Коррекционно-развивающие логопедические занятия в 1 В (8.2), 1 Г (8.3)
рабочая программа

Коррекционно-развивающие логопедические занятия в 1 В (8.2), 1 Г (8.3)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ras8.28.3.docx71.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на педагогическом

совете


протокол от  
30.09.20211

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ №1»

города Смоленска

____________  Л.П. Мирошкина

приказ от  01.09.2021 № 155-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционо-развивающих

логопедических занятий

для 1 В (8.2 РАС), 1 Г классов (8.3 РАС)

Учитель-логопед:

 Ващенкова С.Н.

2021- 2022  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа  логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи  обучающимся  с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:

 - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ»;                                                      - АООП НОО  для детей с РАС;            

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Локальных нормативно-правовых документы, регламентирующих деятельность МБОУ «СШ  № 1»                                                                                                                                          - Устава МБОУ «СШ  № 1» .

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Расстройства аутистического спектра являются одним из самых частовстречаемых нарушений в детском возрасте. Являясь первазивным нарушением, аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в том числе  в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации,  ограничении собственной активности. Ребёнок  с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря  занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, следовательно  ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.

Направленность программы

  1. Формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений  обучающихся с РАС в различных социальных ситуациях, подготовка их к жизни в современном обществе.
  2. Развитие слухового внимания и восприятия.
  3. Развитие понимания речи  через эмоционально-смысловой комментарий, как необходимый элемент занятий. Выполнение инструкций.
  4. Формирование двигательных навыков и жестикуляции. Формирование подвижности органов речи.          

5. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание    внешней речи).

Программа реализуется для обучающихся 1-х классов  (средний возраст 7 лет) сроком на 1 учебный год.

Общая характеристика речи обучающихся с РАС

         У детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно  большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное  звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА  достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.  

Цели программы:

- создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, позволяющего учитывать  особые образовательные потребности детей с РАС на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС;

- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным    ребенком;

- максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.

Задачи программы:                                                                                                                    1. Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире.                                                                                                                                    2. Обучать его простым навыкам контакта, в том числе речевого:                                                        - обогащать и активизировать словарный запас;                                                                                                             - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся,  использование мимики и жестов в общении.                                                                                                                       3. Развивать устную речь:

- развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы;                                                                               - формирование правильного физиологического дыхания;

- создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;

- уточнять грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;                                                                                                                                 - развивать фразовую и связную речь.                                                                                                        4. Подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение):                                                                             - формировать  навыки звуко-слогового анализа и синтеза;                                                          - создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;                                                        5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.                                                            6. Формировать  пространственно-временные представления и понятия.                                                                                   7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.

Методологические и теоретические основы программы.

Программа логопедических занятий имеет под собой методологические и теоретические основания.                                                                                                                                                     В качестве таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:                                                                 - гуманизма;                                                                                                                                                              - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;                                         - системного подхода;                                                                                                                                                    - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта;                                                                                                                                                                                                                                                - рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;                                                                                                                                              - реалистичности;                                                                                                                                                      - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;                                                                                                                          - деятельностного подхода;                                                                                                                                      - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;                                                                                                                                                             - индивидуально-дифференцированного подхода;                                                                                                                                                 - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;                                                                                        - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи учащегося с (РАС) требует организации специальной логопедической работы.   Логопедические занятия  в первом классе проводятся индивидуально и в мини группах по двое.  Программа логопедической коррекции речи рассчитана на 34 недели, логопедических занятий в 1 классе отводится 2 занятия в неделю (68 занятий в год).

Основные этапы логопедической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном кабинете для занятий.   Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе коррекции важной задачей является целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка.

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся индивидуальные занятия, построенные на основании логопедического заключения, возраста и тяжести речевой патологии.

Цель занятий по коррекции звукопроизношения: формирование у детей правильной устной речи.

Задачи:

1. Формировать правильное произношение фонем;

2. Учить различать оппозиционные фонемы;

3. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы;

4. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся;

5. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его;                                                                                                                                        6. Развивать связную речь на материале, обогащенном автоматизированными звуками.

Направленность работы по коррекции  звукопроизношения имеет следующие разделы:

  1. Подготовительный:

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности,  готовности к обучению.

  1. Постановка звука:

Цель: постановка звука изолировано наиболее приемлемым способом

  1.  Автоматизация звука:

Цель: закрепление звука в речи по схеме в слогах, в словах в предложениях

  1. Дифференциация звуков:

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.

Эффективность программы.

В структуру каждого занятия, как правило, входят:                                                                                  - упражнения для развития артикуляционной моторики;                                                                                    - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;                                                                                                                                                                - дыхательная гимнастика;                                                                                                                         - коррекция произношения;                                                                                                                           - упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;

- работа по активизации речевого общения;                                                                               - работа над расширением и уточнением словарного запаса;                                                        - работа над предложением;                                                                                                                                     - развитие связной речи.

Содержание логопедической программы:

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.

Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения.  Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации.

Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» в речевой ситуации. Составление связного высказывания. Выбор атрибутов. Развитие артикуляционной моторики..

Практические грамматические упражнения и развитие речи.Фонетика.Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Слоги. Слова. Предложение. Текст.(Закрепляющий компонент по упрочению связей  звук-буква  пройденных в классе).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы:

Личностные результаты должны отражать:

1) осознание себя как ребёнка;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

5) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Предметные результаты:

Устная речь. Минимальный уровень:

  • Выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
  • Сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
  • Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
  • Уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
  • Повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
  • Участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка.

Тематический план:

I период: Диагностический (10 ч.)

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии, первичная диагностика. Обследование импрессивной и связной речи. Обследование речи на уровне понимания слов и построения предложений. Обследование звуко-произносительной стороны речи. Выявление  наличия нарушений звукопроизношений. Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Обследование  словарного запаса, точности употребления лексических значений слов

II Пропедевтический: (Добукварный) период.

«Это — я» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.

«Я - ребёнок» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

«Ребёнок в семье» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Постановка отсутствующих звуков.

«Моя семья» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).Формирование представления о звуках речи. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка отсутствующих звуков.

«Ребёнок и его дом» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика.         Постановка и автоматизация  звуков.

III Букварный период.

1 этап: изучение гласных звуков и букв.

«Ребёнок и его игрушки» (3 ч.)

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика.Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Постановка и автоматизация  звуков.

«Ребёнок в школе» (2 ч.)

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.) Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика.Постановка и автоматизация  звуков.

 «Ребёнок в мире цвета» (2ч.)

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика.Постановка и автоматизация  звуков.

 «Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур» (1ч.)

Повторить пройденные звуки и буквы. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика.

«Ребёнок в мире цвета и звука» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторить пройденные звуки и буквы.«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика.    Постановка и автоматизация  звуков.

«Ребёнок и  эмоции» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы); Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика.Постановка и автоматизация  звуков.

2 этап: изучение согласных звуков и букв.

«Ребёнок, одежда, обувь» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика.Постановка и автоматизация  звуков.

«Ребёнок и мир домашних животных» (2)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы).  Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка и автоматизация  звуков.

        «Ребёнок и мир диких животных» (3)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Рисуем пальчиками на песке.Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и мир животных» (3ч.)

Учить устанавливать родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).  Повторить пройденные звуки и буквы.Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.Составление, чтение слов типа СГСГ.  Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке.  Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и мир растений»  (3ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок в семье» «Я и мама»  (1ч.)

Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко».  Игры  «Найди – покажи – назови. У кого картинка?» Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и мир  птиц» (2ч.)

Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. Работа с альбомом «Развитие представлений об окружающем мире».  Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Находить картинки  по теме «Времена года». Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребенок и путешествия». (3ч.)

Овладение представлениями о социально-бытовой  жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Овладение представлениями о жизни в городе, деревне. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребенок в городе» (2)

Овладение представлениями о социально-бытовой  жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира.«Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Составление, чтение слов типа ССГС. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и  техника» (2)

Овладение представлениями о социально-бытовой  жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира.Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.Составление, чтение слов типа ССГС и ССГСГ.  Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на пескеПространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика.        Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и машины» (3)

Овладение представлениями о социально-бытовой  жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Игры  «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Звуки и буквы повторение. Составление, чтение слов типа СГСС и СГССГ.  Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко» Рисуем пальчиками на песке.Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и  мир вокруг» (1)

Повторение. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

Диагностика  (6-8ч.)

Обследовать речь, звукопроизношение, слоговую структуру, понимание слов и построение предложений, связную речь.  Выявить динамику развития.

Индивидуальный календарно-тематический план коррекционного курса:

«Коррекционно-развиваюшие логопедические занятия» в комплексе программы: АООП НОО с РАС (вариант 8.3 – 8.2)

Класс: 1

Срок: 2021-2022 уч. год.

Количество занятий: 2 раза в неделю, 68 занятий в год

1класс (68ч.)

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Звук и буква

Развитие мелкой моторики

По плану

1.

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.

Провести первичную

Диагностику.

2м РАЗА

2.

Обследование импрессивной и связной речи .

Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений.

3.

Обследование звукопроизносительной стороны речи.

Выявить наличие нарушений звукопроизношений.

4.

Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса.

Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов

5

«Это — я»,

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата.

Формирование представления о речевых и неречевых звуках

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

6

«Это — я»,

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата.

Формирование представления о речевых и неречевых звуках

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

7

«Я- ребёнок»

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми.

Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

8

«Я- ребёнок»

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

9

«Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

10

«Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

11

«Моя семья»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

12

«Моя семья»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

13

«Ребенок и его дом»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

14

«Ребенок и его дом»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

15

«Ребёнок и его игрушки»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики.

Звук/ а. /и буква Аа.

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

16

«Ребёнок и его игрушки»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук/ о /и буква Оо.

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

17

«Ребёнок и его игрушки»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.Активизация артикуляционной моторики.

Звуки и буквы А - О

Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

18.

«Ребёнок в школе»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

.Звук У. и букваУу.Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

«Дружба»

19

«Ребёнок в школе»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звуки  и буквы У -О.

«Капуста»

20

«Ребёнок в мире цвета »

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Ии буква И

«Строим дом»

21

«Ребёнок в мире цвета »

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ы. и буква Ы.

«Строим дом»

22

«Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Э и буква Э э

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.

«Фруктовая ладошка»

23

«Ребёнок в  мире цвета  и звука»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук м и буква Мм.

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.

«Ёжик»

24

«Ребёнок в  мире цвета  и звука»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Звук С и буква С

.

«В гости»

25

«Ребёнок и  эмоции»

вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы.

Звук Х и буква Х

«Моя лошадка»

26

«Ребёнок и  эмоции»

вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы.

Звук Ши буква Ш

«Бык у забора»

27

«Ребёнок, одежда, обувь»

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Л и буква Л

«Весна»

28

«Ребёнок, одежда, обувь»

Работа с альбомом.

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Н и буква Н

Рисуем пальчиками на песке.

29

«Ребёнок и мир домашних животных»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Повторить пройденные звуки и буквы.Учить различать пройденные  звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Рисуем пальчиками на песке.

30

«Ребёнок и мир домашних животных»

Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Р и буква Р

Рисуем пальчиками на песке.

31

«Ребёнок и мир диких животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук К  и буква К

Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Рисуем пальчиками на песке

32

«Ребёнок и мир диких животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Т  и буква Т

Рисуем пальчиками на песке

33

«Ребёнок и мир диких животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук П и буква П

Рисуем пальчиками на песке

34

«Ребёнок и мир животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук В  и буква В

Рисуем пальчиками на песке

35

«Ребёнок и мир животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук З и буква З

Рисуем пальчиками на песке.

36

«Ребёнок и мир животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Д* и буква Д д

Кинезиологические упражнения

37

«Ребёнок и мир растений»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звуки  Ж и буква Ж

Кинезиологические упражнения

38

«Ребёнок и мир растений»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Б и буква Б

Кинезиологические упражнения

39

«Ребёнок и мир растений»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Г и буква Г г

Кинезиологические упражнения

40

«Я в семье. Я и мама. Эмоции.»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Д и буква Д

Кинезиологические упражнения

41

«Ребенок и мир птиц»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Й и буква Й

Кинезиологические упражнения

42

«Ребенок и мир птиц»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Ь

Кинезиологические упражнения

43

«Ребёнок и мир  рыб, морей и океанов»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Е

Кинезиологические упражнения

44

«Ребёнок и мир  рыб, морей и океанов»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Ё

Кинезиологические упражнения

45

«Ребёнок и явления природы».

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Кинезиологические упражнения

46

«Ребёнок и явления природы».

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Я

Кинезиологические упражнения

47

«Ребенок и путешествия».

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Ю

Рисуем пальчиками на песке.

48

«Ребенок и путешествия».

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Кинезиологические упражнения

49

«Ребенок в городе»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ц и буква Ц

Рисуем пальчиками на песке.

