Памятка при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения гласных звуков у глухих учащихся.
учебно-методический материал
Памятка для педагогов при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения гласных звуков у глухих учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Составила учитель-дефектолог Денисова Е.Н.
Работа над гласными звуками при обучении глухих учащихся произношению начинается с изолированного и протяжного произношения звуков: а___, о___, у___, э___, и___, ы___ .
Протяжное произнесение создает условия для длительного удержания речевых органов в необходимом положении. Тем самым создаются условия, обеспечивающие неоднократность действия раздражителя, что необходимо для формирования динамического стереотипа.
При произнесении гласных в речевом потоке имеет место разная степень напряженности артикуляционного аппарата. Сильнее всего она выражена в том случае, если гласный находится в ударной позиции или в начале слова. Наиболее четкое выражение артикуляционных признаков звука имеет место при достаточном напряжении речевых органов. В связи с этим целесообразно предлагать учащимся систему упражнений, при выполнении которой автоматизируемый гласный звук находится в позиции напряженной артикуляции. То есть отрабатывать гласный звук под ударением, а также в начале слога и слова. При выполнении данного типа упражнений можно взять такой, например, речевой материал.
1. Ударная позиция звука: | 2. Позиция в начале слога, слова: |
Звук а: тата тата тата папа папа папа чашка, пила, заяц | ат ат ат ап ап ап арбуз, автобус, апельсин |
Звук о: по по по глобус, гвозди, роза | оп оп оп остров, ослик, облако |
Звук у: туту туту туту пупу пупу пупу туфли, курица, зубы | ут ут ут уп уп уп упала, устала, ушла |
Звук и: тити тити тити пипи пипи пипи сливы, вилка, улитка | ит ит ит ип ип ип иголка, индюк, игрушки |
Звук ы: тыты тыты тыты пыпы пыпы пыпы рыба, тыква, мышка | Не отрабатывается |
Следует помнить, что в устной речи гласные звуки встречаются в ударной и безударной позициях. В ударной их артикуляция не меняется, в безударном может меняться, например, гласные могут редуцироваться. Закрепление артикуляции гласных должно осуществляться в процессе их отработки в обеих позициях, например:
ТАта — парта, палка
таТА — вода, луна
таТАта — упала, устала
Исключение составляет отработка о, закрепление которого нужно проводить только в ударной позиции, так как в безударном положении этот звук произносится как а. Это правило орфоэпии глухие учащиеся должны соблюдать.
В устной речи гласные звуки могут находиться в различных позициях по отношению к согласным. Так, например, гласный звук может предшествовать согласному: ап(аптека), ал(Алтай), ат(атлас) и др. В других словах гласный может следовать за согласным, например: па(парта), ла(лампа), са(санки). Наконец, гласные могут находиться в позиции между согласными, например: мас(масло), пал(палка), шаш(шашки).
Закрепление правильного произношения гласных звуков необходимо осуществлять в различных позициях. Для этого можно взять следующий речевой материал.
Для отработки звука а:
а) перед согласными: ап, ас, ам; абрикосы, автомобиль, армия;
б) между согласными: пап, сас, тат; платье, батон, рубанок,
в) после согласного: па, са, та; кукла, мишка, роза.
Для отработки звука у:
а) перед согласными: уп, ус, ум; ухо, удочка, узел;
б) между согласными: тут, сус, мум; капуста, булка, туча;
в) после согласного: пу, су, му; на пруду, на берегу, в кругу.
Аналогичным образом подбирается материал и для отработки других гласных.
Известно, что в изолированном виде в потоке устной речи гласные звуки встречаются довольно редко. Как правило, они находятся в сочетаниях между собой и с согласными. Поэтому в системе упражнений следует предусматривать отработку гласного звука в различных комбинаторных условиях. Например, звук а можно отрабатывать в таких употребительных сочетаниях:
а) па... палка ка... фуражка
са... санки ша... шапка
та... Таня ла ... лампа и т.д.
б) ручка упала (сочетаются гласные ау)
Ира и Оля (сочетаются гласные аио)
у Ани (сочетаются гласные у а) и т. д.
Закрепление и совершенствование правильного произношения должны обеспечить формирование у учащихся умения дифференцировать близкие по артикуляции гласные звуки. Поэтому необходимо давать упражнения, которые помогают различать звуки по движению языка в глубь рта и по подъему языка.
Гласные нужно дифференцировать:
- по движению языка в глубь рта: а — у, а — о, у — а, у — о, а — о — у, и — ы;
- по подъему спинки языка: а — и, а — э, и — э, а — э — и.
При определении последовательности упражнений, в процессе выполнения которых происходит отработка гласных звуков, надо исходить из того, что первоначально должны формироваться грубые дифференцировки, а затем более тонкие. Так, например, если речь идет о различении по движению языка в глубь рта, то прежде всего необходимо формировать умение различать а—у, при произнесении которых это движение выражено более ярко, а потом: а — о, где оно выражено в меньшей степени. Точно так же и в отношении подъема языка: вначале следует предлагать дифференцировать звуки а — и, и — а, а затем и—э, э — и, а — э, э — а, так как в последних случаях разница в подъеме языка менее значительна.
Таковы основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при построении системы упражнений, во время выполнения которых осуществляется закрепление артикуляции гласных.
ЛИТЕРАТУРА:
Волкова К. А., Казанская В. Л., Денисова О. А. Методика обучения глухих детей произношению: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся
Памятка для педагогов при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся....
Упражнения для закрепления правильного произношения звука С
Упражнения для закрепления правильного произношения звука [С]....
Задания и упражнения для закрепления правильного произношения звука [Ы]
Задания и упражнения для автоматизации звука [Ы]...
Упражнения для закрепления правильного произношения звуков н, нь - т, ть
Упражнения для закрепления правильного произношения звуков н, нь - т, ть...
Упражнения для закрепления правильного произношения звуков м-мь, н-нь
Упражнения для закрепления правильного произношения звуков м-мь, н-нь...
Упражнения для закрепления правильного произношения звуков к-х
Упражнения для закрепления правильного произношения звуков к-х...
Упражнения для закрепления правильного произношения звуков кь-ть
Упражнения для закрепления правильного произношения звуков кь-ть...