Методическая разработка к учебно - игровому пособию "Волшебная коробочка"
методическая разработка

Учебно - методическое пособие для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_korobochka.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к учебно – игровому пособию

«Волшебная коробочка»

                                                                                 Автор: учитель - дефектолог    

                                                                              Кудряшова М.Ф.

                                                                   

Алгоритм методической разработки.

Направленность.

Предпосылки.

 

Вид.

Предназначение.

Актуальность.

Цель.

Задачи.

Описание пособия.

Основные достоинства.

Ожидаемый результат.

Этапы работы.

Тематический план.

Диагностические материалы.

Инструментарий к диагностике.

Список использованной литературы.

Приложения.

Направленность: Познание окружающего мира и  развитие психических процессов.

Предпосылки:  Обогащение материально-технической базы детского сада и развивающей среды группы.

Вид: Учебно-методическое пособие.

Предназначение: для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность: 

  Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

  Наличие особенностей моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы (грубая моторика, тонкая моторика рук, артикуляционная и лицевая моторика).

  «До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов.

  Развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и  понятную ему. В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки разных цветов и размеров. На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.

  Разноцветные прищепки помогают дольше сохранять работоспособность ребенка. Играя с разноцветными прищепками, дети советуются, обсуждают, радуются, если у них получается задуманное. Игры с разноцветными   прищепками доставляют радость и веселье всем.

  Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М.Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- расширять представления детей об окружающем мире по темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Транспорт», «Растения», «Насекомые», «Животные и их детеныши», «Улицы города», «Посуда».

- развивать познавательный интерес, речевую активность;

- способствовать расширению и активизации словаря воспитанников по лексическим темам;

- формировать правильное звукопроизношение;

- формировать навыки слогового анализа и синтеза.

Коррекционно – развивающие:

- развивать произвольность внимания, мышление, творческое воображение;

- развивать ощущения собственных движений;

- развивать мелкую моторику рук и координацию движений;

- развивать сенсорные и пространственные представления;

- развивать речь детей;

- развивать интонационную выразительность речи.

Коррекционно – воспитательные:

- формировать  навыки сотрудничества и взаимопомощи;

- воспитывать самостоятельность, усидчивость;

- прививать умения адекватной оценки результата.

Описание пособия.

    Коробка в форме куба 20х20х20 см.  Каждая сторона куба обклеена самоклеющейся  пленкой в разные цвета -  красный, синий, желтый, зеленый; нижняя и верхняя стороны – в коричневый. При открытии крышки коробки, кубик превращается в домик.  К верхнему краю каждой стороны куба прикреплена полоска ткани, соответствующего цвета.

    В коробке лежат прищепки разных цветов: синие большие (5 шт.), синие маленькие (10 шт.); красные большие (5 шт.), красные маленькие (10 шт.); белые большие (5 шт.), белые маленькие (10 шт.); зеленые (10 шт.), желтые (10 шт.), коричневые (10 шт.), розовые (10 шт.), оранжевые (10 шт.), черные (10 шт.); плоскостные изображения предметов из картона с недостающими элементами (например: заяц без ушей); наборные полоски из картона (5х15), квадраты из картона (большие и маленькие).

Основные достоинства:

- многофункциональность;

- яркость и красочность;

- возможность складывать, переставлять, переносить;

- возможность участия одного ребенка, подгруппы, всей группы детей;

- использование в различных видах игр, на занятиях, в свободной деятельности детей.

Ожидаемый результат:

- создать  условия для учебно-игровой деятельности;

- расширить и углубить представления детей об окружающем мире;

- активизировать словарь детей;

- повысить уровень развития внимания, мышления, творческого воображения; мелкой моторики рук, координации движений; сенсорных и пространственных представлений;

- развить навыки сотрудничества и умения работать в коллективе.

Этапы работы:

I этап – подготовительный (ноябрь- январь).

Изготовление учебного пособия (презентация 17.01.2013 г.)

II этап – формирующий (творческий) (февраль -  первая  половина апреля).

Реализация основных видов деятельности.

1.Знакомство с «Волшебной коробочкой».

2. Игры с прищепками для развития мелкой моторики.

3. Сенсорные игры с прищепками.

4. Игры с прищепками для развития творческого воображения.

5. Игры-драматизации с использованием прищепок.

6. Развитие интонационной выразительности речи в играх с прищепками.

7.  Формирование пространственных представлений в играх с прищепками.

8. Игры с прищепками в логопедических упражнениях.

9. Автоматизация произношения звуков в играх с прищепками.

10. Сценарий развлечения «Непослушный котенок».

III этап – заключительный (IV неделя апреля – II неделя мая):

Обобщение материалов и результатов работы - сравнительный анализ развития психических процессов: сентябрь 2012 г. – май 2013 г.

Тематический план.

Время проведения

Вид игровой деятельности

Форма организации игровой деятельности

Количество

Февраль

I неделя

Знакомство с «Волшебной коробочкой».

Непосредственно образовательная деятельность

1

Февраль- Апрель

Игры с прищепками для развития мелкой моторики.

Индивидуальная и подгрупповая работа, самостоятельная деятельность.

2 раза в неделю

Февраль- Апрель

Сенсорные игры с прищепками.

Индивидуальная и подгрупповая работа

2 раза в неделю

Февраль- Апрель

Игры с прищепками для развития творческого воображения.

Индивидуальная работа

1 раз в неделю

Февраль- Апрель

Игры-драматизации с использованием прищепок.

Индивидуальная и подгрупповая работа

1 раз в неделю

Февраль- Апрель

Развитие интонационной выразительности речи в играх с прищепками.

Индивидуальная и подгрупповая работа

1 раз в неделю

Февраль- Апрель

  Формирование пространственных представлений в играх с прищепками.

Часть непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП.

2 раза в неделю

Февраль- Апрель

Игры с прищепками в логопедических упражнениях.

Индивидуальная и подгрупповая работа

1 - 2 раза в неделю

Февраль- Апрель

Автоматизация произношения звуков в играх с прищепками.

Индивидуальная работа

  1. 2 раза в неделю

IV неделя апреля

«Непослушный котенок»

Развлечение.

1

Список использованной литературы.

