Нейропсихологические игры
учебно-методический материал
Подборка нейропсихологических игр на развитие межполушарного взаимодействия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подборка нейропсихологических игр | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Каким детям необходима нейрогимнастика:
• если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
• заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
• есть синдром дефицита внимания;
• постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
• плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
• быстро переключается с одного действия на другое;
• присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
• быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
• есть проблемы с речью разной сложности;
• наблюдается слабая познавательная деятельность;
• плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
На что направлены нейропсихологические упражнения:
• развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
• развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
• работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
• активизация речи;
• работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.
С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:
1. Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело.
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.
Преимущества использования нейроигр и упражнений:
• игровая форма обучения;
• эмоциональная привлекательность;
• многофункциональность;
• автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
• формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
• активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Примеры нейропсихологических игр и упражнений:
«Нейротаблицы на внимание»
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.
Игра «Соедини точки», цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант (без них, затем нужно называть получившиеся сочетание с автоматизируемым звуком.
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.
«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.
«Найди такую же цифру».
Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.
«Узнай цифру на ощупь».
В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру.
«Составь фигуру».
Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.
«Большие, маленькие, средние».
Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.
«Зеркальное рисование».
Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
Кинезиологические упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений.
«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение можно стоя на балансировочной доске.
«Цветочек»
Сложить пальцы руки в «цветок», попеременно опускать по 2 «лепестка» (пальцы руки, чередуя лепестки. Усложнить одновременно выполняя обеими руками синхронно.
«Коза-корова»
Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»
«Молчу — шепчу — кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
«Прикосновения»
Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Игры с мячом0
1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.
2. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
3. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:
1) кидает его и сразу ловит;
2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
4. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 м друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
5. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом средних размеров.
6. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч.
7. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисные мячи.
8. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши – поймал).
9. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
10. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.
11. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
12. Взрослый и ребенок кидают друг другу и ловят теннисный мяч одной рукой.
13. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.
14. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.
15. Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через него.
16. Взрослый помещает перед ребенком мишень, которую надо сбить. Например, на табуретку ставятся два предмета, еще несколько предметов расставляются рядом на полу. Ребенок отходит от табуретки на 8-10 шагов и пытается сбить их мячиком (большим, средним, теннисным).
17. Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным).
18. Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку – вправо, влево).
19. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его поочередно правой и левой руками.
20. На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то слева от нее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологические игры на уроках английского
Нейропсихологические игры на уроках английского языка...
Нейропсихологические игры с мячом
Частая причина неуспеваемости в школе — несформированность определённых структур головного мозга, в результате чего ребёнок просто не справляется со школьной нагрузкой. Решить эту проблему помог...
Нейропсихологические игры с мячом
Уважаемые родители!Предлагаю вашему вниманию нейропсихологические игры с мячом, подготовленные известным нейропсихологом, профессором МГППУ А. Семенович.Играйте со своими детьми с радостью и с пользой...
Нейропсихологические игры и упражнения для старших дошкольников в пятидневном марафоне "НЕЙРО +"
С 13-17 декабря, в нашем детском саду, проходил марафон по нейропсихологии «Нейро+» для старших дошкольников (в течение 5 дней проводились разные виды нейропсихологических заданий с детьми...
Нейропсихологические игры для дошкольников.
Нейропсихологические игры для дошкольников...
Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста .
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений....
«Технология биоэнергопластики (кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения) при коррекции речевых нарушений у обучающихся с ОВЗ»
Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой в практике развития и воспитания, это говорит о необходимости поисков эффективны...