Методы оценки школьной мотивации учащихся средних классов по различным диагностическим методикам
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_metodiki_otsenki_shkolnoy_motivatsii_uchashchihsya_srednih_klassov.docx | 44.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс:
ФИ ученика:
Анкета «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащегося»
| Да | Скорее да, | Затруд-няюсь ответить | Скорее нет, | Нет | Нет ответа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
класса, школы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
ФИ ученика и класс:
Методика «Самоанализ (анализ) личности»
Инструкция. При ответе на вопросы необходимо выбрать один из предложенных вариантов:
НЕВЕРНО | СКОРЕЕ НЕВЕРНО | КОГДА КАК | В ЦЕЛОМ ВЕРНО | ВЕРНО
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
При ответе на вопрос необходимо смотреть на шкалу возможных ответов и решить, какой ответ больше всего подходит: 1, 2, 3, 4 или 5. Например, на вопрос № 1 вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы.
Текст методики
1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
9. Часто изобретаю свой подход к делу.
10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
11. Я - целеустремленный человек..
12. Умею длительно работать с полной отдачей сил.
13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т.д.
19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
20. Люблю самостоятельную, трудную работу.
21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
23. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Методика «Самоанализ (анализ) личности»
Методика позволяет оценивать уровень проявления социально ценных качеств личности:
активность нравственной позиции;
коллективизм;
гражданственность в труде;
трудолюбие;
волевые качества.
Каждый фактор представлен четырьмя вопросами и разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору – 20, по подфактору – 10, минимальный соответственно 4 и 2.
Инструкция. При ответе на вопросы необходимо выбрать один из предложенных вариантов:
НЕВЕРНО | СКОРЕЕ НЕВЕРНО | КОГДА КАК | В ЦЕЛОМ ВЕРНО | ВЕРНО
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
При ответе на вопрос необходимо смотреть на шкалу возможных ответов и решить, какой ответ больше всего подходит: 1, 2, 3, 4 или 5. Например, на вопрос № 1 вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы.
Ключ к методике «Самоанализ личности»
1. Активность нравственной позиции - 1, 2, 13, 14
lа) уважение к людям, совестливость - 1, 13
lб) стремление к нравственному самовоспитанию - 2, 14
2. Коллективизм - 3, 4, 15, 16
2а) ответственность перед коллективом - 3, 15
2б) чуткость и взаимопомощь - 4, 16
3. Гражданственность в труде - 5, 6, 17, 18
3а) осознание значимости своего труда для общества - 5, 17
3б) бережное отношение к результатам труда, к природе - 6,18
4. Трудолюбие -7, 8, 19, 20
4а) добросовестность - 7, 19
4б) самостоятельность в преодолении трудностей – 8, 20
5. Творческая активность - 9, 10, 21, 22
5а) стремление к улучшению процесса работы – 9, 21
5б) стремление к новому, инициатива - 10, 22
6. Волевые качества - 11, 12, 23, 24
6а) целеустремленность - 11, 23
6б) настойчивость и самообладание - 12, 24
Интервалы уровней проявления фактора качества у школьника:
Низкий 1,00 - 3,65
Средний 3,66 - 4,32
Высокий 4,33 - 5,00
По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается средняя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делится при подсчете данных класса на число членов класса. Все итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов от 1 до 5.
ФИ учащегося и класс:
«Шкала совестливости»
При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+» («да»),
при несогласии - знак «-» («нет»).
Текст опросника
1. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.
2. Я всегда следую чувству долга и ответственности.
3. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.
4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.
5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.
6. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону, так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.
8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.
9. Меня раздражает, когда женщины курят.
10. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.
11. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.
12. Я человек твердых убеждений.
13. Я люблю лекции на серьезные темы.
14. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.
Социализированность личности учащегося
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда; 3 — почти всегда; 2 — иногда; 1 — очень редко; 0 — никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Анкета «Как я оцениваю свое здоровье?»
1. 3анимаюсь спортом: | ||
постоянно | Иногда | не занимаюсь |
2. Как я питаюсь: | ||
хорошо | не очень | Плохо |
З. Курю: | ||
постоянно | Редко | не курю |
4. Выпиваю: | ||
часто | Иногда | никогда |
5. Употребление наркотиков: | ||
постоянно | Иногда | никогда |
6. Режим дня: | ||
строго соблюдаю | иногда нарушаю | не соблюдаю |
7. Соблюдаете ли гигиенический режим: | ||
постоянно | Иногда | никогда |
8. Делаете ли по утрам зарядку: | ||
постоянно | Иногда | никогда |
9. Проводятся ли физкультпаузы на уроках: | ||
постоянно | Иногда | никогда |
10. Как много времени тратится на выполнение домашнего задания: | ||
3 часа и более | от 1 часа до 3-х | до 1 часа |
11. На выполнение каких предметов тратится больше всего времени (перечислить) |
Оценка уровня конфликтности личности
1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, чтобы подчинить своей воле других:
а) нет, б) когда как, в) да.
2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а, возможно, и ненавидят:
а) да, б) ответить затрудняюсь, в) нет.
З. Кто вы в большей степени:
а) пацифист, б) принципиальный, в) предприимчивый.
4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями:
а) часто, б) периодически, в) редко.
5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив:
а) разработал бы программу работы на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообразности;
б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;
в) чаще бы советовался с людьми.
6. В случае неудач, какое состояние для вас наиболее характерно:
а) пессимизм, б) плохое настроение, в) обида на самого себя.
7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива:
а) да, б) скорее всего, да, в) нет.
8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать:
а) да, б) скорее всего, да, в) нет.
9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:
а) раздражительность, б) обидчивость, в) нетерпимость критики других.
10. Кто вы в большей степени:
а) независимый, б) лидер, в) генератор идей.
11. Каким человеком считают вас ваши друзья:
а) экстравагантным, б) оптимистом, в) настойчивым.
12. Против чего вам чаще всего приходится бороться:
а) несправедливости, б) бюрократизма, в) эгоизма.
13. Что для вас наиболее характерно:
а) недооцениваю свои способности, б) оцениваю объективно, в) переоцениваю свои способности.
14. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего:
А) излишняя инициатива, б) излишняя критичность, в) излишняя прямолинейность.
Методика «РЕПКА»
1. Что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «—»):
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) сила воли;
г) выдержка, терпение, упорство;
д) ум, сообразительность; с) память;
ж) объем знаний;
з) внимание и наблюдательность;
и) критичность и доказательность мышления;
к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность) ;
л) умение планировать работу;
м) умение организовать свой труд (организованность);
н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;
о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
п) чуткость и отзывчивость к людям;
р) умение работать вместе, видеть, кому нужна помощь, помогать и принимать помощь от других;
с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.
2. Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?
3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе?
4. Над какими из них ты сейчас работаешь?
5. Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?
ФИ учащегося и класс:
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности
Используется следующая шкала: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени;
1 — привлекает слабо; 0 — не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
1. Интересное дело.
2. Общение с разными людьми.
3. Помощь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Оценка уровня творческого потенциала личности
При самооценке мысленно представьте себе наивысший (10-й) уровень развития соответствующего качества и низший (1-й) уровень и найдите себе место на 10-балльной шкале.
1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?
2. Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, то есть генераторов идей, то в какой степени вы - генератор идей?
3. В какой степени вы относите себя к людям решительным?
4. В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?
5. Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили бы свое обещание?
6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо?
7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?
8. Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения?
9. Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение?
10. Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?
11. Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?
12. В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем?
13. Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?
14. Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь?
15. Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по учебе?
16. Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным?
17. Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?
18. Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?
ФИ учащегося и класс:
Методика «Направленность личности»
На каждый пункт вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение.
1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:
А - оценка работы;
Б - сознание, что находишься среди друзей;
В - сознание того, что работа выполнена хорошо.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
А - известным игроком;
Б - выбранным капитаном команды;
В - тренером, который разрабатывает тактику игры.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А - имеют индивидуальный подход;
Б - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения;
В - увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
А - не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;
Б - вызывают у всех дух соперничества;
В - производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, что мои друзья;
А - всегда верны и надежны;
Б - помогают другим, когда для этого представляется случай;
В - интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считаю тех:
А - на которых можно надеяться;
Б - с которыми хорошо складываются взаимные отношения;
В - которые могут больше, чем я.
7. Я хотел бы стать известным, как те, кто;
А - может сильно любить;
Б - отличается дружелюбием и доброжелательностью;
В - добился жизненного успеха.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть;
А - опытным летчиком; Б - начальником отдела; В - научным работником.
9. Когда я был ребенком, я любил:
А - когда меня хвалили; Б - игры с друзьями; В - успехи в делах.
10. Больше всего мне не нравится, когда:
А - меня критикуют;
Б - в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;
В - встречаю препятствия при выполнений возложенной на меня задачи.
11. Основная роль школ должна заключаться в:
А - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;
Б - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми;
В - подготовке учеников к работе по специальности.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
А - человек теряет индивидуальность в общей массе;
Б - недемократическая система;
В - невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
А - для обеспечения отдыха; Б - для общения с друзьями; В - для любимых дел и самообразования.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А - мои усилия достаточно вознаграждены;
Б - работаю с симпатичными людьми;
В - У меня работа, которая меня удовлетворяет.
15. Я люблю, когда:
А - другие ценят меня; Б - приятно провожу время с друзьями; В - чувствую удовлетворение от работы.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:
А - похвалили меня за мою работу;
Б - сообщили о том, что меня выбрали в Совет школы;
В - отметили дело, которое я выполнил.
17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:
А - имел ко мне индивидуальный подход;
Б - вызвал дискуссию по разбираемым вопросам;
В - стимулировал меня на более интенсивный труд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
Вашему вниманию представлен тест оценки школьной мотивации...
Оценка школьной мотивации учащихсся. (методика Н. Лускановой)
Оценка школьной мотивации учащихся. (методика Н. Лускановой)...
Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
к аттестации...
Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
к аттестации...
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
Цель: определение уровня школьной мотивации...
Анкета "Оценка школьной мотивации" (Лусканова Н. Г.)
Тест помогает выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональному реагированию на школьную ситуацию...
Оценка школьной мотивации учащихся средней школы (методика Н. Лускановой)
Оценка школьной мотивации учащихся средней школы ...