Методическая разработка Сценарий творческо-игрового вечера «Рождественское чудо»
методическая разработка (9, 10, 11 класс)
Методическая разработка
Сценарий
творческо-игрового вечера «Рождественское чудо»
В связи с развитием научно-технического прогресса в современном обществе школьники всё больше и больше предпочитают виртуальное общение реальному. В "живом" общении человек реализует себя: выражает свою жизненную позицию; чувствует себя частью социума; самоопределяется и обнаруживает свои уникальные способности. Именно поэтому сегодня разработка мероприятий для развития навыков "живого" общения у школьников становится актуальной проблемой.
Одним из главных направлений работы классного руководителя в старших классах является формирование навыков межличностного общения. Для осуществления целей и задач данного направления используется такая эффективная технология, как проектная деятельность. В течение текущего года классный коллектив 9 а класса работал над исследовательским проектом "Разработка внеклассных мероприятий, способствующих развитию навыков общения у школьников».
Цель проекта: Разработать сценарии внеклассных мероприятий для развития навыков общения для обучающихся ГБОУ Республики Марий Эл "Многопрофильный лицей-интернат". Предполагалось, что решение поставленных в ходе реализации проекта задач повысит уровень коммуникативности лицеистов 9-11 х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskoe_chudo_stsenariy_zheltikova_i.s._rossiya_mariy_el.docx | 216.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Республики Марий Эл
«Многопрофильный лицей-интернат»
«Конкурс классных руководителей»
Методическая разработка
Сценарий
творческо-игрового вечера «Рождественское чудо»
автор работы:
Желтикова Ирина Сергеевна,
классный руководитель
Марий Эл, п. Руэм
2018
В связи с развитием научно-технического прогресса в современном обществе школьники всё больше и больше предпочитают виртуальное общение реальному. В "живом" общении человек реализует себя: выражает свою жизненную позицию; чувствует себя частью социума; самоопределяется и обнаруживает свои уникальные способности. Именно поэтому сегодня разработка мероприятий для развития навыков "живого" общения у школьников становится актуальной проблемой.
Одним из главных направлений работы классного руководителя в старших классах является формирование навыков межличностного общения. Для осуществления целей и задач данного направления используется такая эффективная технология, как проектная деятельность. В течение текущего года классный коллектив 9 а класса работал над исследовательским проектом "Разработка внеклассных мероприятий, способствующих развитию навыков общения у школьников».
Цель проекта: Разработать сценарии внеклассных мероприятий для развития навыков общения для обучающихся ГБОУ Республики Марий Эл "Многопрофильный лицей-интернат". Предполагалось, что решение поставленных в ходе реализации проекта задач повысит уровень коммуникативности лицеистов 9- х классов.
Задачи проекта: 1) методом социологического опроса определить необходимость выполнения проекта; 2) проанализировать информацию в области, связанной с общением людей; 3) выявить барьеры, возникающие в общении людей, и определить пути их преодоления; 4) с помощью тестирования исследовать индивидуальный стиль общения и уровень коммуникативности в 9-х классах ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат»; 5) разработать сценарии внеклассных мероприятий для развития навыков общения у обучающихся ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат»; 6) оценить эффективность разработанных сценариев на основе экспертного опроса.
В период с сентября 2017 г. по октябрь 2017г., был проведен социологический опрос среди лицеистов с целью выяснения необходимости организации работы по развитию компетентности в общении. Результаты опроса показали: только 43 % понимают, что общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении, и считают, что развивать навыки уверенного общения просто необходимо; 35 % обучающихся считают дискуссии, деловые игры самой эффективной формой для развития коммуникативных навыков; тест, оценивающий уровень коммуникабельности,
определил, что только 32 % от всего количества девятиклассников имеют нормальный уровень коммуникабельности, больше половины лицеистов 9-х классов стеснительны, застенчивы, чувствуют неуверенность в общении, что мешает им нормально жить и учиться; 10% общительны сверх меры, им не хватает усидчивости, терпения, что доказывает необходимость проводить в классном коллективе работу по развитию навыков общения.
