Педагогический проект "По страницам коми фольклора"
методическая разработка
Технология проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_po_stranitsam_komi_folklora_metodicheskaya_razrabotka.docx | 47.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара
«Бать-мамтöм да бать-мам дöзьöртöг кольöм челядьлы 3 №-а торъя
(коррекционнöй) школа-интернат» Сыктывкарын Коми Республикаса
канму общеобразовательнöй учреждение
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПО СТРАНИЦАМ КОМИ ФОЛЬКЛОРА»
Методическая разработка
Разработчик: Герасимова В.А., воспитатель
Сыктывкар
2019
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Информационная карта проекта «По страницам коми фольклора»
3. Фольклор коми народа как основа построения педагогического проекта
«По страницам коми фольклора»
4. Перспективный план реализации проекта «По страница коми фольклора»
5. Результативность и эффективность реализации проекта
6. Библиографический список
7. Приложения
Приложение 1. Викторина «Пера-богатырь и леший» (по коми народным преданиям)
Приложение 2. Технологическая карта внеурочного мероприятия «Поединок Перы-богатыря с Лешим»
Приложение 3. Видеоролик сценки по мотивам сказки «Пера-богатырь»
Приложение 4. Видеоролик театрализованного представления по коми народной сказке «Лиса и заяц»
1. Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет роль этнокультурного компонента в образовании как актуального.
Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуре, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.
В соответствии с ФГОС этнокультурное образование мы будем реализовать во внеурочной деятельности через разработку проекта «По страницам коми фольклора».
Воспитанники специальной (коррекционной) школы-интерната №3 г.Сыктывкара, для которых и был реализован данный проект, развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
- в условиях интернатного учреждения, где семья - это учреждение;
- в условиях социального сиротства;
- в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения их в различные виды практической деятельности;
- в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Кроме того, имеются и ряд других факторов:
- есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
- задержка психического развития или интеллектуальная недостаточность разной степени выраженности;
- бедность мотивационной сферы.
Все это затрудняет процесс эффективности становления и развития личности воспитанника школы-интерната, формирование у него основ гражданского самосознания.
Одним из приоритетных воспитательных направлений в развитии воспитанников школы-интерната является формирование основ гражданского самосознания, а точнее раздел - ознакомление с истоками национальной культуры.
Проблема: так как воспитанники имеют низкий уровень познавательной активности и школьная программа практически не знакомит детей с коми региональным компонентом - все это способствует ограниченности представлений о жизни, культуре, обычаях и традициях родного края.
Особенность данного проекта состоит в том, что вхождение воспитанников в мир коми фольклора вообще совмещается не только с процессом чтения, пересказом и просмотром коми народных сказок, легенд, былин, но и осмыслением на уровне общения, проигрывания сценок, игр, совмещение с творческим трудом (создание декораций, костюмов, постановки театрализованного представления) и оформлением «пространства Пармы» (сцены актового зала) дает возможность воспитанникам найти себе дело по душе, заняться творческой деятельностью, поиграть роли героев коми сказок и легенд. Важным является и то, что жизнь детского коллектива во время реализации данного проекта строится на основе нравственных идеалов и ценностей человеческой жизни, проповедуемых этнокультурным компонентом в качестве источника духовности, нравственности и культуры народов.
Цель проекта: Способствовать формированию познавательного интереса к национальной культуре, чувства уважения к коми народу, национальной гордости за свою землю.
Задачи проекта:
- приобщать воспитанников к ценностям традиционной коми культуры;
- учить воспитанников видеть красоту природы родного края и видеть черты национального своеобразия в облике людей, в одежде, предметах быта;
- формировать толерантное самосознание в среде воспитанников.
