Логопедического обследования детей с расстройствами аутистического спектра.
методическая разработка
Цель: Цель: сформировать умение подбирать диагностический инструментарий для проведения логопедического обследования детей с расстройствами аутистического спектра. Обследования всех компонентов речи у детей с расстройствами аутистического спектра с указанием цели, содержания и инструкции к выполнению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped._obsledovanie_ras.doc | 268.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедического обследования детей с расстройствами аутистического спектра.
Цель: сформировать умение подбирать диагностический инструментарий для проведения логопедического обследования детей с расстройствами аутистического спектра.
Задание. Составьте и занесите в таблицу основной набор заданий (не менее 4 по каждому разделу) для обследования всех компонентов речи у детей с расстройствами аутистического спектра с указанием цели, содержания и инструкции к выполнению.
Речевой компонент | Задания |
Обследование звуковой стороны речи | При обследовании звуковой стороны речи употребляется набор предметных картинок, в названия которых входят проверяемые звуки в начале, в середине, в конце слов. В случае неправильного произношения звука в слове предлагается произнести то же слово по подражанию, а также слоги прямой и обратный с этим звуком. Отметить характер неправильного произношения звуков: звук опускается, заменяется другим звуком постоянно или только в некоторых словах; искажается. Выделяются следующие группы звуков:
Цель. Определить умение ребенка правильно произносить гласные и согласные звуки речи изолированно. Содержание. Логопед показывает картинки и предлагает произнести соответствующие звуки: Аня плачет - ААА Вова удивился - ООО Дети в лесу – АУ! Малыш плачет УА! Самолет летит -УУУУ Ослик кричит– ИИИ Чайник свистит – ССС Комар звенит – ЗЗЗЗ Змея шипит – ШШШ Жук жужжит – ЖЖЖ Инструкция. «Посмотри на картинки скажи, кто какие звуки издает»
Цель. Определить умение ребенка произносить звуки в словах Содержание. Логопед предлагает ребенку назвать слова с использованием предметных картинок. Инструкция. «Посмотри на картинки и назови их» С: собака, усы, нос Сь: сено, василек, гусь З: зонт, коза Зь: зима, магазин Ц: цветы, яйцо, индеец Ш: шапка, машина, камыш Ж: жук, жёлудь, ежи Ч: чайка, очки, ключ Щ: щука, вещи, плащ Л: лампа, пила, пол Ль: лев, колесо, соль Р: рак, помидор, топор Рь: река, варенье, дверь При необходимости можно расширить набор картинок, чтобы уточнить произношение других согласных звуков (б, п, д, т, г, к, х, й)
Цель. Определить умение ребенка правильно произносить звуки в слогах и словах. Содержание. Логопед предлагает ребенку повторить следующие слоги и слова: са, са – оса, коса, со, со – колесо, ся, ся – Ася, сядь, сё,сё – сёмга, всё, за, за – закат, заря, зу, зу – зубы, зубр ца, ца – овца, лужица, ец, ец – кузнец, молодец ша, ша – шапка, шаг, ыш,ыш – мышь, камыш жа, жа – жар, межа жи,жи – жир, ужи ча, ча – чайка, чай ач, ач – грач, врач, ща, ща – роща, ащ, ащ – плащ, ла, ла – лапа, лак, ол, ол – пол, стол, ра, ра – рама, рак, ир, ир – пир, мир и т.д. Инструкция. «Послушай и повтори правильно»
Цель. Проверить состояние звукопроизносительной стороны речи в процессе проговаривания скороговорок. Содержание. Логопед предлагает ребенку поиграть. Логопед медленно произносит скороговорки, и просит как можно точнее повторить. У насоса длинный нос, Он свистит как пылесос. На зимнем небе в морозы Загораются яркие звезды. Из колодца две девицы Носят вёдрами водицу. У четырех черепах По четыре черепашонка. и т.д. (Каждую скороговорку повторять не более двух-трех раз.) Инструкция. «Я произнесу скороговорку, а ты внимательно послушай, и повтори как можно точнее». |
Обследование голосовой функции |
Цель. Определить умение менять силу голоса. Содержание. Логопед предлагает ребенку произнести как гудит большой самолет УУУУУ (громко), и как гудит маленький самолетик: уууу (тихо). Большая девочка плачет: АААААА, маленькая девочка плачет: ааааааа Инструкция: «Покажи, как гудит большой самолет, как гудит маленький самолетик?» и т. д
Цель. Определить умение повышать и понижать тон голоса. Содержание. Логопед показывает картинки с изображениями кошки-котенка, козы - козленка, и произносит звукоподражания «тоненьким» голосом и «низким» голосом Инструкция. «Как кошка мяукает? Мяу-мяу-мяу (низким голосом). Как котенок мяукает?..(тоненьким голосом)»
Цель. Определить умение менять высоту голоса Содержание. Логопед предлагает вспомнить сказку, сопровождая свою речь показом иллюстраций. Затем задает ребенку вопросы. Ребенок, отвечает на вопросы, меняя соответственно высоту голоса. Инструкция. «Вспомни, каким голосом говорила мышка-норушка…, и каким голосом говорил медведь-косолапый?
Цель. Способность использования основных видов интонации. Содержание. Логопед произносит одну, и туже фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно, затем предлагает ребенку повторить. Снег идет. Пойдем гулять. Наступила весна. Инструкция. «Послушай и повтори так же как я» |
Обследование просодической стороны речи |
Цель. Особенности ритмической стороны речи. Содержание. Логопед предлагает ребенку прослушать, как можно прохлопать, знакомые мелодии песенки «Жили у бабуси два веселых гуся», «В траве сидел кузнечик», затем просит повторить. Инструкция. «Прохлопай мелодию»
Цель. Определить особенность темпа речи. Содержание. Ребенку предлагается прослушать стихотворение А. Барто «Козленок» в разном темпе и затем аналогично воспроизвести. Инструкция. «Послушай и повтори в том же темпе, как я»
Цель. Определить особенность воспроизведения логического ударения. Содержание. Логопед демонстрирует образец слоговой цепочки. Затем просит ребенка повторить: ПА-па-па та-та-ТА МА- ма-ма Па- ПА-па ТА-та-та ма- ма- МА Па-па-ПА та- ТА- та ма-МА-ма Инструкция. «Повтори как я»
Цель. Определить правильность расстановки пауз в речевом потоке Содержание. Ребенку предлагается повторить все действия за логопедом: маршировать и считать раз, два, три, четыре, пять, затем продолжать маршировать и считать до пяти про себя в том же темпе. Инструкция «Внимательно смотри и делай, как я» |
Обследование фонематического восприятия |
Цель. Проверить уровень слухового восприятия близких по звучанию звукоподражаний Содержание. Логопед перед ребенком раскладывает картинки или игрушки животных (кошки, коровы, козы) Инструкция: «Покажи, кто кричит МУ, МЕ, МЯУ»; «Скажи, как мычит корова, мяукает кошка, кричит коза».
Цель. Выяснить умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию Содержание. Перед ребенком логопед раскладывает парные картинки: Коса-коза; мишка-миска; уточка-удочка; кот - кит Инструкция. «Покажи, где коса, а где коза» и т. д
Цель. Умение воспроизводить слоговые пары (ряды) в заданной последовательности. Содержание. Ребенку логопед предлагает поиграть в игру «Разные цепочки». Логопед произносит пары (ряды) слогов и просит ребенка их повторить. Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй и за мной: па- ба та-да ка-га (па-ба-па) (та-да-та) (ка-га-ка)
Цель. Проверить умение ребенка выделять определенный гласный из звукового ряда Содержание. Логопед предлагает ребенку поиграть в игру «Прятки». Ребенок должен поднять руки вверх, если он услышит гласный звук- а- (у, и). Логопед произносит ряд звуков: а,м,и,с,у,п,а,у,и,а и т.д. Инструкция. «Я буду произносить разные звуки, а ты подними руки вверх, если услышишь звук -А- |
Обследование понимания речи |
Цель. Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных. Содержание. Логопед просит показать, где у ребёнка рука, нога, где лапа у зайчика, где голова у куклы. Инструкция. «Покажи, где твоя рука», «Где лапка у зайчика?»
Цель. Выявить умение ребенка выделять определенную игрушку среди других. Умение выполнять действия по словесной инструкции. Содержание. Перед ребенком раскладывают игрушки. Инструкция. «Покажи куклу (машинку, пирамидку, мячик)»; «Возьми машинку (куклу, пирамидку…)»; «Дай мне пирамидку (куклу, машинку, мячик)». Если ребенок справляется с заданием, логопед предлагает узнать данные игрушки по картинкам.
