во времена великого русского поэта М. Ю. Лермонтова в России был очень популярен английский поэт Байрон; многие пытались подражать ему, в том числе и сам Лермонтов. Каково же было удивление ученых, когда они узнали, что Лермонтов – дальний родственник Байрона! (слайд 3 , Приложение 1)
- Каждая семья имеет свою, родословную. Родословная – это перечень поколений одного рода. Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви и т. д. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. К сожалению, мало кто из нас может назвать хотя бы своих прабабушек или прадедушек. На досуге расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений. (слайд 4, Приложение 1)
(На доске изображено дерево. Ученики отгадывают кроссворд, прикрепляют листочки с ответами.) (Приложение 2)
1. Сын моей матери.
2. Мой родитель.
3. Брат отца или матери.
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.
5. Та, что дала нам жизнь.
6. “Святая кровь” – мать мужа.
7. Сестра мамы или папы.
8. Сын моего ребенка.
9. Мой наследник.
10. Сын моей сестры или брата.
11. Отец мужа.
3. -В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье? (Отклик детей.)
Про такие семьи в народе сложены пословицы. Пословицы перепутались, вы должны составить их правильно. (Приложение 3).
Семья – печка: как холодно,
|
так и нужды нет. |
В семье любовь да совет, |
так и душа на месте. |
Не нужен клад, |
все к ней собираются. |
Когда семья вместе, |
не страшна туча. |
Семья в куче - |
когда в семье лад. |
4. -Во времена Средневековья зародилась традиция изображать герб своей семьи. Во многих английских семьях до сих пор чтят эту традицию.(слайд 5, Приложение 1)о
(Демонстрация гербов).
Послушайте описание герба, нарисованного вашим ровесником. (слайд 6,Приложение 1)
“Герб имеет форму щита. Это говорит о том, что наша семья всегда готова отразить нападение недоброжелателей, потому что мы все стоим горой друг за друга.
В нашей семье пять человек. Главными членами семьи являются мама и папа. О них рассказывают изображения в верхней части. Мама – учитель. Об этом свидетельствуют классная доска, журнал и указка. Папа – летчик ВВС, он капитан. Его увлечение – игра на гитаре.
Нижняя часть герба поделена на три части. Центральное место в этой части принадлежит бабушке. Большая кастрюля говорит о том, что готовит в семье в основном бабушка,она же занимается воспитанием внуков. Любимые занятия:бабушки – просмотр телесериалов и вязание.
Левая часть герба посвящена моей сестре, которая учится в первом классе и мечтает стать балериной. Правая часть герба рассказывает обо мне, ученике четвертого класса. Мой любимый школьный предмет – география, любимый вид спорта – хоккей.
Наша семья дружная и веселая, поэтому верхнюю часть герба украшает солнце – символ тепла и доброты”
-А как бы вы изобразили герб своей семьи? (Отклик детей.)
(Учащиеся составляют герб из предложенных деталей)(Приложение 4).
5. Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. (слайд 7, Приложение 1.)
Разговор с дочкой.
Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.
Учитель. О какой теплоте говорила мама? (О душевной.) Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам? (Отклик детей.) (слайд 8, Приложение 1)
В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье? (Отклик детей.)
5. -Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи. (слайд 9, Приложение 1.)
1. Родители контролируют школьные дела детей.
2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.
Семья пусть дарит маленькое чудо
В любой обыкновенный день:
Свет солнышка, улыбку друга
Успех и радость, луч надежды,
И много добрых новостей,
И ветра свежего глоток,
И будет жизнь прекрасной, нежной,
Как самый красочный цветок.
V. Итог урока. (слайд 10, Приложение 1.)
VI. Орг.конец.
Приложение.
Семья – печка: как холодно,
|
так и нужды нет. |
В семье любовь да совет, |
так и душа на месте. |
Не нужен клад, |
все к ней собираются. |
Когда семья вместе, |
не страшна туча. |
Семья в куче - |
когда в семье лад. |
1. Сын моей матери.
2. Мой родитель.
3. Брат отца или матери.
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.
5. Та, что дала нам жизнь.
6. “Святая кровь” – мать мужа.
7. Сестра мамы или папы.
8. Сын моего ребенка.
9. Мой наследник.
10. Сын моей сестры или брата.
11. Отец мужа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_5.doc | 578.5 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания в 5 классе (фгос) по теме: "Семья и семейные отношения"
Презентация к уроку обществознания в 5 классе (фгос) по теме: "Семья и семейные отношения"...
Урок в 6 классе по теме "Семья и семейные отношения"
Медиаурок с использованием интерактивной доски....
Занятие по подготовке ребенка к помещению в принимающую семью на тему: «Семья и семейные отношения»
Семья - обязательная часть любого общества, любого государства. Главное её предназначение состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись все новые и новые поколения, развивалось об...
Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"
Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"...
Конспект урока на тему: "Семья и семейные отношения" 5 кл.
Конспект урока на тему: "Семья и семейные отношения" 5 кл....
Презентация урока обществознания в 5 классе по теме «Семья и семейные отношения»
Презентация урока обществознания в 5 классе по теме «Семья и семейные отношения» содержит 20 слайдов...
Презентация к уроку обществознания на тему: "Семья и семейные отношения" в 5 классе
Презентацию можно использовать на уроках обществознания в 5 классе по теме;"Семья и семейные отношения"...