Повышение качества чтения и письма у младших школьников имеющих недостатки в звуковом анализе слов
методическая разработка
Методическая разработка содержит рекомендации, направленные на повышение качества чтения и письма у младших школьников имеющих недостатки в звуковом анализе слов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение качества чтения и письма у младших школьников имеющих недостатки в звуковом анализе слов.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Установлено что 1\3 учащихся с дефектом речи являются слабоуспевающими по родному языку. Это прежде всего дети у которых недостатки произношения сопровождаются недорозвитием процессов фонемообразования. У таких детей наблюдается аномальное овладение звуковым составом слова. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка, в его невнимательности: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же?
Становление чтения и письма - процесс очень сложный. В нем участвует несколько анализаторов, и только при их согласованной работе будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Какие же причины приводят к нарушению чтения и письма?
- Первая и наиболее часто встречающаяся - так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Играет роль и наследственный фактор. Дислексия и дисграфия бывают связаны с врожденными особенностями строения мозга. На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислекcиков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.
- Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из причин дисграфии и дислексии. Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для нашего региона эта проблема становится все более актуальной. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.
- Причиной нарушения чтения и письма может быть и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.
Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.
1. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
4. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы -весёлый. Вставка букв: декабарь - декабрь. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии, неумение определить границы предложений, ребенок не пишет заглавную букву в начале предложении.
При дислексии специфические ошибки это - медленное чтение, запинки, повтор слов, послоговое чтение или чтение словами, не переходящее в плавное беглое чтение. При чтении путаются буквы, не держится строка, перескакивание с одной строки на другую. Обычно чтение дается ребенку с трудом, он испытывает негативные чувства, не любит и не хочет читать.
Родители и учителя считают, что если такому ребенку больше читать, то всё пройдет и навык сформируется. Но на самом деле, чем он больше читает, тем больше закрепляется неправильный навык и возможны два варианта. Ребенок научиться читать быстро, но чтобы держать скорость, будет читать по догадке, сам сочиняя, что там написано. Или будет читать правильно, но очень медленно, забывая к концу, что прочитал. И эти проблемы с чтением начинают проявляться на математике, так как ребенку приходиться читать условие задачи, которое он не может понять из-за плохого чтения.
Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 10 процентов школьников страдают дислексией. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но если нет коррекции, остается на всю жизнь.
Некоторые специалисты считают дислексию уникальным даром. Дислексики могут проявить недюжинные способности в области физики, математики, живописи, музыки. Из дислексика может получиться отличный изобретатель или даже писатель. Дислексики обладают развитой фантазией, интуицией и проницательностью. Около 40% успешных бизнесменов относятся к числу дислексиков. А все потому, что эти люди очень нестандартно подходят к решению проблем. Они видят те пути, которых не дано увидеть другим. Конечно, никто не даст гарантии, что из ребенка -дислексика вырастет гений, но в том, что у него есть столько же шансов, что и у его сверстников добиться успеха, сомневаться не приходиться.
Дислексией в юности страдали голливудские актер Том Круз, Лив Тайлер, Киану Ривз, ВупиГолдберг, певица Шер, английские актрисы Кира Найтли и Джейми Мюррей, Джозеф Гилган, Орландо Блум, Стив Джобс, выдающийся британский актёр и режиссёр Энтони Хопкинс; до сих пор имеет яркие симптомы (неумение завязать шнурки) дислексииДэниелРэдклифф. Британский миллиардер Ричард Брэнсон в детст-ве страдал дислексией, из-за чего имел проблемы в школе. Дислексией также страдает юная актриса Белла Торн. Это еще раз доказывает, что с дислексией вполне можно жить, если принять своевременные меры.
Упражнения для дисграфиков и дислексиков.
- Решение ребусов, кроссвордов.
- Упражнение «Корректурная правка».
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.
Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек.
Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
(Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.
- Упражнение «Пишем вслух».
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением опасных мест. То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нОваж-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙ-ОМ»). «НА стОлестОЯлкуВшин С мОлОком» (На стале стаял куфшин с малаком).
Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т. е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку.
- Упражнение «Пропущенные буквы».
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом- подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например:
Мар_. Ещё т_ещ_тмор_зы,
Н_ ве_на не з_ гор_м_.
Я п_ши_туюм_моз_
Подар_лсе_о_ням_ме.
- Упражнение «Лабиринты».
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
- Перенеси фигурки на новые места. Нарисуй их в пустых кружочках.
- Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
Анализ литературы показал, что систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.
Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной и устной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма».
Преодоление нарушений чтения и письма у младших школьников предполагает прежде всего формирование языкового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталкивается с...
Материал по чтению Пути повышения качества чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"
Чтение - сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения. В статье рассматривабся практические упражнения по работе над чтением с детьми с нарушением интеллекта....
Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников.
Программа по коррекции нарушений чтения и письму у младших школьников 2 классов на базе общеобразовательной школы....
Преодоление трудностей в овладении навыков чтения и письма у младших школьников.
Методические рекомендации...
«Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников с ОВЗ».
Данная тема является актуальной, так как выраженные нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости, задерживает сроки овладения учебной программой. Вызывает негативн...
Нарушение чтения и письма у младших школьников.
Предупреждение нарушений чтения и письма у младших школьников...
Практические приёмы коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников на логопедических занятиях
Материал используется на логопедических звнятиях с детьми начальной школы. Дает положительныф результат и очень нравяится детям, так как основная часть заданий проходит в игровой форме....