Доклад Диагностические методы оценки слуховой функции у детей
методическая разработка
Доклад Диагностические методы оценки слуховой функции у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат «18»
Доклад
Диагностические методы оценки
слуховой функции у детей
Подготовила учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
Денисова Е. Н.
Рязань
2019
Цели и содержание диагностического исследования
Диагностическое исследование слуха проводится у детей любого возраста, начиная с первых дней жизни. Цели диагностического исследования слуха у детей раннего возраста:
- исключить или подтвердить наличие у ребенка нарушения слуха;
- провести дифференциальную диагностику нарушения — определить тип и уровень поражения слуховой системы;
- определить степень слуховых потерь и получить аудиограмму, необходимую для настройки слухового аппарата.
Оптимальной является следующая последовательность обследования ребенка раннего возраста с подозрением на снижение слуха:
- Предварительная оценка поведенческой реакции на звуки
при их подаче в свободном поле со зрительным подкреплением
(на высоко-, низкочастотные тоны и шумовые посылки). - Отологический осмотр (при необходимости очистить слуховой проход от серных пробок).
- Импедансометрия — тимпанометрия и при возможности измерение акустического рефлекса.
- Регистрация вызванной отоакустической эмиссии (целесообразно проведение только при тимпанограмме типа А, Аз).
- Аудиометрия по коротколатентным слуховым стволомозговым вызванным потенциалам.
6. Игровая аудиометрия (при выявлении нарушений слуха в вышеуказанных исследованиях).
В реальной клинической ситуации эта последовательность может нарушаться. Например, ребенок из другого города может быть привезен на обследование спящим, что необходимо для регистрации КСВП. В этом случае рекомендуется провести регистрацию КСВП, а потом отологический осмотр, чтобы не разбудить ребенка. Игровую аудиометрию целесообразно проводить только в активном бодрствующем состоянии ребенка. Как правило, для проведения обследования всеми методами достаточно двух дней. Еще один день требуется для консультации психоневролога и сурдопедагога. Эти консультации очень важны для выявления сопутствующих расстройств психомоторного, коммуникативного и речевого развития, выявления центральных расстройств слуха, получения дополнительной информации о слуховом восприятии. Если у ребенка выявлено снижение слуха, то для получения максимально возможной точной аудиограммы (с помощью игровой аудиометрии), необходимой для настройки слухового аппарата, потребуется еще несколько дней.
Диагностические методы оценки слуховой функции у детей
Диагностические методы оценки слуховой функции у детей в раннем возрасте можно разделить на две группы:
- субъективные, психоакустические, в процессе которых регистрируются различные поведенческие реакции ребенка на звуки;
- объективные физиологические, включающие регистрацию
физиологических реакций разных отделов слуховой системы
на звуки.
Субъективные (психоакустические) методы оценки слуха
Результаты, получаемые при использовании субъективных методов, зависят не только от состояния слуха, но и от состояния внимания ребенка, определяемого его общим состоянием, наличием у него дополнительных психоневрологических нарушений, и поэтому недостаточно надежны. К субъективным методам исследования слуха у детей относятся:
- регистрация непроизвольной двигательной реакции (замирание или усиление двигательной активности, плач, просыпание и др.) на громкие звуки (хлопки, удары деревянных или металлических предметов). Проявляется у детей с первых дней жизни. Используется в роддомах педиатрами, неврологами для выявления детей с подозрением на снижение слуха.
Недостатки: метод неэффективен для выявления малых и
средних потерь слуха, односторонней тугоухости и при об
следовании детей с неврологическими расстройствами; - условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением при предъявлении звуков в свободном поле (метод Сузуки) или через головные телефоны с регистрацией реакции в виде поворота головы, глаз в сторону зрительного подкрепления. Метод можно использовать, когда у ребенка с 4—6 месяцев начинает формироваться умение локализовать звук в плоскости «право—лево» и достаточно развиты мышцы шеи. Метод позволяет определить степень слуховых потерь и получить аудиограмму. Недостатки метода: мало эффективен для обследования детей с неврологическими расстройствами; не позволяет определить уровень поражения слуховой системы; при подаче звуков в свободном поле не позволяет оценить слух на каждом ухе;
