СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ДЛЯ ГЛУХИХ (от начала до наших дней)
статья
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Роль специальных (коррекционных) образовательных учреждений крайне важна для получения полноценного образования людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения — образовательные учреждения, которые обеспечивают воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведеению специальной (коррекционной) педагогики
Исторический контекст возникновения специализированного обучения для глухих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titova_korrektsionnye_ou.docx | 41.03 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ДЛЯ ГЛУХИХ (от начала до наших дней)
Педагог-психолог Титова Альбина Андреевна
ГБОУ школа-интернат №1 Выборгского района Санкт-Петербурга
Роль специальных (коррекционных) образовательных учреждений крайне важна для получения полноценного образования людьми с ограниченными возможностями здоровья. Я говорю не о новомодной инклюзии, которая больше удовлетворяет амбиции родителей и желание чиновников сэкономить на штатной единице педагога. Инклюзия не дает ребенку возможность полноценно социализироваться. В большинстве случаев она наносит ребенку-инвалиду тяжелейшие психологические травмы:
- дети жестоки и не всегда готовы дружить с теми, кто не такие, как они;
- педагоги не благоволят детям-инвалидам, во-первых, потому что они получили педагогическое образование, в лучшем случае с несколькими сотнями часов лекций на тему дефектологии, а не практику в ПНИ (но они и не собирались работать с инвалидами);
- родители, считающие, что так помогают своему чаду (как можно верить маме, которая каждый день привозит туда, где ребенку плохо).
Политика государства тут проста: если убрать коррекционные заведения, то обычный педагог будет получать свою заработную плату, а работать за нескольких педагогов (сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, задержка психического развития и олигофренопедагогика)… Все это,, получается должен учитывать педагог. И вот я вижу богиню Шиву в лице современного российского педагога, никакой узкой направленности, все скопом. Итак, идет урок: педагог одновременно говорит голосом для условно здоровых детей (в нашей стране нет здоровых, а есть не дообследованные, как говорят врачи), тут же дактилирует для детей с нарушением слуха, детям с нарушением зрения пихает книгу с Брайлем, говорит четко и громко для детей с нарушением речи и многократно повторяет для ЗПР, сопровождая все прыжками-танцами-картинками для наглядности и большего восприятия для тетей с интеллектуальными нарушениями. При этом где-то в углу сидит ребенок с РАС (расстройством аутистического спектра), которому физически плохо в этой «толпе»… И до него нужно тоже достучаться, неся доброе, светлое, важное, конечно же, не нарушив при этом его личностных границ.
Так вот, для разных детей хорошо разное. Мы же не идем к урологу с больным зубом, потому что вряд ли этот специалист сможет качественно и безболезненно поставить нам пломбу. Поэтому мне не совсем понятно, зачем на обычного хорошего педагога навешивают детей с ограниченными возможностями здоровья! Детям-инвалидам хорошо там, где они видят таких же детей-инвалидов. Им хорошо там, где узконаправленный специалист все покажет и объяснит именно ему.
К примеру, в школе-интернате №1 имени Грота города Санкт-Петербурга есть такой вид помощи, как автобусы для учеников (там каждый день забирают учащихся от специальных остановок и привозят в школу) - это сделано для детей с нарушением зрения и опорно-двигательным аппаратом.
В школе-интернате № 1 Выборгского района города Санкт-Петербурга раз в неделю приходит отоларинголог и осматривает детей, кроме этого часто приходят специалисты из ЛОР НИИ и проводят лекции для родителей (законных представителей) и педагогов.
Навряд ли обычная общеобразовательная школа сможет позволить себе такие узконаправленные виды помощи. Кроме того общество не готово пока принять инклюзию. Ведь для ребят с особенностями нужны адаптированные программы, индивидуальный подход, техническое оснащение, помощники. Учителям необходимо обладать определенными навыками для работы с такими детьми. Их должны безоговорочно принять одноклассники. В свою очередь, их нахождение в классе не должно мешать учиться остальным. Родители детей с особенностями должны быть готовы выпустить свое чадо в коллектив к ровесникам. Одним словом, всем участникам образовательного процесса важно понять и принять всю суть инклюзии и самим включиться в ее осуществление. Но после долгих лет изоляции инвалидов очень трудно требовать от людей бесстрашного, полного и главное моментального их приятия. Тем более что информации крайне мало, а страхов и предрассудков великое множество.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения — образовательные учреждения, которые обеспечивают воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению специальной педагогики. [4].
Исторический контекст
Впервые специально обучать глухих начали в Испании в 1578 году, в Англии — в 1648 году. Индивидуальное обучение слепых во Франции началось в 1670 году. Попытки специального обучения олигофренов начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении (Ф.Пинель, Ж.-Э.Д.Эскироль, Ж.-М.-Г.Итар). Э.Сеген в США открывал частные школы для слабоумных детей, предполагающие обучение и воспитание, трудовое и физическое. В Европе эти идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори [2].
К началу XX века в Европе появились и стали развиваться основные направления коррекционной педагогики в специальных учреждениях:
- христианско-филантропическое (в приютах, богадельнях);
- медико-педагогическое: лечение, воспитание и обучение;
- педагогическое: обучение детей с нарушениями слуха, зрения, умственной деятельности;
- психодиагностическое: выявление лиц с нарушениями интеллекта.
В 1784 году во Франции Валентин Гаюи, (39 лет) уже состоявшийся на тот момент педагог, без помощи правительства и негосударственных благотворительных обществ, исключительно на свои личные средства и в своём же собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Первым учеником мастерской стал подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили ещё одиннадцать беспризорных сверстников Франсуа. До этого события мир ещё не знал учебных заведений для слепых. Гениальный учитель Гаюи использовал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта для слепых — «унциала» [4].
Несмотря на большие финансовые трудности, Гаюи сумел создать при школе типографию и издал в ней несколько книг для слепых напечатанных «унциалом» рельефно-линейным шрифтом. Это были первые на Земле книги для слепых. По этим книгам незрячие люди обучались вплоть до появления шеститочечного шрифта Брайля.
Впервые внимание к особым нуждам олигофренов в Норвегии было привлечено Л. Далем. Первые эксперименты выполнили в 1871 году сурдопедагоги Ханс Хансен и Джон Энтон Липпестад . В 1877 году они создали первую школу для умственно отсталых детей. Затем последовали другие школы, раздельные для мальчиков и девочек, созданные этими же педагогами.
В 1892 году в Норвегии был принят Закон об обязательном школьном образовании, переводивший все школы, в том числе, коррекционные, под контроль государства. Таким образом, Норвегия и Саксония были единственными государствами Европы, где обучение умственно отсталых стало обязательным.
Российская империя и система специального образования
В 1764 году Государственно-филантропическое воспитательное общество открыло в Москве большой Воспитательный дом, рассчитанный на 1000 детей. Среди воспитанников Воспитательных домов было значительное количество детей физически неполноценных, в том числе глухонемых.
Сведения о системе воспитания и обучения в Воспитательных домах представлены в работе А. И. Дьячкова, который так характеризует эту систему: Система воспитания и трудового обучения глухонемых в условиях воспитательного дома значительно сложнее, и построение её проходило на основе определённых педагогических принципов.
Также имеются сведения, характеризующие требования, предъявлявшиеся к сотрудникам Воспитательных домов: ...воспитательно-педагогические требования предъявлялись не только к руководителям воспитания и трудового обучения глухонемых детей. Выдвигались педагогические требования гуманного отношения к детям и со стороны надзирательского состава. Принцип любовного отношения к детям и педагогическое значение личного примера как основы воспитания стоял в центре требований, предъявляемых к надзирательскому составу [3].
