РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умелые руки»
календарно-тематическое планирование (6 класс)

Августинопольская Светлана Анатольевна

Цель программы: Развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umel.ruchki_6_kl.docx50.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

 «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

протокол № 1 от 29.08.2018 г

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

Куклина С.В. _______________

УТВЕРЖДАЮ

директор  ГОКУ «СКШИ №  33 г. Братска»

Иванов А.В. ____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Умелые руки»

для 6 «г»

АООП вариант 2

(срок освоения программы 1 года)

Составила: учитель Августинопольская С.А.

                                                                                                                               

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Общая характеристика внеурочной деятельности

5

3

  1. Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

6

4

Планируемый результат освоения внеурочной деятельности

6

5

Основное содержание внеурочной деятельности

7

6

Тематическое планирование

9

7

Описание материально-технического обеспечение

12

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Рабочая  программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» для 3 класса разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599)
  3. Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными нарушениями ГОКУ «СКШИ № 33 г. Братска»
  4. Методические рекомендации по формированию учебного плана образовательными организациями на 2017-2018 учебный год для детей с умственной отсталостью (Приложение 1к письму от «01» августа2016года № 55-37-1441/16)
  5. Учебный план ГОКУ «СКШИ № 33г.Братска», приказ № 162 от 03.09.2018г.

     6.План внеурочной деятельности ГОКУ «СКШИ № 33 г. Братска»      

Цель программы: Развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи программы

Образовательные:

- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

- обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению;

- научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.

Развивающие:

- развивать зрительное восприятие;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-развивать сенсорное восприятие;

 -развивать глазомер;

-развивать логическое мышление;

- способствовать развитию творческой активности.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к творческой деятельности.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях детей с ОВЗ на занятии.

                                                                                                                                         

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, организация знаний по направлениям внеурочной деятельности, является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним из направлений внеурочной деятельности является общекультурное направление. В рамках данного направления разработана программа по курсу «Умелые руки».

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.), изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для школы-интерната и дома.

Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает  предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической  и трудовой деятельности.

 Внеурочной деятельность прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Работа  не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей VIII вида, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников с ОВЗ и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.

Программа всех разделов  усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

- аккуратность;

- четкость выполнения изделия;

- самостоятельность выполнения;

- наличие творческого элемента.

Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа внеурочной деятельности  «Умелые руки» относится  к общекультурному направлению. Данная рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком «ГОКУ «СКШИ №33 г. Братска» на 2018/2019 учебный год. На ее изучения отведено 34 часа в год, 1час в неделю, 34 учебные недели.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предметные результаты

Личностные результаты

-названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

-правила безопасности труда при работе ручными инструментами

-правильно пользоваться ручными инструментами;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

-организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

-бережно относиться к инструментам и материалам;

-самостоятельно выбирать цвет

-самостоятельно делать заготовки изделий

-самостоятельно изготовлять изделие по образцу;

-Проявлять интерес к доступным видам деятельности.

- Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.

- Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

- Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

- Умение находить друзей на основе личных симпатий.

- Умение работать в коллективе

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Работа с природным материалом. Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, учащиеся выполняют плоские       аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта.

   Работа с бумагой и картоном. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и   использования, а также различные способы обрывания и разрывания бумаги. Аппликация выполняется – из элементов, полученных путем обрывания бумаги. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Постепенно аппликация усложняется и выполняется путем нарезания бумаги. Выполняется торцевание гофрированной бумагой на картоне.

Работа с пластилином. При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами. Выполнение обводки контура рисунка пластилиновыми жгутиками. Выполнение рисунка из пластилиновых жгутов и элементов мозаики. Пластилин также предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне, а также служит основой для изготовления фигур, в которых используются другие материалы.

Работа с соленым  тестом. Учить детей лепить из соленого теста, уметь скатывать тесто между ладонями круговыми движениями, показать способ соединения частей водой. Учить вылепливать плоские и объемные фигуры.

Работа с тканью, пуговицами, нитями. Выполнение аппликаций из пуговиц; ткани. Изготовление помпонов и игрушек из них. Рассматривание разных видов тканей и их предназначение. Изготовление русских кукол из ткани путем перевязывания, скручивания, обвертывания.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во

часов

Дата

3 в, 3г

1.Работа с природным материалом

1

Вводное занятие. Правила работы с инструментами

Слушание объяснений учителя, с осмыслением и запоминанием её, воспроизводя полученные знания.

1

07.09

2

Поделка из овощей.

Соединение овощей в фигуру по инструкции учителя.

1

14.09

3

Мозаика из круп «Животные»

Приклеивание деталей мозаики на шаблон по образцу  и  по инструкции.

1

21.09

2.Работа с тканью, пуговицами, нитями.

4

Аппликация из пуговиц «Дерево».

Приклеивание пуговиц на шаблон  по образцу  и  по инструкции.

1

28.09

5

Аппликация из нарезанных нитей «Тигренок»

Приклеивание деталей аппликации  на шаблон по образцу  и  по инструкции.

1

05.10

6

Аппликация из ткани «Мишка»

Приклеивание деталей  на картон по образцу  и  по инструкции.

1

12.10

7

Аппликация из ткани «Новогодняя открытка «Сапожок»

Приклеивание деталей  на картон по образцу  и  по инструкции.

1

19.10

8

Коллективная работа «Сказочный поезд»

Изготовление элемента поделки и приклеивание в своей очередности в коллективную работу.

1

26.10

3.Работа с бумагой и картоном.

9

Вводное занятие. Правила работы с инструментами. Изучение видов бумаги.

Слушание объяснений учителя, с осмыслением и запоминанием её, воспроизводя полученные знания.

