Квест-технология в логопедической практике
материал

Квест-технологии в логопедической практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-tehnologiya_v_logopedicheskoy_praktike.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на РМО

Тема: «Квест-технология в логопедической практике»

Подготовила: учитель-логопед Соколова Е.И.

На сегодняшний день активно совершенствуется базовое содержание логопедической работы, осуществляются творческие разработки с внедрением в них инновационных технологий. Инновационные технологии представляют собой дополнительные методы и приемы работы к общепринятым, проверенным временем технологиям. В отличие от традиционных приемов, здесь педагог выступает не в роли наставника, а в качестве соучастника процесса и придерживается положения не рядом, а вместе. Сегодня наибольшей популярностью пользуются такие средства как: логоритмика, ароматерапия, драматическое творчество, пескотерапия, сказкотерапия и логопедический квест.

В свете последних тенденций, когда в силу вступил ФГОС квест-технология стала одной из актуальных в контексте требований данной программы, поскольку он способствует не только исправлению речевых расстройств, но и способствует развитию личности детей в целом. Само понятие «квест» (транслит. англ. quest - поиски) обозначает игру, требующую от ребенка решения умственных и творческих задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий детей. Другими словами, логопедический квест есть некая проблема, реализующая образовательные задачи, посредством поиска необходимой информации, объектов и мест, с применением различных элементов, предметов, условных изображений, пиктограмм и рядом других средств. Более того, данный вид работы открывает неограниченные возможности, как в закреплении пройденного материала, так и в поиске ответов на какие-то впервые возникшие проблемные ситуации.

Роль учителя в квест-игре организационная, т. е. учитель-логопед определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

По типу образовательных задач квесты могут иметь следующие формы: перевод – создание рассказа по заданной теме; планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий; аналитическая задача – поиск и систематизация информации; таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Все образовательные задачи могут решаться группой или индивидуально; быть как краткосрочными – одно занятие, так и долгосрочными.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчиненность определенному сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество речевых, интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Это может быть: решение ребусов, кроссвордов, головоломок; тематическое прохождение препятствий, и т. д. Таким образом, квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, дидактической игры.

Наиболее применяемыми в работе логопеда являются такие вида квеста как:

- линейные, когда сюжет квеста построен по цепочке;

- штурмовые, где каждому участнику дается определенный круг задач по мере его сил и возможностей;

- кольцевые, в которых дети выполняют задания по кругу, каждый раз возвращаясь к начальной точке.

Несмотря на большое многообразие логопедических квестов главным структурным элементом в нем является цель, которая в дальнейшем определяет игровую легенду, особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель – общая для всех.

Алгоритм проведения и организации квест-игры такой:

  1. Определение темы. Темы квестов могут быть самыми различными:
  • Поиск сокровищ
  • Помощь героям или герою
  • Литературные квесты
  • Физкультурные праздники

2. Определение цели и задач, учитывая категорию участников (дети, родители).

3. Определение места проведения игры.

4. Составление карты маршрута или паспорт прохождения этапов. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

а) Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

б) «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

в) Карта (схематическое изображение маршрута);

г) «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).

5. Формирование состава участников (педагоги, дети, специалисты, родители, количество организаторов и помощников).

6. Разработка легенды игры, ее формат и правила, написать сценарий, (конспект). Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

7. Подготовка заданий, реквизит для игры.

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; с водой; опыты, эксперименты;  лабиринты; спортивные эстафеты.

8. Определение даты и создать мотивацию для участников.

9. Проведение игры.

10. Обобщение и презентация результатов игры (рассказ, коллаж, газета, информационный листок и др.).

11. Анализ полученных результатов (слабые, сильные стороны, возможности и др.).

У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей, которые по многим направлениям соответствуют ФГОС: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми; квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.

Таким образом, занятия с использованием логопедических квестов способствуют развитию всей речевой функциональной системы, что, несомненно, обогащает связную речь детей. Следовательно, логопедический квест, не только позволяет повысить уровень развития речи детей, но и создает благоприятную атмосферу на занятии, а это способствует улучшению эффективности логопедической работы. Также, квест повышает мотивационный компонент детской деятельности, обеспечивает свободу выбора и предоставляет возможность прочного усвоения необходимых знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в логопедической практике

В материале представлены направления работы логопеда с использованием ИКТ, а так же даны конспекты по коррекции речевых нарушений на различных этапах работы....

Инновации в логопедической практике

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

Использование кинезиологических упражнений в логопедической практике

В презентации содержится иллюстративный материал к выступлению учителя-логопеда  на городском методическом объединении по теме "Использование кинезиологических упражнений в логопедической практик...

Использование мнемотехники в логопедической практике.

Представлены мнемотаблицы по лексическим темам: "Жилища диких животных", "Посуда"......

«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»

В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...

Логопедический массаж- как одна из эффективных здоровье сберегающих технологий в логопедической практике

В последнее время наблюдается рост детей с тяжёлыми расстройствами речи. Как правило у таких детей нарушена нормализация тонуса мышц (языка, губ, лицевых мышц, шеи). Для чистого звукопроизношения нужн...

«Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике»

Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике...