Развитие познавательных способностей детей с ТМНР через экспериментальную деятельность
статья
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы.
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи
Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитательных занятий по дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адаптированной программе в разделе «Ознакомление с окружающим миром».
Построение занятий ориентировано на решение следующих задач:
- Формирование представлений детей о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны (мебель, посуда и т.п.);
- Формирование представлений детей о мире природных явлений, окружающих человека (смена времен года, листопад, снегопад и т.д.), и умение видеть причинно – следственные отношения в мире этих явлений.
Остановимся более подробно на необходимости и педагогической целесообразности изучения природных явлений.
Изучение живой природы, ее закономерностей способствует у детей с нарушениями в развитии решению целого ряда коррекционно-воспитательных задач:
- Формирование у детей целостного представления об окружающем мире, понимание сущности самой природы;
- Обогащение чувственного опыта ребенка, привитие практических навыков, необходимых для дальнейшей успешной социализации;
- Развитие всех познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;
- Расширение и пополнение словаря ребенка, обучение овладению необходимыми коммуникативными компетенциями для формулирования несложных выводов по изучаемому материалу;
- Коррекция эмоционально – волевой сферы ребенка, реализация разнообразных воспитательных задач.
Важную роль в познавательном развитии детей с тяжелыми нарушениями в развитии играет практическая, специальным образом организованная исследовательская деятельность, которая позволяет такому ребенку научиться наблюдать и чувствовать красоту окружающего мира, природы в частности. Видеть, улавливать, а по возможности самостоятельно или с помощью воспитателя устанавливать причинно – следственные отношения и связи в изучаемых объектах и явлениях, приходить к умозаключениям и делать выводы.
И первостепенное значение в этом принадлежит экспериментальной деятельности. Проведение несложных опытов позволяет ребенку пронаблюдать, сравнить, ответить на вопросы, сделать выводы, самостоятельно повторить опыт или его часть для лучшего понимания происходящего в эксперименте, и в процессе практической работы установить элементарные причинно – следственные связи и отношения изучаемого объекта или явления.
По данной теме мною было проведено коррекционно – воспитательное занятие на тему: «Правильно питайся - здоровья набирайся». Основой занятия послужил эксперимент по проращиванию зеленых перьев лука в домашних условиях. Занятие было построено по принципу от простого к сложному, сначала была предложена проблемная ситуация, затем пути ее решения и в завершении занятия детям было предложено в ходе самостоятельной практической деятельности поставить опыт по проращиванию зеленых перьев лука и было показано для чего это может быть использовано в дальнейшем: дети самостоятельно приготовили витаминный салат. В процессе занятия дети побуждались к общению, делали выводы по каждой части занятия, учились наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, и в конце занятия пришли к выводу: что для роста растений нужны вода, тепло и свет, поэтому зимой, когда нет этих условий – природа «засыпает», а весной при наступлении теплых и ясных дней, природа «просыпается».
Конспект занятия
Тема: «Правильно питайся – здоровья набирайся».
Цель: формировать у детей навыки поисково-познавательной деятельности путем экспериментирования.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять представления детей об основных правилах здорового образа жизни;
- закреплять представления детей об овощах, их пользе для укрепления здоровья;
- учить детей делать выводы в процессе экспериментирования, побуждать включаться в совместную деятельность.
Развивающие:
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, отвечать на вопросы полным ответом.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к совместной исследовательской деятельности.
Оборудование: предметные картинки по теме «Овощи», «Азбука здоровья», видеопрезентация, кукла Маша, натуральные овощи, луковицы для эксперимента, стаканы, емкости с водой, терка, ножи, доски, ложка, салатник, подсолнечное масло, фартуки 3 шт.
План:
- Оргмомент, приветствие гостей
- Сюрпризный момент, постановка учебной задачи
- Сообщение темы занятия
- Беседа об овощах, их полезных свойствах
- Физкультминутка
- Опыты и экспериментальная деятельность детей
- Приготовление витаминного салата (практическая деятельность детей)
- Обобщение
Ход занятия:
- Оргмомент. Актуализация представлений детей о времени года (работа по видеопрезентации)
- Постановка учебной задачи. (кукла Маша заболела, как ей помочь?)
- Ребята, давайте вспомним и назовем основные правила, которые помогают нам сохранить здоровье и не болеть. Эти правила называются «правила здорового образа жизни». Их соблюдение помогает нам быть здоровыми, веселыми и бодрыми даже зимой. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из этих правил, а именно «Питайся правильно».
- Тема нашего занятия «Правильно питайся – здоровья набирайся».
- Сегодня мы будем говорить об овощах, их полезных свойствах, немного экспериментировать с ними и в процессе практической работы приготовим витаминный салат.
- Беседа об овощах, их полезных свойствах
Проводится беседа о пользе овощей моркови, помидора и лука. (с использованием разнообразного демонстрационного материала, натуральных овощей). Дети наблюдают, сравнивают, делают вывод.
- Физкультминутка
- Опыты и экспериментальная деятельность детей.
- А теперь мы переходим ко 2 части нашего занятия.
- Я открою вам маленький секрет: зеленые перья лука вы можете вырастить сами, даже зимой и не сажая при этом лук в землю. Хотите узнать как?
- Для этого давайте заглянем в нашу лабораторию, и профессор Руслан нам все объяснит. А потом мы сделаем этот эксперимент самостоятельно.
Рассказ ребенка. Мы взяли обычную луковицу. Определили у нее верхнюю и нижнюю часть, и поставили в емкость с водой корнями вниз. Через 10 дней у луковицы удлинились корни и появились зеленые перья. Лук начал прорастать. (проводится анализ 3-х экспериментальных образцов).
- Какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Для роста растений нужна вода.
- Ребята, а вы хотите сами попробовать прорастить лук, вырастить зеленые перья?
- Что вам для этого нужно? Луковица, вода и стаканчик.
- Сейчас каждый из вас поставит свой опыт, за его результатами будем наблюдать в течение 2 недель, и определим, у кого луковица проросла быстрее.
- А как вы думаете, где луковица быстрее прорастет и даст сочные перья в темном или светлом помещении? В светлом.
- Еще один вывод я вам подскажу, для роста растений нужен свет и тепло.
Поэтому зимой природа спит, а весной, когда на улице становится теплее и солнечнее природа оживает, просыпается.
-Итак, что мы сейчас с вами делали, мы делали выводы после проведения опытов с луком. И узнали, что для роста растений необходимы вода и свет.
- Посмотрите, у меня есть зеленые перья лука, их можно съесть. Как вы думаете, вкусно будет? Нет, потому что лук горький.
- Что же делать? Давайте измельчим все овощи, о которых мы сегодня говорили и сделаем витаминный салат. (дети измельчают овощи, используя нож и терку).
- Приготовление витаминного салата
- Обобщение, итог
- Сегодня на занятии мы говорили об овощах, их пользе для здоровья человека, о простых правилах здорового образа жизни. Проводили эксперимент и делали выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью через экспериментальную деятельность с неживой природой
В статье представлен опыт работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми в ДОУ компенмирующего вида....
Творческая деятельность, как способ развития познавательных способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста
Методические рекомендации...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.Формирование творческой личности - одна из важных зада...
Развитие познавательных способностей детей посредством организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми (Презентация)
Презенетация программы “Развитие" НОУ “Учебный центр им. А. В. Венгера"...
Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы
Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитате...
развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
"Развитие речи у детей с ТМНР через пальчиковые, дидактические игры и попевки».
Пальчиковые игры, зачем они нужны, как они могут помочь ребенку в речи. Пальчиковые игры помогают ребенку сконцентрировать внимание на взрослом, учат повторять за взрослым движения и слова. Хорошо раз...