Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета
статья по теме
В статье описаны зоны логопедического кабинета, раскрыто влияние среды на развитие детей с проблемами речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionno-razvivayushchaya_sreda_logopedicheskogo_kabineta.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно - развивающая среда логопедического кабинета.
Кривицкая Виктория Николаевна, учитель-логопед
МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»
Коррекционно – развивающая речевая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с различными речевыми нарушениями. Каждый специалист, работающий с такими детьми, знает ее неоценимое значение. Это часть целостной формы педагогической деятельности, которая включает в себя систему взаимосвязанных задач, содержание и формы ее организации, а также предполагаемые результаты.[7]
При организации коррекционно – развивающей речевой среды в логопедическом кабинете нужно стремиться создавать все условия для сознательно регулируемой деятельности детей, которая бы несла в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Для выполнения доступных по сложности и объему заданий детям предлагается достаточно большое и разнообразное количество наглядного материала, который служит «строительным материалом» для их умственного роста. Умело организованная коррекционно – развивающая среда позволяет вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.
Практическая значимость такой совместной работы состоит в том, что при индивидуально – личностном подходе к каждому ребенку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.
При оформлении логопедического кабинета мы стремились к созданию ситуации успешности и комфорта. Комфорт ребенка позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от посещения занятий.[2]
Интерьер кабинета выдержан в светло-зеленых тонах, так как зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на детское зрение.[5]
В логопедическом кабинете зона действия коррекционно – развивающей речевой среды разбита на мини – зоны:
- зона эмоциональной разгрузки (игры, направленные на формирование эмоциональной лексики, усвоение слов, обозначающих эмоции и введение их в экспрессивную речь);
- зона развития мелкой моторики рук (игры с нитками, шнурками, пальчиковые игры с предметами и без предметов, с использованием атрибутики);
- зона речи (игры и задания для развития фонематического слуха; для изучения лексико-грамматических тем; для развития связной речи).
Зона эмоциональной разгрузки представлена играми, направленными на формирование эмоциональной лексики, усвоение слов, обозначающих эмоции и введение их в экспрессивную речь. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы обучения. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу.[4,8]
Большой интерес вызывает у детей имеющийся здесь кукольный театр. Театральная деятельность является не только средством развлечения, она стимулирует творческую активность детей, повышает мотивацию речевого общения. Возможности методов театральной педагогики уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на эмоционально-волевую сферу ребенка. Перевоплотившись, надев куклу на руку, ребенок легче вступает в контакт со сверстниками, не стесняясь ошибок в звукопроизношении, так как он говорит не за себя, а за куклу. Играя различные роли, дети обогащают свой словарь. Легче идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Все стремятся говорить понятно и красиво. Игра с куклой помогает правильно строить диалог, влияет на развитие связной речи. Драматизация сказок способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.[2]
Чтобы помочь детям приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению и повысить активность на занятиях, целесообразно использовать различные наглядно-методические пособия, тренажеры речевой активности, дидактические игры.
Тренажеры речевой активности – многофункциональные пособия, помогающие логопеду использовать различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Они имеют привлекательный вид и вызывают интерес многократной игры с ними. Такие речевые тренажеры могут использоваться сразу в нескольких мини-зонах коррекционно-развивающей речевой среды.[3]
Детская мебель в виде ярких забавных животных служит для релаксации. С комфортом, устроившись на мягких креслах и диванах, дети с удовольствием играют в пальчиковые игры, игру «Веселые шнурочки». Развивать мелкую моторику рук помогают также различные виды мозаик, пальчиковые игры с различными предметами: комочками ваты, пуговицами, нитками. Для развития пальцевого праксиса и мелкой моторики имеются массажные мячики.
Массаж кистей и стоп заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.[2]
В зоне развития мелкой моторики находится тактильное панно «Ежик», которое, несмотря на свою простоту, позволяет решать задачи речевого и сенсорно-перцептивного развития детей. Среди них:
- знакомство с названиями основных частей туловища ежа, формирование умения выделять их, называть;
- знакомство с пространственными свойствами предметов, формирование действий идентификации, группировки;
- развитие восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение) в процессе игровой деятельности;
- формирование представлений о величине и количестве: много - мало, большие - маленькие;
- знакомство с цветом в процессе игры с деталями панно;
- развитие общей и мелкой моторики: формирование различных операциональных умений (пальцевой захват деталей их удерживание, поворачивание, совмещение и т. д.), способности удерживать плоскостной и объемный материал одной и двумя руками, перемещать в пространстве; обучение действиям двумя руками, формирование опережающего движения глазами (взгляд – рука);
- знакомство со способами зрительно-двигательного моделирования формы объектов (обведение пальцем по контуру и ощупывание двумя руками перед прикреплением деталей к ковролину);
- обучение умению задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (использование разных типов коммуникативных высказываний);
- расширение номинативного и глагольного словаря, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта детей.[1]
В речевой зоне проходят фронтальные и индивидуальные занятия по коррекции речевых недостатков. На занятиях используются игры и игровые задания для развития фонематического слуха, изучения лексико-грамматических тем, развития связной речи. Для проведения индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения имеется логопедический стол-парта с большим зеркалом и лампой дневного освещения. Развивать связную речь, пополнять и активизировать словарный запас, развивать речевое дыхание помогают мини-макеты « Времена года». Каждый макет – отдельное пособие, посвященное одному времени года, представляет собой коробку, на внутренних стенках которой изображен сюжет в соответствии со временем года. С верхней части коробки («потолка») свисают на ниточках объекты, на которые можно дуть (бабочки и жуки – лето; снежинки – зима; дождинки, птички – весна; листочки – осень). На дне макетов расположены объемные фигурки (уточки, кораблики, сугробы из ваты в соответствии со временем года). Передняя часть макетов закрыта прозрачным материалом, через который можно подуть в соломинку или трубочку, и картинка как бы «оживает». Такой макет можно использовать для составления словосочетаний, предложений, сказок, рассказов по временам года.
Зона эмоциональной разгрузки, зона развития мелкой моторики и зона речи тесно связаны между собой и образуют единую коррекционно-развивающую речевую среду кабинета, создавая которую, мы руководствовались необходимостью заботы о психической защищенности ребенка, его комфорте и потребности в эмоциональном общении с педагогом. Весь материал, который используется в непосредственной работе с детьми, помогает раскрытию его индивидуальных особенностей, обладает множеством возможностей его применения. Каждая игра, методическое пособие могут повторяться неоднократно в модифицированных вариантах, способствуют активному спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния, интереса и внимания детей, и, как следствие, лучшей результативности коррекционной работы.
Использованная и рекомендуемая литература
- Баряева Л.Б. Загребаева Е.В. Игры-занятия с тактильным панно «Ежик» - С-Пб.: НОУ «Союз», 2006
- Бычкова М.М. Карташова И.М. Создание комфортной внутришкольной среды для детей с нарушениями речи.// Логопед. 2008. №3
- Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия-тренажеры // Логопед.2008. №4
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение.1996.
- Поваляева М.Н. Справочник логопеда. – Ростов-наДону, Феникс.2007
- Романова Н.С. Пособия по развитию речи // Логопед. 2008.№2
- Шигина Г.Ф. Попкова Е.Ю. Коррекционно-развивающая среда логопедической группы// Логопед. 2008.№5
- Языканова Е.В. Учись учиться. Развивающие занятия для младших школьников. – М.: Чистые пруды, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета» ( опыт работы)
Всем известно, что на развитие личности ребёнка дошкольного возраста огромное влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это пространст...
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников...
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета
Сухомлинский В.А.: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от т...
" Качество образовательной среды логопедического кабинета как условие развития личности воспитанника"
Методическая разработка, в которой показано значение качества образовательной среды логопедического кабинета....
коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета
Основное назначение логопедического кабинета это создание условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. Окружающая обстановка должна быть прежде всего комфортной, эстетичной...
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета как средство повышения мотивации дошкольников с ОНР на занятиях в условиях ФГОС.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в условиях ФГОС ДО...
Предметно – развивающая среда логопедического кабинета.
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с наруш...