Звуковая культура речи
учебно-методический материал
Звуковая культура речи
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении , что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, которые необходимы для овладения детьми грамотным чтением и письмом. Звуковой анализ - это операция мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетание звуков, слогов, слов. Синтез – это сочетание звуковых элементов в единое целое.
При разработке и подборе упражнений для начального, так сказать, пускового, а следовательно, самого важного этапа работы – формирование фонематического восприятия у детей, можно выделить как бы несколько ступеней:
- Узнавание неречевых звуков.
- Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
- Различение слов, близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем.
- Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Следует отметить, что при формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?», формируется также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные). Выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах, сравнение слов синонимов (врач-доктор, веселый-радостный: смысл слов близкий, а звучание разное), сравнение многозначных слов, омонимов (иголка, ключ – звучание одинаковое, а смысл разный). У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно или «дольше других» (рррак ), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим. Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение поизносить слова с интонированием звука закрепляется в играх «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук «С», «Назови слова». Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, можно учить определять на каком месте находится нужный звук – в начале, в середине или в конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбирают картинки и игрушки, в названии которых есть заданный звук, что облегчает выбор слова. Постепенно дети овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком.
Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук. Детям предлагают для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух, кккит. Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м-м’, с-с’) называют «братцами» («сердитыми» и «добрыми») или большими и маленькими «братцами». Игровая ситуация: вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кукла – мальчик с нахмуренным лицом – одета в синий костюмчик, другая – улыбающийся мальчик в зеленом костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле. Впоследствии, уже в старшей группе дети легко усваивают обозначение мягких согласных звуков зелеными фишками, а твердых согласных – синими.
В старших группах ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ.
Звуковой анализ слов в современной методике (Д.Б. Эльконин) понимается как:
1) выяснение порядка следования фонем в слове;
2) установление различительной функции фонем;
3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий).
Как только дети научились интонационно выделять звук, можно переходить к следующему этапу, на котором детей учат определять порядок, последовательность фонем. С этой целью используются схемы звукового состава слова. На картинке изображается предмет, под картинкой дается графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Вместе с этим дети получают несколько одноцветных фишек, которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова. Картинка и схема позволяет наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки являются заместителями (символами) звуков.
Педагог должен познакомить детей со схемой звукового состава слова. Пример: слово «ау», выделяется первый звук «а», изображаем его квадратом. Затем выделяем 2 звук – «у» и рядом с первым квадратом выкладываем второй квадрат. Воспитатель медленно ведет указкой по клеткам слева направо, а дети произносят тот звук, на котором задерживается указка. Далее картинка (мак) со схемой звукового состава. Дети произносят вслед за воспитателем слово мак с интонационным выделением звуков, ведя указкой по своей схеме и задерживая указку на каждой клеточке, одновременно выделяя звук голосом.
На последующих занятиях детей учат замещать звуки фишками. Для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. Вводятся различения гласных и согласных звуков. (правила гласных и согласных) После фишки с нейтральным цветом убирают вообще. Далее переходят к анализу слов из 4 звуков: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы.
Звуковые игры: Дети выполняют роль гласных и согласных звуков: «Подойди ко мне 1 гласный звук, а теперь 2 согласный» и т.д. Игра «Назови слова» - дети называют слова с определенным звуком, слова, которые начинаются, например, с третьего звука слова «роза»; дети называют слова по схемам их звукового состава – игра «Угадай-ка».
Следующий этап работы – это вычленение ударного звука. В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков: слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах.
Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии:
- Интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки;
- Дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове;
- Дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости ( в дальнейшем по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове;
- Проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графическую схему, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме.
На протяжении всего периода обучения дети выполняют различные задания: определить место звука в слове, подобрать слова с заданным звуком, определить первый и последний звук в слове, сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон-нос, кот-ток), сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак-рак, дым – дом).
ЖЕЛАЮ УДАЧИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zkr.docx | 201.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковая культура речи
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении , что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, которые необходимы для овладения детьми грамотным чтением и письмом. Звуковой анализ - это операция мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетание звуков, слогов, слов. Синтез – это сочетание звуковых элементов в единое целое.
При разработке и подборе упражнений для начального, так сказать, пускового, а следовательно, самого важного этапа работы – формирование фонематического восприятия у детей, можно выделить как бы несколько ступеней:
- Узнавание неречевых звуков.
- Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
- Различение слов, близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем.
- Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Следует отметить, что при формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?», формируется также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные). Выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах, сравнение слов синонимов (врач-доктор, веселый-радостный: смысл слов близкий, а звучание разное), сравнение многозначных слов, омонимов (иголка, ключ – звучание одинаковое, а смысл разный). У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно или «дольше других» (рррак ), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим. Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение поизносить слова с интонированием звука закрепляется в играх «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук «С», «Назови слова». Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, можно учить определять на каком месте находится нужный звук – в начале, в середине или в конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбирают картинки и игрушки, в названии которых есть заданный звук, что облегчает выбор слова. Постепенно дети овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком.
Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук. Детям предлагают для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух, кккит. Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м-м’, с-с’) называют «братцами» («сердитыми» и «добрыми») или большими и маленькими «братцами». Игровая ситуация: вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кукла – мальчик с нахмуренным лицом – одета в синий костюмчик, другая – улыбающийся мальчик в зеленом костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле. Впоследствии, уже в старшей группе дети легко усваивают обозначение мягких согласных звуков зелеными фишками, а твердых согласных – синими.
В старших группах ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ.
Звуковой анализ слов в современной методике (Д.Б. Эльконин) понимается как:
1) выяснение порядка следования фонем в слове;
2) установление различительной функции фонем;
3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий).
Как только дети научились интонационно выделять звук, можно переходить к следующему этапу, на котором детей учат определять порядок, последовательность фонем. С этой целью используются схемы звукового состава слова. На картинке изображается предмет, под картинкой дается графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Вместе с этим дети получают несколько одноцветных фишек, которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова. Картинка и схема позволяет наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки являются заместителями (символами) звуков.
Педагог должен познакомить детей со схемой звукового состава слова. Пример: слово «ау», выделяется первый звук «а», изображаем его квадратом. Затем выделяем 2 звук – «у» и рядом с первым квадратом выкладываем второй квадрат. Воспитатель медленно ведет указкой по клеткам слева направо, а дети произносят тот звук, на котором задерживается указка. Далее картинка (мак) со схемой звукового состава. Дети произносят вслед за воспитателем слово мак с интонационным выделением звуков, ведя указкой по своей схеме и задерживая указку на каждой клеточке, одновременно выделяя звук голосом.
На последующих занятиях детей учат замещать звуки фишками. Для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. Вводятся различения гласных и согласных звуков. (правила гласных и согласных) После фишки с нейтральным цветом убирают вообще. Далее переходят к анализу слов из 4 звуков: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы.
Звуковые игры: Дети выполняют роль гласных и согласных звуков: «Подойди ко мне 1 гласный звук, а теперь 2 согласный» и т.д. Игра «Назови слова» - дети называют слова с определенным звуком, слова, которые начинаются, например, с третьего звука слова «роза»; дети называют слова по схемам их звукового состава – игра «Угадай-ка».
Следующий этап работы – это вычленение ударного звука. В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков: слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах.
Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии:
- Интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки;
- Дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове;
- Дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости ( в дальнейшем по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове;
- Проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графическую схему, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме.
На протяжении всего периода обучения дети выполняют различные задания: определить место звука в слове, подобрать слова с заданным звуком, определить первый и последний звук в слове, сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон-нос, кот-ток), сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак-рак, дым – дом).
ЖЕЛАЮ УДАЧИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по звуковой культуре речи
Занятие по звуковой культуре речи;.Звук - «С» ( в основе. -...
Эффективные методыи приёмы формирования звуковой культуры речи
Консультация для воспитателей: "Эффективные методы и приёмы формирования звуковой культуры речи"...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом ...
«Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста- это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а...
«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Методическая работа консультация для воспитателей«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум...
Воспитание звуковой культуры речи
Материал о звуковой культуре речи детей. Содержит рекомендации для воспитания у детей звуковой культуры речи....
Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...