Адаптированная рабочая программа по предмету музыка и пение 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

чертова татьяна викторовна

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «ОШИ № 6»;

Учебного плана МКОУ «ОШИ № 6» на 2017-2018 уч. г.(рассмотрен на педагогическом совете, протокол № 6 от 15.06.2017 г.; утвержден директором школы 01.09. 2017г.).

      Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, снятию эмоционального напряжения.

Характерные для детей с нарушениями психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на уроках музыки. Музыка из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oaop_chertova_5_kl.docx32.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение«Общеобразовательная школа-интернат №6 »

 «Рассмотрено»

на заседании МО

учителей____________

Руководитель МО

____________________

Чертова Т.В.

Протокол № 1 от

«15» августа 2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 школы по УР

____________________

Евдокимова Е.В.

«17» августа 2017 г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____________ Н.А.Хахалина.

Приказ№ ___

от «___»________

2017 г.

Адаптированная рабочая программа

 

        По предмету музыка и пение

                                                                         Класс  5

                                                                       Учитель Чертова Т. В.

         2017 - 2018 уч.г.

Принято на заседании

  педагогического совета школы

 протокол № 1от  18.08. 2017г.

Пояснительная записка

      Данная программа разработана на основе следующих документов:

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «ОШИ № 6»;

Учебного плана МКОУ «ОШИ № 6» на 2017-2018 уч. г.(рассмотрен на педагогическом совете, протокол № 6 от 15.06.2017 г.; утвержден директором школы 01.09. 2017г.).

      Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, снятию эмоционального напряжения.

Характерные для детей с нарушениями психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на уроках музыки. Музыка из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии.

Цели и задачи изучения предмета

Цель программы – приобщение к музыкальной культуре обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи

- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);

     - приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства;

     - формирование    стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;

          - развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки;

           - приобретение оыта самостоятельной музыкально деятельности;

- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;

          - развитие    восприятия,    в    том    числе    восприятия    музыки,

           мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся

          -корригирование эмоциональных и психофизических нарушений с помощью применения передовых  психомедико-педагогических технологий;

           -формирование личностных качеств: оптимизм, слуховой самоконтроль, творческие навыки.

Краткая характеристика и специфика предмета

Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика - музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога.

Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал.

Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ VIII вида.

Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность.Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В  связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

- коррекционная направленность обучения;

-  индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- комплексное обучение на основе передовых  психолого –  педагогических технологий.

    Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности ребенка с нарушением интеллекта; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

В программу включены следующие разделы: слушание музыки, хоровое  пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная грамота.

привлекательность.Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В  связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

- коррекционная направленность обучения;

-  индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- комплексное обучение на основе передовых  психолого –  педагогических технологий.

    Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности ребенка с нарушением интеллекта; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

В программу включены следующие разделы: слушание музыки, хоровое  пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная грамота.

Краткая характеристика класса

5 класса

В классе 13 учащихся.   По возможностям обучения в классе:

1 гр. – 5 учеников.  Эти учащиеся пользуются фразовой речью,  свободно поясняют свои действия.  Быстрее других овладевают навыками выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике.  Эти дети  используют  музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; откликаются на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования. Дети   музицируют  на  некоторых  инструментах  (ударно-шумовых, народных, фортепиано).

2 гр. – 8 учащихся.  Эти ученики  испытывают на уроках  музыки затруднения, у  детей ярко выражено недоразвитие  словесно-логического мышления.  Позже, чем учащихся 1гр., формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание,

Эти дети не могут представить достаточно отчетливо те явления, события, предметы и факты, о которых им сообщается.  Дети отличаются  низкой работоспособностью, быстро утомляются. Отсутствует  интерес к уроку. Поведение  либо агрессивно, либо заторможенное. Присутствуют недостатки в развитии речевой деятельности

Место учебного предмета в учебном плане

Урок музыки в специальной коррекционной школе VIII вида является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа «Музыка и пение в 5 классе » составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения.

Предмет «Музыка» изучается в 5 классе в объеме не менее 34 часов

I  четверть  –   8ч.

 II четверть –  8ч.

 III четверть – 10ч.

 IV четверть – 8ч.

 В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок музыки в 1 классе проводится два раза в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока по 40 минут. Продолжительность учебного года: 5класс – 34 учебных недели.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Материально-технические условия реализации программы учебного предмета «Музыка и пение в 5 классе» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного предмета «Музыка и пение в 5 классе» включает в себя:

 печатные пособия;

цифровые средства обучения;

технические средства обучения;

учебно-практическое оборудование.

Печатные пособия:

- учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства);

- портреты композиторов;

- портреты исполнителей и дирижеров;

- демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.

- дидактический раздаточный материал;

- наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы и т.д.

Информационно-коммуникационные средства обучения:

- информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;

- мультимедийные энциклопедии;

- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);

- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;

- видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;

- видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.

Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- принтер;

- интерактивная доска;

- музыкальный центр;

- DVD.

Учебно-практическое оборудование:

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;

- музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); клавишный синтезатор;

- комплект элементарных музыкальных инструментов:

бубен;

бубенцы;

колокольчики;

кастаньеты;

ритмические палочки;

ручной барабан;

ксилофон;

ложки (музыкальные ложки);

маракас;

металлофон;

погремушки;

треугольник;

- театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.).

Учебные аудитории должны быть оборудованы звукоизоляцией

Содержание учебного предмета «Музыка и пение»

5 класс

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 8 вида.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.

Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, привычку к слуховому самоконтролю.

Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем.

 Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.

Народные музыкальные инструменты:

 домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.Размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, звукоряд, пауза.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.

Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.

Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.

Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:

- дети могут слышать произведение;

- беседовать о характере, особенностях формы произведения;

- выполнять индивидуальные задания творческого характера – рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;

- исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;

- включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т.д.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

Предметные результаты

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех  обучающихся с умственной  отсталостью.

Минимальный уровень ЗУН учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  наизусть 6-8 песен;
  •  музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие);
  •  значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
  •  народные музыкальные инструменты и их звучание
  •  (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).

Учащиеся должны уметь:

  •  самостоятельно начинать пение после вступления;
  • контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих;
  •  применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические оттенки);
  • адекватно оценивать собственное исполнение и пение сверстников.

Достаточный уровень ЗУН учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  наизусть 8-10 песен;
  •  примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;
  •  размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);
  •  музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие);
  •  значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
  • народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).

Учащиеся должны уметь:

  •  самостоятельно начинать пение после вступления;
  •  осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
  •  контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих;
  •  применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические оттенки);
  •  использовать в самостоятельной речи музыкальные термины, давать им элементарную характеристику, принимать активное участие в обсуждении содержания прослушанного произведения;
  •  адекватно оценивать собственное исполнение и пение сверстников.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

 — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

 – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка

 – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

 – уважительное отношение к культуре других народов;

 –овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

 – формирование этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Базовые учебные действия

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах обществе.

Коммуникативные

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).

- обращаться за помощью и принимать помощь.

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей.

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Контроль уровня обученности (знаний, умений)  контрольный  опрос – тестирование

1.Симфонические инструменты – это…

а)флейта

б) трещотки

в) скрипка

г) виолончель

2.Выберите верные  утверждения:

   а) Тембр – это окраска звука

   б) Нет двух абсолютно одинаковых по тембру голосов.     

   в)Тембр голоса изменить легко

3. Выбери фамилии  русских композиторов:

 а)П.И. Чайковский

   б) В.А. Моцарт

в)М.И. Глинка

г) Н. Римский-Корсаков.

 

 4. В состав оркестра русских инструментов входят……….

а) фортепиано

б) гусли

в) балалайка

г) саксофон

5.Из скольких линеек состоит нотный стан

 а) 3линеек

б) 6линеек

в) 5линеек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 7 класс (инклюзивное обучение)

Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...

Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 6 класс (инклюзивное обучение)

Данная программа «Музыка и пение» для 6 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе: Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под ре...

Адаптированные рабочие программы по предмету "Музыка"

Адаптированная   рабочая  программа  по  учебному  предмету  "Музыка"...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета " Музыка и пение"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«Музыка и пение»обучающегося 1 дополнительного класса на 2017/2018 учебный годдля общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общ...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» 1 – 5 класс

Программа  по музыке разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...

Рабочая программа по предмету " Музыка и пение" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ

Рабочая программа по предмету " Музыка и пение" для детей с ОВЗ,  ФГОС на 2022-2023 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» 4 класс

Разработана на основе:«Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н Яковлевой...