Деятельность Валентина Гаюи была замечена при дворе Российской империи. Российский император Александр I в 1803 году направил Валентину предложение создать в тогдашней столице России городе Санкт-Петербурге учебное заведение для людей с полной или частичной потерей зрения, которое педагог принял и в сентябре 1806 года прибыл в Петербург. В. Гаюи нашёл учителей-энтузиастов, и когда школа была готова открыться, из канцелярии министерства просвещения Российской империи пришёл ответ: «в России нет слепых детей». Тогда Валентин стал сам разыскивать учеников, что было несложно — большую часть он встретил в богадельне близ Смольного. Валентин Гаюи был готов не только обучать слепых учеников, но и кормить детей за свой счёт. Четыре года спустя после приглашения Александра I, в 1807 году, император утвердил штат, устав и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Эту дату ныне считают датой основания первого в России учебно-воспитательного заведения для слепых детей. Утверждённый штат предполагал только 15 учителей, скудный бюджет оставлял бытовые условия и занятия в институте желать лучшего, и лишь огромное желание учеников осваивать грамоту и ремёсла помогало преодолевать все трудности. Летом 1808 года чиновниками была проведена проверка института, коя отмечала: «слепые воспитанники обучены чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, печатанию, пению и разным ремёслам — плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу». [Вики]. Стараниями Валентина Гаюи в 1807 году была открыта школа для слепых [5].
Принято считать, что в Российской Империи система специального образования детей появилась в 1797 году с учреждением ведомства императрицы Марии Федоровны, уделявшего особое внимание детским приютам.
В первой половине XIX века важные изменения произошли в обучении и воспитании глухонемых. В 1806 г. императрицей Марией Федоровной было открыто Санкт-Петербургское училище глухонемых — специализированное учебное заведение для глухонемых детей. Руководил училищем ксенз проф. Винцент-Ансельм Зыгмунт, ранее служивший наставником института глухонемых в Вене. Им были введены основы мимического метода обучения глухонемых детей аббата де Л’Эпе В 1810 г., по рекомендации директора Парижского института глухих аббата Сикара, в Россию был приглашен его ученик Жан Батист Жоффре, заведовавший начальной школой при Парижском институте глухих. В 1817 году было открыто Варшавское училище, в 1843 году в Одессе было открыто училище для глухонемых девочек.
Важным этапом в осознании возможности обучения хотя бы части лиц с отклонениями в развитии является создание организованным по инициативе И. И. Бецкого и государственно-филантропическим обществом Воспитательного дома [1].
Появились первые труды по обучению и воспитанию глухонемых детей: работа В. И. Флери (1835) и работа Г. А. Гурцева (1838).
Ведущими центрами воспитания и обучения детей с нарушениями слуха оставались Петербургское и Московское училища для глухонемых. Во второй половине XIX века в них расширяется трудовая подготовка, организуются мастерские, где воспитанники учатся разным ремёслам, освоение которых в последующем должно будет обеспечить им существование. В училищах ставится задача обучить воспитанников техническим знаниям.
Существенные изменения отношения к образованию глухонемых произошло в результате деятельности основанного в 1898 году Попечительства императрицы Марии о глухонемых благотворительная организация взяла на себя функции центрального органа, возглавившего дело призрения, обучения и воспитания глухонемых. Попечительство имело отделения во многих городах России.
Появляются региональные учебные заведения для детей с нарушениями слуха. Несмотря на малочисленность и затруднения в их финансировании, имеются примеры удачного воспитания детей с нарушениями слуха. Особое место среди таких заведений занимает Александровское училище - хутор для глухонемых детей. Здесь велась активная и целенаправленная воспитательная работа по подготовке детей с нарушениями слуха к жизни. Училище-хутор состояло из детского сада и училища для глухонемых. На хуторе много земли было отведено под сад, огород, метеорологическую и биологическую станции. В училище принимались дети преимущественно из крестьянских семей. С весны до осени ученики трудились в хозяйстве и этим окупали своё проживание и обучение. Кроме хозяйства на земле хутора был построен завод земледельческих машин и орудий и типография. Такое устройство было направлено на обеспечение в дальнейшем воспитанников школы-хутора и других глухих России рабочими местами. Заведовал учебной частью в училище известный сурдопедагог Н. М. Логовский. Несмотря на то, что социально-экономические условия не позволили учреждению развиваться в дальнейшем, опыт его организации является важным показателем возможности социализации детей с отклонениями в развитии.
