"Коррекционно-развивающая работа на уроках "Окружающего природного мира" в 1 классе с обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
учебно-методическое пособие
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_posobie.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
"Коррекционно-развивающая работа с детьми с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)".
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в нашей школе ведется как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Это кружки, факультативы, коррекционные курсы.
Что такое коррекционно-развивающая работа?
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.
Особенности коррекционно-развивающей работы:
- создание положительной психологической атмосферы;
- задания выполняются в игровой форме;
- отметки за эти задания не ставятся, хотя отслеживание результатов развития обучающегося ведётся на каждом занятии;
- для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне трудности.
Занятия по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или групповой форме. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей детей.
В коррекционно-развивающей работе значительное место занимает психологическая и педагогическая коррекция.
Главная функция психокоррекции – определение условий, наиболее благоприятствующих правильному формированию личности ребенка.
Одним из показателей успешности коррекционно-развивающей работы может служить уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у них этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.
Вся система коррекционно - развивающей работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального воспитанника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.
А моя задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, включать обучающихся в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.
Данная работа проводится мною как на коррекционных занятиях в урочное время, так и во внеурочное время.
Сегодня я хотела бы представить некоторые коррекционно – игровые и познавательные фрагменты, используемые на уроках и коррекционных занятиях, ставя для этого следующие задачи:
Обучать детей в соответствии с требованиями программы ФГОС для детей с ОВЗ. Особое внимание уделять активизации их познавательной деятельности.
Развивать мышление, память, внимание, воображение, наблюдательность, восприятие, навыки самостоятельности и самоконтроля, используя разнообразные по характеру методы и приемы в процессе обучения и коррекционно – развивающей работы.
Работать над сохранением здоровья обучающихся.
Для решения данных задач, использую следующие приемы:
-Работа в группах;
- Использование наглядных пособий при ответе;
- Доступная система упражнений;
- Индивидуальные задания;
- Использование карточек, алгоритмов, опорных схем;
- Проговаривание, систематическое повторение.
На коррекционных занятиях в урочное и в неурочное время провожу различные коррекционные упражнения направленные на развитие внимания, мышления, воображения, речи, моторики, а так же провожу работу с родителями по коррекция отношений детей и взрослых.
1. Развитие внимания.
«Корректурная проба». В результате выполнения «корректурных проб» формируется внимательность.
«Найди слова»
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
2. Развитие мышления.
Помощь в развитии логического мышления оказывают такие упражнения:
- «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех;
- загадки и логические задачи, головоломки.
3. Развитие воображения.
НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ФИГУРЫ.
Детям раздаю листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, различными ломаными линиями и т.д.). У каждого ребенка наборы фигур должны быть одинаковыми. Детям предлагают за 5-10 мин пририсовать к фигуркам все, что угодно, так чтобы получились предметные изображения, но при этом постараться, чтобы не было одинаковых рисунков. Каждый такой рисунок можно подписать, придумав ему необычное название.
Все проводимые коррекционно – развивающие занятия, направлены на развитие познавательной активности психических процессов, формирование обобщенных представлений, развитию аналитических способностей, умению работать по инструкции, соответственно развивать самоконтроль и контроль выполняемой работы в группе.
Создаваемая благоприятная атмосфера на уроке и во внеурочное время, создание ситуации успеха, положительно влияют на учебную мотивацию, которая ведет к успешному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий тематического занятия «Трагедия Беслана.» (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) 7–11-х классов
Классный час был представлен на Городском фестивале педагогического мастерства "Формула воспитания - 2018"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Математике для 5 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....
«Формирование социальной адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках»
Социализация - важнейшая и первостепенная задача обучения умственно отсталого ребенка. Современная педагогика под социализацией понимает процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-историче...
Рабочая пронрамма Профельный труд. 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая прогнамма. Профильный труд.7 класс.68 часов...
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...