Деятельность В.П. Кащенко и его роль в развитии отечественной системы специального образования.
презентация урока для интерактивной доски
Краткая биография В.П.Кащенко.
Значение деятельности В. П. Кащенко .
Научные труды.
Основные цели и задачи в его научных работах .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Краткая биография В.П.Кащенко ( 21 марта 1870 — 30 ноября 1943 ) — педагог , врач , советский дефектолог, один из первых организаторов высшего де- фектологического образования и научно-исследовательской работы в области дефектологии в СССР .
Родился 21 марта 1870 г. в г. Ейске Кубанской области в многодетной семье военного врача. В 1897 году закончил Киевский университет .
Работал врачом, участвовал в революционном движении. Под руководством А. Н. Бернштейна и Г. И. Россолимо изучал психологию и приобрёл практические навыки в области психологии. Организовал в 1908 году в Москве частную школу-санаторий под официальным названием Школа-санаторий для дефективных детей доктора В.П. Кащенко — одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. До конца 1917 года санаторий-школа существовал как частное медико-педагогическое заведение, ставившее в первую очередь прикладные клинические и образовательные задачи. После революции октября 1917 года частный санаторий-школа был национализирован, подчинён Наркомпросу и переименован в Дом изучения ребёнка. В 1921 переподчинен Главсоцвосу Наркомпроса РСФСР и еще раз переименован, в Медико-педагогическую опытную станцию . Заведующим Дома изучения ребёнка был назначен основатель санатория-школы Кащенко (оставался в должности руководителя этой организации вплоть до декабря 1927 г.).
После 1917 г. руководил учреждениями, созданными на базе этой школы: Дом изучения ребёнка (1918—1921) и Медицинско-педагогическая станция (1920—1927), ректор и профессор Педагогического института детской дефективности с 1920 по 1924. В 1921 г. Государственный учёный совет (ГУС) Наркомпроса РСФСР присвоил В.П.Кащенко звание профессора.
Санаторий-школа под руководством В. П. Кащенко Уникальным заведением, в котором осуществлялась социально-педагогическая адаптация детей к жизни, был санаторий-школа под руководством В. П. Кащенко, который был открыт в 1908 году в Москве.
Организация воспитательной и образовательной работы в санатории-школы. В заведение принимались дети с отклонениями в поведении и интеллектуальном развитии от 4 до 16 лет. Одновременно оно могло обслуживать 22 воспитанника. Вся воспитательная система, разработанная В. П. Кащенко и сотрудниками, была направлена на адаптацию детей к будущей жизни. Важнейшее место в воспитательной системе В. П. Кащенко, как и К. Д. Ушинский , отводил трудовой деятельности: « Ручной труд, практикующийся в специальных заведениях, имеет громадное и притом двойное значение,- с одной стороны, как изучение ремёсел, которые дадут учащимся по окончании школы возможность иметь заработок; с другой стороны — ручной труд непосредственно влияет на развитие интеллекта, он развивает и укрепляет внимание, волю, работоспособность, повышает и разнообразит интересы ребёнка. Ручной труд, он является базисом всех наших учебно-воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребёнка».
В заведении В. П. Кащенко все силы педагогов были направлены на развитие трудоспособности, интереса, активности и самостоятельности детей. Основным методом, обеспечивающим активность учащихся в процессе усвоения знаний, развитие способностей, коррекцию личности, было применение на всех уроках ручного труда. Важнейшим принципом в школе-санатории был индивидуальный подход к воспитанникам. Педагоги активно поддерживали творческий характер трудовой деятельности воспитанников. Воспитатели считали, что творческий характер труда воспитанников является важным условием выбора в будущем жизненного пути.
Значение деятельности В. П. Кащенко в организации санатория-школы Х.С. Замский считает, что это одно из первых заведений, в которых была налажена научно-методическая работа: «Школа-санаторий В. П. Кащенко явилась не только одним из первых специальных учреждений для детей, но и первым научно-методическим учреждением, занявшимся вопросами обучения и воспитания детей с разного рода нарушениями центральной нервной системы».
Научные труды Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обучение. —1910 г. Воспитание — обучение трудных детей: Из опыта санатория-школы. —1913 г. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах. Охрана душевного здоровья детей: Пособие для родителей и педагогов-1919 г. Педология в педагогической практике. — 1926 г. Исключительные дети: Дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. — 1929 г. Педагогическая коррекция: Испр . недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. — 2-е изд. 1994 г.
Основные цели и задачи в его научных работах В.П.Кащенко первый кто обосновал и раскрыл научно-методический опыт по вопросами обучения и воспитания детей с разного рода нарушениями центральной нервной системы. Кащенко написал одну из первых в России работ по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии — «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков» в книге систематизированы взгляды автора на исправление недостатков характера у детей, раскрываются лечебно-педагогические методы коррекции. В книге даётся всесторонний подход с точки зрения медицины, педагогики и психологии. Педагогическая коррекция рассматривается как целостный процесс, в котором взаимодействуют учащиеся, педагоги, семья и общество. В книге выстроена система обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и с поведенческими отклонениями. В. П. Кащенко — выдающийся организатор обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Создавший оригинальную систему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Последние годы жизни В 1927 г. (19 декабря) Кащенко был внезапно освобождён от всех занимаемых руководящих должностей, а Л.С. Выготский назначен директором Медико-педагогической станции (в 1927) [2] и оставался на этой должности до 10 октября 1928 г. (уволен по собственному желанию) [3] . Музей педологии и педагогики при Медико-педагогической станции был ликвидирован по распоряжению нового заведующего станцией. Никаких обвинений и критических доводов высказано не было. Были уничтожены созданные им все экспонаты «Музея исключительное детство» Погибла уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира – прошлого и современности, которая не подлежит восстановлению.
Умер 30 ноября 1943 г., Москва Могила В. П. Кащенко на Новодевичьем кладбище в Москве . Но его деятельность, как великого гуманиста, ученого, педагога, врача является примером для подражания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-136277-1351863589.jpg)
Исследовательская работа учителя "Влияние общественно-политической ситуации в России на развитие отечественной системы языкового образования"
Исследовательская работа учителя английского языка написана в 2008 году. Она представляет собой экскурс в историю преподавания иностранных языков с 1920-30-х годов прошлого века до наших дней. Исследо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-113102.jpg)
ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»
В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/13/picture-328958-1589370538.jpg)
Психологический КВН по профориентации для выпускников системы специального образования «КЕМ БЫТЬ?»
Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой.В.Г. Белинский У выпускников системы специа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/03/picture-1369059-1638563957.png)
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ДЛЯ ГЛУХИХ (от начала до наших дней)
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИРоль специальных (коррекционных) образовательных учреждений крайне важна для получения полноценного образования людьми с ограниченными возможностями здоровья....
Специфика реализации методов обучения в системе специального образования
Для детей с отклонениями в развитии и детей создана и функционирует целая система специального образования, где созданы все условия для воспитания, обучения и коррекционной помощи детям...