Конспект организованно-образовательной деятельности с воспитанниками с ОНР старшего дошкольного возраста
план-конспект
Конспект ООД с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "В гости к нам пришла весна"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа»
Конспект организованной образовательной деятельности
«В гости к нам весна пришла»
с воспитанниками седьмого года жизни.
Глушакова Елена Анатольевна,
учитель – логопед
первой категории
пос. Зайцева Речка, 2021 г.
Цель: закрепление знаний детей о приметах весны.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме;
- учить детей подбирать слова - признаки и слова - действия к заданному слову;
- закреплять умение выделять первый звук из слов и соотносить их с соответствующим символом;
- продолжать учить детей образовывать слова с уменьшительно - ласкательным значением;
- закреплять умение определять слоговой состав слов;
- учить детей составлять предложения о весне с несколькими определениями и объединять их в рассказ.
Коррекционно - развивающие:
- способствовать развитию артикуляции, голоса;
- способствовать развитию чувства ритма;
- развивать речевое дыхание;
- развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание;
- развивать память, мышление;
- развивать мелкую моторику;
- совершенствовать двигательные умения и навыки.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать коммуникативные качества, умение слушать друг друга;
- развивать умение работать сообща.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
Используемые образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие технологии: дыхательное упражнение, фонопедическое упражнение, пальчиковая гимнастика; подвижные игры, смена видов деятельности
- Технология развития лексико-грамматической стороны речи Н.В. Нищевой
Материал и оборудование: мяч, фонограмма, модели (картинки - опоры) для составление предложений о весне, обручи, плоскостные изображения облаков, солнца, предметные картинки.
Ход деятельности
I. Организационный момент
Логопед:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их и друг друга.
Игра «Давайте поздороваемся»
Здравствуй, солнце золотое!
(дети раскрывают ладони в сторону солнца).
Здравствуй, небо голубое!
(поднимают руки вверх).
Здравствуй, все мои друзья!
(касаются ладонями друг друга).
Здравствуй, матушка-земля!
II. Основная часть
Логопед:
- Ребята, сегодня я получила письмо. Как вы думаете, кто бы мог прислать нам его? Всё по правилам: адрес нашего садика стоит.
Интересно, от кого же в нём письмо для нас лежит?
Педагог раскрывает конверт, читает письмо:
«К вам, ребята, на занятие так хотелось мне попасть…
Но пришлось мне задержаться – нужно землю украшать!»
Логопед:
- Ребята, вы догадались, кто же прислал нам это письмо? (Поисковые ответы детей.) Тут ещё и загадка написана. Попробуйте отгадать её:
Я раскрываю почки, в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня… (Весна.)
Логопед:
– Весна хотела прийти к нам в гости, но не смогла, потому что у неё сейчас очень много дел. Весна пишет, что ей:
«Нужно все сосульки с наших крыш убрать,
Птиц принять, что с юга будут прилетать,
Да ещё расчистить место для травы.
Всех не перечислить хлопот у Весны».
– Но Весна прислала вам свои загадки, просит их отгадать и в весенние игры поиграть. Послушайте первую загадку:
Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого,
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это (солнце).
Логопед выставляет на доску предметную картинку - солнце.
- Ребята, что вы можете рассказать про весеннее солнышко? (Весной солнце ярко светит и пригревает.)
Логопед:
Солнышко, солнышко, ярче засвети.
Подари ты, солнышко, нам свои лучи!
Логопед показывает детям плоскостное изображение солнца, к лучам которого прикреплены картинки.
Логопед:
- Посмотрите, какое веселое солнышко заглянуло к нам. А что оно принесло на своих лучах? (картинки) Оно хочет с вами поиграть. Ребята, посмотрите на картинки и назовите их со словом «весенний».
Дидактическая игра «Скажи со словом «весенний» (с мячом).
Дети выполняют задание.
Массаж лица с чистоговоркой со звуками Л - Ль
Ла - ла - ла - к нам весна пришла.
Круговые движения по щекам
Пло - пло - пло - на дворе тепло.
Движения пальцами от переносицы к вискам
Пель - пель - пель - капает капель.
Постукивающие движения подушечками пальцев по щекам
Ля - ля - ля - расцветай Земля!
Поднимают руки вверх и вращают кистями - "фонарики".
Упражнение на развитие зрительного внимания «Облака»
Логопед:
- Послушайте следующую загадку Весны.
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (облака).
Логопед выставляет предметную картинку - облако.
- А что вы можете рассказать о весенних облаках? (По голубому небу плывут белые пушистые облака.)
Я предлагаю вам поиграть с облаками:
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Логопед раздает детям по облачку разной формы и предлагает найти его пару.
Подвижная игра «Проталины» (деление слов на слоги)
Логопед:
- Следующая загадка Весны:
Островок я вижу странный,
Он не с пальмой, а с цветком,
Окружён не океаном,
А подтаявшим снежком (проталина)
Логопед выставляет предметную картинку - проталины.
- Ребята, что можете сказать про проталины (Весной тает снег и появляются темные проталины.) Давайте поиграем в игру «Проталины».
На полу разложены обручи (проталины). Педагог называет слова, дети делят их на слоги: если в слове один слог, то дети по - одному встают на «проталину» (в обруч), если в слове два слога - встают в обруч по два ребенка, если три слога - по трое.
Игра «Капли» (развитие чувства ритма)
Логопед:
- Ребята, вы готовы отгадать еще одну загадку Красавицы - Весны?
Только за окошком
Ослабел мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь -
Под моим окошком
Что звенит? …(капель)
Логопед выставляет предметную картинку - капель.
- А кто из вас может рассказать о капели (Весной с крыш свисают длинные сосульки и звенит весенняя капель). Сейчас я предлагаю вам стать маленькими звонкими капельками и поиграть в весеннюю игру «Капли»:
Стало солнце пригревать,
Стали капельки стучать.
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Побежали ручейки,
Их попробуй догони.
Дети проговаривают текст и отхлопывают ритм: сначала медленно, затем все быстрее и быстрее.
Логопед:
- Вы очень хорошо отгадываете загадки Весны, и я уверена, что следующую загадку вы так же отгадаете легко.
Он растет красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лед растает (подснежник).
Логопед выставляет предметную картинку - подснежник.
- Ребята, как называются цветы, которые появляются самыми первыми (первоцветы). А какие еще весенние цветы вы знаете?
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Логопед: У меня есть цветущая веточка. К кому она прикоснется, тот весеннее слово назовет ласково.
Слова: цветок, солнце, ручей, сосулька, птица, ветер, капель, облако.
Логопед: Отгадайте следующую загадку:
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня (ручей).
Логопед выставляет предметную картинку - ручей.
- Ребята, расскажите про весенние ручейки (Весной по земле бегут быстрые шумные ручейки).
Игра «Скажи, что делает?» (подбор слов - действий к предмету)
Логопед: Скажите, пожалуйста, что умеет делать весенний ручей? (бежит, шумит, звенит, сверкает, журчит…
Логопед:
- Я думаю, что вы готовы отгадать следующую загадку Весны.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели (дерево).
Логопед выставляет предметную картинку - дерево.
- Кто расскажет о деревьях весной? (Весной деревья просыпаются, на них набухают почки и скоро появятся молодые зеленые листочки)
- Поиграем в игру, которая вам, ребята, уже знакома.
Подвижная игра «Кочка - лужа – дерево».
Покажите, какое высокое дерево, а какая кочка? а лужа? (дети показывают).
Далее под динамичную музыку дети выполняют движения: "дерево" - дети поднимаются на носочки и поднимают руки вверх, "лужа" - смыкают руки "кольцом" перед собой, "кочка" - дети приседают на корточки.
Логопед:
- Ребята, узнайте про кого Весна вам хочет рассказать: Весной она просыпается и выходит из своего зимнего жилища, она бывает очень худой и голодной, потому что всю зиму ничего не ела; у нее рождаются детеныши, мать выводит их на первую весеннюю прогулку и учит отыскивать пищу (медведица с медвежатами).
- А кто еще просыпается весной? (ежи)
Просыпаются медведь и еж. Разбудил солнечный лучик медведицу и вылезла она из берлоги:
Ы-Ы-Ы-Ы
Рычит грубым голосом…
А за ней медвежонок:
Ы-Ы-Ы-Ы
Голосок у медвежонка потоньше
Дети изображают зверей голосом и жестами.