- игровая аудиометрия с выполнением предварительно выработанной условно-рефлекторной двигательной реакции на звук (одевание кольца на пирамиду, нажимание кнопки и др.) в возрасте старше 1,5 лет. В целом метод соответствует тональной пороговой аудиометрии для взрослых. При обследовании звуки могут предъявляться в свободном поле или через телефоны воздушной проводимости. Предпочтителен последний способ, так как при этом получают данные о порогах слуха отдельно для каждого уха. У детей старшего возраста при отсутствии нарушений психического развития можно провести обследование и с использованием телефонов
костной проводимости. Метод дает возможность определить степень слуховых потерь и получить аудиограмму. Недостатки метода: малоэффективен при обследовании детей с неврологическими расстройствами, не позволяет определить уровень поражения слуховой системы;
• оценка реакций ребенка на звучащие игрушки разной громкости и речевые сигналы (акуметрия). Используется с первых месяцев жизни для выявления детей с подозрением на снижение слуха и для приблизительной оценки степени слуховых потерь (см. далее сурдопедагогические методы оценки слуха). Метод малоэффективен для выявления односторонней тугоухости, небольших снижений слуха и при обследовании детей с неврологическими расстройствами. Не позволяет получить данные о порогах слуха на разных частотах и
определить уровень поражения слуховой системы.
Объективные физиологические методы оценки слуховой функции
Результаты обследования слуха объективными методами не зависят от желания и умения ребенка участвовать в обследовании, от его состояния и уровня внимания и поэтому позволяют получить объективные данные о слуховой функции. Однако для их использования требуются специальное оборудование и высококвалифицированные специалисты. К объективным методам исследования слуха относятся:
- импедансометрия – для выявления и диагностики патологии структур среднего уха;
- аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам — для
выявления снижения слуха, определения уровня слуховых
потерь, диагностики центральных нарушений слуха; - регистрация вызванной отоакустической эмиссии (задержанная и эмиссия на частоте продукта искажения) — для выявления повреждения рецепторов улитки.
Для достижения всех целей диагностическое исследование слуха у детей раннего возраста обязательно должно быть комплексным и включать объективные и субъективные методы: аудиометрию по коротколатентным (стволомозговым) слуховым вызванным потенциалам (КСВП), импедансометрию, регистрацию вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ), условно-рефлекторную аудиометрию со зрительным подкреплением, обследование слуха сурдопедагогическими приемами.
Для большой части детей старше 3 лет без патологии нервной системы достаточно проведения тональной (игровой или обычной) аудиометрии и импедансометрии. При расхождении данных обследований и состояния развития речи у ребенка ему необходимо провести комплексное обследование для исключения/выявления у него слуховой нейропатии или ЦРС.
ЛИТЕРАТУРА:
- Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха». – М.: Владос, 2001.
- Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции. – СПб: КАРО, 2005.
- Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. – СПб: КАРО, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка состояния здоровья школьников посредством экспресс-диагностических методов
Применение постых экспресс-методов позволяет быстро и без лишних затрат оценить состояние своего здоровья в очень короткие сроки и достаточно объективно....
Оценка состояния здоровья школьников посредством экспресс-диагностических методов
Презентация содержит описание экспресс-диагностических методов и результаты исследования...

Анкета для родителей "Оценка слухового поведения детей раннего возраста"
Данная анкета позволит своевременно выявить, имеется ли у вашего ребенка нарушение слуха. Анкета была разработана H. Kuhn-Inacker, V. Weichbold, L. Tsiapini, F. Conninx, D’Haese P. MED-EL (Австр...
ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В многочисленных публикациях показано, что исследовательская деятельность на уроках биологии повышает познавательную (когнитивную) активность обучающихся, так как способствует формированию прочных ест...

Методы оценки школьной мотивации учащихся средних классов по различным диагностическим методикам
Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенн...

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»
Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано. Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...

Методические рекомендации по использованию метода оценки предметных результатов в рамках зачета по модулю «Числовые функции»
Настоящие методические рекомендации по подготовке и проведению зачёта по достаточно сложному для большинства учеников основной и средней школы учебному модулю «Числовые функции» имеют цель...