В 1854 году в Риге бывший сурдопедагог Фридрих Пляц основал первое в Империи лечебно-педагогическое учреждение для умственно отсталых и эпилептиков. Там не только пытались обеспечить лечение, но и вели занятия по системе Э. Сегена, а вдова Пляца, возглавившая организацию в 1864 году, имела некоторый успех в использовании систем Фрёбеля и Георгенса [1].
Затем последовали заведения в Санкт-Петербурге (учреждения Е. К. Грачевой, супругов Маляревских) и Москве (классы М. П. Постовской). Крупные российские коррекционные педагоги того времени — А. И. Граборов, Л. К. Шлегер, К. Н. Корнилов. В 1908 году В. П. Кащенко открыл в Москве «Школу-санаторий для дефективных детей», а также написал известный труд «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков».
В начале XX века в Российской Империи действовало около 4,5 тысяч благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии. Н. Ю. Борякова пишет со ссылкой на Н. Н. Малофеева, что «в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана сеть специальных образовательных учреждений»
СССР и Российская Федерация и система специального образования
До революции были созданы предпосылки создания дифференцированной системы образования людей с нарушениями слуха. Эта система была создана в советский период и развивалась благодаря фундаментальным работам советских сурдопедагогов [6]. Среди них:
- Боскис Р. М. Особенности речевого развития при нарушении слухового анализатора у детей.
- Зыков С. А. Обучение глухих детей по принципу формирования речевого общения.
- Рау Ф. Ф. .Обучение глухонемых произношению.
- Бельтюков В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению.
- Германов М. М. Компенсация коммуникативных ограничений, вызванных нарушением сенсорных функций, с помощью технических средств.
- Зикеев А. Г. Развитие речи в системе специального обучения слабослышащих учащихся языку.
- Коровин К. Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку.
- Тимохин В. П. Исследование рациональных путей и способов применения технических средств в процессе формирования устной речи у глухих и слабослышащих учащихся.
- Никитина М. И. Психолого-педагогические основы совершенствования литературного образования слабослышащих учащихся.
- Марциновская Е. Н. Дидактические основы обучения и воспитания глухих школьников средствами предметно-практической деятельности.
- Кузьмичёва Е. П. Система развития речевого слуха у глухих.
- Зайцева Г. Л. Жестовая речь в системе обучения и воспитания взрослых глухих учащихся.
- Халатян В. Г. Разработка дактильного алфавита для специальных школ с обучением на армянском языке.
В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов».
Специальные образовательные учреждения делятся на [2]:
- коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования;
- коррекционные образовательные учреждения;
- коррекционные учреждения начального профессионального образования.
Также в некоторых учреждениях общего образования существуют специальные классы и группы, подчиняющиеся тем же регламентам.
Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создаётся для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
Коррекционное учреждение II вида создаётся для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путём создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию.
Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения (воспитанники могут переводиться из одного отделения в другое):
- 1-е отделение — для воспитанников с лёгким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
- 2-е отделение — для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.
При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида
Коррекционное учреждение V вида создаётся для обучения и воспитания детей с тяжёлой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения, хотя на практике может ограничиваться и одним:
- в 1-м отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжёлой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием;
- во 2-м отделение принимаются дети с тяжёлой формой заикания при нормальном развитии речи.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида
Коррекционное учреждение VI вида создаётся для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врождёнными и приобретёнными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
Коррекционное учреждение VII вида создаётся для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
Коррекционное учреждение VIII вида создаётся для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество [2].
Цели и задачи в наше время
Попасть в коррекционную школу можно по результатам психолого–медико-педагогической комиссии (ПМПК). Ее обычно рекомендуют пройти те, кто работает с ребенком, то есть учителя или воспитатели. Также родители сами могут записаться на нее, если считают, что у ребенка есть проблемы в развитии и ему нужен индивидуальный образовательный маршрут. Коме того, на основании заключения комиссии производятся все переводы из вида в вид, а также из специальной школы в массовую.
Школы I вида предназначены для неслышащих детей. Ученики занимаются в небольших группах по 5 – 6 человек. Школа должна быть оснащена необходимой техникой, для того чтобы облегчить детям восприятие материала.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трёх ступеней общего образования:
- 1-я ступень — начальное общее образование В 1-й класс коррекционного учреждения I вида принимаются, как правило, дети с 6,5-летнего возраста.
На первой ступени общего образования в начальных классах проводится работа по становлению личности ребёнка, выявлению и целостному развитию его способностей, формированию у школьников умения и желания учиться. В начальных классах у учащихся формируется речевая деятельность (умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь окружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться информацией). В средних классах продолжается работа по формированию личности неслышащего ребёнка, его учебной деятельности, развитию устной и письменной речи, совершенствованию умения пользоваться языком как средством общения, по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности.
- 2-я ступень — основное общее образование.
На второй ступени общего образования продолжается работа по формированию личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося, воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной и письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия.
- 3-я ступень — среднее (полное) общее образование.
На третьей ступени общего образования у обучающихся совершенствуется устная и письменная речь, продолжается коррекционная работа по формированию произношения и развитию остаточного слуха. Проводится специальная работа по социально-трудовой адаптации.
Основная цель специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида в настоящее время - всестороннее развитие ребенка в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо - зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
Главное – это обучить ребенка таким образом, чтобы он в дальнейшем мог общаться и понимать не только педагогов и одноклассников, но и других людей.
Конечно же задач, как и в любой другой школе, великое множество. Но основными, на мой взгляд, являются задачи по формированию «словаря» (крайне маленький словарный запас – это беда всех глухих детей, пришедших в школу) и формирование устной речи. Для этого широко применяют современные звукоусиливающие аппараты.
При этом обучение детей специальному жестовому языку глухих не является главной задачей школы I вида. Обучение жестовому языку происходит часто при общении детей между собой на внеурочной деятельности (кружки жестового пения и т.п.)
Список используемых источников:
- Басова А. Г. Очерки по истории сурдопедагогики в СССР. — М.: Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, 1965. — С. 261.
- Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, 2008.
- Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей: историко-педагогическое исследование. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1957. — С. 348.
- Электронный источник: Википедия. Свободная Энциклопедия. Специальные коррекционные образовательные учреждения https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_(%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5)_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 17.11.2019).
- Электронный источник: Свободная Энциклопедия. Гаюи Валентин https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%8E%D0%B8,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD (дата обращения: 17.11.2019).
- Электронный источник: Свободная Энциклопедия. Сурдопедагогика. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 18.11.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический КВН по профориентации для выпускников системы специального образования «КЕМ БЫТЬ?»
Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой.В.Г. Белинский У выпускников системы специа...
Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)
В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...
Деятельность В.П. Кащенко и его роль в развитии отечественной системы специального образования.
Краткая биография В.П.Кащенко.Значение деятельности В. П. Кащенко .Научные труды.Основные цели и задачи в его научных работах ....
«Создание системы духовного образования в России. Деятельность Лаврентия Горка по созданию первых школ на вятке»
Презентация содержит материал для курса внеурочной деятельности «Литература Вятского края»...
Исследовательская работа на тему "Система школьного образования в России и Великобритании. Сравнительная характеристика"
В данной работе подробно изучена система образования в Великобритании, выявлены определенные особенности. С помощью сравнительного анализа составлена таблица разницы образования в Великобритании и в Р...
Специфика реализации методов обучения в системе специального образования
Для детей с отклонениями в развитии и детей создана и функционирует целая система специального образования, где созданы все условия для воспитания, обучения и коррекционной помощи детям...