Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста .
статья
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов
Современные исследования показывают что, появляется всё больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с нервно-психическими расстройствами, с СДВГ. Данную закономерность наблюдаем и мы – дефектологи, работая в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
В своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием. В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа которого была разработана А.Р. Лурия и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т.В. Ахутиной).
Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.
Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.
С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи: 1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. 2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение) 3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног. 4. Развивается слуховое и зрительное внимание. 5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.
Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при задержке психического развития, умственной отсталости, расстройствах аутистического спектра и других нарушениях. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе учителя-дефектолога и реализуется вместе с ней.
Преимущества использования нейроигр в дефектологической практике: - игровая форма обучения;
-эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – дефектологом, между детьми.
Существует огромное количество нейропсихологических игр и упражнений, которые можно разделить на категории:
1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
2. Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
3. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения. 4. Игры на межполушарное взаимодействие. При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.
5. Кинезиологические игры - тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцевой и кистевой праксис, активизирует энергетический блок мозга.
6. Массаж.
7. Ритмы. Данная технология используется как полноценное нейропсихологическое занятие, а также как элемент коррекции на других занятиях.
В коррекционной работе методики коррекции: двигательную и когнитивную. Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебной деятельности.
Нейропсихологические игры и приёмы, которые можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми в коррекционной работе.
1. Упражнения и игры с мячом (мяч – это самое универсальное оборудование) С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные, парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой; сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и т.п. Мячи чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса вы используете, тем больше вы создаёте условий для развития ребёнка. При выполнении различных действий с мячами можно подключать речевое сопровождение, например, повторять автоматизирующий в речи слоги или ряд слогов/слов; подбирать признании предметов, действия, признаки времён года и т.д. в зависимости от того, что изучается по основной программа, согласно планированию коррекционной работы.
2. Кинезиологические упражнения В начале комплекса общеразвивающих упражнений можно использовать одно – два кинезиологических упражнения и сопровождать их стихами.
3. Нейрогимнастика В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания, например, менять ведущую руку при выполнении упражнения. Данные упражнения использую в качестве физминутки.
4. Игры с шариками Су-Джок.
5. Использование сенсорных мешочков. Перекладывание мешочков, согласно предлагаемым схемам с подключением речевого сопровождения.
6. Рисование двумя руками.
7. Работа с ритмами Прохлопывание ритмов по образцу. Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять последовательность движений. 8.«Нейроклассики». Отличная, удивительная, веселая и динамичная игра на развитие концентрации внимания, памяти, крупной моторики, координации движений, также снимает стресс, депрессию и поднимает настроение.
9. Игры с использованием массажных ковриков либо ковриков пазлов, использую для тренировки ориентации в пространстве и закрепления понятия цвета; можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, например, на желтый коврик наступаем говорим –ша-, на зелёный – - са- и т.д.
10. Игры с использованием кольцеброса. Можно бросать кольца и проговаривать слова по слогам, либо любой отрабатываемый материал,
11. Двуручная сортировка любых имеющихся сортёров.
12. Дыхательная гимнастика Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения.
Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга. Что делать: • пускать мыльные пузыри; • дуть через соломинку; • дуть на игрушечный флюгер/ветродуй; • задувать свечки; • сдувать ватку со стола; • дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой; • самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть; • делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д.
13. Использование игры «Чудесный мешочек» (Ощупывание букв, цифр, различных предметов без зрительного подкрепления).
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков развития дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, использование нейропсихологических игр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений, что даёт возможность дефектологу более качественно выполнять свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками
Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....
Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза»
Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.Образовательные задачи: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизи...
Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста...
Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...
Игры с математическим содержанием как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
С помощью математических игр, можно развивать речь ребенка. Ведь хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Использование математических игр – один из самых...
Мастер-класс с педагогами «Арт-гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
ЦЕЛЬ: повышение профессиональной компетентности педагогов и совершенствование практических навыков в применении специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевы...