Статья посвящена проблеме организации обобщения навыков у дошкольников с РАС
статья
Отражены общие положния построения работы по генерализации навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_generalizatsiya_navykov.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Царитова Елена Владимировна, учитель-дефектолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 82 «Родничок»
Белгородская обл., г. Белгород
Генерализация навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Необходимо помнить, что формирование навыков не является самоценностью, навык становится важным только тогда, когда ребенок умеет применять его в любой подходящей ситуации, в любых условиях. Способность использовать усвоенный навык самостоятельно называется обобщением (генерализацией) навыка. Обобщение навыков можно определить как способность применять информацию и знания, полученные при выполнении одной задачи, для выполнения других (аналогичных) задач в других ситуациях.
Обычно в процессе обучения взрослые не уделяют много времени генерализации навыков, в силу того что при сохранном интеллекте обобщение навыков происходит параллельно с его освоением. Кроме этого, у нормально развивающегося ребенка (и даже у многих детей с нарушениями развития) понимание речи достаточно для осуществления вариативности формирования навыков. Взрослый, задавая вопросы в разной формулировке, по-разному объясняя или показывая навык, может добиться его обобщения уже на этапе формирования.
Чаще всего у детей с расстройствами аутистического спектра обобщение навыков требует отдельного обучения, а не происходит само собой. Дети с РАС зачастую обучаются какому-либо поведению или навыку в одной конкретной ситуации, но не могут обобщить полученные знания и опыт для другой ситуации. Например, ребенка можно научить чистить зубы зеленой зубной щеткой, но это не означает, что он сможет почистить зубы голубой зубной щеткой. Аутичные дети могут научиться мыть тарелки, но не всегда осознают, что та же базовая процедура применима и для мытья стаканов.
То есть, аутичный ребенок может не суметь продемонстрировать навык, изученный с одним учителем, при работе с другим учителем. Он может решить математический пример в одном школьном кабинете и не суметь решить его в любом другом. Это часто сбивает с толку учителей, которые списывают такие явления на проблемы с запоминанием («Ведь ребенок знал это еще 10 минут назад, а теперь совершенно забыл!»).
Зачастую детям с расстройствами аутистического спектра не удается функционально использовать опыт, полученный ими в структурированной обучающей среде, и применять его к другим подобным повседневным ситуациям, материалам или людям. Часто дети с аутизмом нуждаются в планировании и программировании поддержания навыков, что позволяет встраивать приобретенные навыки в функциональную деятельность таким образом, чтобы навык постоянно и систематически усиливался с течением времени.
В работе над обобщением навыков существует два подхода:
- Работа по генерализации навыков происходит с начала обучения. Изучение навыка происходит в разной обстановке, в разное время суток, используются разные формулировки, варьируются стимулы, инструктор по возможности меняет внешний вид. Естественно, при этом подходе время овладения навыком увеличивается, но процесс генерализации происходит быстрее.
- Усвоение навыков до уровня автоматизма в одной обстановке и с одним набором стимулов и лишь потом генерализация навыков в изменяющихся условиях. Здесь ребенок быстрее овладевает навыком, но требуется усиленная программа по его генерализации.
Каждый подход имеет свои плюсы и минусы, а также своих сторонников. Представляется правильным при выборе подходов к формированию навыка учитывать в первую очередь уровень развития (в том числе и речевого) конкретного ребенка. Большое значение для выбора подхода к обучению имеют возможности образовательного учреждения, желание и активность семьи в воспитании и образовании дошкольника.
Соответствующее обобщение реакций предполагает понимание основных принципов использования учебного материала и способов его применения в других ситуациях. Сосредотачивая свое внимание на конкретных деталях, учащиеся с аутизмом часто упускают из виду эту ключевую информацию и методы ее дальнейшего использования. Иногда они не помнят точный порядок выполнения задания, потому что они сосредоточены на конкретных деталях этого задания, и не всегда могут связать эти детали в единое целое. Поскольку любые последовательности действий включают в себя подобные связи, они могут представлять собой некоторые трудности для аутичного ребенка.
Важнейшее значение имеют стратегии, направленные на систематическое обобщение навыков в различных условиях окружающей среды. Этот процесс предполагает активное участие родителей в обеспечении согласованной командной работы между всеми педагогами, осуществляющими процесс обучения. Если в программе вмешательства обобщению навыков не уделяется должного внимания, существует вероятность того, что приобретенные ребенком навыки окажутся контекстно-зависимыми. Также большое значение имеет систематическое планирование переходов между учебным материалом в частности и программами обучения в целом.
Как можно убедиться в том, что обобщению навыков уделяется достаточное внимание? Существуют различные стратегии, которые следует соблюдать для того, чтобы обеспечить обобщение изучаемых по программе навыков.
Стремление к естественным условиям усиления. Очень важно проводить работу над таким поведением, которое может поддерживаться в естественной среде. Поведение, которое принимается в качестве целевого, должно соответствовать возрасту учащегося, а также быть приемлемым с точки зрения культуры поведения. Поведение, проявление ребенком которого приводит к естественному поощрению, с большей вероятностью будет поддерживаться и обобщаться.
Обучение с достаточным количеством образцов. Очень важно обучать аутичных детей на большом количестве примеров целевых стимулов. Например, если ребенка учат такт-реакции «собака», инструктор должен использовать разнообразные материалы: это могут быть картинки в книге, кусочки паззлов или изображения различных пород собак. Это увеличит вероятность того, что учащийся сможет назвать собакой любую собаку, которую он увидит. В рамках этого подхода ребенка также могут обучать различные инструкторы, или же обучение может проводиться в разнообразных условиях окружающей среды.
Программирование общих стимулов. Программирование общих стимулов предполагает использование в обучении таких материалов, которые являются подобными материалам, присутствующим в естественной среде. Чем больше обучающий стимул будет напоминать стимул из натуральной среды, тем больше вероятность того, что ребенок и в натуральной среде сможет продемонстрировать ту реакцию, которой его обучают.
Вариативное обучение. Данный подход предполагает изменение тех или иных аспектов программы/целей программы, которые не являются определяющими для обучения навыка. Например, изменение тона голоса во время предоставления инструкции, вариации при выборе слов, предъявление стимулов под разным углом зрения, возможно, с попеременным использованием магнитной доски или рабочего стола.
Использование неразличимых условий. В данном случае речь идет о режиме усиления, который используется для обучения навыку. Если навык обучается исключительно с применением режима постоянного усиления, как только усиление уйдет из окружающей среды, применение ребенком освоенного навыка, скорее всего, также пострадает. Важно использовать переменный режим усиления, чтобы поддержать целевой навык в перспективе. В естественных условиях окружающей среды поведение, как правило, не приводит к получению постоянного усиления.
Обучение техникам самоуправления. Если ребенок способен разобраться, когда и каким образом ему использовать приобретенные навыки в натуральной среде, в таком случае обученное целевое поведение, скорее всего, сохранится. Недостаточно просто обучить ребенка тому, как просить о каком-либо предмете, необходимо также обучить его тому, когда он может о нем попросить или взять его самостоятельно.
Как можно выяснить, происходит ли обобщение навыков?
Как и в случае с любой программой обучения навыкам, единственным способом убедиться в том, что обобщение происходит, является сбор данных. Все программы должны включать в себя проверку обобщения реакций. Такие пробы обобщения помогут оценить использование навыка в различных условиях, с различными людьми и с различными стимулами. Пробам обобщения не следует обучать, эта процедура предназначена исключительно для проведения оценки. Если ведется работа над наименованием животных, пробой обобщения может считаться введение набора новых картинок. Смысл заключается в том, что если ребенок учится такт-реакции «корова», и ему предоставляется новая картинка с изображением коровы, он должен назвать ее так, как если бы этот навык уже был им освоен. После сбора данных проб обобщения полученная информация отображается на графике в виде отдельных точек данных.
Как правильно поддерживать освоенные навыки?
Навыки должны поддерживаться на ежедневной основе, а не в определенные дни. Если ребенок осваивает наборы стимулов, уже знакомые материалы должны располагаться среди новых материалов и чередоваться. Это позволяет предоставить ребенку возможность для получения поощрения, когда инструктор предъявляет ему известные стимулы. Кроме того, большинство программ являются подготовительным этапом и необходимой базой для перехода к другим программам, так что приобретенные навыки естественным образом будут поддерживаться. Например, ребенок должен научиться сопоставлять картинки и предметы прежде, чем он приступит к работе над сортировкой. Как только будет введена сортировка, навык сопоставления будет соответствующим образом поддерживаться. Еще одним примером может быть любая программа, обучающая цепочке поведения, к примеру, завязывание шнурков. Как только ребенок освоит звено цепочки со скрещиванием шнурков, каждый последующий шаг будет поддерживать предыдущие.
Важно помнить о том, что если навык не обобщен, то его нельзя считать по-настоящему освоенным.
Библиографический список:
- Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Изд.4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.
- Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов/Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002. – 240 с.
- Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой – М.: РУДН, 2007. – 35 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...
Статья "Развитие трудовых и социальных навыков у детей с проблемами в обучении".
С тданным материалом я выступала на Международной конференции, посвященной трудовому обучению в коррекционной школе....
Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики.
Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики....
Статья "Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
В статье рассматриваются проблемы творческого, вариативного развития детей дошкольного возраста, формирования у детей познавательного интереса, развития наблюдательности, активизации мыслительной деят...
Статья (Тема: проблемы организации современного урока физической культуры в школе)
Главная задача учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Учитель должен не только привить ребёнку любовь к занятиям спортом, но и научить, как в буд...
Статья на тему : " Формирование счётных навыков у дошкольников с ЗПР 5-7 лет" (из опыта работы)
Статья содержит описание опыта работы по формированию счётных навыков у дошкольников с задержкой психического развития. Она будет полезна для работы учителям-дефектологам....