2. Информационная карта проекта «По страницам коми фольклора»
Таблица 1
Тема проекта | Формирование представлений об истоках национальной культуры на основе произведений коми народного творчества в ходе проведения проекта «По страницам коми фольклора» |
Цель проекта | Способствовать формированию познавательного интереса к национальной культуре, чувства уважения к коми народу, национальной гордости за свою землю. |
Задачи проекта | Приобщать воспитанников к ценностям традиционной коми культуры; учить воспитанников видеть красоту природы родного края и видеть черты национального своеобразия в облике людей, в одежде, предметах быта; формировать толерантное самосознание в среде воспитанников. |
Участники проекта | Воспитанники 2 группы ГОУ РК «Школы-интернат №3» в количестве 8 человек и воспитатель: Герасимова Валентина Алексеевна |
Тип проекта - по методу - по продолжительности | Ролево-игровой, творческий Долгосрочный |
Форма проведения проекта | Групповой проект |
Методы | Практические, словесные, наглядные, игровые, инсценировки и театрализации. |
Материально-техническое обеспечение | Декорации для актового зала; костюмы для героев театрализованной постановки; костюмы Перы и Лешего для сценки; ноутбук с мультимедийным оборудованием; музыкальная колонка; видеокамера для записи мероприятий; дидактические игры для проведения внеурочного игрового мероприятия. |
Этапы проекта | 1. Подготовительный 2. Практический 3. Презентационный 4. Оценочно-рефлексивный |
Продукты деятельности проекта | Воспитатель: - перспективный плана реализации проекта «По страница коми фольклора»; - конспекты по викторине и игровому внеурочному мероприятию; - сценка по сюжету коми народной сказки «Пера-богатырь»; - изготовление дидактических игр с коми национальным содержанием; - видеоролики по сценке, по театрализованной деятельности воспитанников; - методическая разработка проекта. Воспитанники: - выставка рисунков воспитанников «Герои коми фольклора»; - участники внеурочного мероприятия «Поединок Перы-богатыря и Лешего»; - декорации и костюмы для театрализованного представления; - постановка театрализованного представления по коми сказке «Лиса и заяц». |
Предполагаемые результаты | Личностные результаты: - приобретение опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовке театрализованной постановке; -получение возможности проявлять инициативу в принятии решений (декораций, выбор ролей, подготовка реквизитов, оформления выставки рисунков); - понимание причин успеха/неуспеха практической деятельности; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач проекта; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации; - получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации; - приобретут умение работать в проектном режиме при создании театрализованных постановок; - приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; - научатся давать самооценку результатам своего труда; - приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений; - научатся работать над выполнением заданий как индивидуально, так и согласованно в составе группы - научатся распределять работу между участниками проекта. |
3. Фольклор коми народа как основа построения
педагогического проекта «По страницам коми фольклора»
У каждого народа сложилась своя самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение, но вместе с тем, нравственные нормы и правила отдельных народов очень близки по смыслу, что доказывает наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в частности в области, относящийся к обучению и воспитанию подрастающего поколения: от раскрытия содержания идеала личности, зафиксированной в фольклоре до системы общечеловеческих ценностей, к способам и правилам организации воспитательных процессов.
К задачам воспитательной системы, основанной на содержании народной культуры, педагогика относит:
- расширение кругозора воспитанников в вопросах истории формирования народных традиций, обычаев, литературы и художественного творчества;
- формирование знаний об истории существования того или иного народа, о влиянии исторических событий на содержание фольклора;
- развитие умения систематизировать и анализировать содержание произведений, отражающих народные традиции;
- формирование понимания роли своей нации, своего этноса в мировом историческом процессе;
-воспитания уважения к самобытности культуры и традиций народа;
- воспитание духовности и культуры воспитанников.
Все выше перечисленные задачи и работают на достижение главной цели проекта «По страницам коми фольклора»: способствовать формированию познавательного интереса к национальной культуре, чувства уважения к коми народу, национальной гордости за свою землю.
С воспитанниками школы-интерната в ходе проведения проектной деятельности изучается такой жанр коми фольклора, как эпические прозаические жанры:
- сказочная проза сказки (сказки о животных, волшебные и бытовые сказки);
- несказочная проза (легенды и предания про Перу-богатыря).
Произведения коми фольклора, отражают мировоззрение своих создателей, результаты их наблюдений над природой, поведение человека, взаимоотношениями людей, представляют интересный источник познания родного языка, народного быта и средство воспитания детей.
Коми народные сказки вбирают в себя лучшие национальные традиции. Рассказывают нам о нравственных качествах человека, о красоте северной природы ярким, народным языком. Они развивают ребенка духовно и эмоционально, будят в нем воображение, чувство красоты и гармонии, несут в себе жизнерадостность. Коми сказка решает многие воспитательные задачи, она открывает перед детьми притягательную силу народного слова, родного языка, воспитывает эстетический вкус. В сказках народная культура воспринимается как источник ценностей, создаваемых и передаваемых из поколения в поколение. Знания о богатырской славе и верности народа своей родной земле, богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков обогатит любовь воспитанников школы-интерната №3 к родному краю. Прививая любовь к своей народной культуре, её обычаям и народным традициям, мы вырастим глубоко гуманную личность, любящую свой народ, свою Родину.
Легенды, предания и сказки фольклора коми также раскрывают еще и образ богатыря - Перы, который позволяет воспитанникам осмысливать не только свою историю, но и тайны добра и зла, защиту слабых и обездоленных. Пера - смелый победитель иноземца и лесного монстра. Коми-легенды и предания показывают образ героя Перы - богатыря как средство морального и патриотического воспитания детей.
Соприкосновение с народным творчеством духовно обогащают воспитанников, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
4. Перспективный план реализации проекта «По страница коми фольклора»
(с 01.01.2018 по 15.04.2018)
Таблица 2
Этапы проекта | Сроки | Задачи | Содержание деятельности |
Подготовительный | 01.01.2018 - 31.01.2018 | Провести мониторинг уровня знаний воспитанников по коми народным сказкам; познакомить воспитанников с коми народными сказками, легендами; изучить сборник коми народных сказок; легенд и преданий по Пере-богатырю; проанализировать с воспитанниками главных героев сказок, легенд, преданий. | Чтение сказок и анализ содержания; пересказ отрывков сказок; рисование иллюстраций к сказкам; оформление выставки рисунков «Герои коми фольклора»; пополнение книжного уголка в игровой комнате коми народными сказками, легендами; проведение викторины Пера-богатырь и Леший. |
Практический | 01.02.2018-28.02.2018 | Создать условия и средства, методическую базу для реализации проекта в условиях школы-интерната. | Подготовка к сценке по мотивам сказки «Пера-богатырь и театрализованного представления по коми народной сказке «Лиса и заяц»: изготовление декораций к сказке; распределение ролей среди воспитанников, заучивание слов сценария сказки, репетиции на сцене актового зала; подготовка и разработка мероприятия «Поединок Перы-богатыря с Лешим»: подготовка декораций, подбор музыки, заданий для игр и соревнований, подбор иллюстраций к коми народным играм; изготовление атрибутов, костюмов Перы-богатыря и Лешего. |
Презентационный | 01.03.2018-31.03.2018 | Развивать творческие способности у воспитанников посредством театрализованной деятельности; развивать умения сотрудничать в команде, развивать чувство товарищества, взаимопомощи, выручки. | Проведение внеурочного мероприятия «Поединок Перы-богатыря и Лешего», постановка сценки по мотивам сказки «Пера-богатырь» и театрализованного представления по коми сказке «Лиса и заяц». |
Оценочно-рефлексивный | 01.04.2018-15.04.2018 | Подвести итоги участия воспитанников в реализации проекта «По страницам коми фольклора». | 1. Оформление видеороликов по театрализованной сказке «Лиса и заяц», по внеурочному мероприятию «Поединок Перы-богатыря и Лешего» 2. Показ данных мероприятий воспитателям ГОУ РК «Школа-интернат №15» с.Пажги в целях обмена опыта методической и воспитательной работы. |
5. Результативность и эффективность реализации проекта
Результативность и эффективность реализации проекта измеряется степенью проявления творческой активности воспитанников, их личных интересов, вкладом каждого участника в общее дело, в желании участвовать во всех видах деятельности проекта «По страницам коми фольклора».
В группе всего - 8 воспитанников
Участие воспитанников в проекте «По страницам коми фольклора»
Таблица 3
Вид деятельности | Количество участников |
Участие в выставке рисунков «Герои коми фольклора» | 8 воспитанников |
Участие в викторине «Пера-богатырь и Леший» | 8 воспитанников |
Участие во внеурочном мероприятии «Поединок Перы-богатыря и Лешего»; | 8 воспитанников |
Изготовление декораций и костюмов для театрализованного представления | 4 воспитанника |
Участие в постановке театрализованного представления по коми сказке «Лиса и заяц» | 6 воспитанников |
Участие в представлении проекта «По страницам коми фольклора» воспитателям ГОУ РК «Школа-интернат №15» с.Пажги в целях обмена опыта методической и воспитательной работы. | 8 воспитанников |
Полученные результаты работы позволяют сделать вывод о том, что вовлечение воспитанников в активную творческую деятельность проекта позволило систематизировать работу по направлению воспитательной работы основы гражданского самосознания, а конкретно изучение истоков национальной культуры родного края.
Эффективность реализации данного проекта позволило воспитанникам
- приобрести опыт по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовке театрализованной постановке;
-получить возможность проявлять инициативу в принятии решений (декораций, выбор ролей, подготовка реквизитов, оформления выставки рисунков);
- понимать причины успеха/неуспеха в практической деятельности;
- продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач проекта;
- развивать умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации;
- получать возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
- приобрести умение работать в проектном режиме при создании театрализованных постановок;
- приобрести опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- научиться давать самооценку результатам своего труда;
- приобрести опыт проведения презентаций своих достижений;
- научиться работать над выполнением заданий как индивидуально, так и согласованно в составе группы;
- научиться распределять работу между участниками проекта.
Таким образом, мы можем сказать, что данный проект позволил воспитанникам нашей школы-интерната по-новому посмотреть на традиции и культуру народа коми.
Прикосновение к истории своей малой родины вызывают у воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
6. Библиографический список
1. Городничева Н. В. Народные традиции коми края как основа построения воспитательной системы// Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
2. Шарипов Ф.В. Технология проектного обучения//Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
(https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proektnogo-obucheniya)
3. Шукаева Т.М. Этнокультурное образование в условиях введения ФГОС//Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
(https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnoe-obrazovanie-v-usloviyah-vvedeniya-fgos)
7. Приложения
Приложение 1
ВИКТОРИНА «ПЕРА-БОГАТЫРЬ И ЛЕШИЙ»
(по коми народным преданиям)
Группа: 2 (воспитанники 4-5 классов)
Воспитатель: Герасимова В.А.
Место проведения: игровая комната
Дата проведения: 28.03.2018
Цель: Закрепить знания воспитанников о героях коми преданий Перы-богатыря и Вöрса.
Задачи: 1. Познакомить воспитанников с технологией игры «Синквейн»
2. Формировать умения сотрудничать в группах;
3. Воспитывать интерес к изучению преданий коми народа.
Ход
Организационный момент
Игра «Приветствие».
Я буду вам говорить приветствие по-русски, а вы должны будете найти на карточках с переводом по-коми.
- Привет! -Добрый день! -Доброе утро! -Доброй ночи! -Добрый вечер! | -Чолöм! -Бур лун! -Бур асыв! -Бур вой! -Бур рыт! |
Сегодня мы с вами повторим и закрепим наши знания по коми легендам и преданиям. Проведем викторину.
1.Вопрос-ответ
Вы должны поочередно отвечать на вопросы. Если не знаете права ответа переходить к другой команде. За каждый правильный ответ - по одному жетону.
- Кто такой Пера?
- Какого он роста?
-Где он живет?
-Каковы орудия его охоты?
- Средства передвижения? Опишите их.
- Кто сильнее Перы?
- Как побеждает он Лешего?
- Зачем Пера борется со мной?
- Пера задает вопросы воспитанникам.
- Как Лешего по-другому можно назвать?
- Где живет Леший?
- Кто Леший по роду деятельности?
- Какие у него орудия охоты?
- На кого похож Леший в коми сказках?
- Да, Леший также смертен, как и человек.
- С кем враждует Леший?
- Что больше всего любит делать Леший?
- Как вы думаете, кто сильнее Пера или Леший?
2. «Описание героев»
По описанию или фразам из коми народных произведений вы должны сказать о ком идет речь. Отвечаем также поочередно, зарабатывая жетоны.
- Бродит, бродит, бывало, день-деньской по дремучему лесу, а ночью наломает пихтовых веток, костер разведет и спит у огня.
- А лошаденка-то у него была никудышная. Тужится, тужится, никак с места воз не сдвинет.
- Шапка, будто большущая еловая шишка, зеленую бороду ветер треплет.
- Отец мой — лесной костер, моя мать — березовое изголовье, пихтовая постель, а вольная воля — моя сестра, и без них я жить не могу.
- Нахмурил он брови и спросил богатыря, как тот посмел в его владениях охотиться.
- Расхохотался он так, что снег с крыши посыпался.
- Давай лучше состязаться, на палке тягаться. Кто победит, тот и станет владеть лесными угодьями.
- Женился он на сильной, высокой красавице. Жил сто двенадцать лет. Берег грамоту и шелковую сеть.
- Только ведь я сплю так, что от моего храпа земля дрожит, черный лес шатается, а из ноздрей искры сыплются. И верно - от его храпа искры сыплются, деревья качаются.
- Наденет, бывало, лыжи длиной в три сажени, возьмет острое копье, лук да стрелы и уйдет на лов... Догонит он лося или оленя, поразит копьем и принесет добычу домой.
3.Составить «Синквейн»
Одной команде предлагаю составить синквейн по Пере-богатырю, второй - по Лешему.
Синквейн. 1 строчка — тема синквейна, выраженная в 1 слове (название объекта, про который и пойдет далее речь); 2 строчка — 2 прилагательных, описывающий объект. 3 строчка — 3 глагола, описывающие действия, совершаемые объектом; 4 строчка — 4 слова (предложение), составляющих фразу, семантика которой должна отображать авторское отношение к объекту; 5–1 слово, характеристика описываемого объекта (ассоциации, синоним).
Приведу, пример:
Кто? кукла
Какая? красивая, любимая
Что делает? сидит, улыбается, стоит
Предложение. Моя кукла самая любимая.