Цель. Выяснить понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного. Содержание. Перед ребенком попарно логопед раскладывает картинки: кот-коты; мяч-мячи; кукла-куклы; стул-стулья Инструкция. «Покажи, где кот, а где коты…»
Цель. Выяснить понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках. Содержание. Логопед перед ребенком раскладывает предметные картинки. Ребенок должен найти картинку среди других, ориентируясь на вопросы логопеда. Инструкция. «Посмотри на картинки и найди, чем чистят зубы? Чем рисуют? Что наденешь на голову, когда пойдешь гулять?» |
Обследование лексического запаса |
Цель. Уточнить понимание конкретных существительных, объем номинативного словаря. Содержание. Логопед последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов и назвать их. Инструкция. «Назови, что это?»
Цель. Уточнить объем предикативного словаря Содержание. Логопед последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы по картинкам. Инструкция. Что делает девочка? (Спит) Что делает мальчик? (Ест) Что делает самолет? (Летает) Что делает машина? (Едет) Что делают рыбки? (Плавают)
Цель. Уточнить признаки предметов. Содержание. Логопед предлагает ребенку правильно подобрать слова - признаки к заданным картинкам или игрушкам Инструкция. «Вот мяч. Какой мяч? Мяч красный, круглый. А какой огурец? (Какое солнце? Какое печенье? Какая косынка?...)
Цель. Проверить умение обобщать, одним словом, предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку. Содержание. Ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды, овощей, игрушек и т.д. и назвать их одним словом. Серии картинок предъявляются последовательно. Инструкция. «Посмотри на картинки и назови одним словом». |
Обследование грамматического строя |
Цель. Образование существительных, обозначающих детенышей животных Содержание. Перед ребенком логопед раскладывает картинки с изображением детенышей животных. Инструкция: «Посмотри и назови детенышей животных » У кошки – котенок у собаки – щенок У козы – козленок у курицы – цыпленок и т.д.
Цель. Проверить наличие у ребенка в речи образование прилагательных с существительными (относительных). Содержание. Логопед предлагает ребенку последовательно рассмотреть картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я скажу: кукла из бумаги – бумажная. А теперь ты смотри и называй. Шляпа из соломы – … суп из грибов - … Варенье из вишни -…. лист от дуба - …
Цель. Проверить наличие у ребенка существительных в уменьшительно - ласкательной форме. Содержание. Логопед предлагает ребенку рассмотреть и назвать картинки с изображением большого и маленького предметов. Инструкция: «Вот это большой мяч, а это маленький мячик. Я буду называть большой предмет, а ты маленький» Дом- домик стул-стульчик Елка - елочка кольцо - колечко
Цель. Проверить наличие у ребенка простых предлогов. Содержание. Логопед предлагает ребенку найти игрушки. Инструкция: «Посмотри на игрушки. Скажи, где сидит мишка: на стуле_______ в машине______ под стулом______ за столом_______ в шкафу______ |
Обследования связной речи |
Цель. Выявить уровень развития диалогической речи. Содержание. Логопед создает игровую ситуацию. Берет игрушку мишку, который пришел в гости к ребенку. Инструкция. «Будем знакомиться с мишкой?» «Мишка» задает вопросы ребенку: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут маму, папу? Какие игрушки ты любишь? Каких животных ты знаешь?
Цель. Умение составлять рассказ по сюжетной картинке. Содержание. Логопед предлагает рассмотреть сюжетную картинку «В лесу»: Дети гуляют в лесу. Летают птицы, бабочки. Девочка и мальчик собирают грибы. Инструкция. «Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что ты видишь»
Цель. Умение составлять рассказ по серии сюжетных картин Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть серию картинок и разложить их в той последовательности, что бы можно было составить рассказ. Инструкция. «Вот четыре картинки. Это вся история про ежика. Посмотри внимательно, подумай, что было сначала, что потом. Разложи картинки по порядку: что сначала - положи вот сюда (указание жестом), что потом – сюда (указание жестом), а последнюю — вот сюда (указание жестом). Теперь подумай и расскажи, что случилось с ежиком ».
Цель. Умение составлять пересказ Содержание. Ребенку предлагается прослушать рассказ или сказку, запомнить, а затем пересказать. Инструкция. «Прослушай рассказ (сказку). Повтори его как запомнил». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы
Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости проекта3.4.J Ожидаемые результаты и э...
Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и у детей с расстройствами аутистического спектра
Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и у детей с расстройствами аутистического спектра...
Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Тема: "Домашние животные"
Тема: «Домашние животные».Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста в ходе совместных действий.Задачи:Формирование коммуникативных (в...
Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"
Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....
Доклад на тему " Методические приёмы обучения грамотному письму детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра на уроках русского языка"
Доклад был представлен на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ...ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ"...
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...