Проблемы интегрированного образования детей с ОВЗ в образовательной среде школы
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Леснянская Лариса Александровна

В статье поднимается вопрос о возможностях и трудностях интегрированного  обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_obuchenie-_statya_docx.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Леснянская Лариса Александровна, кандидат педагогических наук,

учитель биологии, директор МОУ СОШ пгт Новокручининский,

 Читинский район.

Проблемы интегрированного образования  детей с ОВЗ в образовательной среде школы

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных  видах деятельности.

Поэтому важнейшей задачей государства является  обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, что   закреплено и в новом «Законе об образовании».

 Ушло в прошлое то время, когда  все дети  с ограниченными возможностями здоровья вынуждены были обучаться в специальных детских садах и школах – интернатах, или на дому. В этот период жизни они  часто  теряли контакты с родителями, со сверстниками, что отрицательно влияло на их успехи социальной адаптации. Постоянно  находясь среди себе подобных, они   не были  подготовлены  к жизни в обществе.

 В настоящее время  рамки возможностей получения образования  такими  детьми  расширились. Одной из форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья является интегрированное обучение.

Интеграция  (лат. integration - восстановление, восполнение) - объединение в единое целое каких-либо частей, состояние связанности каких-либо частей и функций  в  единое целое.[5]

 Интеграция - специальное обучение, в задачи которого входит включение отдельных учеников с недостатками в обычный класс или группы учеников с недостатками в обычную школу.[3]

«Интегрированное обучение вызвано в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования». [1]

Интеграция – это  процесс, в котором важную роль играют и учащиеся с нормальными возможностями.  В процессе интеграции выстраиваются  социальные отношения, основанные на проявлении толерантности, доброты, доверия.

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня означает процесс и результат предоставления им прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах жизни  в образовательной среде школы вместе с другими детьми. Это создание условий, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Проблема интегрированного обучения в настоящее время широко обсуждается, так как интеграция имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны,  дети с особыми образовательными потребностями не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.

 Среди всех групп патологий в развитии детей  самой большой по численности  является  группа детей с задержкой психического развития. Кроме того, имеется  тенденция к  ее постоянному росту, на что  есть объективные причины. Задержка психического развития ребенка зависит и  от состояния его нервной системы,  и от микроорганической патологии мозга,  и от характера его социальных контактов со взрослыми, организации их деятельности с учетом возраста и  индивидуальных особенностей развития такого ребенка. По данным  О.В. Защиринской, количество детей, которые в силу неблагоприятных социальных условий обучения и воспитания, соматической и нервно-психической ослабленности имеют невыраженные отклонения в развитии и испытывают различные трудности в учебной деятельности, составляет от 20 до 60% учащихся начальной школы. В дошкольном  же возрасте отклонения в нервно-психической сфере, по данным  Л.Н.Винокурова  и  Е.А.Ямбурга, имеют 30-40% детей. Дети  с ЗПР есть во всех классах основной школы. [2]

Средняя школа поселка городского типа Новокручининский на протяжении ряда лет осуществляет интегрированное обучение детей с задержкой психического развития и другими ограниченными возможностями здоровья.  Количество  детей с патологией составляет 18-20% от общего количества учащихся школы.  При ежегодном обследовании детей  наблюдается  тенденцию к увеличению  численности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Школа разработала программу «Особый ребенок», где проанализированы проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная  среда школы, ее способность дать качественное образование детям  в классах интегрированного обучения, намечены задачи, решение которых позволит достичь главной цели: обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Реализуя указанную программу, мы столкнулись с рядом проблем, которые не являются проблемами только нашей школы.

Проблемы начинаются уже с обследования детей на ПМПК. Выявив трудности в обучении ребенка, школа направляет его на такое обследование. Однако, родители, чаще всего, не хотят, чтобы их ребенок попал в число детей с какими-либо отклонениями в развитии. Процесс обследования затрагивает интимное в ребёнке, в его семье.  Педагоги должны проявить  тактичность в данном вопросе, быть советчиком родителей. Необходимо помнить, что родители являются заказчиками наших услуг, а так же активными участниками образовательного процесса. Для того,  чтобы они стали нашими союзниками, педагогам  надо работать с ними профессионально. Однако, родители крайне редко понимают значение такого обследования, враждебно настраиваются по отношению к школе. Причина этого кроется в том, что родителей  пугает будущее их детей: «Куда они потом поступят?», «Это клеймо на всю жизнь»,  «Не разрешат иметь  права», «Не попадут в армию»  и т.п. Часто родители просто отказываются от обследования.

Хотя педагоги знают и поясняют родителям, что задержка психического развития  представляет собой единственную форму отставания ребенка в развитии, которая может быть компенсирована психолого-педагогическими средствами и при определенных микросоциальных и психолого-педагогических условиях в раннем и дошкольном возрасте и  в младшем школьном возрасте, однако чаще всего эта возможность не реализуется.  Причин этого достаточно много.

Диагноз  задержки психического развития, чаще всего,  не снимается с ребенка  вплоть до выпускного класса основной школы. Это говорит, прежде всего, о  непрофессиональной работе с детьми не только в начальных классах. В дошкольном возрасте дети не обследуются, а значит, не получают коррекции.  Это, в свою очередь, связано с отсутствием в большинстве дошкольных учреждений (по крайней мере, в сельских)  не только службы сопровождения детей, но и просто психолога. Отсутствие своевременной психологической помощи  приводит к запущенности  патологического процесса.

Работа с этими детьми по их изучению и коррекции развития, безусловно, требует научно-профессиональной квалификации и должна начинаться по возможности в более ранние сроки. Это общий принцип организации психолого-педагогической помощи ребенку с проблемами в психическом развитии.

Включение ребёнка в общую образовательную среду, не может идти без службы сопровождения, каковой в образовательном учреждении  должен быть  психолого – медико – педагогический консилиум. Данная служба играет главную роль в выборе варианта и формы интеграции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, разработке индивидуальной коррекционно – образовательной программы, индивидуального коррекционно – образовательного маршрута, анализа её эффективности.  К сожалению, такого полноценного консилиума в школе нет, как нет и психолога, а социальный педагог работает на полставки. И такое положение в большинстве школ района. Выходом из положения могла бы  быть централизованная  служба сопровождения, которая бы работала в районе, но и такая служба не создана. Хотя мы уверены, что работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья должен вести не просто психолог школы, а специальный психолог, который  знает все тонкости этой работы.

 Еще одной проблемой  является проблема готовности педагогов работать с особыми детьми. Большая часть педагогов школы прошла обучение на курсах по работе в классах коррекционно-развивающего обучения. Педагоги составляют  рабочие программы для учащихся, требующих обучения по программе 7 вида, для учащихся, обучающихся на дому. Однако готовность состоит еще и в том, как правильно педагог поймет важность такой работы.  Нами был проведен педагогический совет по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогические чтения «Особый ребенок», практикум « Причины и коррекция неуспеваемости учащихся». Мы согласны с мнением  немецкого дефектолога П. Шумана: «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя». Профессионализм учителя – одно из важных наполнений образовательной среды школы. Однако, в условиях введения новых ФГОС, когда от учителя требуется при подготовке и проведении урока учесть и отследить множество процессов и результатов, а в классе имеются 4 - 5 учеников с задержкой психического развития, один - инвалид по зрению,  несмотря на высокий профессионализм,  учитель, не сможет достичь  высокого качества процесса и результата. И это еще одна проблема интегрированного обучения детей.

 Что касается коррекционных занятий по предметам, часы для этой работы берутся из вариативной части учебного плана (части, формируемой участниками образовательного процесса). Однако этих  часов мало, все они должны использоваться на внеурочную развивающую  деятельность, расширяющую рамки учебных предметов. Необходимо продумать оплату за коррекционную работу   педагогов.

Мы уверены, что при любом виде отклонения от возрастной нормы развития для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития. Своими задачами мы считаем не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие и социальную адаптацию. У детей с задержкой психического развития часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Мы должны  помочь им реализовать свои задатки  через выбор специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка, чему способствует насыщенная образовательная среда школы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья участвуют во всех сферах жизнедеятельности школы. Участие в экологических десантах, труд на пришкольном участке, выступление в школьном театре, в вокальной группе, занятия в кружке  технического творчества, участие в спортивных соревнованиях – все это наполняет образование детей, повышает их  интерес, позволяет достичь положительных результатов, а значит, признание их полноценными участниками жизни школьного сообщества.

Дети с ОВЗ, обучающиеся на дому, получают образование, но процесс их обучения не обеспечен наглядным материалом, порой скучен и однообразен.

Учащиеся, часто болеющие,  после  вынужденного отсутствия довольно долго «входят в тему», так как учебный процесс не останавливается.

Между тем, в настоящее время существуют формы обучения, которые  позволят предоставить возможность обучения  каждому ученику, находящемуся  за пределами школы. Нами создан проект «Мобильная образовательная среда», целью которого является введение дистанционного обучения для расширения возможностей обеспечения  качественного образования  учащихся, в том числе и качественное обучение детей  с ОВЗ по индивидуальным программам  на дому. Реализация проекта  обеспечит непрерывность образовательного процесса  при вынужденном отсутствии учащихся, дополнит  индивидуальную образовательную траектории каждого  учащегося.

Основными элементами  содержания мобильной образовательной среды как теоретический блок, заданный  через систему осваиваемых дидактических единиц, которые могу быть представлены модулями, занятиями, лекция и т.п; электронный словарь терминов с возможностью поиска слов по алфавиту; библиотека с электронными учебниками и дополнительными книгами; задания- тренажеры, содержащие тесты, практические задания, индивидуальные домашние задания; рабочая тетрадь с заданиями; контрольный блок, в котором  имеются  тесты, практические задания, индивидуальные домашние задания; образовательное портфолио ученика. Помимо результатов тестирования (контрольные работы, тесты, практические работы, сочинения, рефераты и т.д.),  в  этом разделе могут также находиться творческие работы, которые учащийся сам отобрал в качестве своих лучших. В этом разделе могут содержаться рекомендации от учителей.

 В настоящее время этот проект мы начинаем осуществлять.  Оборудован  класс дистанционного обучения, педагоги готовят материалы уроков, общаются через интернет с учащимися и родителями. Проблема состоит  в  отсутствии интернета у части детей. Мы считаем, что такая форма обучения, как дистанционная, обеспечивает доступность и качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья, и  она должна развиваться.

 В новом Законе об образовании речь идет о более прогрессивной форме образования  детей с ограниченными возможностями здоровья – инклюзивном образовании. Инклюзивное образование предполагает создание условий для конкретного ребёнка, поэтому необходимо понимать, что существуют категории детей с ОВЗ, для которых предпочтительнее будет просто обучение на дому, кому – то обучение на дому с использованием информационных технологий – дистанционное обучение; для кого – то, в зависимости от состояния его здоровья, можно выстроить образовательный маршрут, предполагающий постепенный переход от обучения на дому к обучению в школе в форме инклюзивного образования. Но для каждого из этих вариантов важен даже не столько процесс обучения ребёнка, сколько его социализация.

 Для организации инклюзивного образования необходимо создать адаптивную  образовательную среду. Это не только пандусы, лифты и тому подобное, это и  профессиональные кадры. Необходима служба поддержки с психологами и специальными психологами, медицинским работником.  Известно, что при инклюзивном образовании не ребенок адаптируется к образовательной среде, а образовательная среда должна быть адаптирована для ребенка. Посильно ли решение этой задачи для школ без дополнительных средств?  Считаем, что ответ очевиден.

 Таким образом, созданная образовательная среда школы, позволяет  осуществлять  интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако  остаются проблемы, решение которых не всегда зависит от возможностей школы. Решать эти проблемы необходимо, если мы, действительно, хотим давать качественное  и доступное образование  всем детям, а мы должны это делать. Международные документы, принятые и ратифицированные государственными органами власти Российской Федерации, провозглашают право каждого человека на образование (Конвенция о правах ребенка – 1989г.).  Запрещается  дискриминация в сфере образования (Конвенция ЮНЕСКО – 1969г.) и говорится не только о равном доступе инвалидов к образованию вообще, но и о равном доступе в системе общего образования (Стандартные правила ООН).   В этих документах закрепляется руководящий принцип политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, который заключается в том, что «обычные школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности» и «создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребность детей».[4]

Литература:

  1.  Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: ACADEMA, 2001.
  2. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия. -  Изд. 2-е, испр. и доп. -  СПб.: Речь, 2007.

  3.  Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. -
    Москва: РИОР, 2009.
  5. Новый словарь иностранных слов. – Мн.: Современный литератор, 2005 С.380.
  6. http://do.gendocs.ru/docs/index-95363.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-образовательная среда школы

«Информационно-образовательное пространство школы как сфера профессионального становления педагога»             В соответствии  с...

Влияние образовательной среды школы на формирование картины мира ребёнка.

В статье даётся оббщения опыта работы по заявленной теме....

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Круглый стол "ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

Цель:   Попытаться   осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений.Авторами и разработ...

Проблемы и перспективы развития Муниципального коррекционного образовательного учреждения школа «Надежда».

Исторический экскурс в период становления и развития коррекционной школы....

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...