Ассоциация. Игрушка
Пера сильный, смелый защищает, помогает, уважает Пера защитник коми народа. богатырь, охотник | Леший хитрый, страшный ворует, куражится, угрожает Люди боялись Лешего. лесной человек |
4.Подведение итогов
Подсчет общего количества жетонов, выявление команды победителя.
5.Рефлексия
- Кто были главные герои нашей викторины?
- Какое задание больше всего понравилось?
- Где возникли затруднения? Почему?
Приложения 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ПОЕДИНОК ПЕРЫ-БОГАТЫРЯ С ЛЕШИМ»
Руководители мероприятия, воспитатели | Герасимова В.А., Юшкова Л.В., Кудряшова В.В. |
Направление воспитательной работы | Основы гражданского самосознания |
Тема мероприятия | «Поединок Перы-богатыря с Лешим» |
Цель мероприятия | Формирование образовательных компетенций: общекультурной, познавательной, информационной, коммуникативной, личностно-смысловой по теме «Пера-богатырь и Леший». |
Задачи мероприятия | Образовательные: закрепить знания воспитанников о Пере-богатыре и о Лешем, приобщать их к традиционным состязаниям народа коми и коми играм. Воспитательные: воспитывать чувство уважения к культурному наследию коми народа, любви к родному краю, патриотизм. Коррекционные: развивать умение сотрудничать в команде, развивать чувство товарищества, взаимопомощи, выручки. |
Условия реализации | |||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) | Оборудование |
Сборник сказок | Коми-Пермяцкие предания о борьбе Перы с лешим и Коми-Зырянские легенды о единоборстве охотника с Вӧрса". Ю.Г.Рочев. В сб. Идейно- эстетическое взаимодействие Коми фольклора и литературы с культурой народов СССР. Труды Института языка, литературы и истории. Вып. 35. Коми филиал АН СССР, Сыктывкар, 1985. | Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий (СЕДОВА Л. Н., ТОЛСТОЛУЦКИХ Н. П. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ) Игровая имитационная технология (тактич. технология) | Костюмы Пера-богатыря, лешего. 2 магнитные доски |
Форма проведения мероприятия | Игра-поединок с элементами имитационной игры и игрового фольклора | ||
Место проведения мероприятия | Актовый зал |
Конспект мероприятия
Этапы мероприятия, время | Деятельность руководителей мероприятия | Деятельность воспитанников |
Организаци- онный (5 мин.) | Цель: Создать положительный эмоциональный настрой, переключить воспитанников с других видов деятельности на внеурочное мероприятие. | |
Разыгрывание Перой и Вöрсой на сцене актового зала сценки по мотивам коми народной сказки «Про Перу-богатыря» (см. Приложение к конспекту) После сценки Пера и Вöрса выходят в зал. Пера: Видза оланныд дона челядь. Видза корам миян дорö дона гостъяс. Леший: Здравствуйте, дорогие ребята. Добро пожаловать к нам дорогие наши гости. Рады мы вас сегодня приветствовать на нашем мероприятии. - Надеюсь, вы все узнали нас? Но сначала, давайте поприветствуем друг друга. -Как будем приветствовать? Я предлагаю вам сказать «здравствуйте» на коми языке. Может кто-нибудь знает, как это слово произносится по коми ? Игра «Найди приветствие». Пера: Я буду вам говорить приветствие по-русски, а вы должны будете найти на карточках с переводом по коми. - Привет! -Добрый день! -Доброе утро! -Доброй ночи! -Добрый вечер! | Дети в спортивной форме входят в актовый зал и рассаживаются для просмотра сценки. Дети рассаживаются полукругом в зале для последующего проведения мероприятия. Ответы детей: Пера-богатырь и Леший. Дети приветствуют друг друга и гостей словом «здравствуйте». Виддза оланныд. Дети находят ответы на предложенных карточках. -Чолöм! -Бур лун! -Бур асыв! -Бур вой! -Бур рыт! | |
Вводная часть (5 мин.) | Цель: Активизировать знания и опыт детей о героях коми преданий Перы-богатыря и Вöрса. | |
Леший: все вы знаете, что самыми известными героями коми сказок и легенд являемся мы - Пера и Леший. Пера и Леший проводят игру. Игра «Найди правильный ответ». Ведущие дают соответствующие инструкции детям. Ваша задача: отвечая на вопросы, найти соответствующие предметы, надписи, рисунки. А искать вы будете их в нашем лесу. Леший задает вопросы воспитанникам поочередно одной и второй командам: -Кто такой Пера? -Какого он роста? - Где он живет? - Каковы орудия его охоты? - Средства передвижения? Опишите их. - Кто сильнее Перы? - Как побеждает он Лешего? - Зачем Пера борется со мной? Пера задает вопросы воспитанникам: - Как Лешего по-другому можно назвать? - Где живет Леший? - Кто Леший по роду деятельности? - Какие у него орудия охоты? - На кого похож Леший в коми сказках? Да, Леший также смертен, как и человек. - С кем враждует Леший? - Что больше всего любит делать Леший? - Как вы думаете, кто сильнее Пера или Леший? Леший говорит: Все по-разному говорят, Пера. Кто-то, что ты сильнее, другие, что я сильнее. Ребята, действительно, давайте узнаем, кто из нас сильнее. Как мы это сможем узнать? Пера: Конечно, с помощью игр и соревнований мы и выявим, кто из нас сильнее. Объяснение правил игр и состязаний, а также системы оценивания. Леший: В наших играх и состязаниях будут участвовать 2 команды: команда Перы-богатыря и команда Лешего. Выбрать по 5-6 человек для каждой команды. Также у нас будут проходить игры и для наших зрителей, когда наши команды будут отдыхать. Оцениваться ваши результаты будут в соответствующей таблице, где за выигрыш в игре или состязании команда будет получать соответствующие баллы. Показать таблицу оценивания и разъяснить этапность ее заполнения. А помогать и проводить игры будем мы: Пера и Леший. Пера: И в соревнованиях просим вас следовать следующим правилам (напечатать): 1. Развивать силу и ловкость; 2. Не обижать, а защищать; 3. Быть добрыми и справедливыми; 4. Если получиться, то совершать пока не большие, но подвиги. | Воспитанники, отвечая на поставленные вопросы по одному выходят на сцену, где оформлен лес, и находят соответствующие предметы, рисунки и надписи. Ответы оформляют на магнитные доски с надписями: Пера и Вöрса. -Охотник, богатырь, защитник Коми земли (3 надписи ) -до 4-х метров, до 2-х метров (2 надписи) -в охотничьей избушке (рисунок) -лук со стрелами, копье (натуральные предметы) -лыжи (длинные, широкие, деревянные, для лучшего скольжения лыжи снизу покрывали мехом) (натуральный предмет) -Леший (рисунок), медведь (рисунок) хитростью: привязывает себя к пню; вместо себя подкладывает деревянный обрубок (надпись: хитрость, предмет: полено) -спасает и помогает своему народу (надпись) -Вöрса, Яг Морт, Чукля, лесной человек (надписи) -в лесу, в трехугловом доме (рисунок) -тоже охотник (надпись) -те же, что и у Перы дубинка (предмет) - на человека (надпись) -с Перой (надпись) - покуражиться над людьми, воровать (надпись) -ответы детей Ответы детей. Формирование команд детей, выбор командира. Рассматривание детьми таблицы оценивания. | |
Основная часть (30 мин.) | Цель: Провести среди команд детей традиционные состязания народа коми и коми игры. | |
Пера и Леший проводят игры, оценивают детей и заполняют соответствующую таблицу. Пера: В то время много Леших водилось в наших лесах, Леший всем досаждал, охотиться не давал, скотину воровал. Люди его угощали, ублажали. Пироги ему пекли. Но Леший все равно хозяйничал. Решили люди позвать меня Перу-богатыря. Пера встал на лыжи и пошел в тот лес, где хозяйничал Леший. Вот и мы пойдем ловить Лешего. Команда Перы будет догонять команду Лешего. Игра «Бег на лыжах» (см. Приложение к окнспекту) Подведение итогов игры (быстрее пришла команда Перы, значит, догнали мы Леших; быстрее пришла команда Леших, значит, убежали мы от Перы). Леший: Теперь посоревнуемся в умении составлять единое целое из частей. Дидактическая игра «Собери пазлы» (см. Приложение к конспекту) Подведение итогов игры: оцениваем скорость и правильность составления элемента коми орнамента. Пера: Все вы знаете, что Леший и Пера охотники. Только Пера охотился на животных в лесу, а Леший любил покуражится: скотину у людей поворовать. Давайте научим Лешего тоже охотится на лесных животных. - На какого зверя охотился Пера? Игра «Самый меткий» (см. Приложение к конспекту) Подведение итогов игры: количество попаданий каждой командой в общем зачете. Леший: Вы знаете, что коми народ очень часто использовал орнамент для украшения бытовых предметов, тканей, меха. Вот мы сейчас и поиграем в игру «Домино», где будем находить схожие элементы орнамента. Но это игра будет для командиров команд, а команды будут помогать вам. Игра «Домино» (см. Приложение 2) Подведение итогов по правила игры «домино». Пера: Вы знаете, что Пера часто вступал в единоборство с Лешим. Они мерялись силами, перетягивались на палке. Состязание «Перетягивание» (см. Приложение к конспекту) Подведение итогов: участники какой команды Перы или Лешего больше перетянули своих соперников. Леший: Долго бегал на лыжах с луком и стрелами Пера за Лешим. И потерял Леший варежку, Пера - пимы. Игра «Найди пару» (см. Приложение к конспекту) Подведение итогов игры: участники какой команды быстрее найдут пару варежек или пим. Пока подводятся итоги наших состязаний Перы-богатыря и Лешего, предлагаю вам всем поиграть в игру «Охотник в лесу». Совместная игра участников команд и зрителей «Охотник в лесу» (см. Приложение к конспекту) Подведение итогов. Слово жюри. | Дети выполняют задание. Дети командами собирают пазлы. Ответы детей. Командиры команд выполняют задание. Дети участвуют в состязании. Дети участвуют командами и находят пары варежек и пим. Участвуют все желающие. | |
Заключительная часть (3 мин.) | Цель: практическое применение приобретенных знаний и опыта во внеурочной деятельности. | |
Пера и Леший предлагают всем гостям и воспитанникам поиграть в игру «Синквейн». Повторить технологию игры. Этапы вывесить на магнитную доску. Дети участвуют также командами. Команда Перы-богатыря, составляет синквейн про Лешего, и наоборот, команда Лешего составляет синквейн про Перу-богатыря. Награждение команд членами жюри. | Дети выполняют задания игры. |
Приложения к конспекту
СЦЕНКА ПО МОТИВАМ КОМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
«ПРО ПЕРУ-БОГАТЫРЯ»
Сцена актового зала. Оформлен лес коми пармы. Звучит музыкальное сопровождение «Звуки Пармы».
Входят с разных сторон зала Пера-богатырь и Вöрса.
-Уходи с моей дороги! - кричит страшным голосом Вöрса.
- Никуда я не уйду, -говорит Пера-богатырь. - Мне и здесь не плохо. Не мешай мне, я спать хочу.
- Не уйдешь добром, будем тогда силой мериться. Ты меня осилишь -твоя дорога, ты на ней хозяин. Я осилю тебя - за мной дорога останется, и уж не ступать тебе больше по этой дороге.
- Что ж, я согласен, - говорит Пера.
Взял Вöрса дубинку.
- Вот на этой дубинке и будем силу нашу мерить.
Уселись они друг напротив друга, взялись каждый за свой конец и давай тянуть, каждый в свою сторону - кто кого перетянет.
Пера взял свой поясной ремешок за пень зацепил. Вöрса тянет, тянет, а перетянуть Перу не может.
Леший услыхал треск (музыкальный звук треска) и спрашивает:
- Что это, Пера, у тебя трещит? Может косточки твои похрустывают?
- Да нет, - Пера говорит, - это сила в меня входит, меня распирает.
Испугался Вöрса.
- Да, видать, силен ты, Пера, не одолеть мне тебя. Ходи по моей дороге сколько хочешь, и зверьё, и птица пусть твои будут. А сейчас давай спать. Притомился я что-то.
- Спать так спать, -говорит Пера.
- Только ведь я сплю так, что от моего храпа земля дрожит, черный лес шатается, а из ноздрей искры сыплются. Не побоишься меня?
- А что мне бояться? - говорит Пера. Я как дубовая чурка сплю, меня хоть буди, хоть не буди - ничего не слышу, с боку на бок не повернусь.
Улеглись они оба спать по обе стороны костра.
Уснул Вöрса. И верно - от его храпа искры сыплются, деревья качаются (музыкальный звук храпа).
А Пера не спит, встал он, разыскивает кряж побольше и положил на то место, где сам лежал, а сверху свой совик меховой накинул. Потом отошел и спрятался за деревом. Лук и стрелы на готове держит.
Недолго спал Вöрса. Открыл один глаз, другой, видит - лежит-спит Пера, совиком с головой покрылся.
- Пера, - окликнул его Вöрса, - не отвечает.
«Верно ведь, как чурка спит»
Тогда встал Вöрса, взял свое копье и в огонь сунул. И когда оно раскалилось, размахнулся и вонзил копье в деревянную колоду.
- Получай, - говорит. - Больше по моей дороге не пойдешь.
- Пойду, - отозвался Пера и спустил стрелу прямо в грудь лешему.
Зашатался леший, закричал, завыл и бросился бежать.
ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ
1. Игра «Бег на лыжах»
Оборудование: 2 пары пластиковых лыж из бутылок, 2 конуса.
Правила: Участникам двух команд (Перы и Лешего) выдаются пара лыж из пластиковых бутылок. Команды выстраиваются в колонну по одному и обегают вокруг конусов поочередно, передавая эстафету и лыжи следующему участнику.
Задача игроков: встать на лыжи и обежать вокруг конусов на скорость.
2. Дидактическая игра «Собери пазлы»
Оборудование: разрезанные части двух элементов коми орнамента (солнце, ошейник).Для каждой команды по одному.
Правила: Участникам команд Перы и Лешего выдаются пазлы. Работая всей командой, необходимо составить единое изображение одного элемента коми орнамента.
Задача игроков: собрать пазлы в единый рисунок и назвать, что он обозначает.
3. Игра «Самый меткий»
Оборудование: веревки (2 шт), рисунки животных (по 2 шт): медведь, олень, росомаха, белка, лиса, куница, горностай, скрепки, мячи (маленькие), 2 взрослых, которые держат веревку с закрепленными рисунками.
Правила: Команды участвуют по очереди. Каждый участник команды берет мяч и пытается попасть в зверя, который закреплен на веревочке с помощью скрепки. Сколько попаданий, столько баллов и зарабатывает команда.
Задача игроков: попасть в цель (в животного). Оценивается количество попаданий.
4. Дидактическая игра «Домино»
Оборудование: фишки с элементами коми орнамента (рога, следы, солнце, чум, человек) для игры в домино.
Правила: Играют командиры команд, команда помогает командиру.
1) Командиры участвующие в игре получают по шесть фишек, остальные фишки находятся в «банке», лицевой стороной вниз.
2) Игрок, у которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым. Другой участник раскладывает свои фишки со схожими картинками.
3) Если у кого-то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берет фишки из банка. Если фишки закончились и в банке этот игрок пропускает ход.
4) Игрок, у которого раньше все закончатся фишки, становится победителем.
Задача игроков: быстрее противника выложить все фишки домино.
5. Состязание «Перетягивание»
Оборудование: гимнастическая палка.
Правила: Два участника из разных команд садятся на пол лицом к друг другу, опираясь ногами, перед собой держат деревянную палку и перетягивают друг друга. В состязании участвуют все игроки команды, формируя пары по желанию.
Задача игроков: перетянуть соперника в свою сторону.
6. Игра «Найди пару»
Оборудование: нарисованные рисунки по паре пим, носков и варежек.
Правила: Участникам команд Перы и Лешего выдают по 1 рисунку пим и по1 рисунку варежек соответственно. Вторые рисунки раскладывают по всему а актовому залу и еще добавляют рисунки носков. Участники команд должны найти вторую пару предметов.
Задача игроков: Какая команда быстрее соберет все вторые пары рисунков пим или варежек.
7. Игра «Охотник в лесу»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей и образного мышления.
Ход игры: один игрок – «охотник», второй – «лесник». Все остальные игроки – «деревья» и «звери». «Охотник» идет к «леснику» и жалуется.
- Где мне охотиться, если леса нет?
- Лес старый сгорел, а мы новый посадим!
«Лесник» приводит часть детей – «деревьев» и расставляет по всей площадке на расстоянии 2-3 м друг от друга.
- Вот тебе и лес.
- А на кого же мне охотиться?
«Лесник» приводит остальных игроков, ставит их за «деревьями» и каждому дает название какого-нибудь зверя.
- Какого зверя ты хочешь поймать?
- Медведя.
Названный им «зверь» убегает, а «охотник» бежит за ним. «Деревья» поднимают руки – ветви и стараются помешать «охотнику» поймать «зверя». Если «Охотник» ловит свою добычу, игроки меняются местами. Если он не поймет, игра начинается заново, только роль «охотника» и «лесника» теперь исполняют другие игроки.
Особые замечания: «деревья», преграждая охотнику дорогу, могут сделать только один шаг вправо и или влево. «Зверь» считается пойманным, если «охотник» дотронулся до него рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Культурное наследие коми народа"
Проект отражает связь УНТ с коми литературой, музыкой, театром, живописью и прикладным искусством. Знакомство с бытом и традициями коми народа, выступление Ухтинского Центра коми культуры....
Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...
Урок - проект «Викторина по теме «Фольклор».
Научиться использовать приобретённые знания для составление заданий к викторине по теме "Фольклор"...
Педагогический проект "По страницам истории школы"
В данном проекте собраны материалы по истории становления школы, преподавательском составе, выпускниках и традицияхъ школы....
Использование коми фольклора на уроках.
1.Реализация межпредметных связей в ходе проведения необычных уроков по коми языку. 2. Фольклор в содержании уроков коми языка.3. Из опыта работы...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения зна...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)
В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...