Выступление на родительском собрании. «Познавательное развитие детей с недостатками слуха через экспериментальную деятельность»
консультация

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobr_poznanie_cherez_eksperiment.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Выступление на родительском собрании.

«Познавательное развитие детей с недостатками слуха

через экспериментальную деятельность»

                                                                                         Учитель – дефектолог

                                                                                   Кудряшова М.Ф.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха.

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю…

Конфуций

Дети по своей природе - исследователи. А дети с нарушением слуха не имея возможности слышать звуки окружающего мира постоянно находятся в поиске. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.

Введению термина «экспериментирование» наука обязана швейцарскому психологу и философу Ж. Пиаже. Он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Психолог     Поддъяков  Н. Н. в   качестве    основного   вида   ориентировочно- исследовательской  (поисковой)   деятельности детей выделяет экспериментирование, которое, является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность глухих детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития не истощаемой ориентировочно- исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей с нарушением слуха, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами обозначающие новые признаки, свойства, явления и объекта. Важным условием овладения речью дошкольника с нарушениями слуха является наличие интереса к предметам и явлениям, поддержания их активности в процессе наблюдений и практических действий.

По его мнению, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя ситуацию делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. т. е. развивается мышление. А глухие дети с большим трудом овладевают разно-аспектным анализом и обобщением предметов, с чем, в частности, связано слабое развитие у них игровой деятельности, творческого воображения, мышления. У детей дошкольного возраста основными являются: наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления.

Детское экспериментирование пронизывает все сферы деятельности: приём пищи, игру, занятие, прогулку. Это замечательное средство интеллектуального развития дошкольников с нарушением слуха. Оно позволяет ребёнку самому найти ответ на вопрос "как?", "почему?". Дети с нарушением слуха воспринимают материал на зрительной основе. Очень важно создавать условия в которых дети манипулируя с предметами наглядно видят результат, могут его потрогать, поиграть, почувствовать. Потребность глухих детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития не истощаемой ориентировочно- исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей с нарушением слуха, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами обозначающие новые признаки, свойства, явления и объекта. Важным условием овладения речью дошкольника с нарушениями слуха является наличие интереса к предметам и явлениям, поддержания их активности в процессе наблюдений и практических действий.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Умение чётко выразить свою мысль стимулирует развитие речи.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Также детское экспериментирование тесно связано с изобразительной деятельностью, чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Именно в процессе экспериментирования происходит интеллектуальное, эмоционально- интенсивное развитие, совершенствуются такие новообразования, как произвольное поведение, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Речевое развитие детей"

Материал содержит рекомендации для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста, младших школьников. Полезна логопедам, педагогам начальных классов,, воспитателят ДОУ....

Презентация. Родительское собрание: "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста".

Презентация предназначена для родителей детей 2-  4 лет. Цель: профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста....

Приказ №36-в от 03.04.2019 года О подготовке родительского собрания ."Речевое развитие детей"

Провела консультацию на родительском собраниипо теме : "Речевое развитие детей"...

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста»

       Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего школьного          возраста.        ...