Материал по чтению Пути повышения качества чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"
статья по теме
Чтение - сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения. В статье рассматривабся практические упражнения по работе над чтением с детьми с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал по чтению | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дурова Елена Николаевна
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Чтение — сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами. [4] Такое определение даётся в понятийно-терминологичнеском словаре логопеда под редакцией В.И. Селивёрстова.
Изучение нарушений чтения у детей начинается с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что, кроме детей, не способных учиться из-за умственной отсталости, есть и другие, которые не могут овладеть грамотой, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие.
В 1896 году английский врач P. Morgan описал четырнадцатилетнего мальчика, испытывавшего огромные трудности в чтении и письме. Он с огромным трудом выучил алфавит и не мог научиться читать. В 1897 году аналогичный случай описал англичанин J. Kerr, а в 1905 году вышла работа C. Thomas, обобщившая наблюдения ста случаев подобных нарушений. Позднее симптоматика таких состояний была тщательно изучена детализирована в работах других зарубежных авторов. В России по этой проблематике исследования проводились Спировой Л.Ф., Ястребовой А.В., Корневым А.В. Садовниковой И.Н. и другими.[1]
Исследования чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью проводились Р.И. Лалаевой и другими авторами. Необходимо отметить, что ребенок с нарушением интеллекта в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормальный школьник. Однако ребенок с нарушением интеллекта проходит их гораздо медленнее (Г. Я. Трошин, М. Ф. Гнездилов). По данным Г. Я. Трошина, эти дети овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем дети в норме. У детей с интеллектуальными нарушениями ступени обучения чтению растягиваются во времени и промежутки между ними более продолжительны. Вследствие этой замедленности каждая из ступеней получает наиболее полное и отчетливое выражение. Если у учащихся массовой школы процесс овладения чтением протекает настолько быстро, что отдельные ступени бывают стертыми, то в процессе формирования навыка чтения у умственно отсталого каждая ступень легко обозрима.[2]
Характерным для этих детей является то, что один и тот же ребенок пользуется как примитивными, так и более совершенными способами чтения, что зависит от характера читаемого материала. Процесс овладения чтением у детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова).
Так, усвоение букв представляет большую трудность для этих детей: из-за недоразвития фонематического восприятия, неумения различить оппозиционные звуки, несформированности пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Особенно сложным для них является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется, прежде всего, на основе четкого представления о звуковой структуре слогов. Как показывают многие исследования, функция фонематического анализа формируется у умственно отсталых школьников с большим трудом. Сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге.
У детей с нарушениями интеллекта в процессе чтения слов, вследствие недифференцированности восприятия, почти не существует доминирующих букв. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое, в слово, а способность звуко-слогового синтеза у этих детей снижена, что обусловливает замедленное узнавание и понимание прочитанного слова. Еще большие затруднения вызывает у них чтение и понимание предложений и текста.[2]
Таким образом, недоразвитие познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, позднее развитие речи, ее качественное своеобразие (бедность словаря, дефектное произношение, неточное, малодифференцированное слуховое восприятие звуков речи, низкий уровень фонематического развития, несовершенство грамматического строя речи), а также психопатологические особенности этих детей отрицательно сказываются на овладении навыком чтения.
В связи с этим, в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью для повышения качества чтения можно исполизовать следующие приёмы работы:
- Речевая разминка. Данный вид упражнений проводится на начальном этапе занятия, до проверки домашнего задания, в течение 5-7 минут.
Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
Упражнения для дикции:
И – Э – А – О – У – Ы
Читать, как написаны, затем начинать читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец строки каждый предшествующий гласный.
Произносить медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
Слоги:
он ан ун ын
на ня нё ню
нан нон нун нен
нте нты нтя нту
Произносить медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки, скороговорки.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
Упражнения для интонации:
Соня Зине принесла малину в корзине.
Произнести с чувством радости; произнести с чувством огорчения; произнеси с чувством обиды.
Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.
Пош__ Му__ на ба__
И купи__ само__:
Приходи__ тарака__
Я вас чаем уго__ !
2. Работа с текстом
Упражнения для развития умения анализировать прочитанное
Материалом служат специальные тексты, которые отвечают следующим требованиям:
- Тексты предъявляются каждому напечатанными на карточках, которые обучающиеся должны прочитать «про себя» (время прочтения текста не должно превышать 1-2 минуты) и подготовиться к быстрому плавному чтению.
- По мере увеличения чтения «про себя» логопед предлагает 2-3 ученикам (в зависимости от сложности и длительности работы над основным текстом этого занятия) почитать подготовленный таким образом текст вслух. Все остальные учащиеся слушают чтение товарища и готовятся ответить на вопрос логопеда, который он обязательно задаст после прочтения текста. Таким образом, все оказываются вовлеченными, в процесс работы над текстом.
- После окончания чтения каждым учеником (читает не более 3 учеников) логопед задает вопросы по содержанию всем. Это является стимулом к более внимательному отношению школьников к прослушиванию текста.
- В конце разминки оценку чтения дают учащиеся.
При подборе текстов учитывается принцип индивидуального подхода в обучении, в связи, с чем отбираемые произведения для речевой разминки различны по объему и сложности сюжета, что ставит учеников с любой техникой чтения в разные условия: все дети работают одним и тем же приемом с одинаковым заданием и общим внешним проявлением результата данного вида речевой деятельности.[1]
Виды работы с текстом
- Деление текста на части. Составление плана.
- Чтение с сокращением текста.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
- Ответы на вопросы.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
- Чтение по ролям.
- Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
- «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущени-ем, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
- Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
- Нахождение в рассказе самого длинного слова.Чтение, пометка непонятных слов.
- Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
- Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
- Комбинированное чтение.[1]
Литература:
- Интернет-ресурсы.
- Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978.
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селивёрстова. - М. 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Символы России" классный час для детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Цель: познакомить учащихся с историей государственных символов.Форма: беседаМетоды: рассказ с элементами игры....
Программа по самообразованию "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"
Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения ...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности речи и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...
«Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта»
Для работы с детьми с ОВЗ...
Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушения...