Рабочая программа по предмету: "Музыка и движение" 1 класс
рабочая программа

Федулова Алла Сергеевна

Рабочая программа предназначена для обучающихся по ФГОС (2 вариант) 1 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована                                             Утверждена        

к утверждению на заседании МО                                Приказ №86 от «01» сентября 2021г

учителей начальных классов                                        Директор школы

Протокол №  1                                                                ________  Н.И.Кострикина                          

от « 27»  августа 2021г                                        

Руководитель  МО                                                

__________Е.Б.Дубровская                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ И ДВИЖЕНИЮ

ДЛЯ 1  КЛАССА В-2

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                      Составитель:

                                                                                       учитель музыки

                                                                                          А.С. Федулова                                                                                


Содержание

Пояснительная записка……………………………………...................................3

Содержание программы…………………………………………………………..5

Учебно-тематический план………………………………………………………9

Календарно-тематический план………………………………….......................10

Учебно-методические средства обучения……………………………………...14


Пояснительная записка

 Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных правовых актов:

  1. Федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации" от    29 декабря  2012 г. 273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”
  3.     Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта       образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  4. Адаптированной основной общеобразовательной программы  образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) на 2020-2025гг, утвержденной приказом директора № 46 от 21.05.2020
  5. Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2021-2022 учебный год, утвержденного директором школы, приказ № 53 от 31.05.2021 г.

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать  звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.

Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.  На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» для 1 класса (вариант 2) составлена на основе  адаптированной  основной  образовательной  программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР вариант II, которая является  учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание  музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».


Содержание программы

Слушание

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки.

Слушание (различение)  быстрой, умеренной, медленной музыки.

Слушание (различение) колыбельной песни и марша.

Слушание (различение) веселой и грустной  музыки.

Узнавание  знакомой песни.

Пение

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов.

Подпевание повторяющихся интонаций припева песни.

Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни).

Движение под музыку

Топанье под музыку.

Хлопки в ладоши под музыку.

Покачивание с одной ноги на другую.

Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании.

Движения: ходьба,  бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера.

Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание  предметом и т.п.

Игра на музыкальных инструментах.

Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов.

 Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд.

Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте 

Планируемые  результаты освоения учебного предмета «Музыка и движения»

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

-определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

-воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Предметные планируемые результаты:

- выполняют упражнения для развития певческого дыхания;

- пропевают мелодию с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

- слушают музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца);

- ритмично двигаются в соответствии с характером музыки;

- подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментах.

Базовые учебные действия:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

-ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.


Учебно-тематический план

раздела

/ темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Слушание

8

2

Пение

9

4

Игра на музыкальных инструментах 

6

5

Движение под музыку

7

ИТОГО

30

        


Календарно-тематический план

№ п\п

Тема урока

Содержание урока

Дата по плану

Дата по факту

I Четверть 8 ч.

1

«В гостях у кошки»

Коррекция внимания, памяти с помощью приобщения детей к пению, учить подпевать повторяющиеся слова

07.09

2

«Музыкальная шкатулка»

«Музыкальная шкатулка»

14.09

3

«Разноцветные зонтики»

Коррекция внимания, памяти, развивать двигательную активность, развивать ориентирование в пространстве (умение двигаться стайкой в указанном направлении)

21.09

4

«В осеннем лесу»

Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к прослушиванию мелодии различного характера

28.09

5

«У медведя во бору»

Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью побуждения принимать активное участие в пение, подпевать взрослому повторяющиеся слова; учить узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться на них

05.10

6

«Осенний теремок»

Коррекция внимания, памяти, мышления,  учить узнавать звучание музыкальных инструментов

12.10

7

«Цок, Цок, лошадка!»

Коррекция внимания, памяти, развивать способности ритмично выполнять движения, сохраняя правильную осанку

19.10

8

«Первые снежинки»

Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью выполнения простейших игровых движений с предметами

26.10

II Четверть 8 ч.

1

«Бабушка Зима»

Побуждать припоминать мелодии знакомых песен и называть их, различать музыку

09.11

2

«Нарядная елочка»

Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью приобщения к подпеванию несложных песен, сопровождая пение жестами

16.11

3

«Новогодний хоровод»

Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью приобщения детей к пению, учить подпевать повторяющиеся слова

23.11

4

«Много снега намело»

Коррекция внимания, учить узнавать звучание музыкальных инструментов

30.11

5

«Утро в лесу»

Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью побуждения к прослушиванию мелодии различного характера

07.12

6

 «День рождения Зайки»

Коррекция внимания, памяти с помощью приобщения детей к пению, учить подпевать повторяющиеся слова

14.12

7

«Голубые санки»

Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к прослушиванию мелодии различного характера

21.12

8

«Голубые санки»

Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к прослушиванию мелодии различного характера

28.12

III Четверть 8 ч.

1

«Снеговик и елочка»

Коррекция внимания, памяти, мышления развивать двигательную активность, развивать ориентирование в пространстве (умение двигаться стайкой в указанном направлении)

11.01

2

«Лепим мы Снеговика»

Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к прослушиванию мелодии различного характера

18.01

3

«Колобок-музыкант»

Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью приобщения детей к пению, учить подпевать повторяющиеся слова

25.01

4

«Оладушки у Бабушки»

Коррекция внимания, памяти развивать двигательную активность, развивать ориентирование в пространстве (умение двигаться стайкой в указанном направлении)

01.02

5

«Бабушка Маруся»

Коррекция внимания с помощью побуждения к прослушиванию мелодии различного характера

08.02

6

«Подарок для мамы»

Коррекция внимания, памяти, мышления развивать двигательную активность, развивать ориентирование в пространстве (умение двигаться стайкой в указанном направлении)

15.02

7

«Улыбнулось Солнышко»

Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к прослушиванию мелодии различного характера

01.03

8

«Заюшкина избушка»

Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения принимать активное участие в пение, подпевать взрослому повторяющиеся слова; учить узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться на них

15.03

IV Четверть 6 ч.

1

«Как Петушок Солнышко разбудил»

Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью приобщения детей к пению, учить подпевать повторяющиеся слова

29.03

2

 « Петушок и курочка»

Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения принимать активное участие в пение, подпевать взрослому повторяющиеся слова; учить узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться на них

05.04

3

«Весенние кораблики»

Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью побуждения принимать активное участие в пение, подпевать взрослому повторяющиеся слова; учить узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться на них

12.04

4

«Птичка-невеличка»

Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения принимать активное участие в пение, подпевать взрослому повторяющиеся слова; учить узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться на них

19.04

5

«Добрый Жук»

Коррекция внимания, памяти, мышления развивать двигательную активность, развивать ориентирование в пространстве (умение двигаться стайкой в указанном направлении)

26.04

6

«Веселый оркестр»

Коррекция внимания, памяти с помощью приобщения детей к пению, учить подпевать повторяющиеся слова

17.05


Учебно-методические средства обучения

Список литературы (основной)

  • Баряева Л.Б,  Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб. : КАРО, 2007.
  • Музыкальная гимнастика для пальчиков/ Сост. М.Ковалевская. -СПб.:Речь, 2008.
  • Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
  • Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи…: Творческоемузицирование, импровизация и законы быта. - М.:Книжный дом «Либроком», 2012.
  • Тютюнникова Т.Э. Звездная дорожка.
  • Книжный дом «Либроком», 2012.

Список литературы (дополнительный)

  • Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками/ Под  ред. Л.Б.Баряевой, И.Г. Вечкановой  2009г.

Предметно-развивающая образовательная среда:

  • музыкальные игрушки;
  • CD-диски с записями различных мелодий и детских песен,  магнитофон;
  • иллюстрации, картинки;
  • набор пиктограмм по содержанию предмета «Музыка и движение»;
  • музыкальные инструменты;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А.,учителем музыки высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень). Разработана  Бирюковой Г.А.,учителем музыки высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 - 7 классов (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А., учителем музыки высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 - 7 классов (базовый уровень). Разработана  Бирюковой Г.А., учителем музыки высшей категории             ...

Рабочая программа по предмету "Музыка" для 5-7 класса

Рабочая программа по предмету «Музыка» для V—VII классов разработана исоставлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования (приказ Министерств...

Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 7 класс (инклюзивное обучение)

Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...

Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 6 класс (инклюзивное обучение)

Данная программа «Музыка и пение» для 6 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе: Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под ре...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-7 классов (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-7 классов (базовый уровень)...

Адаптированная рабочая программа по предмету музыка и пение 5 класс

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «ОШИ № 6»;Учебного плана МКОУ «ОШИ № 6&raq...