1. Володина В. С. Альбом по развитию речи. М. – Росмэн, 2009 г.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. – 1991 г.

3. Иванова Н. В. Кто угадает? Загадки обо всем. Новосибирск – 2008 г.

4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.- Владос, 1998 г.

5.Кандрыкинская Л. А., Вострухина Т.Н. художественная литература в развитии творческих способностей  старших дошкольников. М. – 2006 г.

6. Кирьянова Р.А. «Диагностический материал для психолого – логопедического обследования детей», СП. – КАРО, 2007 г.

7. Минаева В.М. развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М. – 1999 г.

8. Миронова С.А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. – 2007 г.

9. Михалков С. В. Где обедал воробей? Стихи. М. – 2003 г.

10. Пожиленко Е. Л. Волшебный мир звуков и слов. СПб. – 2008 г.

11.Фадеева Ю.А., Пичугина Г. А., Жилина И.И. Игры с прищепками. Творим и говорим. М. – 2011 г.

12. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М. – 2007 г.

13. Швайко Г.С. игры и игровые упражнения для развития речи. М. – 1988 г.

14. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. «Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом».

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1.Знакомство с «Волшебной коробочкой».

Цель: познакомить детей  с новым игровым пособием; с прищепками и их предназначением в быту.

Оборудование: коробка, обклеенная со всех сторон бумагой разного цвета; разноцветные прищепки.

Ход занятия:

 Педагог рассказывает детям о том, что это не коробочка – а сказочный домик (открывает коробочку и делает крышу),  где  каждая комната окрашена в свой цвет. А прищепки – это наши человечки, которые живут в домике.

Детям предлагается взять прищепки в руки, рассмотреть их  внимательно и поиграть с ними.

Педагог показывает каждому малышу как, удерживая тремя пальчиками прищепку, можно прикрепить ее к веревочке, сопровождая свои действия словами:

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Затем педагог показывает детям, как прищепка может открывать и закрывать «ротик» (для этого удерживая прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальцами и раскрываем ее; в этот момент локоть опирается на поверхность стола).

Далее педагог предлагает малышам самостоятельно помочь прищепке раскрыть и закрыть «ротик». При возникновении затруднений взрослый сжимает пальчики ребенка, обращая внимание на то, что нужно сильнее нажать, чтобы «ротик» прищепки раскрылся.

Далее прищепка превращается в различных животных, который открывают и закрывают «ротик».

Итог: педагог спрашивает понравился ли детям домик, человечки, которые в нем живут и хотят ли они еще с ними играть.

2. Игры с прищепками для развития мелкой моторики.

Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста.

Лиса.

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Ротик открывает, зайчиков пугает.

Крокодил.

В зоопарке воробей пообедал у зверей.

А зубастый крокодил чуть его не проглотил.

Гусь.

- Га-га-га, - гогочет гусь,

- Я семьей своей горжусь!

Аист.

Аист крылья расправляет,

Аист клювик раскрывает.

Птичка.

Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево. Открытая прищепка наклоняется к поверхности стола и закрывается (повторить несколько раз). Рука возвращается в исходное положение.

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки склевала,

Птичка вновь защебетала.

Черепашка.

Прищепка при произнесении последней строчки стихотворения  «кусает» за палец левой руки.

Ах, обжора-черепашка!

Панцирь – вот её рубашка.

Поплывет – и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнет она немножко,

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора,

Цап – и схватит комара.

Но еды ей не хватило:

Цап! Меня за пальчик схватила!

                                           И.Лопухина

Угостим Жучку.

Оборудование: прищепки, вырезанные их картона косточки не менее 15 см. длиной (по количеству детей), миска.

Детям предлагается взять из миски по одной косточке левой рукой. В правой руке у каждого ребенка прищепка – «Жучка». Правая рука подносится к левой, прищепка захватывает косточку.

После ужина убрались,

В миске косточки остались.

Косточки мы соберем

И собачке отнесем.

Жучка косточку схватила

В уголочек утащила.

Глупая ворона.

Оборудование: прищепки темного цвета, сложенные в виде конфет фантики (по количеству детей).

Перед каждым ребенком на столе лежит фантик. Взрослый наклоняет кисть руки к столу и захватывает прищепкой фантик. Затем кисть руки возвращается в исходное положение.

Увидела бумагу-

Да как ее ухватит.

Думала конфета,

Оказалось…фантик!

В следующих упражнениях задействованы обе руки, которые ритмично открывают и закрывают прищепки по ходу проговаривания текста.

Собаки.

Две собаки лают,

Друг друга не кусают.

Только голос подают,

Видно, зубы берегут.

Грачата.

Двое маленьких грачат

Целый день в гнезде кричат.

Открывают рты грачата:

Очень есть они хотят.

Зайчики.

- Глазки мыли?

- Мыли.

- Ушки мыли?

- Мыли.

- Лапки мыли?

- Мыли.

- Хвостик мыли?

- Нет, забыли.

Интересный разговор.

Лягушенок: «Квак-квак!»

А утенок: «Кряк-кряк!»

Все сказали, все спросили.

Хорошо поговорили.

                             Б.Липанович

Зайчик и собака.

Указательный и средний пальцы левой руки подняты вверх, остальные сжаты. Указательный и большой пальцы правой руки открывают и закрывают  прищепку. Во время произнесения последней строчки стихотворения левая рука прячется за спину.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает

И собаку выпускает.

Собака злая лает

Зайчик убегает.

3. Сенсорные игры с прищепками.

 Разноцветная коробочка.

Цель: обучать детей сличению предметов по цвету.

Оборудование: «волшебная коробочка», прищепки красного, синего, зеленого и синего цвета.

1 вариант (для индивидуальной работы).

Ребенок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки к краям коробки, распределяя их соответственно цвету каждой стороны коробки.

2 вариант (для подгрупповой работы).

Четверо детей выполняют инструкцию взрослого. Каждый ребенок выбирает и прикрепляет к краю коробки прищепку соответствующего цвета, который ему назвал педагог.

По бокам коробки

Огонек горит.

Какие брать прищепки,

Он нам говорит.

Ты выбирай, не путай,

Внимательно смотри,

Такую же по цвету

Прищепку прикрепи.

Зубастики.

Цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов.

Оборудование: четыре прищепки основных цветов, вырезанные из картона огурец, помидор, груша, баклажан.

- Жили-были разноцветные зубастики. Ребята, назовите какого они цвета (красного, желтого, зеленого, синего). Зубастики любили все грызть. Но каждый зубастик выбирал предметы только своего цвета.

Красный зубастик ест помидор.

Желтый за грушей полез на забор.

Синий ест баклажан: молодец!

Зеленый зубастик ест огурец.Каждый ребенок «угощает» зубастиков овощами и фруктами, оречевляя свои действия.

Разноцветный заборчик.

Цель: закрепить названия основных цветов, тренировать в ориентации на плоскости (верх-низ).

Оборудование:  полоски картона 5х15 см., комплекты по 8 – 10 прищепок двух цветов (по количеству детей).

Каждому из детей раздаются комплекты по 8 – 10 прищепок двух цветов. Дети должны построить «заборчик»: чередуя прищепки по цвету, прикрепить их к верхней стороне полоски картона (другой вариант – к нижней).

Гномики.

Цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов.

Оборудование: «Волшебная коробочка», прищепки зеленого, синего, красного и желтого цветов.

Перед детьми стоит «Волшебная коробочка», внутри прищепки.

- Жили веселые гномики в домике.

Педагог высыпает из коробочки все прищепки и перемешивает их со словами:

Пошли гномики гулять.

Вы им скорее помогите,

В комнаты свои

Их проводите.

Дети прикрепляют прищепки к краю коробки, соотнося по цвету.

Усложнение  (дополнительное оборудование – прищепки коричневого цвета).

Детям предлагается к крыше домика подобрать и прикрепить прищепки соответствующего (коричневого) цвета.

Платочки.

Цель: закрепить понятия «большой – маленький», «большая- поменьше» (прищепка)

Оборудование: комплекты (по количеству детей) из двух картонных квадратов (платочки) разного размера и 12 маленьких и больших прищепок.

Каждому ребенку педагог дает по 2 квадрата разного размера и по 6 маленьких и больших прищепок. Детям предлагается подобрать и прикрепить к большому  «платочку» большие «кисти» (прищепки), а к маленькому – маленькие.

Шаль с бахромой.

Цель: закреплять понятия «большой – маленький».

 Оборудование: комплекты (по количеству детей) квадратов 10х10 см. (шаль), маленькие и большие прищепки.

Каждому ребенку педагог дает по квадрату и комплект маленьких и больших прищепок. Детям предлагается украсить «шаль» «бахромой» чередуя большие и маленькие прищепки.

4. Игры с прищепками для развития творческого воображения.

Для проведения данных игр нужно вырезать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки. (стихи Г.А. Пичугина)

Зайчик.

Мерзнет зайка на опушке,

Спрятал лапки, спрятал ушки.

Зайка, зайка, не дрожи,

Лапки, ушки покажи.

(прикрепить отсутствующие лапки и ушки).

Ежик.

Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ежик.

Мы сейчас тебе поможем.

(прикрепить отсутствующие « иголки»).

Солнышко.

Солнышко утром

Рано встает.

Лучики тянет – тепло нам дает.

(прикрепить отсутствующие « лучики»).

Самолет.

Самолет, самолет

Отправляется в полет.

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда.

(прикрепить отсутствующие « крылья» и «хвост»).

Птичка.

Клювик, крылышки и хвостик –

Прилетела птичка в гости.

(прикрепить отсутствующие « крылышки» и «хвостик»).

Дом.

Дом сломался – вот беда.

Вот крылечко. Где труба?

Мы умеем мастерить,

Можем домик починить.

(прикрепить отсутствующую « трубу»).

Жучок.

Очень наш жучок устал –

Бегал по дорожке.

Ночью спал, а утром встал,

Показал нам ножки.

(прикрепить отсутствующие « ножки»).

Цветок.

Лепесточки и листок –

Распустился наш цветок.

(прикрепить отсутствующие лепестки и листок).

Рыбка.

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников

Не бывает рыбки.

(прикрепить отсутствующие «плавники» и «хвостик»).

Тучка и дождь.

Тучка по небу гуляла –

Все дождинки растеряла.

(к «тучке» прикрепить «дождинки»).

Ель.

Елочка наша вдруг загрустила,

Лапы еловые вниз опустила.

(к стволу «ели» прикрепить «еловые лапки»).

Береза.

Белоствольная береза

В холода весну ждала.

В мае листья распустила,

Ветки к солнцу подняла.

(к стволу «березы» прикрепить «ветки»).

Овощи (морковь, свекла, репа, тыква,

чеснок, перец, баклажан, редиска).

Урожай мы убирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем –

Сразу овощи узнаем

(к «овощам» прикрепить «ботву»).

Бабочка.

Тельце, крылышки, усы -

Вот и бабочка, смотри!

(к «телу» бабочки прикрепить «усики» и «крылышки»).

Платье.

Платье шил портной из ситца,

А быть может, изо льна.

Видно, очень торопился –

Позабыл про рукава.

Он приладил рукава,

Но лениться не привык,

И пришил оборку, пояс

И красивый воротник!

(к платью прикрепить рукава и оборку снизу).

5. Игры-драматизации с использованием прищепок.

Цель: расширение и активизация словаря, развитие речи детей.

Педагог читает текст, дети в соответствии с его ритмическим рисунком «открывают» и «закрывают» прищепки, имитируя тем самым диалог персонажей. В последствии дети сами воспроизводят диалог между персонажами.

Собака и щенок.

- Гав-гав-гав, - собака лает,

- Мой сыночек подрастает.

- Гав-гав-гав, - щенок сказал

И за котенком побежал.

Кошка и котёнек.

- Мяу-мяу, где мой крошка?

- кто мяукает так? – Кошка.

А котенок ей в ответ:

- Мяу, мама, где обед?

Корова и теленок.

- Му-му-му, - мычит корова,

- Я теленка потеряла.

- Му-му-му, - в ответ теленок,

- За меня не бойся, мама,

Я гуляю на лугу, никуда не убегу!

 Лошадь и жеребенок.

