Памятка при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения гласных звуков у глухих учащихся.
учебно-методический материал

Денисова Елена Николаевна

Памятка для педагогов при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения гласных звуков у глухих учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Составила учитель-дефектолог Денисова Е.Н.

Работа над гласными звуками при обучении глухих учащихся произношению начинается с изолированного и протяжного произношения звуков:  а___, о___, у___, э___, и___, ы___ .

Протяжное произнесение создает условия для длительного удержания речевых органов в необходимом положении. Тем самым создаются условия, обеспечивающие неоднократность действия раздражителя, что необходимо для формирования динамического стереотипа.

При произнесении гласных в речевом потоке имеет место разная степень напряженности артикуляционного аппарата. Сильнее всего она выражена в том случае, если гласный находится в ударной позиции или в начале слова. Наиболее четкое выражение артикуляционных признаков звука имеет место при достаточном напряжении речевых органов. В связи с этим целесообразно предлагать учащимся систему упражнений, при выполнении которой автоматизируемый гласный звук находится в позиции напряженной артикуляции. То есть отрабатывать гласный звук под ударением, а также в начале слога и слова. При выполнении данного типа упражнений можно взять такой, например, речевой материал.

1. Ударная позиция звука:

2. Позиция в начале слога, слова:

Звук а:

тата тата тата

папа папа папа        

чашка, пила, заяц 

ат ат ат

ап ап ап

арбуз, автобус, апельсин

Звук о:

по по по

глобус, гвозди, роза 

оп оп оп

остров, ослик, облако

Звук у:

туту туту туту

пупу пупу пупу

туфли, курица, зубы

ут ут ут

уп уп уп

упала, устала, ушла

Звук и:

тити тити тити

пипи пипи пипи

сливы, вилка, улитка

ит ит ит

ип ип ип

иголка, индюк, игрушки

Звук ы:

тыты тыты тыты

пыпы пыпы пыпы

рыба, тыква, мышка

Не отрабатывается

Следует помнить, что в устной речи гласные звуки встречаются в ударной и безударной позициях. В ударной их артикуляция не меняется, в безударном может меняться, например, гласные могут редуцироваться. Закрепление артикуляции гласных должно осуществляться в процессе их отработки в обеих позициях, например:

ТАта — парта, палка

таТА — вода, луна

таТАта — упала, устала

Исключение составляет отработка о, закрепление которого нужно проводить только в ударной позиции, так как в безударном положении этот звук произносится как а. Это правило орфоэпии глухие учащиеся должны соблюдать.

В устной речи гласные звуки могут находиться в различных позициях по отношению к согласным. Так, например, гласный звук может предшествовать согласному: ап(аптека), ал(Алтай), ат(атлас) и др. В других словах гласный может следовать за согласным, например: па(парта), ла(лампа), са(санки). Наконец, гласные могут находиться в позиции между согласными, например: мас(масло), пал(палка), шаш(шашки).

Закрепление правильного произношения гласных звуков необходимо осуществлять в различных позициях. Для этого можно взять следующий речевой материал.

Для отработки звука а:

а)        перед согласными: ап, ас, ам; абрикосы, автомобиль, армия;

б)        между согласными: пап, сас, тат; платье, батон, рубанок,

в)        после согласного: па, са, та; кукла, мишка, роза.

Для отработки звука у:

а)        перед согласными: уп, ус, ум; ухо, удочка, узел;

б)        между согласными: тут, сус, мум; капуста, булка, туча;

в)        после согласного: пу, су, му; на пруду, на берегу, в кругу.

Аналогичным образом подбирается материал и для отработки других гласных.

Известно, что в изолированном виде в потоке устной речи гласные звуки встречаются довольно редко. Как правило, они находятся в сочетаниях между собой и с согласными. Поэтому в системе упражнений следует предусматривать отработку гласного звука в различных комбинаторных условиях. Например, звук а можно отрабатывать в таких употребительных сочетаниях:

а)        па... палка                    ка... фуражка

са... санки                           ша... шапка

та... Таня                           ла ... лампа и т.д.

б)        ручка упала (сочетаются гласные ау)

Ира и Оля (сочетаются гласные аио)

у Ани (сочетаются гласные у а) и т. д.

Закрепление и совершенствование правильного произношения должны обеспечить формирование у учащихся умения дифференцировать близкие по артикуляции гласные звуки. Поэтому необходимо давать упражнения, которые помогают различать звуки по движению языка в глубь рта и по подъему языка.

Гласные нужно дифференцировать:

  • по движению языка в глубь рта: а — у, а — о, у — а, у — о, а — о — у, и — ы;
  • по подъему спинки языка: а — и, а — э, и — э, а — э — и.

При определении последовательности упражнений, в процессе выполнения которых происходит отработка гласных звуков, надо исходить из того, что первоначально должны формироваться грубые дифференцировки, а затем более тонкие. Так, например, если речь идет о различении по движению языка в глубь рта, то прежде всего необходимо формировать умение различать ау, при произнесении которых это движение выражено более ярко, а потом: а — о, где оно выражено в меньшей степени. Точно так же и в отношении подъема языка: вначале следует предлагать дифференцировать звуки а — и, и — а, а затем и—э, э — и, а — э, э — а, так как в последних случаях разница в подъеме языка менее значительна.

Таковы основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при построении системы упражнений, во время выполнения которых осуществляется закрепление артикуляции гласных.

ЛИТЕРАТУРА:

Волкова К. А., Казанская В. Л., Денисова О. А. Методика обучения глухих детей произношению: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся

Памятка для педагогов при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся....

Упражнения для закрепления правильного произношения звука С

Упражнения для закрепления правильного произношения звука [С]....

Задания и упражнения для закрепления правильного произношения звука [Ы]

Задания и упражнения для автоматизации звука [Ы]...

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков н, нь - т, ть

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков н, нь - т, ть...

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков м-мь, н-нь

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков м-мь, н-нь...

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков к-х

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков к-х...

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков кь-ть

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков кь-ть...