Адаптированная рабочая программа по предмету музыка и пение 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «ОШИ № 6»;
Учебного плана МКОУ «ОШИ № 6» на 2017-2018 уч. г.(рассмотрен на педагогическом совете, протокол № 6 от 15.06.2017 г.; утвержден директором школы 01.09. 2017г.).
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, снятию эмоционального напряжения.
Характерные для детей с нарушениями психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на уроках музыки. Музыка из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oaop_chertova_5_kl.docx | 32.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение«Общеобразовательная школа-интернат №6 »
«Рассмотрено» на заседании МО учителей____________ Руководитель МО ____________________ Чертова Т.В. Протокол № 1 от «15» августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР ____________________ Евдокимова Е.В. «17» августа 2017 г. | «Утверждаю» Директор школы _____________ Н.А.Хахалина. Приказ№ ___ от «___»________ 2017 г. |
Адаптированная рабочая программа
По предмету музыка и пение
Класс 5
Учитель Чертова Т. В.
2017 - 2018 уч.г.
Принято на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1от 18.08. 2017г.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих документов:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «ОШИ № 6»;
Учебного плана МКОУ «ОШИ № 6» на 2017-2018 уч. г.(рассмотрен на педагогическом совете, протокол № 6 от 15.06.2017 г.; утвержден директором школы 01.09. 2017г.).
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, снятию эмоционального напряжения.
Характерные для детей с нарушениями психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на уроках музыки. Музыка из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии.
Цели и задачи изучения предмета
Цель программы – приобщение к музыкальной культуре обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства;
- формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки;
- приобретение оыта самостоятельной музыкально деятельности;
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки,
мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся
-корригирование эмоциональных и психофизических нарушений с помощью применения передовых психомедико-педагогических технологий;
-формирование личностных качеств: оптимизм, слуховой самоконтроль, творческие навыки.
Краткая характеристика и специфика предмета
Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика - музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога.
Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал.
Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ VIII вида.
Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность.Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности ребенка с нарушением интеллекта; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
В программу включены следующие разделы: слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная грамота.
привлекательность.Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности ребенка с нарушением интеллекта; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
В программу включены следующие разделы: слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная грамота.
Краткая характеристика класса
5 класса
В классе 13 учащихся. По возможностям обучения в классе:
1 гр. – 5 учеников. Эти учащиеся пользуются фразовой речью, свободно поясняют свои действия. Быстрее других овладевают навыками выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике. Эти дети используют музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; откликаются на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования. Дети музицируют на некоторых инструментах (ударно-шумовых, народных, фортепиано).
2 гр. – 8 учащихся. Эти ученики испытывают на уроках музыки затруднения, у детей ярко выражено недоразвитие словесно-логического мышления. Позже, чем учащихся 1гр., формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание,
Эти дети не могут представить достаточно отчетливо те явления, события, предметы и факты, о которых им сообщается. Дети отличаются низкой работоспособностью, быстро утомляются. Отсутствует интерес к уроку. Поведение либо агрессивно, либо заторможенное. Присутствуют недостатки в развитии речевой деятельности
Место учебного предмета в учебном плане
Урок музыки в специальной коррекционной школе VIII вида является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа «Музыка и пение в 5 классе » составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения.
Предмет «Музыка» изучается в 5 классе в объеме не менее 34 часов
I четверть – 8ч.
II четверть – 8ч.
III четверть – 10ч.
IV четверть – 8ч.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок музыки в 1 классе проводится два раза в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока по 40 минут. Продолжительность учебного года: 5класс – 34 учебных недели.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Материально-технические условия реализации программы учебного предмета «Музыка и пение в 5 классе» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного предмета «Музыка и пение в 5 классе» включает в себя:
печатные пособия;
цифровые средства обучения;
технические средства обучения;
учебно-практическое оборудование.
Печатные пособия:
- учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства);
- портреты композиторов;
- портреты исполнителей и дирижеров;
- демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.
- дидактический раздаточный материал;
- наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы и т.д.
Информационно-коммуникационные средства обучения:
- информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
- мультимедийные энциклопедии;
- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
- видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
- видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.
Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- принтер;
- интерактивная доска;
- музыкальный центр;
- DVD.
Учебно-практическое оборудование:
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
- музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); клавишный синтезатор;
- комплект элементарных музыкальных инструментов:
бубен;
бубенцы;
колокольчики;
кастаньеты;
ритмические палочки;
ручной барабан;
ксилофон;
ложки (музыкальные ложки);
маракас;
металлофон;
погремушки;
треугольник;
- театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.).
Учебные аудитории должны быть оборудованы звукоизоляцией
Содержание учебного предмета «Музыка и пение»
5 класс
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 8 вида.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, привычку к слуховому самоконтролю.
Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем.
Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.
Народные музыкальные инструменты:
домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.Размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, звукоряд, пауза.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.
Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:
- дети могут слышать произведение;
- беседовать о характере, особенностях формы произведения;
- выполнять индивидуальные задания творческого характера – рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
- исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
- включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т.д.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Предметные результаты
Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень ЗУН учащихся
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 песен;
- музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие);
- значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
- народные музыкальные инструменты и их звучание
- (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих;
- применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические оттенки);
- адекватно оценивать собственное исполнение и пение сверстников.
Достаточный уровень ЗУН учащихся
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8-10 песен;
- примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;
- размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);
- музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие);
- значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
- контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих;
- применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические оттенки);
- использовать в самостоятельной речи музыкальные термины, давать им элементарную характеристику, принимать активное участие в обсуждении содержания прослушанного произведения;
- адекватно оценивать собственное исполнение и пение сверстников.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Базовые учебные действия
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах обществе.
Коммуникативные
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).
- обращаться за помощью и принимать помощь.
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей.
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Контроль уровня обученности (знаний, умений) контрольный опрос – тестирование
1.Симфонические инструменты – это…
а)флейта
б) трещотки
в) скрипка
г) виолончель
2.Выберите верные утверждения:
а) Тембр – это окраска звука
б) Нет двух абсолютно одинаковых по тембру голосов.
в)Тембр голоса изменить легко
3. Выбери фамилии русских композиторов:
а)П.И. Чайковский
б) В.А. Моцарт
в)М.И. Глинка
г) Н. Римский-Корсаков.
4. В состав оркестра русских инструментов входят……….
а) фортепиано
б) гусли
в) балалайка
г) саксофон
5.Из скольких линеек состоит нотный стан
а) 3линеек
б) 6линеек
в) 5линеек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 7 класс (инклюзивное обучение)
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...
Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 6 класс (инклюзивное обучение)
Данная программа «Музыка и пение» для 6 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ре...
Адаптированные рабочие программы по предмету "Музыка"
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка"...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета " Музыка и пение"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«Музыка и пение»обучающегося 1 дополнительного класса на 2017/2018 учебный годдля общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общ...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» 1 – 5 класс
Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...
Рабочая программа по предмету " Музыка и пение" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ
Рабочая программа по предмету " Музыка и пение" для детей с ОВЗ, ФГОС на 2022-2023 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» 4 класс
Разработана на основе:«Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н Яковлевой...