Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников.
методическая разработка на тему
Программа по коррекции нарушений чтения и письму у младших школьников 2 классов на базе общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»
С момента перехода школы на ФГОС с 2011 года, возникла потребность в пересмотре логопедической работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.
Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками. Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; обогащение словарного запаса.
В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции.
Необходимость введения курса заключается в следующем. В последнее время стал очевиден факт снижения речевого развития детей, поступающих в школу. В педагогической практике часто приходится сталкиваться с детьми, у которых есть ошибки в звукопроизношении, недостаточно сформирован фонематический слух, бедный словарный запас. Всё это приводит к стойким ошибкам при письме. Эти дети требуют особого внимания и специальной коррекционной работы.
Программа разработана для обучающихся 2 – 4 классов начальной школы, в объёме 105 часов (1 час в неделю). Коррекционная и профилактическая работа рассчитана на 3 года обучения с учётом того, что на четвёртом году с детьми проводится дублирование наиболее сложного материала для закрепления различных правил грамотного письма и автоматизации необходимых умений и навыков учащихся.
В первый год обучения по программе особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, и поэтому в календарно-тематическом планировании рассматривается 4 раздела из 6. В 3 и 4 классах больше времени уделяется развитию связной речи. В связи с этим увеличивается количество часов по разделам V и VI.
Все темы курса направлены на достижение положительных результатов при изучении курса русского языка, развития речи и коммуникативных навыков в целом. Сведения, которые получают дети на занятиях, в основном систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка.
Целью курса является развитие внимания и памяти учащихся, повышение общей успеваемости, а значит, и успешное становление личности.
В ходе достижения цели решаются задачи:
Развитие фонематического восприятия.
Расширение словарного запаса.
Систематизация знаний по фонетике.
Создание базы для успешного овладения орфографическими навыками.
Развитие внимания, памяти, речевой моторики.
Формирование навыков речевого общения в коллективе.
Решение данных задач позволит повысить учебную мотивацию учащихся, даст возможность повысить уровень владения родным языком.
К концу обучения по данному курсу учащиеся должны знать:
признаки гласных и согласных звуков;
морфемный состав слова;
значение предлогов и приставок;
части речи.
Учащиеся должны уметь:
делить слова на слоги;
составлять предложения;
пересказывать прочитанный текст;
грамотно писать.
Вся работа по коррекции речи состоит из 4 этапов:
I – II этапы. Диагностико-подготовительные:
проводится обследование состояния устной и письменной речи учащихся на момент зачисления в группу;
проводится работа по развитию внимания, памяти, речевой моторики.
III этап. Коррекционный. Состоит из 6 разделов:
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.
Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных.
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.
Слово. Словосочетание. Предложение.
Составление рассказов.
Чтение и пересказ текста.
IV этап. Оценочный.
проводится оценка результативности коррекционной работы;
подведение итоговых срезов, проверочных работ;
оценка динамики работы с учащимися.
К каждому году обучения прилагается календарно-тематическое планирование.
Работа адресована практикующим учителям-логопедам общеобразовательных школ, учителям начальных классов, родителям, желающим самостоятельно развивать речь своих детей.
Авторский подход состоит в том, что в программах подобной направленности отсутствует развитие неречевых процессов: развитие мелкой моторики, фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, которые тесно связаны в процессе мозговой деятельности, а так же использование интерактивных средств обучения.
Работа по программе будет способствовать коррекции и развитию устной и письменной речи обучающихся 2 – 4 классов общеобразовательных школ.
Эффективность использования данной программы заключается в том, что по окончании курса обучающиеся должны выйти на уровень, предъявляемый ФГОС к речи обучающихся 4 – 5 классов.
Список литературы
Аксёнова Э.В., Якубовская А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4-х классах вспомогательной школы. М.: 1991.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.,: Изд-во «Ось-89», 2006. – 272 с.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2006. 192с.
Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М.: Дрофа, 2000. 128 с.
Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. М.: Дрофа, 2000. 96 с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 224с.
Логопедия. Под ред. Волковой Л. С. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 439-483с.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 128 с.
Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 48 с.
Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на Дону,: Изд-во Феникс, 2001. 448 с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 256 с.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: АРКТИ, 2002. 72 с.
Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л.С., Селивёрстова В.И. 2-й т. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 283- 511 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.
Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии личности и возникает на почве познания окружающего мира. Развитие ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Цель данной системы коррекционного обучения - усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...
«Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников с ОВЗ».
Данная тема является актуальной, так как выраженные нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости, задерживает сроки овладения учебной программой. Вызывает негативн...
Нарушение чтения и письма у младших школьников.
Предупреждение нарушений чтения и письма у младших школьников...
Практические приёмы коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников на логопедических занятиях
Материал используется на логопедических звнятиях с детьми начальной школы. Дает положительныф результат и очень нравяится детям, так как основная часть заданий проходит в игровой форме....