С точки зрения психологии и педагогики, общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. История формирования понятия «общение» начинается с период Древнего Египта, Древней Индии. Еще тогда было замечено, что общение друг с другом обогащает людей и влияет на развитие общества. Аристотель первым ввёл в оборот термин «общение». По его мнению, общение является основой для возникновения искусства, культуры, языка. В XVI-XVII века немецкая философия И.Канта и Г.Гегеля использует понятие «общение» как характеристику межличностных отношений. Вопросами общения занимались отечественные философы и психологи. Они рассматривали общение как нравственную ценность в духовной жизни общества. Считали, что процесс общения регулируется идеалами, принципами и нормами. Так, в начале XX века А.Н. Леонтьев рассматривал данную тему в педагогическом аспекте. Он считал, что общение - это средство приобщения личности к общественным знаниям как возможность усвоения накопленного обществом опыта и как условие развития мышления. В исследованиях прошлого и настоящего есть много общего и главное – это признание роли общения в формировании личности.
Для подростков ценным является вовлеченность в сам процесс общения, где он реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире. Но его взгляды, интересы еще не сформированы, неустойчивая самооценка порождает сомнения в себе. Именно такое неустойчивое, зыбкое положение может спровоцировать возникновение различных барьеров коммуникации. Существует несколько коммуникационных барьеров: барьеры речи, барьер характера, барьер манеры общения, барьер самооценки. Часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения: социальные, политические, религиозные различия между партнёрами по общению.
Наиболее массовыми причинами, вызывающими трудности общения у подростков, являются эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, подозрительность, эгоистичность, зависимость от группы, от общественного мнения, недисциплинированность, плохой самоконтроль.
Преодолеть барьеры возможно в любом возрасте, минимизировать их поможет, во первых, изучение этикета, во вторых, тренировка способности сопереживать другим людям, а также способность чувствовать то, что с ними происходит до мельчайших изменений в состоянии. И только сотрудничая со сверстниками и со взрослыми, подросток сможет осознать себя как личность, раскрыть свои возможности, научится устанавливать близкие отношения. Активистами-добровольцами 9 А класса был разработан и проведен творческо-игровой вечер «Рождественское чудо», включающий в себя мастер-класс по оформлению пирогов «Рождественский Чудо-пирог» и творческую игру «Разговор при свечах». В ходе разработки мероприятий были учтены запросы и интересы участников образовательного процесса, требования к содержанию программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС по теме «Коммуникативные навыки». Лицеисты учились слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Организаторы и участники игр смогли пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки.
Для определения эффективности проекта среди школьников был проведен повторный тест уровня коммуникабельности и уровня стиля общения в коллективе. Результаты, полученные по итогам тестирования свидетельствуют динамику уровня коммуникабельности «Нормальный» с 32% до 44%, показатели стиля общения «Уверенный» с 34% до 47%, и доказывают достаточную эффективность использованных для развития навыков уверенного общения школьников технологий: мастер-класс, технология Коллективно-творческого Дела.
Таким образом, можно сделать выводы: 1) большинство ученых рассматривают процесс общения как необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом; 2) уменьшение «барьеров» общения приводит к улучшению понимания, т.е. эффективности общения, что в свою очередь способствует продуктивности совместной деятельности; 3) разработан и реализован на базе ГБОУ Республики Марий Эл "Многопрофильный лицей-интернат" сценарии творческо-игрового вечера «Рождественское чудо» 4) апробация мероприятий выявила улучшение показателей уровня коммуникабельности «Нормальный» и показателей уровня стиля общения «Уверенный». Показатели уровня коммуникабельности «Нормальный» улучшились с 32% до 44%, а стиль общения «Уверенный» - с 34% до 47%.
Сценарий творческо-игрового вечера «Рождественское чудо», может быть использован в работе со старшими школьниками, испытывающими трудности в общении.
Сценарий
творческо-игрового вечера «Рождественское чудо»
Форма проведения: мастер-класс по оформлению пирогов «Рождественский Чудо-пирог» и творческая игра «Разговор при свечах».
Оригинальность идеи состоит в том, что школьники готовят пироги в стенах школы под руководством родителей и других членов семей.
Цель: познакомить детей с традициями и обычаями народной культуры, христианства.
Задачи:
- формировать знания и отработать умения у обучающихся технологически правильно готовить изделия из дрожжевого теста(пирогов в ассортименте: открытые, полуоткрытые, закрытые),оформлять различными способами пироги из дрожжевого теста;
- познакомить с историей и символикой праздника «Рождества»; с правилами проведения подвижных и народных игр;
- развивать потребность в созидательной деятельности, творчестве; навыки эффективного общения: устанавливать контакт, поддерживать разговор, учить договариваться друг с другом;
- воспитывать чувство долга, ответственности за отработанные операции при коллективном труде; дружеское отношение друг к другу;
- привлечь родителей и других членов семьи к участию в проекте.
Оборудование:
- Для изготовления пирогов:
оборудование: столы, одноразовые перчатки, шапочки, фартуки;
инвентарь, инструменты, посуда: кастрюли, миски, ножи поварские, шумовки, дуршлаг, сито, скалки;
сырьё: готовое тесто 15 килограмм (1,5 кг на один пирог) яйцо, творог, соль, масло растительное, масло сливочное, мука, яблоки, груши, повидло, сахарная пудра.
- Для проведения творческой игры «Разговор при свечах»:
оборудование: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, диски с русскими народными песнями на тему «Рождество», видео «Эта ночь святая», ноутбук, экран.
Предварительная работа:
- проведение практических занятий с командами по плану: просмотр презентаций различных видов оформления пирогов, разбор всех этапов приготовления пирогов, выбор блюда, анализ сложности технологии приготовления;
- приобретение продуктов;
- изучение с обучающими лицея правил техники безопасности и личной гигиены при изготовлении пирогов;
- проведение инструктажа среди родителей и работников столовой лицея (примечание: работники столовой лицея месят тесто, ставят оформленные пироги в жарочный шкаф);
- создание презентации для игры «Разговор при свечах».
- работа с ведущими мероприятия, учащимися старших классов, изготовление плакатов и подготовка художественных номеров.
План мероприятия
(Перед началом праздника в зале звучат музыкальные фонограммы, рождественские песни, расставлены столы для работы команд)
I этап. Организационный. Начало работы мастер-класса «Рождественский Чудо-пирог»
Ведущий: Добрый день дорогие друзья, лицеисты, педагоги, родители, уважаемые гости!
Ведущий: Мы начинаем наш вечер, который будет веселым, особенным, и запоминающимся. Ведь впервые в лицее проводится кулинарный мастер-класс, где лицеисты пробуют свои силы в изготовлении вкусных пирогов. С помощью украшений они придадут привлекательную индивидуальность своему изделию.
Ведущий: Главное, чтобы украшения были эффектны, а их изготовление не слишком трудоемко и не отвлекало излишние силы от обеспечения высоких кулинарных качеств создаваемых вами поварских изделий.
Ведущий: Давайте поприветствуем и пожелаем нашим командам и их наставникам кулинарных успехов.
(Вокальная группа исполняет песню «Рождество» слова: В. Шемтюк, музыка: В. Гайворонский; команды со своими наставниками приступают к оформлению пирогов).
Ведущий: Хотим предупредить гурманов, что в приготовлении пирогов используется качественная продукция, экологически чистые ингредиенты. Закупки проведены только в проверенных местах, от постоянных поставщиков, имеющих сертификаты качества на весь свой товар.
II Этап. Демонстрация презентации «Разговор при свечах»
Ведущий: Не все собравшиеся в нашем зале христиане, но каждому хочется, побыть с друзьями, загадать желание на будущее, послушать хорошую музыку, вспомнить любимые поэтические строки.
(Обучающийся читает стихотворение Хомякова А. «В эту ночь Земля была в волнении»)
Ведущий: Каждый из вас – автор своих мыслей и чувств, связанных с рождеством. Они могут совпадать и не совпадать с другими людьми, но главное, что Рождество объединяет всех добром!
Ведущий: Рождество Христово с незапамятных времен - это один их любимых праздников на Руси. Это доброе торжество было принято встречать всей семьей.
Ведущий: К празднику Рождества Христова в русских избах хозяева обязательно убирались, мылись в банях, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня. На Рождество все дома должно было символизировать чистоту праздника.
Ведущий: Хозяйки начинали соревноваться между собой в кулинарном искусстве - на радость семье и своим близким. На рождественский ужин приглашали знакомых. Существовала традиция собираться всем селом за одним столом. Все вместе пели песни, читали стихи, частушки, отгадывали загадки.
Ведущий: В ночь перед Рождеством по деревням ходили ряженые: дети и взрослые переодетые в пастухов, ангелов и других добрых людей. Они напевали колядки и славили Христа, угощали всех сладкой кутьёй.
Ведущий: А в ответ добрый хозяин должен быль одарить коляду щедрыми подарками. Кто-то угощал коляду конфетами и пирогами, а были и такие кто подавал копеечку веселой компании.
Ведущий: Поскольку сегодня все больше молодых людей приобщается к этому древнему и доброму обычаю, напоминаем, как нужно правильно колядовать.
Ведущий: По давней традиции, чтобы колядовать нужно как минимум три человека.
Ведущий: Самый главный - звездарь. На эту роль выбирался человек, у которого был красивый голос. Именно он идет первым, поет и несет звезду.
Ведущий: Вторым идет звонарь. Он несет колокольчик и громко в него звонит, чтобы оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.
Ведущий: Обязательно в команде должен быть мехоноша. Сильный и крепкий мужчина. Потому что именно ему приходится носить мешок, в который хозяева домов бросают колядующим гостинцы: конфеты, печенье, деньги и т.д.
Ведущий: Кстати, очень важный момент: колядующие не должны брать ничего из рук. Все подарки хозяева должны сами класть им прямо в мешок.
Ведущий: Попробуйте в ночь накануне Рождества поколядовать вместе с родителями и друзьями. Конечно, заранее договоритесь об этом со своими знакомыми.
Ведущий: Продолжаем экскурс в историю праздника «Рождество».
Ведущий: В эти праздничные дни на Руси была полностью запрещена охота на зверей и птиц. В рождественские дни крестьяне не занимались ремесленой работой, ничего не сгибали, не плели, не шили.
Ведущий: Рождество является началом святок, они продолжаются до дня Крещения господня, которое православные отмечают 19 января.
Ведущий: Самым любимым и желанным рождественским блюдом на Руси были приготовленные в русской печи пироги. Существовало огромное количество видов лакомства: закрытые и открытые, ватрушки, калачи, колобки, курники, лодочки, саечки, шаньги, расстегаи. А начинок и вкусов тех пирогов было просто не сосчитать.
Ведущий: Рождество Христово один их любимых праздников на Руси. В этот день нужно гнать от себя грусть и печаль, хандру и скуку. Надо было вспоминать и прославлять событие явления во плоти Сына Божия. (Демонстрация видео «Эта ночь святая»)
Ведущий: В народной памяти сохранилось множество примет на рождественскую ночь. По древнему обычаю, в рождественскую ночь вы должны загадать самое заветное желание, и оно обязательно сбудется. Именно в эту ночь, по старинным поверьям, вода, сама природа и воздух, становятся волшебными, и это помогает сбываться вашим желаниям.
Ведущий: В Рождественскую ночь обязательно нужно посмотреть на небо. Хорошей приметой является увидеть в эту ночь падающую звезду.
Ведущий: На рождественские праздники обязательно надо сделать или купить милые безделушки, которые станут вашими оберегами до следующего Рождества.
Ведущий: А так как накануне и в само Рождество печалиться нельзя, мы предлагаем создать себе праздничное настроение. У вас есть прекрасная возможность поучаствовать в игре «Рождественские посиделки». Просим получить путевые листы!
(Вручение гостям путевых листов)
III этап. Игровой
В ожидании выпечки (пирогов) проходит творческая игра «Разговор при свечах». Всем гостям праздника предлагается попробовать себя в роли актера, творца, танцора, художника, посетив следующие станции: «Ангел рождества», «Рисуем песком», «Рождественская звезда», «Хороводная», «Елочка гори!», «Святочные гадания», «Новогодние игры».
(Обучающиеся перемещаются командами по станциям)
IV этап. Чаепитие
Ведущий: 7 января православные отмечают Рождество Христово. У православных христиан принято в ночь перед Рождеством проводить в храме, обращать свои молитвы к Господу, с благими пожеланиями себе и близким своим, своему Дому и своей Земле.
(Вокальная группа исполняет песню «Моя Земля» слова и музыка Сколова Виталия и Сколовой Натальи)
Ведущий: В каждой стране, где празднуют Рождение младенца Христа, сложились свои праздничные кулинарные традиции, которые бережно передавались из поколения в поколение, и свои тайные способы призвать удачу и счастье в новом году!
Ведущий: В Скандинавии традиционно пекут печенье, в Италии в канун Рождества едят 7 рыбных блюд, в Германии пьют глинтвейн, в Англии задолго до Рождества готовят пирог из сухофруктов и сливовый пудинг.
Ведущий: А у нас сегодня наш Рождественский Чудо-пирог. Он состоит из небольших пирогов, в которые наши повара вложили всю душу, поэтому наш пирог по праву можно назвать кулинарным шедевром по-рождественски!
Ведущий: Приглашаем учителей, воспитателей, сотрудников лицея, родителей, лицеистов на чаепитие.
V Этап. Заключительный
Ведущий: Впереди у нас праздник Рождества. О нем написано и сказано немало, но оно по-прежнему остается загадкой, вселенской тайной. Это день, который дарит нам самую великую надежду, напоминает о вечных истинах, учит подниматься над суетой будничных забот.
Ведущий: С давних пор рождественские традиции учили заботиться о ближних, прощать обиды, верить в высокое предназначение человека. В рождественские дни следует говорить друг другу слова, от которых хочется становиться лучше, добрее, великодушнее.
Ведущий: Счастливого вам Рождества, доброго Нового года!
(Обучающиеся исполняют песню «На рождество свечу зажгу»)
Используемая литература:
1.Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности//Социальная психология в трудах отечественных психологов/Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер. – 2000. – С.339-362.;
2.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник: Личность, образование, самообразование, профессия. (Психология: Словарь-справочник).Минск Хэлтон 1998г.399 с.
3. Чадеева Ирина Валентиновна. Пироговедение для детей//Редактор: Братушева А. - Издательство: ХлебСоль, 2018 г. – 176 с.
4. Ольхов Олег. Рождественские блюда православной кухни//Редактор: Кузнецова Надежда, Першина Светлана: Издательство: Эксмо, 2017 г. – 166 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рождественское чудо." Сценарий праздника.
Праздник "Рождественское чудо" предназначен для младшей - средней группы детей....
Сценарий музыкально-литературного вечера "В ожидании рождественского чуда" (сочельник в ДШИ 2014 года)
В сценарии, посвященном Рождеству Христову, предлагается сочетание песен ,стихотворений, исторического экскурса в зарождение праздника и сочетании его христианских традиций с языческими обрядами...
Акция «Рождественское чудо»
Подари другу минуту радости....
Учебно-методическое пособие по проведению мероприятия ко Дню Земли Литературно-музыкальный вечер «Созерцание чуда весны»
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов, приурочено ко Дню Земли- 22 апреля. Пробуждение весны вызывает много положительных эмоций, и благодаря этому хотелось бы акцентировать внимание ребят...
Рождественское чудо. Фотогалерея
В последние годы православное Рождество в России отмечается достаточно широко, и смысл этого праздника понимает всё больше людей. Рождественское чудо - это огромный пирог, который был испечен ли...
Рождественское чудо
Цель: контроль умений полного понимания текстаЗадачи:воспитать у учащихся толерантное отношение к иноязычной культуре;• задействовать каждого ученика на каждом этапе урока;развитие умений а...
Методическая разработка сценария творческого вечера "Литературно - музыкальный вечер поэзии о любви"
Сценарий предназначен для обучающихся 10 - 11 классов...