Вот и еж проснулся и зафыркал от яркого солнца
Ф-Ф-Ф-Ф
Стали просыпаться насекомые:
Жуки - Ж-Ж-Ж-Ж
Комары - З-З-З-З
Подул ветер - В-В-В-В
Застучал дятел -Д-Д-Д-Д
Логопед:
- Ребята, я хочу вам сообщить, что вы отгадали все весенние загадки и здорово играли. Думаю, что Весну вы очень порадовали. А вы, ребята, рады приходу весны? Давайте еще раз расскажем, что мы знаем о весне (2-3 рассказа детей о весне по плану).
III. Итог
Логопед:
- Я думаю, что Весна, занимаясь своими теплыми весенними делами, все-таки иногда заглядывала к нам в окно и..., ребята, что она видела (чем мы занимались)? (играли, отгадывали загадки, проговаривали слова, были внимательными, рассказывали о приметах весны и составляли рассказ о весне)
- Ребята, как вы думаете, Весне понравилось, как мы рассказывали о ней?
Весна передала вам подарок.(В конверте разрезанная картинка-пазл с сюжетом весны).Соберем её? Что же за картинка у нас получилась? Что на ней изображено?
Дети: Весна.
Логопед: Да, ребята, это подарок от весны, он останется у вас в группе, и вы не раз еще сможете поиграть.
Вы сегодня молодцы, мне было очень с вами интересно. До свидания, до новой встречи!
Литература:
- Веселова Е. И., Скрябина Е. М. Игры и упражнения на каждый день для детей 5-7 лет с ОНР. Ч. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движения. СПб.: КОРОНА-Век, 2008.
- Матыкина И. А.Трудных звуков не бывает: Конспекты комплексных индивидуальных логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста. – Барнаул, 2014.
«К вам, ребята, на занятие так хотелось мне попасть…
Но пришлось мне задержаться – нужно землю украшать!»
- Ребята, вы догадались, кто же прислал нам это письмо?
Тут ещё и загадка написана. Попробуйте отгадать её:
Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня… (Весна.)
– Весна хотела прийти к нам в гости, но не смогла, потому что у неё сейчас очень много дел.
Весна пишет, что ей:
«Нужно все сосульки с наших крыш убрать,
Птиц принять, что с юга будут прилетать, Да ещё расчистить место для травы.
Всех не перечислить хлопот у Весны».
– Но Весна прислала вам свои загадки, просит их отгадать и в весенние игры поиграть.
- Послушайте первую загадку:
Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого,
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это (солнце).
- Послушайте следующую
загадку Весны.
Без крыльев летят,
без ног бегут,
без паруса плывут (облака).
- Следующая загадка Весны:
Островок я вижу странный,
Он не с пальмой, а с цветком,
Окружён не океаном,
А подтаявшим снежком (проталина).
- Ребята, вы готовы отгадать еще
одну загадку Красавицы - Весны?
Только за окошком
Ослабел мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь -
Под моим окошком
Что звенит? …(капель).
- Вы очень хорошо отгадываете
загадки Весны, и я уверена,
что следующую загадку
вы так же отгадаете легко.
Он растет красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лед растает
(подснежник).
- Следующая загадка.
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня (ручей).
- Я думаю, что вы готовы отгадать
следующую загадку Весны.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели (дерево).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям: социализация, коммуникация и музыка "МАМИН ДЕНЬ"
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви С чем сравнить её? Может быть, с песней Что поют на заре соловьи?...
Формирование представлений о живой природе через совместную деятельность по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста.
Рисование играет важную роль в работе по развитию личности и экологическому воспитанию, связанному с ознакомлением детей с явлениями и объектами живой природы....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»
В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического и речевого развития....
Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда и детей старшего дошкольного возраста "В стране Читалии"
Цель совместной деятельности: формирование устойчивого интереса к книге, к детской художественной литературе. Воспитывать читателя, проявляющего устойчивый интерес к процессу чтения и слушания....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий Тема: "Поможем доктору Айболиту&qu...
Образовательная деятельность с детьми по хореографии (старший дошкольный возраст) "Танцевальная радуга"
Цель: всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движени...
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в системе культурно-досуговой деятельности с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста
МБДОУ «ЦРР - д/с «Золушка»Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в системе культурно-досуговой деятельности (из опыта работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста) Совр...