Статья "Методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ"
статья

Зарипова Лариса Фаукатовна

Методическая работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение  образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Methodological  support of the educational process of pupil with disabilities

Лариса Фаукатовна Зарипова

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Тюменская область), казенное образовательное учреждение «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), учитель

89224134556, zaripova.lara61@mail.ru

628301, Тюменская область, г. Нефтеюганск, 11 В микрорайон, д.13, кв 20

Larisa Faukatovna Zaripova

Department of education and youth policy of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra (Tyumen region), state educational institution «Nefteyugansk boarding school for pupil with disabilities (intellectual disabilities), teacher

89224134556, zaripova.lara61@mail.ru

628301, Tyumen region, Nefteugansk, 11 Vmicrodistrict,house13, apt. 20

Зоя Ивановна Колычева

Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева (филиал) ТюмГУ в г.Тобольск, профессор кафедры биомеханики, естественнонаучных дисциплин и МП

89224851106, zkolycheva@yandex.ru

626152, Тюменская обл., г. Тобольск, ул. Ленская, дом 3, кв. 67

Zoya Ivanovna Kolycheva

Tobolskpedagodical institute D.I.Mendeleev (branch) of TSU in Tobolsk, professor of the Depatment  biomechanics, natural sciense and MP

89224851106, zkolycheva@yandex.ru

626152,Tyumen region, Tobolsk, st.Lenskaya, house 3, apt. 67

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [1], приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данный стандарт является основой для разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для особой категории обучающихся, определяет совокупность требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в учебных организациях.

Адаптированная основная общеобразовательная программа должна учитывать особенности психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Главными задачами данной программы являются коррекция нарушений развития обучающихся, их социальная адаптация, обеспечивающие самостоятельность, умения применять в повседневной жизни полученные компетенции [2].

При характеристике детей с интеллектуальными нарушениями часто используют формулу четыре «Д», то есть ребенок, имеющий дефект, перенесший в раннем возрасте депривацию, испытывающий дезадаптацию и проявляющий отклонения в поведении – девиацию. Как известно, высшие психические функции формируются  при жизни, обучение в данном процессе играет первостепенную роль, что доказано и показано отечественной психолого-педагогической школой. Использовать «зону ближайшего развития» по Л.С. Выготскому следует и при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объектом коррекционной работы в процессе обучения является личность ребенка, нивелирование отклонений психофизиологического и психофизического развития. Педагоги имеют возможность и должны в той или иной степени формировать «прижизненные» функции, корректировать имеющийся дефект ребенка или «социальный вывих». Немаловажную роль при этом имеют  реализуемые педагогические технологии, способствующие развитию личности [6].

Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта обучающихся. Формирование коммуникативной компетенции  детей с тяжелыми множественными нарушениями развития – основа для их успешной социальной активности. На основе коммуникативной компетенции формируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные действия, то есть от развития речи, коммуникативной компетенции зависит очень многое, в том числе  – будущее человека.

Формирующиеся в России инновационные социально-экономические процессы требуют внедрения новейших образовательных технологий, нового подхода к обучению детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Многие педагоги не без основания считают, что в современной школе фактически исчерпаны резервы роста эффективности и качества подготовки обучаемых, основанные на использовании словесно-книжных методов, с опорой на традиционные средства обучения. Переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному требует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, методов обучения и способов контроля.

Одним из направлений изменения организации обучения является переход к активной и интерактивной форме, где обучающийся не является пассивным объектом воздействия, а может самостоятельно выполнять разнообразные роли, участвовать в дискуссии, выполнять практическую работу, то есть самостоятельно получать личный образовательный продукт. Диалоговое обучение, создание на занятиях атмосферы «обратной связи», в ходе которой осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося, где воздействие учителя не прямое, а опосредованное, также является важнейшим аспектом интерактивности. Интерактивное обучение  подразумевает использование креативных методов обучения, которые ориентированы, прежде всего, на активизацию познавательной деятельности.

Интерактивное обучение в педагогической и методической литературе называют и технологией, и методом, и формой.   Мы солидарны с мнением, что интерактивное обучение  – это специальная организации познавательной деятельности, которая предполагает особую логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение [4].

В соответствии с законодательными документами,современными  тенденциями развития образования и педагогической науки, задачами, стоящими перед учителем, работающим с детьми с психофизическими отклонениями в развитии, нами были разработаны рабочие программы ряда дисциплин и направлений деятельности:

рабочая программа воспитателя школы-интерната;

рабочие программы по предметам учебного плана (2017-2018,  2018-2019, 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебные годы);

рабочая программа учителя-дефектолога;

рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности»;

рабочая программа коррекционно-развивающей работы (альтернативная коммуникация);

рабочая программа коррекционно-развивающей работы (сенсорное развитие);

рабочая программа коррекционно-развивающей работы (предметно-практические действия);

 рабочая программа коррекционно-развивающей работы (двигательное развитие).

Все указанные рабочие программы прошли соответствующую экспертизу, утверждены на педагогическом совете образовательной организации и реализованы в практической деятельности в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Отметим наиболее важные отличительные особенности программ.