1

09.11

10

Скручивание  жгутов и маленьких комочков из салфеток.

Скатывание жгутов между ладонями круговыми движениями из салфеток; скатывание пальцами  шариков.

1

16.11

11

Аппликация из салфеток « Зимой» с применением жгутов и комочков.

Скатывание жгутов (между ладонями круговыми движениями) из салфеток  и приклеивание в форме дерева на картон; скатывание пальцами  шариков и 1приклеивание в качестве «снежинок» в разброс.

1

23.11

12

Аппликация из салфеток «Снеговик» с применением жгутов и комочков.

Приклеивание на картоне жгутами по кругу или спирали.

1

30.11

13

Объемная открытка из гофрированной бумаги.

Приклеивание деталей  на картон по образцу  и  по инструкции.

1

07.12

14

Изготовление машинок из коробок.

Оклеивание коробки бумагой, приклеивание деталей машины к коробке.

1

14.12

15

Изготовление домов из коробок.

Оклеивание коробки бумагой; приклеивание деталей окон и двери.

1

21.12

16

Коллективная работа « Моя улица»

Изготовление элемента поделки и приклеивание в своей очередности в коллективную работу.

1

28.12

4.Работа с соленым  тестом.

17

Вводное занятие. Правила работы с инструментами.

Нарезание теста стеками.

Слушание объяснений учителя, с осмыслением и запоминанием её, воспроизводя полученные знания.

1

18.01

18

«Веселые фигурки» из теста.

Раскатывание теста. Вырезание фигур с помощью форм для теста.

1

25.01

19

«Кленовый лист».

Вырезание формой, нанесение прожилок, путем надавливания.

1

01.02

20

Покраска изделия «Кленовый лист».

Покраска изделий с использованием красок.

1

08.02

21

Лепка «Бусы для мамы».

Лепка объемных шариков; протыкание в нем сквозного отверстия.

1

15.02

22

Покраска изделий« Бусы для мамы».

Покраска изделий с использованием красок и нанизывание элементов бус на нить или леску.

1

22.02

23

Лепка «Тапочки».

Лепка элементов тапочек: подошвы и верха с элементами  декора; соединение деталей в изделие.

1

01.03

24

Покраска изделий«Тапочки».

Покраска изделий с использованием красок.

1

15.03

25

Лепка « Золотая рыбка»

Лепка элементов; соединение деталей в изделие.

1

22.03

26

Покраска изделий « Золотая рыбка»

Покраска изделий с использованием красок.

1

05.04

5.Работа с пластилином.

27

Вводное занятие. Правила работы с инструментами.

Резание пластилина стеками.

Слушание объяснений учителя, с осмыслением и запоминанием её, воспроизводя полученные знания.

1

12.04

28

Лепка «Герои из мультфильма «Смешарики»

Лепка объемных форм по образцу  и  пошаговой инструкции.

1

19.04

29

Лепка «Узор на вазе»

Составление и приклеивание элементов узора на шаблон вазы.

1

26.04

30

Мозаика «Гусеница на листике»

Лепка  маленькими кусочками по образцу  и  пошаговой инструкции.

1

10.05

31

Торцевание на пластилине «Мухомор».

Размазывание пластилина на картоне пальцами по образцу  и  пошаговой инструкции.

1

17.05

32

Торцевание на пластилине «Мухомор».

 Маленькие трубочки - торцовочки, не снимая со стержня, приклеивать на заготовку (на место белых пятен намухоморе).

1

24.05

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Учебно-методическое обеспечение:
  • Н. В. Кочеткова Мастерим игрушки сами»: образовательная программа и конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2010.
  • Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,1992.
  • Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005
  • В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
  • Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
  • М Левина.365 веселых уроков труда.М., 2001
  • Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.
  • А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
  •  В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
  • Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
  1. Технические средства обучения:
  •  ИКТ
  • Принтер
  1. Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
  • Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/catalog
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://feior.edu.ru
  1. Демонстрационно-раздаточный материал:

Дидактический материал (картинки, фото) Предметные картинки по лексическим темам.

  • Фотографии предметов и объектов.
  •  Магнитная  азбука
  • Демонстрационные  карточки по лексическим темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные жарких и холодных стран», «Мир человека»,  «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Одежда и обувь», «Игрушки», «Транспорт»,  «Музыкальные инструменты»,   «Мир растений», «Фрукты»,  «Овощи», «Цветы», «Ягоды», «Грибы», «Времена года».
  •  Наборы  сказок: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».
  • Пиктограммы,
  •  Музыкальные инструменты: бубен, дудочка, металлофон.
  •  Шнуровки.
  • Мозаика.
  • Разрезные картинки.
  •  Пазлы.
  • Трафареты: Игрушки. Домашние животные. Наряди девочку. Цветы. Лесные звери. Листья деревьев. Овощи и фрукты.
  • - Мебель (игровой набор)
  •  Набор кукольной одежды.
  • Набор разноцветных крышек.
  • Сухой бассейн.
  • Предметы для дыхательной гимнастики: мыльные пузыри, вертушки, пёрышки, листочки, снежинки.
  • «Цветные вкладыши» (логический куб)
  •  Наборы кубиков, кирпичиков.
  • Конструктор «Лего»
  •  Календарь природы.
  • Разноцветные мячи.
  • Разноцветные прищепки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация "Ёжик"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги.

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги....

Прграмма по внеурочной деятельности "Умелые Руки"

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; bac...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 8-12 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 8-12 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; ba...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые руки»

Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» разработана на основе авторской  программы    дополнительного образования «Художественная  обработка ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки""

Рабочая программа внеурочной деятельности...