Статья "Цифровые технологии в образовании"
статья

Зарипова Лариса Фаукатовна

Цифровые технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tsifrovye_tehnologii_v_obrazovanii.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровые технологии в образовании

Зарипова Лариса Фаукатовна, учитель, магистр;

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся  ограниченными

возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)»

г. Нефтеюганск

 

В статье автор рассматривает новое явление в  российской общественной жизни, современной школы – дистанционное обучение.

Ключевые слова. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), интерактивные методы обучения, трансформация образования, цифровые технологии в образовании, дистанционное обучение.

Российская система образования, в кратчайшие сроки, должна перейти к организации новой модели образовательного процесса, разработать и широко внедрить педагогические и методические решения – цифровые технологии.  Цифровые технологии радикально меняют экономику, образование и образ жизни в целом.

Цифровизация – это результативные и экономически эффективные цифровые технологии.

Что же такое  цифровые технологии?  Обратимся к истории развития «цифры» в  развитии человечества. «История цифры» ассоциируется с «историей в цифрах», разделом истории, которым является статистический источник. Более корректно будет перевод «историческая информатика», которым и пользуются большинство российских ученых.

Принято считать, что человечество пережило четыре информационные революции.

 Первая информационная революция произошла 3500 лет до н.э. была связана с возникновением письменности.

Вторая информационная революция связана с изобретением книгопечати в XV веке, что значительно изменила  доступ к информации.

Третья революция произошла в первой трети XX века (телефония, радиосвязь), что создает технологическую основу для передачи данных.

Четвертая информационная революция, принято считать – это стиль жизни, система ценностей.

Итак, в жизнь пришел компьютер и современные гаджеты –  планшеты и мобильные телефоны, они стали источником информации: можно скачать любой реферат  или решение задачи, примера, сделать перевод текста. До недавнего времени внедрялись информационно – коммуникационные технологии – первые вестники цифровых технологий в школе. Презентации – явление обычное на уроке, но применение  цифровых технологий шире.  Расширение информационно – телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся с педагогическими работниками.

Цифровизация, трансформация учебного процесса, дистанционное обучение –  актуальны сегодня, будущее наступило.

Цифровая технология в образовании – технология дистанционного обучения доступна сегодня  в общеобразовательной школе [1].

Дистанционное обучение требуют больше времени:  обучающиеся готовятся  к уроку, выполняют домашнее задания, больше времени затрачивают для самостоятельной работы, эксперимента, опыта, практических самостоятельных задач.  Повышается самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучающихся.

Разработанный еще в первой половине XX века на основе педагогики Джона Дьюи, метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике, в которой он  определен как «от души выполняемый замысел».

Например, обучающиеся 11 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат», выполняют исследовательский проект по предмету «Окружающий природный мир» – промасливают бумагу, сверху наливают воду, устанавливают причинно-следственные связи. Опыт связан с темой «Водоплавающие птицы». Почему водоплавающие птицы не промокают, плавая в воде? Самостоятельно находят ответ на  поставленный вопрос[4].

Учитель выступает в роли помощника, опосредованно, изменяется роль учителя на менеджера, организатора учебного процесса, консультанта.

На первый план выходят интерактивные методы обучения: проводятся уроки  в альтернативной форме посещение онлайн выставок, музеев, театров, дистанционных квестов, используются игровые образовательные технологии, экскурсии.

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, оно относится к креативным методам обучения. Креативный метод обучения ориентирован на возможность получения личного образовательного продукта. Интерактивное обучение называют и технологией, и методом, и формой организации познавательной деятельности, в которой реализуется интеракция (взаимодействие).

Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным обучением, использованием ресурсов интернета, электронных учебников, работой в режиме онлайн. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в живой, интерактивный диалог с реальным партнером, а также делают возможным  активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. «Интерактивные методы обучения, наряду с компьютерными обучающими программами, обеспечивают непрерывное диалогическое  общение пользователя с компьютером, позволяют обучающимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы»[2].

Дистанционное обучение предусматривает поиск информации в сети Интернет, что дает возможность обучающимся получать   киберинформацию.

Кибернетика (в пер. с греческого–«искусство управления») приобрело значение «информация», «система».

С развитием технологий получили распространение такие термины как «виртуальное общение», «электронное общение», «киберкоммуникация».

Виртуализация общения – одна из самых характерных особенностей современного общества. «Виртуальное общение» и «киберкоммуникация» – слова синонимы. Ограниченность сенсорного опыта, средств коммуникации, таких как жесты, мимика, голосовые модуляции не создают аналог полноценной, человеческой  коммуникации. В киберпространстве человек должен «идентифицироваться», он обладает свободой выбора: может размещать о себе достоверную или вымышленную информацию.

Основными особенностями виртуальной коммуникации является компьютерный сленг, искаженные заимствования из английского языка, акронимы, специфические сочетания букв и цифр. Например, имя или никнейм (с анг. nickname- прозвище, кличка); графическое изображение – аватар (от санскрита «снисхождение божества») и так далее.

Погружение подростка с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в виртуальное общение, киберкоммуникацию изменят традиционные виды деятельности: чтение, письмо, общение, игра. Активное использование компьютера отразится на развитие таких функций как память, внимание, воля, мышление. Дети с ограниченными возможностями здоровья  очень доверчивы, а значит, уязвимы со стороны разработчиков  компьютерных, игровых программ.

Основные направления психолого-педагогической характеристики включают: академическую неуспеваемость, тревожность, агрессию от игроизации досуга обучающегося. Виртуальная ситуация  всегда существует объективно, то есть, создатели программы «эффективно» воздействуют на пользователя игровой программы.

Особую опасность для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является кибербуллинг – травля детей, подростков через сети Интернет. Bullying – перевод с английского – травля, запугивание. Русский сленг– «быкование». Обидные письма в сети Интернет,  одна из форм кибербуллинга[3].

Каким образом взрослые могут помочь современному подростку с ограниченными возможностями здоровья построить «зону актуального ближайшего развития»?

Отношения «родители–ребенок» в семье должны быть открытыми, уважительными друг к другу, чтобы ребенок видел, что быть слабым не стыдно.   Ребенка нужно научить защищать себя. В роли жертвы, обычно, становятся дети сильно привязанные к родителям, поэтому гиперопека способствует тому, что в будущем ребенок превратиться в жертву.  Ребенку надо показать, что можно вести себя по–другому. Если родители учат ребенка понимать, признавать и уважать собственные эмоции, то шанс стать агрессором или жертвой снижается[3].

Просветительская работа с родителями обучающихся, просветительские и консультационные беседы  об ограничении доступа в сети Интернет,  становится для учителя главным вопросом в процессе  дистанционного обучения. Контроль – становится главным вопросом для родителей обучающихся.

Изменится и профессия  учитель. К профессиональному  стандарту  педагога присоединятся  профессиональные компетенции педагога –  цифровые технологии.

Для  организации дистанционного обучения,  педагогу потребуется техническое оснащение учительского места:

– веб-камера

– предстоить выбрать электронную площадку на GOODLE CHOME, YАHOO! GMAIL, ZOOM  или другие площадки

– видеосвязь

– чат с функцией «поднятия руки»

– трансляция уроков

– онлайн доска

– видеосвязь (для всего класса) и другие функции

– онлайн тесты (контроль знаний).

Сегодня преподаватели могут общаться с коллегами всеми мира, из других школ – они давно вышли из пространства конференций или собраний и участвуют в вебинарах,  видеоконференциях,  дистанционное обучение –  апробированный метод в обучении  детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Закончить хочется словами С.П.Капица: «Надо работать на опережение. Догоняющая тактика не для нас, конкурентноспособности достичь можно единственным способом – стать в своей области лучшими в мире».

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.12 г.. ст.16

2.Зарипова Л.Ф. [Интерактивное обучение как средство развития профессиональных компетенций при подготовке квалифицированных рабочих (на примере естественнонаучных дисциплин)] магистерская диссертация/ Л.Ф.Зарипова. – Тобольск: ТПИ им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюм ГУ, 2017.-14 с.

3.Памятка родителям «Кибербуллинг. Что делать родителям?»

4.Адаптированная общеобразовательная  программа (II вариант) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАНИИ. Доклад на Всероссийской дистанционной научно-практической конференции - вебинар «Интернет Технологии в образовании», г. Чебоксары

Интернет предоставляет огромный простор для работы, отдыха, общения, обмена разнообразной информацией.Как реализуется в социальных сетях и блогах принцип эвристического обучения?Cоциальные сети могут ...

«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНФОРМАЦИ-ОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Cтремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ в школе. Современные средства информационных и ко...

«Информационно-коммуникационные технологии в образовании» на уроках технологии

Это презентационный материал, в котором  представлены информационно-коммуникационные технологии, используемые в моей профессиональной педагогической деятельности, как учителя на уроках технологии...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику, -создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка с ОВЗ. Для достижения этой цели педагог в своей профессиональнойдеят...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».

При всем разнообразие программ, методы, формы, средства  должны быть разнообразными и должны учитывать особенности  программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования)Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образован.

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования).Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образовани...