- Иго-го, - лошадка ржет,

Жеребеночка зовет.

- Иго-го, - жеребенок заржал,

И за мамой скорей побежал.

Свинья и поросенок.

Хрюкает свинья: - хрю-хрю,

Очень сына я люблю!

- Хрю-хрю-хрю, - кричит ребенок.

- Кто сынок тот? – Поросенок.

Коза и козленок.

Мекает коза: - Ме-ме!

Мой сынок, иди ко мне!

Прискакал козленок сразу.

- Ме-ме-ме! – пропел три раза.

Курица и цыплята.

Кудахчет курица: - Ко – ко!

Зачем ушли вы далеко?

- Пи-пи-пи. – пищат цыплятки,

- Очень в поле клевер сладкий!

Утка и утенок.

На дворе у нас с утра

Утка крякает: - Кря-кря!

И малыш ее, утенок.

- Кря-кря-кря! – кричит спросонок.

Лисица и утка.

- Уважаемая утка!

Я люблю Вас просто жутко!

Прилетайте же ко мне!

Посидим наедине!

- Ах, спасибо Вам, лисица,

Но мне что-то не сидится!

                   М. Дружинина

Кошка и курица.

- хорошо на улице,-

Сказала кошка курице.

- А я и не заметила, -

Курица ответила.

               В. Кротов.

Петушок и собака.

         - Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!

Всем давно пора вставать!

- Петя-Петя-Петушок.

Не буди меня дружок!

Спать я ночью не могу,

Дом я ночью стерегу.

                        В. Орлов

Кто кого обидел первый?

- Кто кого обидел первый?

                                                  - Он меня!

                                                  - Нет он меня!

- Кто кого ударил первый?

                                                  - Он меня!

                                                  - Нет он меня!

    - Вы же раньше так дружили!

                                                  - Я дружил.

                                                  - И я дружил.

- Что же вы не поделили?

                                                  - Я забыл.

                                                  - И я забыл.

        В. Орлов.

Кот – хвастун.

- Кто нитку прядет?

- Кто-кто – кот!

- А кто ткань ткет?

- Кто, кто – кот!

- А кто куртку шьет?

- Кто-кто – кот!

- А кто из кладовки сметану крадет?

Молчит кот.

Только облизывается кот…

                                      И. Лопухина

Лиса и крот.

- Славный домик, милый крот,

Только больно узкий вход!

- Вход, Лисичка, в самый раз:

Он не впустит в домик Вас!

                            Б. Заходер

Воробей.

- Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь.

- Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

                     А. Тараскин

Медведь.

- Ты куда идешь, медведь?

- в город елку поглядеть.

- Да на что тебе она?

- Новый год встречать пора.

- Где поставишь ты её?

- В лес возьму, в свое жилье.

                                                 - Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко. Лучше принесу.

                        Г. Виеру

6. Развитие интонационной выразительности речи в играх с прищепками.

Цель: развивать интонационную выразительность речи, активизировать словарь, знакомить с повадками разных животных.

Педагог читает текст, дети «открывают» и «закрывают» прищепки, имитируя тем самым диалог персонажей. В последствии дети сами воспроизводят диалог между персонажами.

Дразнилка.

Сидит на суку Ворона и каркает. А Заяц сидит на пеньке и Ворону дразнит. Ворона говорит:

- Кар …

- Тошка! – прибавляет Заяц.

-Кар…

- Тина! – быстро выкрикивает Заяц.

-Кор…

-Зина! – хохочет длинноухий.

- Кар – кар… - закричала рассерженная Ворона на Зайца и клювом его, клювом!

- … Аул, аул! – завопил Заяц. – Караул! – и от Вороны во весь дух.

                                                                                                С. Иванов

Лис и мышонок.


      - Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
      - Землю копал.
      - Для чего землю копал?
      - Норку делал.
      - Для чего норку делал?
      - От тебя, Лис, прятаться.
      - Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
      - А у меня в норке спаленка.
      - Кушать захочешь - вылезешь!
      - А у меня в норке кладовочка.
      - Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.
      - А я от тебя в отнорочек - и был таков!

                     В. Бианки

Белка и Енот.

— Белка — неряха. Белка — грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!

— Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.

— А для чего?

—Для спанья. Загрязнился матрасик, я его и выбросила. А теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?

Заяц и Ежик.

- Ай шум какой! Ай, треск какой! Не иначе- волки бегут или медведи бредут….

- Не бойся….Это я, Ежик.

- Чего же ты, бессовестный, такой шум поднял?!

- Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шагнул – и сам от страха трясусь!

Воробей и Лягуха.

- Лягуха, Лягуха, ты куда скачешь?

- Ку-а-ку-а! Купаться! А ты куда?

- И я купаться! А ты где, Лягуха, купаешься?

- Где, где…В канаве!

- Да кто же в канаве купается?

- А где же купаться то?

- В песочке, на сухом местечке, на пригорочке!

                                                                 Э. Шим из цикла «Лесные разговоры»

Сорока и Медведь.

- Ау, Медведь, ты утром что делаешь?

- Я-то? - Да ем!

- А днем?

- И днем ем.

- А вечером?

- И вечером ем.

- А ночью?

- И ночью ем.

- А когда же ты не ешь?

- Да когда сыт бываю!

- А когда ты сыт бываешь?

- Да никогда.

Сорока и Заяц.

- Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

- Э-э, Сорока, все равно плохо….

- Вот бы тебе, Серый, да волчьи ногти!

- Э-э, Сорока, невелико счастье….

- вот бы тебе, Косой, да рысьи когти!

- Э-э, Сорока, что мне клыки да когти?

Душа – то у меня все равно заячья…

Кто как спит.


- Ты, Заяц, как спишь?
- Как положено - лежа.
- А ты, Тетерев, как?

-Я сидя.
- А ты, журавль?
- А я стоя.
- Выходит, друзья, что я, Летучая Мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!
- Как же ты спишь — отдыхаешь!
- Да вниз головой!

Лиса и Ёж.

- Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

- А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

- Да не то чтобы не красивый…

- Может, я с колючками неуклюжий?

- Да не то чтобы неуклюжий…

- Так какой же я такой с колючками-то?

- Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный…

                                                           Н. Сладков из цикла « Лесные шорохи»

7.  Формирование пространственных представлений в играх с прищепками.

Слон или собака.

Цель: формировать пространственные представления «право-лево».

Оборудование: две крупные игрушки, прищепки (по количеству детей).

Взрослый прикрепляет одной половине детей прищепку к правому рукаву одежды, другой половине -  к левому.

Затем он сажает на два стула крупные игрушки (например, слона и собаку) и сообщает детям, что слон собирает в свою команду тех, у кого прищепка на правом рукаве, а собака – тех, у кого прищепка на левом.

По сигналу взрослого дети встают друг за другом к стульям с игрушками, затем слон и собака «проверяют», не перепутал ли кто из ребят колонну.

Найди пару.

Цель: развивать пространственную дифференциацию, тренировать умение определять схему тела человека, стоящего напротив.

Оборудование: прищепки (по количеству детей).

Взрослый прикрепляет одной половине детей прищепку к правому рукаву одежды, другой половине – к левому (если количество детей нечетное, взрослый также становится участником игры).

Дети по просьбе взрослого встают в круг и поворачиваются спиной к его центру.

Взявшись за руки, ребята идут по кругу, а педагог произносит четверостишье:

Хоровод, хоровод,

Не смотрели мы вперед.

Хоровод мы разобьем,

Себе пары мы найдем!

С последней фразой дети поворачиваются лицом к центру круга и ищут себе пару по принципу: у кого прищепка на правом (левом) рукаве берет за руку того, у кого прищепка на том же правом (левом) рукаве.

Кто быстрее?

Цель: развивать пространственную дифференциацию.

Оборудование: «волшебная коробочка» с прищепками.

Группа детей делится на две команды, каждая из которых выбирает капитана. По сигналу педагога капитаны берут из коробки прищепки и прикрепляют их на рукава одежды детей из своих команд. Капитан одной команды должен прикрепить прищепки к правым рукавам детей, другой – к левым.

В ходе игры члены команды могут помогать своим капитанам, указывая на нужную руку.

Выигрывает та команда, чей капитан быстро и правильно прикрепит прищепки.

Усложнение: капитаны команд должны брать прищепки только определенного цвета.

Сказочная улица.

Цель: тренировать умение определять линейную последовательность предметов.

Оборудование: «Волшебная коробочка» с прищепками основных цветов (по количеству детей, картонные полоски.

 Дети сидят за столами. У педагога в руках «Волшебная коробочка» с прищепками. Педагог раздает детям по пять прищепок (красного, зеленого, синего, желтого, белого цвета) и полоски бумаги.

Взрослый просит детей положить перед собой бумажную полоску.

 - Ребята, приглашаю вас в сказочный город. У каждого из вас есть полоска. Это будет улица. А на этой улице мы построим дома из прищепок. Начало улицы слева. Покажите левый край полоски. (Дети показывают.) Дома на нашей улице будут разноцветными. Первый дом -  красный. (Дети прикрепляют к полоске красную прищепку.)  Следующий дом – синий. Дальше идут желтый, белый, зеленый.

Мы с вами дошли до конца улицы. Теперь давайте повернем назад и назовем цвета домов в обратном направлении – справа налево.

Педагог еще раз просит детей назвать цвета домов слева направо (с начала «улицы») и справа налево (с конца «улицы»).

 

Невидимки на сказочной улице.

Цель: тренировать умение находить один предмет в ряду однородных.

Оборудование: картонные полоски, наборы прищепок основных цветов (по количеству детей).

Данная игра может служить продолжением предыдущей.

 - В сказочный город пробрались невидимки. Они большие шалуны. Один в красный дом зайдет, там поиграет, а игрушки за собой не уберет. Другой в зелный дом незаметно проникнет и там все конфеты съест. И так везде. Нужно их поймать, но сделать это очень трудно – их много и они невидимые.

Далее педагог называет местонахждение невидимок. К примеру, первый дом слева, второй дом справа и т.п. А дети  находят дом, в котором спрятался невидимка. И называют его цвет.

Педагог также может использовать прищепки в упражнениях по закреплению пространственных отношений на плоскости. Например, прищепки по инструкции взрослого крепятся в правом углу листа картона, в нижних углах и т.п.

Клоун.

Цель: закреплять в активной речи предлоги на и с, выражающие пространственное значение.

Оборудование: игрушечный клоун, «Волшебная коробочка» с прищепками (по количеству детей).

Дети располагаются вокруг взрослого, который держит в руках игрушечного клоуна  и коробку с прищепками. Взрослый прикрепляет по одной прищепке к одежде клоуна и коробку с прищепками. Взрослый прикрепляет по одной прищепке к ождежде клоуна; дети комментируют, куда крепится прищепка (на рукав, брюки, колпак, волосы, воротник, пояс, рубашку и т.д.).

Затем взрослый предлагает детям отцепить от клоуна прищепки, передавая игрушку по кругу. Каждый из детей при этом снимает с клоуна одну прищепку и говорит, откуда он ее снял. Например: «Я отцепил прищепку с рукава».

Вместо клоуна можно использовать любую мягкую игрушку, тогда дети снимают прищепки с лап, хвоста, уха, головы и т.п.

8. Игры с прищепками в логопедических упражнениях.

Тематическая цепочка.

Цель: активизировать предметный словарь по теме «Посуда».

Оборудование: «Волшебная коробочка» с прищепками (по количеству детей).

Дети по одному подходят к столу, берут из коробочки прищепки. Первый ребенок берет одну прищепку и называет предмет посуды. Следующий ребенок прикрепляет другую прищепку к первой, также называет предмет по теме «Посуда». Таким образом, дети собирают цепочку из прищепок.

Такие тематические цепочки можно составлять и по другим лексическим темам.

Чья цепочка длиннее?

Цель: расширять словарный запас  по темам «Дикие животные», «Домашние животные»; учить различать близкие по значению родовые понятия.

Оборудование: «Волшебная коробочка» с прищепками.

Дети разбиваются на две команды. Первой команде предлагается как можно больше назвать домашних животных, второй – диких. При назывании животного каждый ребенок прикрепляет прищепку к прищепке предыдущего игрока своей команды. Выигрывает та команда, у которой цепочка из прищепок окажется длиннее.

Данную игру можно провести по любой другой лексической теме. Например:

- столовая и чайная посуда;

- овощи и фрукты;

- одежда и обувь;

- цветы и деревья. И т.п.

Посчитаем слоги.

Цель: учить слоговому анализу слова.

Оборудование: «Волшебная коробочка» с прищепками красного цвета, наборные полоски  5х15 (из картона).

Педагог напоминает детям, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных, и предлагает внимательно слушать и прикреплять на наборную полоску в ряд столько прищепок, сколько в этом слове слогов. Уточняется, что каждая прищепка будет обозначать гласный звук.

Педагог называет первое слово: «Жук». Дети прикрепляют к полоске одну прищепку. Взрослый дает ребятам образец ответа: «В слове «жук» один гласный «у» и один слог».

Угадай – ка.

Цель: формировать навыки слогового анализа и синтеза.

Оборудование: «Волшебная коробочка» с прищепками, наборные полоски  5х15 (из картона), предметные картинки с разлиным слоговым составом.

Перед детьми на доске размещены три (четыре) предметные картинки.

Примерные наборы картинок:

  - кит, чашка, лопата (полотенце);

  - бант, шапка, капуста (велосипед);

  - стул, платье, корова (телевизор);

  - слон, мальчик, девочка (Буратино);

  - шкаф, часы, колготки (поросенок);

  - хлеб, банка, баклажан (телевизор).

Один из детей – ведущий – загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в задуманном слове. Тот, кто первым отгадает картинку, становится ведущим.

Звуковые бусы.

Цель: учить различать гласные и согласные звуки.

Оборудование: «Волшебная коробочка» с прищепками красного и синего цвета.

Ребенку или группе детей педагог предлагает собрать цветную цепочку, в которой будут чередоваться красные и синие прищепки. Красные прищепки символизируют галсные звуки, а синие – согласные.

Например: первый ребенок прикрепляет красную прищепку, называя звук «о», следующий говорит «н» и прикрепляет к первой прищепке синюю и т. д.

Можно усложнить игру: участникидолжны будут поочередно называть слова, начинающиеся на гласный или согласный звук.

 

Новые слова.

Цель: расширять лексический запас за счет слов, образованных префиксальным способом; формировать коммуникативность речи на основе развития навыка составления предложений.

Оборудование: «Волшебная коробочка» с разноцветными прищепками, предметные картинки (самолет, машина, корабль).

 На доске размещены три предметные картинки. Взрослый просит детей назвать слово – действие, которое соответствует каждой из картинок, и отвечает на вопросы: «Что делал?», «Что сделала?»

Дети отвечают:

 - Самолет летел.

 - Машина ехала.

 - Корабль плыл.

Педагог сообщает детям, что они сейчас будут заниматься очень увлекательным делом – образовывать новые слова. А частями новых слов будут прищепки.

Например, это будет «под» (взрослыйпоказывает прищепку). Если мы соединим «под» со словом «летел» (педагог прикрепляет прищепку с левой стороны нарисованного самолета), получится слово «подлетел».

Педагог демонстрирует ребятам, как образовать слова «подъехала», «отплыл».

Далее дети по одному подходят к доске с картинками и получают от взрослого прищепку. При  этом педагог называет прищепку по-разному: «вы», «под», «при», «от»… Ребенок, получивший прищепку прикрепляет ее к одной из картинок (на свой выбор) и называет новое получившееся слово.

Игру можно усложнить: после образования нового слова ребенок составляет с этим словом предложение.

Собачка.

Цель: развивать фонематическое восприятие; закреплять пространственные представления («право»-«лево»).

Оборудование: «Волшебная коробочка» с разноцветными прищепками, наборные полоски, картинки с изображением различных предметов (шар, карандаш, шкаф, малыш, подушка, камыш, пушка, шорты, уши, мышь, машина, шарф, крыша, шапка, рубашка).

У каждого ребенка на столе лежит наборная полоска и прищепка.

Педагог задает игровую направленность: «Сегодня ваши прищепки превратятся в собачек-ищеек. Они будут искать, где в слове спрятался звук «ш» (или любой другой звук в соответствии с темой занятия).

Полоска – это слво на картинке. Покажите, где начало слова (дети показывают левый край полоски), где конец? (дети показывают правый край полоски.)

Взрослый показывает ребятам, как нужно прикреплять прищепку-собачку, которая нашла звук «ш» в начале, середине, конце слова.

Демонстрационные картинки размещаются на доске по одной.

Сороки.

Цель: развивать фонематическое восприятие; автоматизировать произношение звука «с» в словах.

Оборудование: «Волшебная коробочка» с разноцветными прищепками, картинки с изображением различных предметов, в названии которых звук «с» находится в различной позиции и в названии которых звук «с» отсутствует.

Перед ребенкм (детьми) на столе разложены картинки небольшого формата и стоит коробка с прищепками.

 - Ребята, сегодня наши прищепки превратятся в сорок. Сороки – птицы любопытные, хватают все, что понравилось. А нашим «сорокам»  нравятся только такие слова, в которых слышится звук «с».

Педагог демонстрирует, как сороки «хватают» картинки со звуком «с» (прикрепляет к каждой из картинок прищепку).

Далее взрослый предлагает ребятам найти картинки с закрепляемым звуком и «отдать» их сорокам. Ребенок прицепляет к картинкам со звуком «с» прищепки. Педагог поощрает правильое проговаривание названий предметов, изображенных на выбранных картинках.

Если звук «с» у ребенка уже поставлен, игра продолжается дальше. Сороки «отдают» картинки взрослому, ребенок при этом четко называет изображенные на них предметы.

Данная игра может проводиться не только индивидуально,но и с подгруппой из 2-3 человек. Тогда у детей появляется возможность соревнования.

Игры по данной модели могут быть использованы для произношения и других звуков.

Различай и называй.

Цель: учить различать и правильно произносить звуки «р» и «л».

Оборудование: «Волшебная коробочка» с прищепками красного и белого цвета, картинки с изображением различных предметов, в названии которых звуки «р» или «л» находятся в различной позиции (рак, лошадь, ромашка, ракета, колобок, пчела, карандаш, помидор, ложка, клубок и т.п.).

Перед ребенком (детьми)  на столе разложены картинки небольшого формата и стоит коробка с прищепками красного и белого цвета.

Педагог предлагает ребенку прикрепить красные прищепки к картинкам с изображением предметов, в названии которых слышится звук «р», а белые – В названии которых звук «л».

Можно предложить двум детям (со сходным речевым дефектом) соревнование – кто первым соберет картинки со «своим» звуком. Один ребенок ищет слова со звуком «р» и прикрепляет к картинкам прищепки красного цвета. другой прикрепляет белые прищепки к картинкам, в названии предметов на которых  есть звук «л». При этом дети четко называют изображенные на картинках предметы.

9. Автоматизация произношения звуков в играх с прищепками.

Подобные упражнения целесообразно использовать на этапе введения поставленного звука в речь ребенка. Данный вид деятельности вносит разнообразие в занятие и автоматизирует навык употребления звука. Прищепки «превращаются» в участников «разговора». Ребенок (или двое детей со сходным речевым дефектом) ритмично открывает и закрывает прищепки.

Звук «к».

- Ква-ква, - урчит квакушка,

- Ку-ку! – поет кукушка.

Целый день по леску:

- Ква-ква!

- Ку-ку!

- Ква-ква!

- Ку-ку!

Звук «г».

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Пить хотите?

- Да-да-да!

- Гуси, гуси,

Вот вода.

- Га-га-га!

Га-га-га!

Дифференциация «р»-«л».

Ворона.

- Кра! -
Кричит ворона. - 
Кража! 
Караул! 
Грабеж! 
Пропажа! 
Вор прокрался 
Утром рано! 
Грош украл он 
Из кармана! 
Карандаш! 
Картонку! 
Пробку! 
И красивую 
Коробку! 
- Стой, ворона 
Hе кричи.
Hе кричи ты,
Помолчи. 
Жить не можешь
Без обмана -
У тебя ведь
Hет кармана.
- Как?! -
Подпрыгнула ворона,
И моргнула
Удивленно:
- Что ж вы раньше
Hе сказали?!
Кар-р-раул!
Кар-р-ман!
Укр-р-рали!

                В. Орлов

- Рыболов, рыболов,

Расскажи про свой улов!

- Карп ушел, и вся плотва

Мимо лодки проплыла,

А карась с крючка сорвался!

Без улова я остался!...

                   И. Лопухина

Звук «р».

Говорю я брату –ох!

С неба сыплется горох!

Засмеялся старший брат –

Твой горох ведь это град!

Разговор с весной.

- Ну, Весна, как дела?

- У меня уборка.

- Для чего тебе метла?

- Снег мести с пригорка.

- Для чего тебе ручьи?

- Мусор смыть с дорожек!

- Для чего тебе лучи?

- Для уборки тоже.

Все помо, просушу-

Вас на праздник приглашу!

                      О. Высотская

Звук «рь».

Терем, терем, теремок,

Звери строили домок –

Ставенки резные,

Двери расписные.

Пришел медведь,

Принялся реветь:

- В теремок пустите,

Двери отворите!

Выходили звери,

Отворяли двери.

Смотрят на мишку:

- Велик ты слишком!

Теремок сломаешь,

Зверей распугаешь!

Уходи, медведь!

Перестань реветь!

Дифференциация «р»-«рь».

- Здравствуй, Ветер!

Ветер, здравствуй,

Ты куда летишь, вихрастый,

Что поднялся до зари?

Погоди, поговори!

- Я спешу, осинки, в город,

Я несу приветов ворох,

Должен их сегодня сам

Разнести по адресам.

                 И. Токмакова

Звуки «с», «сь».

Спят ли волки?

Спят, спят.

Спят ли пчелки?

Спят, спят.

Спят ли птички?

Спят, спят.

А лисички?

Спят, спят.

Все на свете

Спят, спят.

Только я и паровоз –

Мы не спим,

Мы не спим.

И летим до самых звезд

К небу дым,

К небу дым.

              В. Рождественская

«Кисонька – мурысонька»

- Кисонька – мурысонька,

Ты где была?

 - На мельнице.

 - Кисонька – мурысонька,

Что там деалала?

 - Муку молола.

 - Кисонька – мурысонька,

С кем прянички ела?

 - Одна.

 - не ешь одна, не ешь одна!

Звук «ц».

Кузнец.

- Эй, кузнец – молодец,

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять.

 - Отчего не подковать?

Вот гвоздь. Вот подкова.

Раз, два – и готово.

Звук «ш».

 - Лютик, Лютик, что хохочешь?

 - Да ведь ты меня щекочешь,

Так листочки мне щекочешь,

Что не хочеш – захохочешь!

                         И. Токмакова.

Камышам пищала мышь:

 - шшорох вашш

Нарушшил тишшь!

Шепчут шумно камыши:

 - Тишше мышка,

Не шуршши!

Шшелест твой

Услышшит кошшка.

Шшла бы к бабушке, ты,

Крошшка!

Не послушшаешшься,

Мышшка, -

Кошшка сцапает, глупышшка!

                        В. Кремнев

 Звук «ж».

 - Жук, жук, пожужжи,

Где ты прчешься, скажи?

 - Жу,жу,жу,жу,

Я на дереве сижу.

 - Жук, жук, покажись!

Надо мною поркжись!

- Жу,жу,жу,жу,

Я летаю и жужжу.

                 Н. Френкель

Еж.

 - Ежик, еж,

Куда идешь?

Где ты ежичек, живешь?

Отвечает детям еж:

 - Меня под елочкой найдешь.

Дифференциация «с»-«ш», «ж».

- Был сапожник?

- Был, был.

- Шил сапожки?

- Шил, шил.

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки?

Пылесос.

- Пылесос, пылесос.

Ты куда суешь свой нос?

- Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Не мешайте, я спешу!

- Пылесос, пылесос.

Ты шуршишь, как насос…

- Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я порядок навожу!

Звук «ч».

- Водичка,водичка,

Умой мое  личико.

- помой и ручки

Олечке-внучке!

- Помой и щечки

Олечке-дочке!

Кто чей?

- Чей ты, чей, лесной ручей?

- Ничей!

- Но откуда ж ты, ручей?

- Из ключей!

- Ну, а чьи же те ключи?

- Ничьи!

- А ты, девочка. Чья?

- я мамина и папина!

Звук «ль».

- Зачем воду лили?

- Мы лимоны мыли.

- Чаю всем налили?

- Всем налили,

Всех угостили!

Звук «л».

Забыл.

Жил-был Забыл.

- Где жил?

- Забыл.

- Где был?

- Забыл.

- Что ел?

- Забыл.

- Что пил?

- Забыл.

- Маме ты помогал?

- Помогал.

- Ты с собакой гулял?

- Гулял.

- Ты котенка поил?

- Поил.

- Ты посуду помыл?

- Помыл.

- А уроки сделал?

- забыл.

Считалка.

- Заяц белый, куда бегал?

- В лес зеленый!

- Что там делал?

- Лыко драл!

- Куда клал?

- Под колоду!

- Кто украл?

- Родион!

- Выйди вон!

10. Сценарий развлечения «Непослушный котенок».

 

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, коструктивный праксис, общую и мелкую моторику, дыхание; закрепить понятия цвета – зеленый, красный, формы – круглый, клоличества: «один – много».

Оборудование:  ширма, куклы бибабо – котенок и кошка; бабочка, елочки, счетные палочки красного цвета ( по 10 палочек на каждого ребенка), прищепки зеленого и желтого цвета, картонные полоски (стволы для елочек) и коробочки (по количеству детей), круг желтого цвета, стаканы с водой и соломинки (по количеству детей), магнитофон, аудиозапись «Звуки природы».

Дети сидят на ковре. На некотором расстоянии от них ширма.

Педагог: Жил – был котенок со свей мамой – кошкой.

Из – за ширмы появляются Котенок и кошка.

Кошка: Сынок, я схожув магазин за молочком, а ты погуляй около дома, только далеко не уходи.

Котенок: Хорошо,мамочка!

Кошка уходит.

Котенок: Что около дома делать? Пройдусь-ка я во-о-он по той дорожке.

Звучит музыка. Появляется бабочка.

Котенок: Ой, кто это? Какой цветочек красивый летает. Вы, ребята, не знаете, кто это?

Дети: Бабочка!

Бабочка: Да. Правильно. Я бабочка. Ребята, вы не видели моих подружек-бабочек? Помогите, пожалуйста, мне их найти.

Дети подходят к столам, на которых находятся счетные палочки красного цвета. педагог просит выложить из них бабочку. Дети выкладывают бабочек.

Педагог: Тельце, крылышки, усы –

               Вот и бабочка – смотри!

Затем дети, взмахивая руками, «летают», как бабочки, а взрослый сопровождает их движения словами:

На лесной полянке

Бабочки – подружки

Весело летают,

Устали не знают.

В поле полетели,

На цветочек сели.

Музыка выключается. Дети садятся на ковер. Из-за ширмы показываются елки.

Котенок: Все бабочки улетели. Дома моего не видно. А вокруг деревья какие – то. Ой, колючие! Что это за деревья?

Дети подсказывают, что это елки. Взрослый предлагает детям уточнить их цвет и на столах собрать из зеленых прищепок елочки: прищепки симметрично прикрепляются под наклоном к картонным полоскам коричневого цвета – стволам деревьев.

Елки за ширмой начинают качаться «от ветра».

Котенок: Как много елок! А как они качаются! Какой сильный ветер!

Взрослый просит детей сильно подуть, «как ветер». Затем дети приглашаются к столам. Они берут соломинки и дуют в стаканчики с водой так, чтобы водичка «забурлила».

Педагог: А ветер дует все сильнее, завывает.

Дети имитируют завывание ветра: «У-у-у!»

Проводится динамическая пауза:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише,

Деревце все ниже-ниже.

Испугался котонок, жалобно замяукал.

Дети изображают как мяукает котенок.

Котенок: Хоть бы солнышко выглянуло. Я бы увидел дорожку домой.

Взрослый предлагает помочь котенку и выложить для него из круга и прищепок желтого цвета солнышко.

Педагог: А какое оно солнышко?

Дети: Солнышко крглое, желтое.

Взрослый выкладывает перед детьми на ковре желтый круг.

Педагог: У солнышка есть лучики.

Взрослый раздает детям желтые прищепки. Затем спрашивает каждого ребенка.

- Сколько тут лучиков?

Дети: Один.

Педагог: А теперь давайте лучики прикрепим к нашему кружочку.

Сколько теперь лучиков у солнышка?

Дети: Много!

Звучит легкая веселая музыка.

Котенок: Солнце выглянуло вдруг,

                Стало видно все вокруг.

                И дорожки, и пути –

               Дом теперь легко найти!

Спасибо вам, ребята! Больше я не буду убегать далеко от дома. Ведь так можно и заблудиться. Буду слушаться свою маму. До свидания!

Дети прощаются с Котенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Эффективность использования игровых технологий в учебном процессе художественного отделения детской школы искусств

Содержит первичный опыт применения элементов игровых технологий на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств...

Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»

В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личнос...

Методические разработки с использованием игровых технологий «О здоровой и вкусной еде»

Методические разработки с использованием игровых технологий«О здоровой и вкусной еде»  Цель: способствовать расширению и закреплению знаний о ги­гиене   питания, формированию здоро...

Методическая разработка по теме: Игровая программа "В гостях у друзей"

   Игровая программа, посвященная Дню Толерантности по календарным датам  Этнокалендаря.     Цель программы: формирование межэтнической толерантности, взаимообогащ...

Методическая разработка Сценарий творческо-игрового вечера «Рождественское чудо»

Методическая разработка Сценарийтворческо-игрового вечера «Рождественское чудо» В связи с развитием научно-технического прогресса в современном обществе школьники всё больше и бо...

Методические разработки с использованием игровых технологий «О здоровой и вкусной еде»

Цель: способствовать расширению и закреплению знаний о ги­гиене питания, формированию здорового образа жизни, созданию условий для формирования умения работать в группе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ИГРОВАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Разработка раскрывает игровые приемы при формировании лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР....