Информационно-образовательная среда школы
методическая разработка по теме
«Информационно-образовательное пространство школы как сфера профессионального становления педагога»
В соответствии с теорией систем, мы выстраиваем образовательное пространство нашей школы как активную открытую многоуровневую систему, которая взаимодействует с внешней средой, состоящей из социальных, политических и экономических факторов, влияющих на процессы происходящие в школе. Внутренняя среда системы представлена педагогами, детьми, родителями, представителями общественных органов управления образовательного учреждения, многочисленными условиями. В переводе с греческого система – «соединение», «составленное из частей» от « соединяю, составляю». В большой энциклопедии этот термин определяется как объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-образовательная среда школы
В соответствии с теорией систем, мы выстраиваем образовательное пространство нашей школы как активную открытую многоуровневую систему, которая взаимодействует с внешней средой, состоящей из социальных, политических и экономических факторов, влияющих на процессы происходящие в школе. Внутренняя среда системы представлена педагогами, детьми, родителями, представителями общественных органов управления образовательного учреждения, многочисленными условиями.
Социально-педагогическая миссия школы состоит в удовлетворении образовательных потребностей жителей сельского поселения; обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы и всех субъектов образовательного процесса творческих, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям в окружающей среде (социальной, природной), адекватно оценивающих свои способности и возможности в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации.
Для исполнения миссии деятельность нашей новой школы основывается на компетентностно-ориентированном образовании, в основе которого лежит не столько знаниевый подход, сколько деятельностный.
Стратегической целью развития современного образования является обеспечение доступности качественного образования потребителям образовательной услуги за счет эффективного использования ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических. Одним из направлений реализации данной цели является информатизация образования, использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особое внимание уделено идее перехода к информационному обществу, что обуславливает создание условий для доступа к источникам информации, развитие способностей, связанных с ее поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием, формированием информационной компетентности. Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационно-коммуникационные технологии. С помощью виртуальных уроков, дистанционного обучения можно обеспечить «Образование без границ». Незаменимым становится применение ИКТ для обобщения, построения логических связей, систематизации знаний. Кроме того, применение компьютера дает возможность организации оперативного контроля за усвоением темы, осуществление персонифицированного сопровождения ученика.
Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:
Обеспечивают возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. (система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика.)
Расширяют возможности для развития современного образования прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика .
Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции учителей. Умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности . Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей, территориально удаленных друг от друга. Для профессионального взаимодействия учителей в сети необходимы знания, умения и навыки использования ИКТ в педагогической деятельности. Однако профессиональная подготовка педагогических кадров не должна сводиться только к обучению информационным и коммуникационным технологиям, но и к обучению современным педагогическим технологиям (личностно-ориентированное обучение, метод проектов, обучение в малых группах и т.д.). Данные технологии дополняют друг друга: через современные педагогические технологии к современным средствам обучения - ИКТ и наоборот.
В отдельных городах и регионах страны успешно действуют свои образовательные порталы, школьные сети, предпринимаются попытки организации профессиональной деятельности учителей в сети через сетевые сообщества: Всероссийский августовский виртуальный педсовет (http://pedsovet.alledu.ru), "Сеть творческих учителей" (www.it-n.ru), портал Федерального центра информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru), городской школьный портал информационный портал МО РО. Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) предлагает учителям образовательные ресурсы для самообразования, оказывает квалифицированную консультационную помощь, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) представляет собой крупнейшее Интернет-хранилище электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов (http://school-collection.edu.ru).
Повышение квалификации учителей средствами дистанционного обучения организовано на базе ресурсных центров, обладающих высококвалифицированными педагогическими кадрами. В последние годы в нашей стране в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" по заказу Министерства образования и науки РФ Федерацией Интернет Образования были созданы региональные центры дистанционного обучения. Учителя МОУ СОШ п. Прудовой участвуют в дистанционных конкурсах, семинарах
Стандарты Международного общества информатизации образования предназначены для всех учителей и включают шесть компонентов:
- общие представления в области информационных технологий;
- планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике;
- интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин;
- использование информационных технологий для оценки результатов обучения;
- использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции;
- понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.
Достаточное внимание уделяется совершенствованию информационно-образовательной среды (ИОС): формированию коллекции качественных образовательных ресурсов, организации и проведении курсов повышения квалификации учителей, в том числе через дистанционную форму.
ИОС – это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным - информационно-образовательным, информационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным.
Логически ИОС содержит также три содержательных уровня:
Первый уровень – педагогическая система, определяющая форму и содержание, остальные содержательные уровни ИОС.
Второй уровень – система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Этот уровень непосредственно связан с педагогической системой, развивается и функционирует под ее управлением.
Третий уровень – образовательная медиа-среда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразование, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. Этот уровень ИОС имеет опосредованное управление педагогической средой. Повышение эффективности этого управления является одной из проблем педагогической системы и ИОС.
Таким образом, быстрое развитие ИКТ и возрастание их роли в учебном процессе школы требует пересмотра подхода к обучению в целом. Построение учебного процесса в современной школе уже невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий в школе.
В соответствии с новыми Стандартами, каждое образовательное учреждение должно создавать собственную образовательную среду, ее информационную проекцию, ИОС, как внутренний образ общей образовательной среды. То есть и на локальном уровне образовательная среда проецируется во внутренний фактор сферы образования данного уровня.
Информатизация образования (ИО) – это не только информатизация образовательной среды и инфраструктуры образования, но и, прежде всего, решение всех проблем информационно-познавательной деятельности, информационного взаимодействия субъектов образования, что предполагает ее проникновение во все поры образовательного процесса и образуемой им образовательной сферы. Это не только информатизация системы образования как сети образовательных учреждений, но и информатизация предмета образования.
ИО является стратегическим средством, ресурсом образования. В то же время, ИО создает условия, благоприятные факторы для образования, т.е. формирует его среду, ИОС. По сути дела, ИОС является продуктом информатизации образовательной сферы, результатом применения к ней ИО как функции. Информатизация ИОС – это ее естественное развитие.
Информатизация образования, формируя новое информационное мировоззрение, сама становится новым мировоззрением субъектов образования и, следовательно, сферы образования, что выражается в кардинальном изменении понимания содержания и форм
познания, его способов и средств и, следовательно, содержания и форм образовательной среды, ИОС. Таким образом, формирование и развитие современной ИОС являются, во-первых, выражением нового (информационного) мировоззрения образования (информационного мировоззрения), а во-вторых, осуществляются в соответствии с концепцией и методологией ИО.
Отсюда следует, что информационное воздействие ИОС на образовательный процесс, предметное обучение – это опосредованное воздействие на них ИО.
ИОС – это не просто информационная образовательная среда, или образовательная среда, выраженная в информационной форме, а именно ее представление (образ, проекция) в информационных средствах, ресурсах, технологиях, обучающих и управляющих системах, выраженных в документированной форме и методически адаптированных для образования. ИОС – это информационно-образовательная среда в логическом единстве информационных и образовательных характеристик.
ИОС и каждый ее документированный элемент: ресурс, средство, технология – имеют социальные характеристики, социально направлены. Следовательно, ИОС является также проективным представлением общей социально-информационной среды, понимаемым в следующем аспекте:
- отображение осуществляется исходя из целей образования, достигаемых образовательных результатов, методологии ИО и методики предметного обучения;
- проектируемые образы создаются на базе системных представлений о ИОС, ее логической полноте и информационной насыщенности, упорядоченности.
ИОС является многоуровневой: общая, или общеобразовательная среда, ИОС образовательного учреждения (школы), личная образовательная среда. В аспекте системной связи между этими средами существует четкая иерархия как систем и подсистем и, следовательно, преемственность в инвариантных свойствах. При этом каждая из них представляет самостоятельную социально-информационную систему со своей спецификой и особенностями.
ИОС школы – это уровень реализации целей образования в конкретном образовательном учреждении со своими условиями, обусловленными объективными факторами региональной среды своего расположения, а также субъективными факторами, характеристиками реальных субъектов образования.
Личная информационно-образовательная среда - ИОС конкретной личности (ученика, педагога). По сути дела, она совпадает с его личной информационной средой при рассмотрении этой личности как субъекта образования, т.е. исходя из целенаправленности развития этой среды на достижение целей и образовательных результатов.
Личная информационная среда ученика как социального субъекта может (и должна быть) шире его личной ИОС, но должна ей соответствовать (не противоречить) по качественным признакам, иначе трудно рассчитывать на достижение духовных и социокультурных результатов его образования. Следовательно, одной из задач ИОС школы является опосредованное управление личной информационной средой каждого ученика. Естественно, личная ИОС должна быть самоорганизуемой на уровне этой личности, но методически управляемой со стороны ИОС школы.
Поэтому уровень ИОС школы – это сочетание конкретных условий и индивидуальности учащихся, особенностей их развития и саморазвития, интересов и мотивации.
«Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента».
Именно «педагогическая система» - собирательный образ внутренней составляющей ИОС. Это ее источник и адресат, создатель и потребитель. Необходимо только добавить информационное содержание, информационно-технологическое обеспечение, информационно-методическое управление. Впрочем, это можно считать частью педагогической системы, или образовательной сферы, куда включаются вся педагогико-методическая деятельность, упорядоченное множество целей, требований, тенденций, закономерностей, принципов и т.п. Просто, когда мы говорим «педагогическая система», то имеем в виду систематизированное творчество педагогов. Однако в общем плане условия образования создаются во взаимодействии всех его субъектов.
Вследствие такого определения (понимания), делаются простые выводы:
1. ИОС следует рассматривать только с позиции деятельности и развития педагогической системы, эффективного использования внутренних факторов образовательной сферы, а также их расширения.
2. Рассмотрение с позиций «педагогической систем» однозначно влечет первичность исследования однородной по уровню системы – общеобразовательной ИОС.
3. Рассмотрение ИОС следует вести не только с позиций ее организации и управления ее ресурсами, но и с позиции созидания, информационно-методического решения проблем подготовки и потребления этих ресурсов внутри сферы образования, «педагогической системы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Информационная образовательная среда образовательного учреждения и программа информатизация школы»
ИОС...
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Формирование универсальных учебных действий обучающихся в условиях информационно-образовательной среды школы
ИОС Компоненты на бумажных носителях Компоненты на CD/DWDносителях Интернет среда ИОС Индивидуализация учебного процесса Организация коллективной дея...
Подпрограмма развития информационной образовательной среды ГБОУ Школа № 879 "Школа как социокультурный центр микрорайона"
В настоящее время невозможно представить современную школу без компьютеров, без информационных и коммуникационных технологий. Сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень исполь...
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
Информационно -образовательная среда для управления образовательными результатами и совершенствования методической работы в школе
Одним из условий эффективного функционирования школы является использование современных информационных технологий в управлении образовательными результатами и организацией методической работы в школе....
Комментарии
Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Пригодилась в работе.