50

«Ребёнок и  техника.»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ч и буква Ч

Кинезиологические упражнения

51

«Ребёнок и  техника»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Щ и буква Щ

Рисуем пальчиками на песке.

52

«Ребёнок и  машины»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ф и буква Ф

Кинезиологические упражнения

53

«Ребёнок и  машины»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Рисуем пальчиками на песке.

54

«Ребёнок и  машины»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Кинезиологические упражнения

55

«Ребёнок и  мир вокруг»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Рисуем пальчиками на песке.

56

Обследование речи

Обследовать речь на уровне всех компонентов. Выявить динамику развития.

16.05.  17.05. 18.05. 21.05. 22.05. 23.05. 24.05. 25.05.

Направления коррекционной работы:

1. Диагностическая работа

        Позволяет выявлять особенности развития и здоровья обучающихся  с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы и предполагает осуществление:

  • психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей;
  • мониторинга динамики развития обучающихся с РАС, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;
  • анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

Использование форм и методов работы:

-сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование), -психолого-педагогический эксперимент,                                                                                                          -наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, --изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. оформление документации (речевая карта).

Задачи (направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодич-ность в течение года)

Ответственные

Психолого-педагогическая диагностика

Углубленная  диагностика детей с РАС

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля

Диагностирование.

Заполнение Речевой карты, протокола обследования

сентябрь

Учитель-логопед

Проанализиро-вать причины возникновения трудностей в обучении.

Выявить резервные возможности

Сбор данных о поведенческих особенностях.

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка индивидуального образователь-ного маршрута

До 15.10

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Учитель

Соц.педагог

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодич-ность в течение года)

Ответственные

Консультирова-ниепедагогичес-ких работников по  вопросам обучения и воспитания детей с РАС

1. Рекомендации, приёмы, упраж-нения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с ребенком, родителями, классом

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

Консультирова-ние обучаю-щихся по выявленных проблемам, оказание превен-тивной помощи

1. Рекомендации, приёмы, упраж-нения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с ребенком

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

(в период школьных каникул)

Учитель – логопед

Консультирова-ние родителей по  вопросам обучения детей с РАС, выбора стратегии воспитания, психолого-фи-зиологическим особенностям детей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

2. Консультативная работа

        Позволяет обеспечить непрерывность специального сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.  

Консультативная работа включает:

  • логопедическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;
  • консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребенку в освоении образовательной программы.

        Формы и методы консультативной работы: беседа, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

        Соблюдаются принципы анонимности, доброжелательности и безоценочного отношения.

3. Информационно-просветительская работа

Осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями процесса обучения и воспитания учащихся с РАС, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями)  и включает:

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей;
  • оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
  • психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической  компетентности;
  • психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной компетентности.

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Информирова-ние родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Участие в работе  семинаров, тренингов по вопросам обучения и воспитания детей с РАС

Информацион-ныемеропри-ятия

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий

Информацион-ныемеропри-ятия

 По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

Список используемых источников:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобразования науки России от 19.12.2014 г. № 1598);
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
  4. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
  5. Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей
  6. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.
  7. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для подготовительного класса
  8. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.
  9. Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2 классов»
  10. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
  11.  Л.Б. Баряева,   «Кодовый словарь», «Я - говорю!»( упражнения с пиктограммами), М. Дрофа, 2007
  12. Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005
  13. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001
  14. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».
  15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.
  16. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
  17. Никольская О.С., Баенская Е.Р.  Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.
  18. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997. 29.
  19. Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.

Информационно- методическое  сопровождение:

  • Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
  • Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
  • Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  • Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г
  • Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

В статье описаны зоны логопедического кабинета, раскрыто влияние среды на развитие детей с проблемами речи....

«Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета» ( опыт работы)

Всем известно, что на развитие личности ребёнка дошкольного возраста огромное влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это пространст...

Коррекционно-развивающая программа логопедической работы с детьми в микрошколе.

Развитие фонетико-фонематического восприятия у детей 6-7 лет, посещающих микрошколу....

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год

Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса "Логопедические занятия" (вариант 8)

Рабочая программа "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с РАС составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Программа включает в себя пояснительную записку, характер...

Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий для обучающихся «Коррекция нарушений письма» (5 класс)

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое разви...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»

Тема занятия: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»Цель занятия: расширять и обогащать связные высказывания.Задачи:1)коррекционно-образовательные:- формировать ...