Во-первых, они разработаны с учетом особых образовательных потребностей каждого обучающегося, учитывают психофизические возможности разных нозологических групп детей [5]. То есть в    нашем случае решается проблема  индивидуального подхода к каждому ребенку.

Во-вторых, все программы практико-ориентированы, содержание данных программ направлено на развитие у обучающихся компетенций, необходимых в их повседневной жизни.

В-третьих, реализация программ направлена на создание условий для развития успешности каждого обучающегося, предоставляет альтернативные возможности для детей с ограниченными возможностями здоровья, выполняет функцию «социального лифта» в социализации и адаптации их в обществе, выполняет задачу профориентации.

В-четвертых, программы предполагают  использование активных и интерактивных методов обучения, например, мастер-класс, урок-визуализация, урок-диалог, беседа, мультимедиа урок, сюжетно-ролевая игра,  дидактическая игра,  работа в малых группах и др.

В-пятых, внедрение активных и интерактивных методов обучения и контроля в образовательный процесс направлены также на изменение профессионального сознания педагогов, повышение  профессионального уровня учителя.

Приведем конкретные методические рекомендации организации занятий в рамках наших рабочих программ.

Рабочая программа по предметам учебного плана  для обучающихся 12 класса, предмет – окружающий социальный мир. Тема урока «Профессии пассажирского авиатранспорта». Урок проходит в виде сюжетно-ролевой игры. Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в учебной ситуации. Характерным признаком сюжетно-ролевой игры является отсутствие системы оценивания по ее ходу.

Экипаж пассажирского самолета в составе командира воздушного авиалайнера, штурмана, бортового инженера и стюардов совершал рейс Сургут-Адлер. Обучающиеся  самостоятельно распределяют роли летного состава пассажирского самолета и разыгрывают игру. Учитель выполняет роль консультанта, помощника и модератора. Центральное место занимает не отдельный учащийся, а группа взаимодействующих субъектов, которые стимулируют и активизируют друг друга.

По окончании игры ученики делают вывод о том, как важна слаженность работы экипажа самолета, как ответственна профессия  летчика. К.Даниил, выполнявший роль бортового инженера, сказал по окончании игры: «Нет, я лучше буду разносить напитки пассажирам!». Ж. Константин, командир экипажа, был горд за выполненную работу, когда аплодировали пассажиры после посадки самолета в аэропорту Адлер.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы. Занятие по предметно-практической деятельности. На занятии  осуществляется работа с природным материалом, происходит изготовление «Панно из морских ракушек». Занятие проходит при работе в малых группах. Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий в образовательной деятельности, так как она дает всем обучающимся, в том числе и стеснительным, возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. В частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия. Все это, часто бывает невозможно в большом коллективе [8].

«Почему я спрашиваю тебя, а не говорю сам? Это делается ради беседы» – говорил Сократ. Эти слова служат эпиграфом к уроку по теме «Моя любимая телепередача», предмет речь и альтернативная коммуникация, рабочая программа по предметам учебного плана 2020-2021 учебного года.

 В телепередаче участвуют: Ч. Александр – ведущий телепередачи,   К.Даниил и Ж.Константин как гости студии, участники. Дети с радостью рассказали о своих любимых телепередачах, об их содержании. К. Даниил любит смотреть телепередачу «Автодорога», Ж. Константин «Охота и рыбалка», Ч. Александр – «Загадки человечества».

Рабочая программа по предметам учебного плана на 2020-2021 учебный год. Практические уроки профильного труда в 12 классе проходят в реальной ситуации: обучающиеся производят уборку пришкольной территории от мусора, опавшей листвы, снега, учатся производить отбор хозяйственного инвентаря, проверять инвентарь на исправность, выполнять мелкий ремонт хозинвентаря. Самостоятельность выполнения трудовых функций формирует навыки адаптации, социально-бытовые умения, которые могут быть применены в повседневной жизни. Практические занятия помогают обучающимся понять мотивы трудовой деятельности, раскрывает ее смысл и социальную пользу, формируют навыки социального взаимодействия, что подтверждает правильность выбранной методики.

Помимо рабочих программ по предметам учебного плана нами разработаны программы дополнительного образования детей. Актуальность программ дополнительного образования заключается в том, что работа с детьми направлена на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся как здесь и сейчас, так и на перспективу, выполняется роль «социального лифта» в социализации детей разных возрастных и нозологических групп.

 Важной в плане социальной адаптации и интересной для детей является программа кулинарного кружка «Едим дома» (2018-2019, 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебные годы).

Одним из эффективных методов проведения интерактивных занятий по общеразвивающей программе «Едим дома» является мастер-класс. Мастер-класс – это занятие, которое основано на практических действиях, наглядности, демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной задаче, использовании надпредметных связей. Проведение мастер-класса «Пряничный домик», в рамках коллективно-творческого дела школы «Новогодние хлопоты» и явилось практической реализацией поставленных педагогических задач.  Члены жюри отметили массовость, активность и положительный эмоциональный настрой участников мастер-класса, где дети проявили самостоятельность и инициативность, творческие способности – самостоятельно изготовили рождественские пряники.

В перспективе, обучающиеся кулинарного кружка «Едим дома» способны реализовать творческий мини-проект, а также принять участие в Региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Важным аспектом реализации рабочих программ является получение обратной связи, оценка достижений обучающихся, необходимая коррекция результатов. Разработанные и реализуемые нами рабочие программы включают контрольно-измерительные материалы (КИМ). Контрольно-измерительные материалы предназначены для оценки уровня освоения образовательной программы, формирования базовых учебных действий, формируемых компетенций: предметных и базовых учебных действий на разных этапах обучения [2].

В соответствии с требованиями стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат и личностные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных  отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Основными контрольно-измерительными материалами (КИМ), внашем случае, являются тесты. Контрольные работы в виде вопросов теста широко и повсеместно применяются в педагогической практике.

Нами при оценке результатов освоения обучающимися реализуемых программ также широко используется портфолио. Мы полагаем, что портфолио – эффективное средство мониторинга предметных и личностных достижений обучающихся. Портфолио базируются на стандартах обучения, построены на концепции компетентности, основаны на конечных результатах обучения и представляют собой цепочку взаимосвязанных элементов: стандарт – компетентность – результат. Портфолио способствует определению динамики учебно-познавательной деятельности,  выявлению трудностей по усвоению материала.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными компетенциями осуществляется на основании применения метода комплексной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнения группы специалистов службы сопровождения и учителя. Состав группы специалистов включает педагогических работников: учителей, дефектологов, логопедов, психологов, социальных педагогов, которые хорошо знают ученика.

Для полноты оценки личностных результатов обучающихся с умственной отсталостью учитывается мнение родителей, поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения ребенка в повседневной жизни в различных социальных средах: школьной, семейной, общественной, дружеской [7].

Как показал наш опыт, разработанные рабочие программы и применяемые при их реализации интерактивные методы обучения и контроля способствуют положительной динамике развития обучающихся, повышению уровня их компетенций. Анализ достижений предметных и личностных результатов продемонстрировал, что у обучающихся 12 класса сформированы основные компетенции на минимальном уровне. Результат подтверждается результатом итоговой аттестации по предмету профильный труд. Один обучающийся сдал экзамен на оценку «отлично», три обучающихся на оценку «хорошо», один обучающийся на оценку «удовлетворительно». Обучающиеся 12 класса показали хорошие знания правил техники безопасности при выполнении работы дворника, последовательность работ, применяемый в работе хозинвентарь, оказание первой помощи пострадавшему при низкой температуре воздуха (обморожение лица).

Таким образом, можно заключить, что методическое обеспечение образовательного процесса в виде продуманных рабочих программ,  разработанных в соответствии с ними занятий на основе разнообразных активных и интерактивных методов, использование соответствующих контрольно-измерительных материалов, способствует реализации основных задач федерального государственного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Библиография

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.12 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3. Зимняя, И.А., Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А.Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.

4. Зарипова, Л.Ф. Интерактивное обучение как средство развития профессиональных компетенций при подготовке квалифицированных рабочих (на примере естественнонаучных дисциплин)] магистерская диссертация/ Л.Ф. Зарипова. – Тобольск: ТПИ им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ, 2017. –3с.

5. Колычева, З.И. Технологии социального развития личности в образовательном процессе [Текст]: Учебно-методическое пособие / З.И. Колычева, Н.Н. Суртаева. – СПб: ИОВ РАО; Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2005. – 150 с.

6. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М:Издательский центр «Академия», 1999. – 6 с.

7. Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В.И. Селиверстова.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.– 262 с.

8. Кузнецова, Л.А. Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных школ) образовательных учреждений VIIIвида и родителей.– Санкт –Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2012.–5 с.

Аннотация

Статья посвящена методическому обеспечению образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Авторы дают характеристику авторским рабочим программам, показывают их особенности. В соответствии с идеями и логикой рабочих программ показана особенность организации образовательного процесса на основе активных и интерактивных методов, а также дана характеристика контрольно-измерительным материалам, используемых при реализации программ.

Abstract

The article is devoted to the methodological support of the educational process of pupile with disabilities. The authors give a description of the author's working programs, show their features. In accordance with the ideas and logic of the work programs, the peculiarity of the organization of the educational process based on active and interactive methods is shown, as well as the characteristics of the control and measuring materials used in the implementation of the programs are given.

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья,федеральный государственный образовательный стандарт, компетенция, рабочая программа, интерактивные методы обучения, диагностический, текущий, итоговый контроль, контрольно-измерительные материалы, профессиональный уровень педагога.

Keywords:pupile with disabilities, federal state educational standard, competence, work program, interactive teaching methods, diagnostic, current, final control, control and measuring materials, professional level of the teacher.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО...

Учебно-методический комплекс ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплекс  ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса  разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специа...

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...

Методическая разработка "Методическое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании детей"

Описание учебно-методического комплекса как системы методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ...

Методическая тема самообразования учителя как фактор совершенствования методического обеспечения образовательного процесса по предмету

В условиях модернизации образования школы, совершенствования качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития,...

Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы профессиональных модулей, учебно-методические комплексы.

Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, среднего профессионального образования, актулизированы в соответствии с требованиями ФГОС СПО....